Что такое принципы ненасильственного общения и как применять их на уроке — REPIT Блог
Ненасильственное общение — это как? В педагогическом сообществе об этом феномене говорят все чаще и чаще. Разобрались, что в чем его суть и узнали, как и зачем применять принципы ННО в школе.
Ненасильственное общение: принципы, способы применения в школеЧто такое ненасильственное общение?
Впервые понятие ненасильственного общения (ННО) ввел американский психолог и писатель Маршалл Розенберг. Это «стратегия общения, которая позволяет нам давать от всего сердца». Такая коммуникация позволяет оставаться человечным даже в сложных ситуациях, а также способствует внимательности, уважению и эмпатии.
Существуют 4 модели ННО:
- Наблюдения (действия, за которыми мы наблюдаем и которые отражаются на нашем благополучии)
- Чувства (ощущения, которые мы испытываем во время наблюдений)
- Потребности (ценности и желания, которые формируют наши чувства)
- Просьбы (действия, о которых мы просим, чтобы наша жизнь внутренне обогатилась)
Постичь ненасильственное общение возможно посредством честного самовыражения и эмпатического принятия с помощью вышеупомянутых четырех составляющих без обвинений и критики.
Структура и примеры ненасильственного общения
1. Наблюдения
Процесс ННО начинается с нейтрального сухого наблюдения. В беседах это легче всего сделать, резюмируя сказанное кем-то без эмоционального вклада, или представить факты, которые вы отследили. Это означает, что вы не должны привязывать к своему ответу какое-либо суждение или критику. Старайтесь комментировать от первого лица, чтобы предотвратить защитные реакции вашего собеседника.
Например:
+ Во время сегодняшней встречи я заметил, что ты сидела в телефоне.
— Ты часто не слушаешь меня, когда я говорю.
2. Чувства
Попробуйте описать ваши чувства, которые были вызваны наблюдениями. Не фокусируйтесь на выражении вашей позиции по вопросу или проблеме. Необходимо назвать эмоцию без морального суждения и обвинений. Это позволит вам вести диалог с человеком в духе взаимного уважения и сотрудничества. Если вы беседуете с оппонентом, задайте ему вопрос о его ощущениях и чувствах, чтобы также наладить контакт и взаимоэмпатию.
Например:
+ Я чувствую разочарование и грусть, если мы не видимся каждую неделю.
— Я чувствую, что ты меня не любишь.
3. Потребности
Согласно учению ННО все эмоции, которые мы испытываем, когда расстроены, связаны с неудовлетворенной потребностью. Розенберг утверждает, что эти потребности обычно попадают в одну из следующих категорий: автономность, взаимозависимость, духовная общность, игра, торжества и обряды, физическое выживание, целостность. Важно определить истинное желание, которое заставило вас так реагировать на ситуацию, и сообщить об этом слушателю. Не критикуйте и не вините человека, с которым ведете разговор.
Например:
+ Я нуждаюсь в том, чтобы ты меня услышал.
— Ты обязан выслушать меня.
4. Просьбы
В определенный момент разговора пора попросить о конкретных действиях, которые помогли бы удовлетворить потребность. Как правило, эти запросы возникают органично, когда обе стороны открыто подключаются. Просьбы должны быть выражены таким образом, чтобы человек мог с сочувствием откликнуться на нее, то есть быть позитивными. Они не должны превращаться в настойчивые требования или принуждения, так как последние могут порой быть жестокими запугивающими. Это ведет к неэффективным и бесполезным коммуникациям.
Например:
+ Я бы хотел, чтобы ты проводила больше времени со мной дома.
— Я не хочу, чтобы ты виделась с подругами.
Вместо фразы «Когда ты уже вернешь мне деньги?» ННО предлагает высказаться таким образом, включив 4 этапа:
«Я чувствую себя встревоженным [чувство], потому что заметил, что ты не вернул мне деньги, которые я одолжил тебе [наблюдение]. Я расцениваю доверие важной составляющей нашей дружбы [потребность], поэтому не мог бы ты, пожалуйста, вернуть мне деньги на этой неделе? [просьба]».
Как используют ненасильственное общение в образовании?
