Статья, Изучаем аудио кроссоверы, для звука, аудио, как работают,
Возможности каждого современного динамика весьма ограничены — в первую очередь это касается спектра воспроизводимых звуковых частот. Он может эффективно работать лишь в ограниченном частотном диапазоне, ширина которого относительно мала. Ограничения обусловлены двумя основными факторами: величиной частотного резонанса подвижной системы динамика (задаёт предел верхней границы) и механическими особенностями диффузора, к которым относятся его масса и жёсткость (предел нижней границы). Звуки, частота которых выходит за пределы частотных возможностей динамика, воспроизводятся с искажением или же со значительно сниженной интенсивностью. Напомним, что ухо человека способно воспринимать звуки в частотном диапазоне 20-20 000 Гц. Это весьма немало и точно гораздо шире возможностей любого динамика. Но есть решение: использование нескольких динамиков. Как и всё гениальное, это решение просто и эффективно.
Что такое акустический кроссовер?
Кроссовером называют встроенное или внешнее устройство, разделяющее аудиосигнал на несколько частотных диапазонов. Технически он выполняет роль своеобразного фильтра, отсекающего «лишние» частоты и оставляющего лишь поддерживаемые динамиком. Ведь конструкция последнего рассчитана только на воспроизведение определённого диапазона частот, и выходящие за частотные пределы звуки воспроизводится с искажения или даже могут привести к повреждению динамика. К примеру, твитер воспроизводит высокочастотные звуки, поэтому подача на него низкочастотного сигнала, тем более высокомощного, может стать причиной его выхода из строя.
Соответственно, существует простое правило: на низкочастотные динамики подаются аудиосигналы только низких частот, на высокочастотные — высоких частот, а на среднечастотные (мидвуферы) — звуки в среднем частотном диапазоне. Простота — залог надёжности.
Но важно правильно поделить один аудиосигнал на несколько диапазонов частот для дальнейшей отправки «нужных» частот на отдельные динамики. Это и есть главная задача кроссовера. Технически он является комбинацией электрических фильтров, выполняющих обрезку «ненужных» частот. Его главная характеристика – значение частоты среза. То есть значение, являющейся границей обрезки частот. Рассмотрим это подробнее:
- двухполосный кроссовер, имеющий частоту среза 1000 Гц, оснащается high-pass фильтром, транслирующим частоты от 1000 Гц и low-pass фильтром, пропускная способность которого настроена на частоты ниже 1000 Гц;
- трёхполосный кроссовер дополнительно оснащается среднечастотным фильтром (band-pass), транслирующим сигналы лишь в среднем частотном диапазоне.
График частоты среза наглядно показывает, где именно пересекаются точки разделённых устройством диапазонов частот.
Порядок чувствительности кроссоверов
Этим определением называется ещё одна немаловажная характеристика устройства, определяющая соотношение интенсивности выходного аудиосигнала из кроссовера (значение выражается в Дб (dB)) к частоте входящего аудиосигнала при его неизменном звуковом давлении. Значение чувствительности (крутизны) среза выражается в виде соотношения dB/octave и в любом случае сохраняет кратность 6. Другими словами:
- первый порядок означает чувствительность на уровне 6 dB/octave;
- второй — 12 dB/octave;
- третий — 18 dB/octave;
- четвёртый — 24 dB/octave.
Что получается на практике? Приведём наглядный пример. Воспользовавшись low-pass фильтром третьего порядка, имеющего частоту среза 100 Гц, добьёмся срезки частот со значением более 100 Гц. Происходит это кратно 18 Дб и зависит от октавы:
- Выходной аудиосигнал частотой более 200 Гц теряет свою интенсивность относительно входного на 18 Дб.
- Выходящий аудиосигнал второй октавы (400 Гц) станет тише на 36 Дб.
- Ослабление выходного сигнала третьей октавы (800 Гц) произойдёт на величину 54 Дб и т. д.
Поскольку у low-pass фильтра первого порядка гораздо меньшая чувствительность, затухание аудиосигнала при обрезке частот будет кратно не 18 dB, а 6 dB (для первой октавы) и далее по нарастающей.
Получается, что с помощью установленных в кроссоверах фильтров происходит не резкая обрезка выходящих за диапазон частот, а их постепенное затухание, интенсивность которого зависит от порядка.
