Контактор | это… Что такое Контактор?
Принципиальная схема конструкции трёхфазного контактора:
1 — Катушка
2 — Пружина
3 — Подвижная часть
4 — Замыкающиеся контакты
Малогабаритный контактор для установки на DIN рейку
Мощные контакторы постоянного тока с дугогасительными камерами и без. Электровоз ВЛ11
Конта́ктор (лат. contāctor «соприкасатель») — двухпозиционный электромагнитный аппарат, предназначенный для частых дистанционных включений и выключений силовых электрических цепей в нормальном режиме работы. Разновидность электромагнитного реле.
Наиболее широко применяются одно- и двухполюсные контакторы постоянного тока и трёхполюсные контакторы переменного тока. К контакторам из-за частых коммутаций (число циклов включения-выключения для контакторов разной категории изменяется от 30 до 3600 в час) предъявляются повышенные требования по механической и электрической износостойкости.
Управление контактором осуществляется посредством вспомогательной цепи оперативного тока, проходящего по катушкам контактора, напряжением 24, 42, 110/127, 220 или 380 вольт. Для обеспечения безопасности при обслуживании контактора, величина оперативного тока должна быть значительно ниже величины рабочего тока в коммутируемых цепях. Контактор не имеет механических средств для удержания контактов во включенном положении, при отсутствии управляющего напряжения на катушке контактора он размыкает свои контакты. Для удержания контактов в рабочем положении применяется схема «самоподхвата» с использованием пары нормально-открытых контактов или постоянно существующий потенциал, например напряжение с выхода ПЛК.
Как правило, контакторы применяются для коммутации электрических цепей промышленного тока при напряжении до 660 В и токах до 1 600 А. Для использования в качестве контактора могут применяться управляющие реле (англ. control relay), имеющие нормально открытые пары контактов.
Основные области применения контакторов: управление мощными электродвигателями (например, на тяговом подвижном составе — электровозах, тепловозах, электропоездах, трамвайных и троллейбусных вагонах, на лифтах), коммутация цепей компенсации реактивной мощности, коммутация больших постоянных токов.
Литература
- ГОСТ Р 51731-2001 (МЭК 61095-92) Контакторы электромеханические бытового и аналогичного назначения
- ГОСТ 11206-77 (2002) Контакторы электромагнитные низковольтные. Общие технические условия.
- ГОСТ 14312-79. Контакты электрические. Термины и определения
- Рожкова Л. Д., Козулин В. С. Электрооборудование станций и подстанций: Учебник для техникумов. — М.: Энергоатомиздат, 1987.
- Гуревич В. И. Электрические реле. Устройство, принцип действия и применения. Настольная книга инженера. — М.: Солон-пресс, 2011. — 700 с.: ил. — ISBN 978-5-91359-086-2
См. также
- Магнитный пускатель
Ссылки
- Электрические контакторы
|
|
|||||||||||||||||||||
Что такое контактор? | Контактор против реле
В этой статье мы будем говорить о контакторах. Мы объясним, что такое контактор и как он работает. Мы также объясним, как подключить контактор и в чем разница между контактором и реле.
Что такое контактор?
Контактор – это устройство, предназначенное для включения и отключения электрической цепи. Например, мы обычно используем контактор для включения и выключения электродвигателя.
Для чего используется контактор?
Вы можете спросить, зачем нам контактор? Нельзя ли подключить двигатель напрямую к ПЛК? Ну, короткий ответ — нет.
Почему? Потому что вы не хотите напрямую подключать высоковольтный электродвигатель к своему дорогому ПЛК. Это приведет к повреждению плат ПЛК, если на стороне двигателя возникнут скачки напряжения.
Вместо этого мы используем контактор для непрямого и безопасного подключения ПЛК к двигателю. Вы спросите, что мы подразумеваем под косвенным? Ну, все контакторы имеют низковольтную катушку. К этой катушке подключаем выход ПЛК. Эта катушка обычно работает с 24-вольтовым сигналом постоянного тока.
Когда на катушку подается питание, создается электромагнитное поле. Затем это электромагнитное поле приводит к замыканию трех контактов, и именно так трехфазное питание достигает двигателя и может включить его. Похоже на магию, да?
Значит, нет электрической связи между катушкой и контактами. Контакты будут открываться и закрываться благодаря электромагнитному полю, создаваемому катушкой.
В нормальном состоянии, когда на катушку не подается питание, контакты разомкнуты, а при подаче сигнала постоянного тока 24 В с ПЛК на катушку подается питание, контакты замыкаются и двигатель включается.
При такой настройке нет прямой связи между ПЛК и двигателем. Вот как вы можете косвенно и безопасно включать и выключать большой высоковольтный электродвигатель и быть уверенным, что ваша карта ПЛК не будет повреждена, если на стороне двигателя возникнут скачки напряжения. Поэтому мы используем контактор.