Ненасильственное общение в образовании создает безопасность и доверие, давая детям, родителям, семьям, учителям и школьному персоналу возможность быть услышанными, испытать поддержку сообщества, полностью выразить себя таким образом, который с наибольшей вероятностью приведет к установлению связи, и развить легкость и уверенность в предотвращении и разрешении конфликтов.
ННО естественно ведет к новой модели образования, поэтому появляются школы, которые базируются на ненасильственной коммуникации.
- По словам Маршалла Розенберга, в таких школах ученикам часто разрешают выбирать себе учителей, и более чем в половине случаев они выбирают других учеников. Смысл в том, что пятиклассник может обучать математике третьеклассника так же эффективно, как и взрослый, и такой подход высвобождает ресурсы учителя для учеников, которые в них больше всего нуждаются.
- В школах с ННО учителя часто являются своеобразными гидами в обучении. Такой метод означает, что учащимся рекомендуют быть более самостоятельными в своем учебном путешествии, а преподаватели их направляют и дают обратную связь, без жесткого контроля.
- Школы, где распространено ННО, обучают детей навыкам разрешения конфликтов и учат, как помогать другим в разногласиях. К тому времени, когда детям исполняется около 12 лет, они уже могут помогать младшим школьникам с их межличностными конфликтами.
- Возможно, главное преимущество заключается в разделении власти. В старой парадигме люди, обладающие большей властью в системе или структуре заставляют других подчиниться. Парадигма ННО подразумевает разделение власти и ее использование, чтобы возвышать и расширять возможности других. Когда дети разделяют власть как с другими детьми, так и со взрослыми, они учатся, как быть активными лидерами, которые расширяют возможности других и могут участвовать в осмысленных коллективных действиях.
Методики ненасильственного общения
Ввиду того, что большинство школьников часто сталкиваются с конфликтами, обидами, манипуляциями со стороны сверстников, можно прийти к выводу, что это разрушает коллектив и не способствует прочным дружеским связям.
Углицкая М. создала свои методы ННО, чтобы дети смогли более осознанно подойти к вопросу коммуникации со сверстниками в школьной среде.
Методика «Мне трудно общаться, когда…»
Инструкция школьникам: перед вами незаконченные предложения. Допишите их, пожалуйста.
- Мне трудно общаться, когда мой одноклассник (мой друг)…
- Мне очень тяжело, когда мои родители (мама, папа)…
- Мне становится очень трудно, когда учитель…
- Я переживаю, когда незнакомый человек…
- Мне очень трудно, когда…
Результаты такой анкеты можно анонимно использовать на групповых занятиях, чтобы показать, какие бывают модели насильственной коммуникации и что именно не следует применять в общении. Также этот материал можно применять для упражнений по созданию новых правильных образцов поведения.
Методика «Назови чувство»
Инструкция школьникам: назови и запиши чувства, которые ты знаешь.
Подчеркни:
- те чувства, которые испытываешь очень часто, двумя линиями;
- те, которые испытываешь часто — одной линией;
- чувства, которые испытываешь редко — волнистой линией;
- чувства, которые испытываешь очень редко или никогда не испытывал — крестиками (ххх).
Такая анкета продемонстрирует, какие чувства преобладают в жизни учеников. Особенно стоит обратить внимание, если отрицательные чувства очень часто встречаются у ребенка — это может стать сигналом для классного руководителя об эмоциональном неблагополучии школьника. Одной из причин может быть дискомфорт в общении. В таком случае, стоит быть более внимательными к этим ребятам и найти способ помочь им.
Что такое ННО и зачем оно нужно? — Роды с Удовольствием
Что такое Ненасильственное Общение?
Ненасильственное общение (или в дальнейшем ННО) – это философия, способ лидерства, система коммуникации, подход к жизни, который позволяет людям достичь большей эмпатии/сострадания к другим через развитие своей чувствительности к чувствам и потребностям. Метод ненасильственного общения был создан в 1960х годах американским психологом Маршалом Розенбергом.
Чем ННО не является?
Это – не техника или формула, позволяющая манипулировать людьми, чтобы заставить их делать то, что вы хотите.
Да, ННО используется для разрешения конфликтов, но является чем-то гораздо большим – выстраивая доверительные отношения, в которых возможность конфликтов сводится к нулю.