Стоит отметить, что практическое применение приборов четвёртого порядка крайне мало. Линквиц и Рили в своё время усовершенствовали его конструкцию, соединив в последовательной схеме два кроссовера второго порядка конструкции Баттерворта для высокочастотных динамиков и пару аналогичных моделей для сабвуферов. Полученная модель Линквица-Рили характеризуется отсутствием фазовых сдвигов, что даёт возможность проведения временной коррекции для эксплуатирующихся в разных физических плоскостях динамиков. А также они обладают наилучшими акустическими характеристиками.
Чем отличаются активные и пассивные кроссоверы
Для работы активного кроссовера требуется внешнее питание, пассивному оно не нужно. Но и это не все отличия.
Активным кроссоверам характерно следующее:
- Установка в схему до усилителя. То есть прибор монтируется между предусилителем (в его роли выступает проигрыватель или головное устройство) и аудиоусилителем, что усложняет схему — для каждого частотного диапазона (соответственно, и динамика) требуется отдельный усилитель. Поэтому такая схема используется только для реализации дорогостоящих высококачественных АС.
- Наличие большого числа активных фильтров. С помощью управления ими можно без труда задавать требуемую частоту среза для выбранного канала.
- Поддержка различных порядков чувствительности.
Но у активных кроссоверов есть один недостаток — высокая стоимость.
Кроссоверы пассивного типа устанавливаются в схему между усилителем звука и динамиками, что гораздо проще и дешевле в монтаже. И, несмотря на их более скромные акустические характеристики, грамотное применение устройств такого типа позволяет реализовать систему с качественным звучанием, сэкономив при этом финансы.
Пассивные кроссоверы показывает весьма неплохие результаты при чувствительности 18 dB/octave — если требуется большая чувствительность, то придётся ставить активные устройства. Они широко распространены при подключении твитеров и среднечастотных динамиков. Устанавливая их на басовые динамики, нужно быть уверенным в безупречном качестве катушек и конденсаторов — однако, стоимость пассивных устройств с высококачественными элементами приближается к цене активных кроссоверов.
Также при их установке следует уделить максимум внимания сопротивлению пиковым нагрузкам от усилителя. Ведь в целом перегрузки негативно отражаются на работе устройств, к тому же передаваемый усилителем аудиосигнал с пиковой интенсивностью может изменить частоту среза фильтров. А при перегрузке происходит ослабление фильтром звука (этот эффект называется демпингом).
Как настроить кроссовер
Процесс настройки устройства основывается на верном подборе частоты (либо частот) среза. Настраивая трёхполосную модель, нужно определить 2 частоты среза:- Первая (low-pass) будет задавать диапазон для сабвуфера и нижний предел частоты для среднечастотного динамика.
- Вторая (high-pass) задаст верхнюю границу среднечастотного диапазона для среднечастотного динамика и определит диапазон частот для твитера.
Важно! Настраивая устройство, важно учитывать акустические свойства динамиков и исключить из диапазона не поддерживаемые ими частоты.
Отдельные модели кроссоверов поддерживают настройку как частот среза встроенных фильтров, так и регулировку крутизны спада амплитудно-частотных характеристик. А активные модели поддерживают настройку фильтров подавления предельно низких частот.
Если АС реализована на сателлитах активного типа и пассивном сабвуфере с усилителем, то звук получится весьма посредственным: будет происходить смешение звуковых потоков и их наложение. Это вызовет резонансы или же нестабильность звука (провалы). Устранить проблему возможно следующими вариантами: установкой аудиоусилителя с кроссовером или же использованием одного усилителя и сателлитов, но с подключением саба через отдельный кроссовер.
Надеемся, что представленная информация принесла вам пользу. Такую же, какую приносят кроссоверы при организации акустических систем. Успехов в творчестве!
КУПИТЬ АУДИО КРОССОВЕР
Трифоник: за и против. | Аудио Hi-Fi.ru
Сабвуфер в стереофонической системе – зло или благо?
Насколько я в курсе эволюции домашних аудиосистем, серьезно о трифониках (акустических конфигурациях 2.1) в аудиофильских кругах заговорили ближе к концу 1990-х. Советский стандарт, S90-подобные шкафы, определил в начале тех же 1990-х массовый ввоз в Россию брендовых продуктов, но и после этого потребитель все-таки не был избалован прослушиванием качественных акустических систем в разнообразных сочетаниях.Первые фирменные трифоники представляли собой небольшие сателлиты и активный сабвуфер — в то время никто и не думал об их согласовании на определенной частоте, об оптимальном размещении в пространстве, об экспериментах с открытием и закрытием фазоинвертора и т. п. Основной вопрос, который возникал в головах меломанов, тогда еще не мутировавших в аудиофилов, сводился к словам «зачем нужен трифоник?». Действительно, в те годы трифоник воспринимался не столько как альтернатива привычному двухканальному стерео, сколько как модная фишка или даже как дизайнерский вариант домашней аудиосистемы.