Кстати, на торговой площадке RealPars вы можете заказать любую модель ПЛК, контактора или электродвигателя.
Контактор и реле
Теперь, когда вы знаете, почему мы используем контактор, вы можете узнать, чем контактор отличается от реле.
Можно сказать… реле тоже так работает. Нельзя ли здесь использовать реле вместо контактора для включения двигателя?
Ответ на этот вопрос — Нет! Реле работает так же, как контактор. Это означает, что реле также имеет катушку и некоторый контакт. Когда на катушку подается напряжение, контакты замыкаются. Точно так же работает контактор, верно?
Но вот разница… реле обычно используется для небольших устройств с меньшими значениями тока и напряжения. Однако контактор используется для более крупных устройств с более высокими значениями тока и напряжения.
Итак, реле используются для включения и выключения небольших устройств, а контакторы используются для включения и выключения более крупных устройств. Очень простой!
Как подключить контактор
Теперь давайте немного поговорим о клеммах проводов на контакторах.
1) Клеммы катушкиНа передней части контактора вы увидите две клеммы A1 и A2. Здесь мы можем подключить 24-вольтовый источник постоянного тока к катушке, чтобы запитать ее.
К клемме провода A1 подключается провод положительного сигнала постоянного тока 24 В, а к клемме провода A2 подключается провод отрицательного сигнала постоянного тока 24 В.
Очевидно, причина того, что мы подключаем питание постоянного тока 24 В к этим клеммам, заключается в том, что катушка работает с питанием постоянного тока 24 В для этого контактора.
Для некоторых других контакторов эта катушка может работать с различными напряжениями, такими как 12 В постоянного тока или, возможно, 220 В постоянного тока.
В зависимости от типа контактора катушка также может работать с переменным напряжением. Например, катушка контактора может работать от сети переменного тока напряжением 24, 120 или 220 вольт.
Итак, прежде чем подключать провода к катушке, сначала нужно проверить напряжение на катушке. Большинство контакторов, таких как тот, что у нас есть, работают с 24-вольтовым питанием постоянного тока.
2) Клеммы контактовС другой стороны контактора у нас есть шесть других проводных клемм. Клеммы проводов сверху помечены слева направо L1, L2 и L3. Клеммы проводов внизу помечены слева направо T1, T2 и T3.
Клеммы L1, L2 и L3 предназначены для подключения силовых проводов к контактору. Клеммы T1, T2 и T3 — это места, где провода устройства подключаются к контактору.
Контакт L1 соединяется с контактом T1, контакт L2 соединяется с контактом T2, а контакт L3 соединяется с контактом T3.
Все контакты моего контактора нормально разомкнуты. Когда катушка обесточена, устройство, подключенное к клеммам T1, T2 и T3, не имеет питания. Когда катушка находится под напряжением, устройство получает питание.
3) Клеммы вспомогательных контактов или контактов обратной связиКак видите, у нас есть еще один набор проводных клемм на переднем конце, помеченных как NO или нормально разомкнутые. Это простой нормально разомкнутый контакт, называемый вспомогательным контактом или контактом обратной связи.
Как работает контакт обратной связи?
Этот контакт используется для подачи сигнала на вход ПЛК о исправности контактора. Что мы подразумеваем под этим? Этот контакт работает следующим образом: когда катушка находится под напряжением и эти три основных контакта замкнуты, этот контакт обратной связи также замыкается и посылает сигнал на вход ПЛК.
Однако, когда контактор разомкнут и подача питания на катушку не приведет к замыканию этих трех основных контактов, контакт обратной связи также не будет замкнут, и на вход ПЛК не будет поступать сигнал.
Таким образом, мы можем получать уведомления о выходе из строя контактора.
Мы обсуждали это больше в нашем курсе по программированию ПЛК уровня 2 , и есть пример программы ПЛК, который показывает, почему нам всегда нужно использовать контакт обратной связи и как использовать этот контакт в программе ПЛК, чтобы получать уведомления, когда контактор сломано.
Как подключить контактор к ПЛК и двигателю
Итак, для управления двигателем с помощью ПЛК через контактор необходимо подключить выход ПЛК к катушке, чтобы иметь возможность включать и выключать ее. .
Вы подключаете 3-фазный источник питания к L1, L2 и L3 с одного конца, а затем с другого конца подключаете T1, T2 и T3 к двигателю.
Чтобы получить уведомление о выходе из строя контактора, необходимо подключить этот вспомогательный контакт или контакт обратной связи к входу ПЛК.
