Что такое датчик маф: Что такое датчик маф? Причины, почему и что делать? Ответы и решение представителями СТО «ГАРАЖ»

Содержание

Датчики массового расхода воздуха — Denso

В чем отличие DENSO

Cистемы управления двигателем DENSO называют мозгом автомобиля за то, что они оптимизируют работу двигателя максимально эффективно.

Характеристики

  • Небольшие размеры и масса: использование компактной конструкции перепускного канала и схемы управления позволили значительно снизить размер и вес датчика массового расхода воздуха. Управляющая микросхема вмонтирована в верхнюю часть датчика расхода воздуха, поэтому в трубе воздухозаборника находится только перепускной канал с чувствительным элементом. Такая компактная конструкция минимизирует падение давления в трубке воздухозаборника.
  • Высокая надежность: риск загрязнения сенсорного элемента снижен благодаря уникальной конструкции перепускного канала и покрытию из стеклянной пленки, нанесенному на тонкую платиновую проволоку сенсорного элемента.

 

 

  • Высокая точность измерений: конструкция перепускного канала позволяет предотвратить обратное движение воздушного потока к сенсорному элементу и пульсацию воздуха, делая измерение более точным. Защита датчика от загрязнения увеличивает точность измерений и продляет срок службы датчика. Сенсорный элемент с использованием платиновой проволоки быстро реагирует на изменения в расходе воздуха.
  • Удобство установки: чтобы установить датчик массового расхода топлива, просто вставьте перепускной канал в соответствующее гнездо воздуховода — это дает возможность использовать датчик массового расхода воздуха в воздушных системах самых разных типов.

Типы

  • Расходомер с датчиком нагревательного типа

 

Мировые инновации

  • Первый в мире съемный датчик расхода воздуха, который устанавливается в стенку воздухозаборника. Это позволяет уменьшить размеры и массу конструкции, а также облегчить установку датчиков.
  • Усовершенствованный датчик массового расхода воздуха, который имеет новую конструкцию отбора воздуха для измерительного элемента, которая значительно снижает риск загрязнения этого элемента и повышает точность измерений. 

Уникальная форма наших датчиков с небольшими каналами также способствует повышению точности при уменьшенных габаритах и весе узла.

Как правильно ремонтировать автомобиль? — журнал За рулем

К сожалению, ценный опыт по качественному ремонту всегда построен на массе дорогих ошибок. Хотя никто не отменял и банальную лень с разгильдяйством.

Даже рядовые операции по ремонту машины могут обернуться существенными затратами. И здесь дело не только в отношении мастера или самого владельца к своему автомобилю, но и в массе подводных технических камней. Причем далеко не все из них упомянуты даже в заводском руководстве по обслуживанию.

Замена элементов подвески и ходовой

Распространены случаи, когда клиент приезжает в сервис на замену элементов подвески, а в итоге при возврате машины на щитке приборов почему-то загорается лампа неисправности системы ABS. Компьютерная диагностика, скорее всего, укажет на неисправность датчика скорости колеса, со стороны которого шли ремонтные работы. Странно, а ведь механик вообще не трогал этот электронный измеритель, а его приходится менять. Где же связь?

Датчик скорости колеса системы ABS

Наиболее частая причина выхода из строя активного датчика скорости колеса системы ABS — неосторожная работа молотком при замене элементов подвески.

Наиболее частая причина выхода из строя активного датчика скорости колеса системы ABS — неосторожная работа молотком при замене элементов подвески.

Материалы по теме

Система ABS известна уже давно, за несколько десятков лет сменилось уже не одно ее поколение. Однако при всей ее конструктивной однообразности некоторые производители используют датчики скорости колес разного типа. Именно здесь и затаилась потенциальная опасность. Простейший, пассивный датчик скорости считывает гребенку на приводе колеса, но в последнее время все больше машин оборудуют более продвинутыми активными измерителями. Они имеют принципиально другую конструкцию со встроенной электронной схемой, усиливающей сигнал. При этом они считывают уже не гребенку, а магнитное кольцо на ступичном подшипнике.