С тех пор мы много чего повидали, немало почитали, пописали (что могу сказать по крайней мере о себе) и поэкспериментировали, но вопрос по-прежнему остается отрытым — если и не категоричный «Что лучше?», то уж точно «Что лучше в определенных условиях?». Попробуем разобраться.
Начнем с небольшого теоретического отступления. Диапазоны многих музыкальных инструментов захватывают низкие частоты.
Вот некоторых из них:
Контрабас: от 41 до 260 Гц,
Труба: от 29 до 440 Гц,
Рояль: от 27 до 4200 Гц,
Бас-гитара: от 41 до 250 Гц,
Орган: от 16 Гц до 8 кГц.
Выходит, что способность акустической системы — любой, как стереофонической (2. 0), так и трифоника (2.1), — качественно воспроизводить низкие частоты крайне важна для верного и полноценного восприятия музыки. В низкочастотном диапазоне (20—150 Гц) направление источника звука не улавливается (звучание здесь ненаправленное, т. е. уровень сигнала не зависит от направления излучения, притом что сохраняется зависимость от расстояния до источника). Передаваемая аудиосистемой музыка со значительным низкочастотным содержанием, как мы знаем, звучит более сочно и мясисто.
Известно, что в процессе инсталляции трифоника для получения бесшовного (без завалов и горбов) согласования с сателлитами, помимо регулировки частоты среза, уровня (громкости) и положения фазы, может возникнуть необходимость установить сабвуфер фактически в любом месте комнаты. А так как местонахождение источника звуковых волн низкой частоты не имеет особого значения для определения его положения на слух, то в случае с вынесенным источником (сабвуфером) можно не опасаться, что вы услышите контрабас или орган из того угла, где размещен басовый модуль, — то, в какой точке он стоит, на построение сцены не повлияет.
ЗА: Широкие возможности настройки
Настройка стереопары обычно не вызывает особых трудностей (мы не принимаем в расчет сложную и дорогостоящую акустическую обработку помещения). Можно поиграть с расположением колонок в комнате и закрытием порта фазоинвертора — разумеется, если мы имеем дело с соответствующим акустическим оформлением. В случае полочных (мини-мониторных) АС бывают полезными попытки поменять (либо утяжелить — заполнить сыпучим балластом) стойки, а в случае напольных — поэкспериментировать с основаниями для них, хотя последний метод, скорее всего, будет иметь эффект плацебо. Вот, пожалуй, и все. Когда же в аудиосистему интегрируется сабвуфер, возможности настройки существенно расширяются. Прежде всего этому способствует сам подбор низкочастотного модуля. Можно принимать в рассмотрение не только бренд производителя (с учетом его авторитетности, аудиофильского статуса, откликов в прессе и пр.) и тональные особенности аппарата (которые практически оцениваются только на слух), но также различные конструкции: с тем или иным акустическим оформлением (закрытый ящик, фазоинвертор, пассивный радиатор, полосовой резонатор и т. д.), с короткоходовым либо длинноходовым драйвером, с высокоуровневым входом или без него…
Остановившись на определенной модели, подключив ее (после приобретения и/или взяв на прослушивание) и подобрав частоту среза для согласования с АС, можно поискать оптимальный уровень громкости и угол фазы (который может регулироваться как плавно, так и дискретно), а также способ коммутации. Не обойтись без экспериментов и с размещением НЧ-машины в комнате. Некоторые аудиофилы с разным успехом пытаются определить для сабвуфера место и угол фазы таким образом, чтобы подавлялся специфический избыток баса в колонках, то есть найти положение, в котором бас сабвуфера будет работать в противофазе с излишним басом, как бы нейтрализуя его. Наличие эквалайзера у НЧ-аппарата повышает вероятность успешной настройки аудиосистемы.