Вам также потребуется переключатель пуска и останова для подключения к входу ПЛК. Таким образом, когда вы нажимаете пусковой переключатель, на катушку подается питание, контакты замыкаются и двигатель включается. Когда это произойдет, контакт обратной связи также будет замкнут, и на вход ПЛК будет отправлен сигнал, сообщающий нам, что контактор работает правильно.
При нажатии кнопки остановки катушка обесточивается, контакт размыкается и двигатель выключается.
РезюмеТаким образом, в этой статье вы узнали, что
— Мы используем контактор для включения и выключения тяжелых и высоковольтных электрических устройств, таких как двигатели, вентиляторы, насосы и т. д.
— Причина, по которой мы используем контактор, заключается в том, чтобы косвенно и безопасно управлять этими тяжелыми электрическими устройствами высокого напряжения через ПЛК, а не подключать ПЛК напрямую к этим устройствам вывода.
— Основное различие между контактором и реле заключается в том, что контактор используется для включения и выключения тяжелых высоковольтных устройств, а реле обычно используется для включения и выключения небольших низковольтных устройств.
Надеемся, теперь вы ясно понимаете, что такое контактор и как он работает.
Пожалуйста, дайте нам знать, если у вас есть какие-либо вопросы о контакторах или реле в комментариях ниже, и мы свяжемся с вами менее чем через 24 часа.
У вас есть друг, клиент или коллега, которым может пригодиться эта информация? Пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получите скидку на стартовые комплекты ПЛК Siemens
Знаете ли вы, что вы получаете большую скидку на стартовые комплекты ПЛК Siemens, когда получаете членство в RealPars pro?
После регистрации вы получите промо-код, который можно использовать для заказа профессионального стартового комплекта ПЛК Siemens по сниженной цене. Стартовый комплект ПЛК также включает пожизненный доступ к TIA Portal Basic, программному обеспечению для программирования ПЛК Siemens S7-1200. Это означает, что вы сможете использовать как оборудование, так и программное обеспечение, чтобы изучать и практиковать то, что вы изучаете на своих курсах. Перейдите на учебную платформу RealPars и получите членство Pro прямо сейчас.
Различные типы контакторов и принцип их работы
Несмотря на то, что технологии совершенствуются с годами, основные средства управления электрическими цепями остаются прежними. Среди них контакторы , и в этой статье рассматриваются различные типы контакторов и их работа. Также рассматриваются различия между контактором и реле , контактором переменного тока и контактором постоянного тока.
Что такое контактор?
Контактор электромеханический переключатель , функция которого заключается в замыкании или разрыве соединения между источником питания и нагрузкой. Контактор управляется электрически и обычно питается на гораздо более низком уровне, чем коммутируемая цепь. Например, у вас будет катушка электромагнита на 24 вольта, которая управляет переключателем двигателя на 230 вольт.
Применение контактора включает управление электродвигателями, тепловыми испарителями, освещением, батареями конденсаторов , отоплением и другими электрическими нагрузками. Контакторы различаются по размеру и мощности. У вас есть те, которые вы можете легко поднять рукой, до массивных размером около метра сбоку. У вас также есть устройства с током отключения от нескольких ампер до тысяч ампер и от 24 В постоянного тока до многих киловольт.
Типы контакторов
Ножевой переключатель
Это самый старый тип контакторов, в котором используются электродвигатели ВКЛ и ВЫКЛ. Ножевой переключатель состоял из планки и рычага. Рычаг служит для вытягивания металлической полосы вверх и вниз, что делает этот контактор ручным управлением. У него есть несколько недостатков, которые привели к прекращению его использования. К этим проблемам относятся
- Большое количество случаев искрения привело к короткому сроку службы контактора
- Были риски для безопасности
- Были уязвимы для влаги и грязи
- Double Break
Ручной контактор
Этот контактор был заменой и усовершенствованием ножевого выключателя. Однако он по-прежнему имеет ручное управление. Другими ключевыми особенностями являются
- Двойные размыкающие контакты, которые могут размыкать цепь одновременно в двух местах, обеспечивая больший ток в небольших помещениях.
- Надлежащим образом закрытый блок, защищающий внутренние части
- Более безопасная работа
- Меньший размер
Магнитный контактор
Это новейшая конструкция контактора и самая совершенная из всех. Он широко используется в промышленности благодаря своим характеристикам, таким как
- Он работает автоматически
- Обеспечивает самую безопасную работу
- Использует наименьшее количество управляющего тока для размыкания и замыкания цепи.
Как работает контактор?
Чтобы понять, как работает контактор , вам необходимо знать различные части контактора. Есть три основных компонента контактора;
- Катушка/электромагнит
- Контакты
- Рама или корпус
Катушка или электромагнит
Катушка обеспечивает движущую силу контактора, замыкающего контакты. Он имеет катушку, намотанную на электромагнитный сердечник, и поэтому ведет себя как электромагнит. Катушка состоит из двух частей: неподвижной и подвижной с пружиной, соединяющей обе части. Эта структура создает механизм пружинного возврата.