Беда в том, что эти активные датчики очень боятся вибраций от ударов вблизи места их установки при работах по замене элементов подвески. К сожалению, во многих случаях безболезненно снять их проблематично из-за характера установки в кулаке. Вероятность поломки 50/50! Поэтому при замене элементов подвески важно использовать любые доступные съемники и приспособления, чтобы минимизировать количество и силу ударов молотком.

Но бывает и более банальная проблема с «неработающим» активным датчиком, который на самом деле исправен. Механик попросту установил ступичный подшипник не той стороной, и магнитное кольцо оказалось на другом полюсе. В этом случае подшипник придется заменить. Маловероятно, что он сохранит работоспособность после попытки его переустановить.

Чистка датчика расхода воздуха (MAF)

Чистка датчика массового расхода воздуха (чаще всего его называют MAF) — крайне сомнительная операция. Мало того что она не принесет никакого положительного эффекта, так может и вообще обездвижить автомобиль, выведя MAF из строя. Пуск моторов некоторых моделей будет попросту невозможен. Но если уж сильно чешутся руки, то надо помнить о нескольких важных моментах.

Датчик массового расхода

Датчик массового расхода — не надо мешать его работе. Тот случай, когда гигиена лишь во зло!

Датчик массового расхода — не надо мешать его работе. Тот случай, когда гигиена лишь во зло!

Датчики массового расхода воздуха имеют разные конструкции. И далеко не все исполнения можно чистить химией. Датчики пленочного типа категорически нельзя подвергать такому воздействию. Химия мгновенно выведет из строя внешние чувствительные элементы. Датчики проволочного типа, как на фото выше, мыть можно. Важно использовать относительно мягкие аэрозольные очистители. К примеру, подойдет очиститель тормозной системы. Главное не переусердствовать, ведь корпус датчика не герметичен на 100% и внутренности с электронной схемой можно запросто залить. С очистителями карбюратора, которые представляют собой кислоту, этот риск возрастает в разы.

Чистка электронной дроссельной заслонки

На некоторых машинах электронный дроссель очень быстро обрастает отложениями, из-за чего заслонка может залипать в некоторых положениях. На выходе имеем неровную работу двигателя и плавающие обороты. Ситуацию спасет чистка узла. Операция действительно нужная, но и ответственная, несмотря на кажущуюся простоту.

Чистка электронного дросселя

Чистка электронного дросселя — полезная процедура, но технику безопасности никто не отменял.

Чистка электронного дросселя — полезная процедура, но технику безопасности никто не отменял.

Для чистки дросселя нужно использовать очистители карбюраторов. Более мягкая химия может вообще не справиться с нагаром. При сильных загрязнениях дроссель снимают, чтобы хорошенько прочистить. И вот тут важно промывать узел в правильном положении. Ось заслонки не имеет герметичных соединений с корпусом. Если держать дроссель блоком с датчиками вниз, когда вы распыляете аэрозоль, то кислота легко протекает по оси в электронные внутренности. В этом случае узел уже не спасти!

Неисправность ДМРВ — датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Как мы знаем, двигатель автомобиля работает в разных режимах и индивидуально для каждого из этих режимов в камеру сгорания подается определенная топливовоздушная смесь. Одним из датчиков отвечающих за формирование этой смеси, является датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, он же MAF и он же MASS AIRFLOW.

Основная функция этого датчика заключается в определении количества воздуха подаваемого в двигатель и передачи этой информации на электронный блок управления т. е. «компьютер», а он, в свою очередь, определяет и корректирует соотношение топлива и воздуха.

Сам датчик находится на гофре воздуховода после воздушного фильтра и перед дроссельной заслонкой. Он небольшого размера и является по своей сути термоанемометром с очень тонким проводом из платины. Который, кстати, самоочищается при каждом выключении двигателя путем нагрева до тысячи градусов на одну секунду.