Встречаются и более сложные настройки. Например, отдельные регулировки уровня сигнала для низкоуровневого и высокоуровневого входов, настройка сабвуфера при помощи компьютера через порт RS-232 (есть, например, у B&W DB1) и даже возможность обновления программного обеспечения (T+A TCD 610 W)…
Кроме того, допускаются разные варианты коммутации. Например, модель SVS SB12-NSD имеет линейный выход High Pass для подключения усилителя с фильтрацией НЧ-сигнала для передачи его на сабвуфер. Частотный диапазон срезается, скажем, ниже 80 Гц с затуханием 12 дБ на октаву, что позволяет разгрузить стереопару, которая подсоединяется непосредственно к усилителю, — это помогает добиться аккуратного частотного согласования.
Важно подчеркнуть: проблему НЧ-согласования АС с комнатой стоит решать всегда, независимо от того, что работает в системе, стереопара или трифоник, и только сабвуфер благодаря возможности его более свободного перемещения и наличию настроек позволяет при соблюдении ряда условий получить бас существенно более высокого качества. К тому же трифоник отвечает важной особенности идеологии Hi-Fi, которую можно определить как разделение полномочий: предусилитель и УМ, транспорт и ЦАП, средненизкочастотное акустическое звено и низкочастотное…
Облегченный апгрейд системы
В отличие от Hi-Fi, в мультимедиа трифоник — обычное явление. На фото — модель совсем уж экстравагантного, даже вычурного дизайна
Если вы относитесь к построению аудиосистемы как к выбору супруги, — совершаете покупку раз и навсегда, — то этот пункт для вас не важен. Но многие ли останавливаются на достигнутом — как в аудиосистемном, так и в житейском плане? Если в системе есть бас-машина, то апгрейд можно провести с наименьшими рисками. Камнем преткновения может стать (а может и не стать) различие в тональном балансе между басовой партией и новыми АС, пришедшими на смену старым. Во всяком случае, многообразие настроек повышает вероятность удачного апгрейда. Действительно, если вы приобрели более басовитые колонки, то будет несложно скорректировать настройку ФНЧ. То же самое можно сделать, если, заменив усилитель, вы почувствовали, что бас стал передаваться отчетливее. При смене АС на модель другой конструкции (с иным акустическим оформлением, количеством НЧ-излучателей, типом системы, расположением фазоинвертора и т. д.) будет легче нивелировать возникшие непредвиденные отрицательные явления, изменив угол фазы или положение сабвуфера в пространстве.
Некоторые сабвуферы даже именитых компаний не имеют регулировки частоты среза (SVS PB10-ISD, KEF T2), а у пассивных моделей (которых, впрочем, совсем немного) нет даже кроссовера. Поэтому, если вы собираетесь строить трифоник и не исключаете апгрейда аудиосистемы, разумнее отдать предпочтение аппарату с достаточным набором настроек.
Трифоник обходится дешевле стереопары
Если сравнить стоимость полочных колонок вместе с сабвуфером из одной серии одной марки со стоимостью напольного варианта акустики из той же серии, то чаще всего трифоник даст выигрыш в цене. Учитывая же, что можно подобрать различные комбинации из сабвуфера и АС, экономия будет гарантированной, причем совсем не в ущерб качеству. Надо иметь в виду, что в прейскурантах многих фирм присутствуют облегченные варианты напольных моделей АС, которые являются, в сущности, полочными колонками той же серии в напольном оформлении. И естественно, что такая напольная «фикция» нуждается в помощи сабвуфера.
Есть акустические системы, созданные как бы для кино, с нижней границей в 60 Гц, а то и выше, но при этом прекрасно воспроизводящие стереоматериал, разумеется, с басовой поддержкой. Речь не о том, что нужно взять бас-аппарат попроще и, следовательно, подешевле. Дело в другом. Часто стоимость сабвуферов зависит не только от их звуковых качеств (которые определяются в основном согласованностью работы усилителя и головки в определенном акустическом оформлении), но и от электроники, т. е. вариантов настройки. Подобные навороты пригодятся почти всегда, потому что практически не существует благополучных в низкочастотном отношении жилых комнат, а акустическая обработка в соответствующей спектральной области — штука очень сложная и дорогая.
ПРОТИВ: Сложность настройки
Пожалуй, самую большую сложность представляет настройка аудиосистемы. Действительно, принцип «включил и наслаждаюсь результатом» в данном случае не работает. Инсталляция сабвуфера требует немало времени для поиска оптимальной частоты согласования с сателлитами, настройки самого сабвуфера и определения наилучшего для него места в комнате. Как показывает практика, последнее — самое важное.