Стержень, называемый якорем , соединен с подвижной частью. Когда сила катушки больше, чем сила пружины, оба контакта замыкаются. Когда усилие пружины превышает усилие катушки, контакты размыкаются.
Вход катушки контактора может быть переменного или постоянного тока. Этот ток поступает от внешней цепи управления контактором и служит для возбуждения электромагнитного сердечника. Для контакторов переменного тока в качестве материала электромагнитного сердечника используется мягкое многослойное железо. Это помогает уменьшить потери на вихревые токи. В контакторах постоянного тока твердая сталь является материалом для электромагнитного сердечника, поскольку проблема вихревых токов не возникает.
Контакты
Контакты выполняют токопроводящую функцию в контакторе. В контакторе есть разные типы контактов, и они есть; вспомогательный контакт, силовой контакт и контактная пружина. Силовой контакт имеет два типа: неподвижный и подвижный контакт.
Материал для изготовления контактов должен иметь высокую свариваемость и стабильную дугостойкость. Материал также должен противостоять эрозии и механическим воздействиям. В приложениях с высоким током и постоянным током материал представляет собой оксид серебра и олова, а в приложениях с низким током — серебро-никель и оксид серебра-кадмия.
Корпус
Как следует из названия, корпус защищает внутренние части контактора. Он защищает контакты от пыли, плохой погоды, взрывоопасности и масла. Это также предотвращает прикосновение персонала к контактам.
Контактор работает следующим образом
Ток от внешней цепи управления проходит через контактор, возбуждая электромагнитный сердечник. В свою очередь, катушка/электромагнит создает магнитное поле, которое заставляет контактор перемещать якорь. Нормально замкнутый контакт замыкает цепь между неподвижным и подвижным контактами. Затем ток может проходить через эти контакты к нагрузке.
При отключении тока катушка обесточивается, и магнитная сила падает до нуля. Таким образом, усилие пружины выше и оттягивает якорь, размыкая цепь. Конструкция контакторов обеспечивает быстрое включение-выключение.
Различия между контакторами переменного и постоянного тока
Контактор переменного тока отличается от контактора постоянного тока пятью основными особенностями;
- Электромагнитный сердечник контактора переменного тока изготовлен из многослойных листов кремнистой стали, а контактор постоянного тока — из мягкой стали.
- Электромагнитный сердечник контактора переменного тока часто имеет Е-образную форму, а контактор постоянного тока часто имеет U-образную форму.
- Контактор переменного тока поставляется с кольцом короткого замыкания на конце статического сердечника. Это помогает устранить вибрацию и шум от электромагнита. Контактор постоянного тока не поставляется с кольцом короткого замыкания, поскольку оно не требуется.
- Контактор переменного тока имеет высокий пусковой ток с максимальной рабочей частотой 600 раз в час. Контактор постоянного тока составляет около 1200 раз/час.
- Контактор постоянного тока использует магнитное гашение дуги, а контактор переменного тока использует дугу сетки в качестве устройства гашения.
Контактор и реле
Поскольку контакторы и реле часто путают друг с другом, сравнение контакторов и реле поможет вам определить разницу и понять, какой из них выбрать.
Размер: контакторы относительно больше по сравнению с реле управления
Коммутационная способность по току: реле могут выдерживать нагрузку до 10 А или меньше, а контакторы выдерживают нагрузку более 10 А.
Применение: Реле обычно используются в однофазных цепях управления, тогда как контакторы предназначены для трехфазных приложений.
Напряжение системы: Реле обычно рассчитаны только на напряжение до 250 В, что меньше, чем у контакторов, которые часто рассчитаны на напряжение до 1000 В.
Стандарты разомкнутых/замкнутых контактов: контакторы обычно предназначены для работы почти исключительно с нормально разомкнутыми контактами. С другой стороны, реле имеют как нормально открытый, так и нормально закрытый режим в зависимости от предполагаемой функции.
Функции безопасности: Реле имеют низкую мощность и поэтому не часто имеют функции безопасности, в то время как контакторы имеют такие функции безопасности, как подавление дуги и подпружиненные контакты, поскольку они выдерживают более высокие нагрузки.
Техническое обслуживание: контакторы проще обслуживать, чем реле, которые зачастую невозможно даже отремонтировать.
Наконец, реле имеют более быстрое переключение по сравнению с соединителями.
Заключение
Контакторыявляются незаменимыми устройствами для управления цепью и обладают дополнительными функциями безопасности. Как и в случае с любым электрическим устройством, очень важно найти то, которое соответствует вашим потребностям и функциям.