При всем при этом, не корректная работа этого маленького датчика ДМРВ приводит к сбоям работы всего двигателя. Да и повредить его достаточно просто и при неправильной чистке или монтаже/демонтаже, так и из-за грязного или некачественного воздушного фильтра. И самое обидное, что датчик не пригоден для ремонта, только замена.

По пунктам рассмотрим, какие признаки у неисправного ДМРВ:

  • Загорается всеми не любимый CHECK ENGINE
  • Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах
  • Плохой пуск двигателя
  • Падение мощности, вялый разгон
  • Пониженные или повышенные обороты двигателя
  • Двигатель глохнет при переключении передач
  • Повышенный расход топлива

Помимо вышеизложенного, банальная трещина в гофре между датчиком и дроссельным узлом, неисправность электропроводки, грязный воздушный фильтр и т.

п. могу повлиять на работу датчика и двигателя соответственно.

Как самостоятельно осуществить проверку датчика массового расхода воздуха:

Просто берем и отключаем ДМРВ. Заводим машину, которая начинает работать в аварийном режиме, обороты держаться в районе полутора тысяч, а за формирование смеси топлива и воздуха отвечает положение дроссельной заслонки и датчика ее положения (ДПДЗ). Далее пробуем проехать, и если машина на разгоне «поехала» тогда неисправность ДМРВ очевидна.
Сбой в работе может произойти после перепрошивки электронного блока управления. Проверить это можно так: на дроссельной заслонке принудительно сделать зазор в 1 мм. (можно подставить тонкую пластинку), соответственно обороты двигателя увеличатся, далее отключаем ДМРВ от питания и если нет никаких изменений в работе двигателя, то причина новая прошивка ЭБУ. 
Если же имеется исправный датчик или есть возможность его «арендовать», то ставим его. Если все в порядке, следовательно, старый датчик не исправен.


Обычные визуальный осмотр системы от воздушного фильтра до дроссельного узла, естественно с осмотром самого датчика на наличие механических повреждений.


Проверка датчика с помощью мультиметра. Новый датчик выдает напряжение 0,996-1,02 Вольт. По мере его эксплуатации напряжение на нем будет увеличиваться

  1. Нормальное рабочее напряжение 1,01-1,02В
  2. На троечку 1,02-1,03В
  3. Пора все работает надо задуматься о замене 1,03-1,04В
  4. Не рабочий датчик 1,04-1,05В
  5. Что касается самостоятельной чистки датчика ДМРВ, то лучше всего использовать спирт (водку), можно «калошу» они потом полностью испаряются и не оставляют следы как WD и ему подобные. Просто взяли, пролили и все, и ни в коем случае не лазать в него пальцами, палочками и тому подобными вещами т.к. очень легко повредить.

Автодиагностика сканером CARMANSCAN — ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ


Технический Бюллетень №7: MAF по-американски

MAF по-американски

 

   В данном бюллетене речь пойдёт об одной из разновидностей датчиков расхода воздуха, а именно о расходомерах, применяющихся на многих автомобилях едва не почившей в бозе компании General Motors. Такие расходомеры производится поставщиками GM – американскими же компаниями AC Delco и Delphi. Предмет нашего бюллетеня представлен на фото 1.  Датчики этого типа применяются как на автомобилях собственно американского производства (Chevrolet, Buick, GMC и т.п.), так и на автомобилях компаний, связанных с GM финансовыми или техническими узами (Opel, SAAB, Isuzu). В своё время, расходомер именно этого типа применялся и на самых первых инжекторных ВАЗах. Конкретный экземпляр, который послужит нам образцом для тестирования, мы обнаружили на случайно забредшем к нам автомобиле Chevrolet Blaser 1998 года выпуска. Владелец обратился на сервис с жалобой на ухудшение динамики разгона, что в обиходе обычно выражается одной ёмкой фразой – «тупит».