Приблизительно так выглядят интерфейсы программ для вычисления резонансных частот комнат
Иногда приходится прибегать к помощи акустического онлайн-калькулятора (в Интернете есть множество сайтов с подобными программами) и даже использовать звуковой процессор типа Audyssey для калибровки звучания системы с учетом особенностей конкретного помещения. Некоторые модели сабвуферов комплектуются фирменными системами автокалибровки, но они довольно дороги.
Как вам такой экземпляр для дома (Cabasse Saturn 55 — габариты 960 х 860 х 780 мм, 21-дюймовый вуфер за стальным забралом, мощность 1 кВт)? Какими же должны быть сателлиты ему под стать? Какими толстыми — стены и терпеливыми — соседи?
Нужно с пониманием относиться к необходимости возни с сабвуфером — результат стоит потраченных усилий. Ведь возимся же мы с подбором источников и компонентов в тандеме АС — усилитель, не говоря уж об акустических и межблочных кабелях и сетевых кондиционерах…
Подключение
Существуют разные способы подключения сабвуфера: сигнал подается непосредственно с источника с обрезанием низкочастотной составляющей сигнала бортовым кроссовером басового модуля, АС при этом подсоединяются прямо к сабвуферу… Но наиболее распространенных способов два: низкоуровневый (с использованием линейного входа) и высокоуровневый (усиленный сигнал поступает на акустические клеммы). Кстати, инженеры авторитетной компании REL, специализирующейся на выпуске превосходных сабвуферов, настаивают на использовании именно высокоуровневого подключения. Однако специальный выход для сабвуфера есть далеко не у всех стереофонических усилителей (про AV-ресиверы здесь говорить не будем). Большинство имеют две пары акустических клемм, и если занять одну из них сабвуфером, то пропадает возможность подключить колонки по схеме bi-amping.
Сложность встраивания в интерьер
Известно, что одной из важных составляющих серьезной аудиосистемы является помещение, где ей предстоит работать. А также и то, что зарезервировать место для стойки с электроникой и даже для колонок существенно проще, чем для сабвуфера — самого требовательного к расположению компонента тракта. Ну а если оптимальное в звуковом плане положение низкочастотного аппарата совпадет с дислокацией любимого супругой фикуса, подаренного ей мамой (тещей аудиофила), то… Со всем отсюда вытекающим. В общем, вы меня поняли.
Подведу некоторые итоги. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что лучше, трифоник или стерео. В немалой степени ответ зависит от того, какую музыку вы слушаете. Если предпочтения отдаются в основном произведениям для струнных (и вообще камерному репертуару), то без сабвуфера вполне можно обойтись. Однако большинство из нас слушает музыку, в которой присутствуют самые разные инструменты, в том числе те, чьи диапазоны включают средний и даже глубокий бас. Анализируя доводы за и против трифоника, я не рассматривал убеждений (или предубеждений) наподобие «как ни крути, а стерео все равно лучше» или «сабвуфер нужен только для кино», так как ставил перед собой задачу оставаться на почве объективного анализа темы, вынесенной в заголовок.
В некоторых сабвуферах предусмотрена возможность настройки при помощи компьютера через порт RS-232
Игорь Максимов
Редакция Hi-Fi.ru
новое поколение / Звук и акустика
Акустические системы Altec Lansing относятся к той категории товаров, которые в представлении не нуждаются. Компания является одним из признанных лидеров на рынке мультимедийной акустики, и известна была прежде всего великолепным качеством звука и ураганной мощью. Две легендарные системы ADA-880 и ATP-5 ранее побывали в тестовой лаборатории 3DNews и получили самые высокие оценки. Люди, которые слышали эти системы, думаем, с нами согласятся.
Продукции Altec Lansing можно было адресовать лишь два упрека: во-первых, она была всегда достаточно дорогой, а во-вторых Altec с удивительным упорством придерживался политики фантомного центра, даже в своих системах, поддерживавших форматы DTS, Dolby Digital/AC-3 и Dolby ProLogic. На наш взгляд, решение довольно сомнительное, так как роль центрального канала, особенно в DVD-фильмах, весьма велика, и наличие отдельного центрального динамика существенно улучшает картину прослушивания. Особенно если речь идет НЕ о т. н. «околокомпьютерной» расстановке акустики, когда между правым и левым фронтальными каналами может быть приличное расстояние. Напомним, что чем такое расстояние больше, тем заметнее становится физическое отсутствие центрального динамика.