Для чего ННО?
ННО может быть использовано для исцеления эмоциональных ран, развития эмоционального интеллекта, разрешения конфликтов, и созданию решений, в которых выигрывают все участники.
Метод помогает заменить привычку подавлять чувства, выдвигать требования и манипулировать новым способом выражения своих потребностей.
ННО развивает понимание себя, своих нужд и учит видеть нужды других людей за неумелым способом их коммуникации.
В качестве инструмента обратной связи и построения позитивных взаимоотношений, ННО помогает менять культуру и строить сильные человеческие сообщества внутри компаний и сообществ.
Цель ННО:
Целью ННО являются позитивные отношения, которые помогают каждому человеку оставаться настоящим, целостным, услышанным и понятым, такие отношения, в которых естественное желание дарить, помогать и делиться становится возможным.
Пример того, как работает ННО:
https://ru.
wikihow.com/применять-на-практике-метод-ненасильственного-общенияИстория подхода ННО:
Метод ненасильственного общения был создан американским психологом Маршалом Розенбергом в 60х годах. Маршалл Розенберг вырос в Детройте в районе гетто и каждый день становился свидетелем различных преступлений и насилия.
Этот вид общения заинтересовал его, когда он размышлял о двух видах улыбок. Их семья была единственной еврейской семьей в том районе Детройта, где они жили, и ему приходилось сталкиваться с большим количеством насилия. Конечно, ему не нравились побои каждый день по дороге домой, но больше всего ему не нравилось, как прохожие смотрели на это, улыбались и наслаждались происходящим.
А еще в детстве он видел другую улыбку. Его бабушка была полностью парализована болезнью, и его дядя каждый день после работы приходил, чтобы ухаживать за ней. Бабушка в том время страдала недержанием, так что ему приходилось ее мыть. Маршалу было восемь лет и ему казалось, что это была жуткая работа! При этом он не мог дождаться, когда же придет его дядя, потому что он улыбался так, как будто забота о бабушке было самым приятным делом на свете.
Решив изучить причины насильственного поведения и способы уменьшения насилия и увеличение сострадательного поведения, которое приносит удовлетворение, он поступил на факультет клинической психологии Университета Висконсина, где получил докторскую степень по клинической психологии (1961 г.). К слову сказать он был учеником Карла Роджерса. В 1965 г. получил статус дипломата по клинической психологии Американского совета экспертов по профессиональной психологии.
Но психология имеет свои ограничения, и он не смог найти ответы на все свои вопросы в университете. Поэтому он продолжил изучать помимо клинической психологии он изучал сравнительное религиоведение, занимался изучением истории миротворцев, а также проводил другие исследования, пытаясь определить, какие из знаний людей приводят к насилию, а какие знания способствуют состраданию.
В результате своих исследований он определил способы думать, говорить и общаться, а также способы влияния, которые уменьшали насилие и способствовали отношениям, основанным на сострадании. Все свои знания он объединил в процесс, который назвал Ненасильственным Общением.Видя, каких результатов добиваются люди с помощью Ненасильственного Общения, как оно помогает совершать изменения без насилия и строить более доверительные отношения между людьми, Маршалл Розенберг основал Центр Ненасильственного Общения.
С момента основания Центра, метод Ненасильственного Общения получил широкую известность. Его считают мощным средством разрешения различий на личном, профессиональном и политическом уровне. Однако, к сожалению, до сих очень мало материалов переведено на русский язык, и русско-язычный сертифицированный тренер — только один — это Ольга Нгуен. Ее сайт можно посмотреть здесь: http://pronno.ru
Что означает NNO?
Аббревиатура » Термин
Термин » Аббревиатура
Слово в термине
#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ
Сокр. » Срок
Срок » Сокр.
Слово в термине
Фильтровать по: Выберите категорию из списка…──────────Все вычисления (1)Интернет (1)Сеть (1)Юриспруденция (1)Правительство США (1)Германия (1) Приколы (1)Несекретные (10)Коды языков (3 буквы) (1) Сортировать по: ПопулярностьПо алфавитуКатегория
Термин | Определение | Опции | Рейтинг |