                            

                                                       Экран 1 : Общий вид на расходомер

   Мы, конечно, начали диагностику с подключения сканера. Но ни один из имеющихся у нас приборов в «лоб» с двигателем не связался. Даже исконно американский сканер «Nemisys» от фирмы ОТС. Объясняется это просто — автомобиль оказался калиниградской сборки, а соединение через различные варианты американского рынка либо получатся некорректными с точки зрения выводимых параметров, либо вообще не проходит. Видимо, в блоке РСМ используется несколько иной протокол обмена. Пришлось установить связь  по протоколу OBD-II Кармансканом. Кодов ошибок сканер не выдал, зато мы обнаружили, что PCM имеет упрощённую версию программного обеспечения, т.е. работает без обратной связи и сигналы датчика кислорода не учитывает. При таком раскладе возникающие в эксплуатации отклонения в составе смеси не компенсируются. А это значит, что возможны варианты.

   Вернёмся к нашему MAF-сенсору. Этот датчик, как и подавляющее большинство его коллег, относится к семейству термоанемометров. Т.е. для измерения расхода воздуха в нём используется зависимость тока, нагревающего измерительные резисторы, от массы воздушного потока, проходящего через сечение расходомера. Но, в отличие от обычных датчиков MAF, ток нагрева преобразуется не в напряжение, а в импульсный сигнал. Т.е.,  этот датчик является преобразователем расход воздуха/частота импульсов. Разъём датчика имеет всего три провода – «массу», питание и конечно сигнал. Подключая аукупунктурный пробник осциллографа Carmanscan VG+ с тыльной стороны разъёма датчика (фото 2), легко определить, «кто есть кто». Если нет никаких неисправностей, мы обязательно должны увидеть напряжение питания (экран 2), «массу» (экран 3) и собственно выходной сигнал (экран 4). Для быстрой настройки параметров осциллографа можно пользоваться стандартной «закладкой» Karman Vortex Type (экран 1). Такой датчик применяется на автомобилях Mitsubishi и также является частотным. И хотя он не является термоанемометрическим, а сигнал его имеет несколько другой вид, пользоваться этой настройкой можно без проблем. Если уменьшить время развёртки, то можно более детально рассмотреть одиночный импульс (экран 5). Как видим, он имеет не совсем прямоугольную форму, это обусловлено особенностью работы применяемой электронной схемы.

                        

                                                         Экран 2 : Подключение пробника

                       

                                 Экран 1 : Выбор Автоматических настроек Осциллографа

                      

                                                           Экран 2 : Масса Датчика 

                      

                                               Экран 3 :  Напряжение питания датчика

                      

                                                         Экран 4 :  Сигнал Датчика 

                     

                                             Экран 5 : Индивидуальный сигнал датчика

   «Частотные» расходомеры сейчас применяются всё чаще. Одной из причин является то, что данный тип MAF, в отличие от своих аналоговых собратьев, имеет гораздо меньшую чувствительность к проблемам в цепи массы. Если ещё раз посмотреть на экран 3, где представлена осциллограмма напряжения на массовом выводе, мы увидим, что оно достаточно большое, порядка 100 мВ. Для аналогового ДМРВ такая ситуация однозначно приводит к увеличению выходного сигнала, и, как следствие, к обогащению смеси. А для «частотника» такая масса не помеха.

   Тем не менее, есть у всех термоанемометрических расходомеров одна общая проблема – это загрязнение измерительных элементов. Это характерно как для аналоговых, так и для импульсных (частотных) датчиков. И в этом случае, как правило, чувствительность датчика снижается, что приводит к обеднению смеси. Не избежал этой участи и наш экземпляр. Слегка подразобрав датчик, мы обнаружили покрытые тёмным налётом измерительные резисторы (фото 3). Фото получилось не очень чётким, но в принципе всё видно. Аккуратная очистка спиртом, сборка, установка на место — и автомобиль возвращается клиенту. Через некоторое время получаем от него телефонный звонок с благодарностью: автомобиль «поехал».   

                      

                                              Фото 3 : Грязь на Датчике Расходомера            

Технический эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»

Газетин Сергей. 

Параметры ДМРВ сенсора