И вот появляется новая линейка акустики от Altec Lansing, и… удивительное дело! Как-будто наши чаяния были услышаны за океаном 🙂 В тестовую лабораторию 3DNews попали две системы из модельного ряда 2002 года: Altec Lansing 5100 и Altec Lansing XA3501, и угадайте что? Они обе попадают в умеренный ценовой диапазон, и обе имеют полноценные 5 сателлитов! Cегодня встречайте первого артиста:
Altec Lansing 5100
Технические характеристики (данные производителя)
Тип: | акустическая система 5.1 (Dolby Digital Ready) (5 сателлитов + сабвуфер) |
Выходная мощность: | 50 Вт. RMS |
Диапазон воспроизводимых частот: | 40 Гц — 20 КГц |
Соотн-е сиг./шум: | > 70 Дб |
Частота кроссовера: | 150 Гц |
Динамики: | Сателлиты: 2 х 28 мм. ВЧ-головки, с алюминиевым куполом и неодимовым магнитом Сабвуфер: 2 х 4″ длинноходные НЧ-головки |
Внешний вид
Когда привезли коробку, мы чуть было не спросили: «А сателлиты-то где?» При взгляде на нее казалось, что там с трудом может поместиться толко сабвуфер, особенно если вспомнить недетские размеры коробочки той же ADA-880 или DTT-2500!.. Можно с уверенностью сказать, что это — самая маленькая коробка с системой 5.1, которая когда-либо бывала в лаборатории 3DNews. Ну, а когда мы извлекли оттуда содержимое, все стало понятно. Внимание, второй рекорд этого обзора: сателлиты 5100 — самые компактные по месту, занимаемому на столе, из всех, виденных нами ранее. Основание сателлита спокойно умещается на пачке сигарет, причем если пачка пустая — она даже не продавится. Очень хотелось сделать соответствующий снимок, но не хочется создать повод для обвинения в рекламе табачных изделий :)
что это, чем отличается от компонентной
Акустические колонки – важная часть любой звуковоспроизводящей аппаратуры. Полоса частот, воспринимаемых человеческим ухом, лежит в интервале от 20 Гц до 20 кГц. Громкоговорителей, воспроизводящих такую полосу, частот не существует. Это определяется физическими процессами при воспроизведении басовых и высоких частот. Для получения качественного звучания акустические системы состоят из нескольких динамиков, каждый из которых воспроизводит свой участок звукового диапазона. По полосе частот динамики разделяются следующим образом:
- ВЧ динамик (твиттер, пищалка) – 5 000 Гц-20 000 Гц
- СЧ динамик – 200 Гц-5 500 Гц
- НЧ динамик – 20 Гц-250 Гц
В разных акустических системах могут быть незначительные отличия этих величин. Главное чтобы полосы частот перекрывались, чтобы избежать провалов. Незначительный спад по уровню легко компенсируется регуляторами тембра. Почти идеальную амплитудно-частотную характеристику получают с помощью многополосного эквалайзера. Для разделения звукового диапазона на отдельные полосы используются пассивные LC — фильтры. Обычно они монтируются внутри корпуса акустической системы.
Что такое коаксиальная акустика
Звуковые колонки, по конструкционному исполнению, делятся на две группы: компонентная акустика и коаксиальные системы. Отличие компонентной акустики от коаксиальной заключается в способе установки динамиков. В компонентной системе динамики, как правило, располагаются по вертикали. В нижней части корпуса располагается низкочастотный динамик, выше его размещён средне частотный излучатель, а в самом верху корпуса установлена высокочастотная головка.
Компонентная акустика позволяет использовать усилители низкой частоты, практически любой мощности. В корпусной конструкции допускается установка не только трёх динамических головок, но и большего количества. Для уменьшения длины соединительных проводов, которая негативно сказывается на качестве звука, разделительные фильтры или кроссоверы размещаются внутри акустической системы, рядом с динамиками. Компонентные динамики не обязательно размещаются в общем корпусе. В некоторых конструкциях частотные излучатели разнесены в помещении, для создания пространственного звучания и звуковых эффектов. Такая компоновка используется в многоканальных усилителях домашних кинотеатров.
Коаксиальная АС представляет собой конструкцию, где громкоговорители установлены на одной оси. В центральной части низкочастотного динамика, над диффузором, установлена пластиковая пластина, на которой устанавливаются малогабаритные динамические головки. Двухполосная коаксиальная акустика состоит из низкочастотной головки и твиттера. Более совершенная звуковая колонка коаксиального типа состоит из трех динамиков и обеспечивает качественное звучание с разделением звука на три полосы.
Коаксиальная акустическая система
Компоновка динамиков на одной оси предполагает определённые технические сложности при изготовлении колонок. Главное в коаксиальных колонках это надёжная и прочная установка динамических головок-сателлитов, которые располагаются над низкочастотным динамиком. Басовые частоты, особенно при большой мощности усилителя низкой частоты, могут нарушить крепление установочной панели и повредить сами динамики. Поэтому при очень большом выходе УНЧ лучше использовать не коаксиальные динамики, а компонентную конструкцию.
Что лучше компонентная или коаксиальная акустика
Основным достоинством соосной акустической системы являются небольшие габариты. Поэтому применение коаксиальных динамиков оправдано там, где размеры колонок играют важную роль. Прежде всего это относится к автомобильной акустике. Что лучше компонентные или коаксиальные колонки. Выходные звуковые устройства автомобиля монтируются в дверках, передней панели или спинках сидений. В этих случаях использовать компонентные корпусные колонки не получится из-за ограниченного пространства и конфигурации элементов автомобиля. Поэтому транспортные средства оборудуются коаксиалами, рассчитанными на две или три полосы звуковых частот. Такие акустические системы легко монтируются в посадочные места на автомобильных дверках.
Чем отличается компонентная акустика от коаксиальной
Кроме компоновки, разница между коаксиальными и компонентными динамиками заключается в некоторых нюансах звуковоспроизведения. Средне частотный и высокочастотный динамик установлены над диффузором мощной низкочастотной головки, поэтому при воспроизведении возникает явление интерференции звуковых волн. При этом амплитуда отдельных частот возрастает, а волны приходящие в противофазе взаимно гасятся. Амплитудно-частотная характеристика становится очень неравномерной, что отрицательно сказывается на качестве звука. Кроме того коаксиальные колонки не оборудуются разделительными LC — фильтрами. Обычно, для экономии места, ставится один конденсатор. В некоторых коаксиальных колонках ставится дополнительный динамик – супер твиттер, который воспроизводит узкую полосу высоких частот на границе слышимого звукового диапазона.
При этом весь звуковой поток направляется на слушателя из одной точки. Компонентная акустическая система, то есть собранная из отдельных компонентов, позволяет ориентировать динамические излучатели звука таким образом, чтобы обеспечить слушателю качественное восприятие музыки. Применительно к коаксиальным колонкам сделать это не представляется возможным. Поскольку салон автомобиля не предназначен для прослушивания музыкальных фрагментов в Hi — End, некоторое снижение качества в автомобильной акустике вполне допустимо.
В чём разница между компонентной и коаксиальной акустикой
Компоновка динамиков акустической системы на одной оси экономит место и позволяет обойтись без корпуса и фазоинвертора. Это особенно важно в звуковом оформлении автомобильного салона. Чем отличаются коаксиальные колонки от компонентных. В моделях легковых автомобилей предусмотрены типовые посадочные места для колонок. Владелец может легко заменить имеющуюся акустику на более мощную или качественную модель без каких-либо переделок. Поскольку мощность низкочастотной головки коаксиальной системы ограничена, автовладельцы используют сабвуфер, как отдельный басовый канал.
Спутник
(искусственный) — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Спутник — это объект, который вращается вокруг другого объекта. В космосе спутники могут быть естественными или искусственными. Луна — естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. Большинство искусственных спутников также вращаются вокруг Земли, но некоторые вращаются вокруг других планет, Солнца или Луны. Спутники используются для многих целей. Есть метеоспутники, спутники связи, навигационные спутники, разведывательные спутники, астрономические спутники и многие другие виды.Артур Кларк популяризировал идею спутника связи.
Первый в мире искусственный спутник Земли, Спутник-1, был запущен Советским Союзом 4 октября 1957 года. Это удивило мир, и Соединенные Штаты быстро запустили свой спутник, положив начало космической гонке. Спутник-2 был запущен 3 ноября 1957 года и доставил на орбиту первого живого пассажира — собаку по имени Лайка. 31 января 1958 года Соединенные Штаты запустили свой первый спутник под названием Explorer 1 . [1] Великобритания запустила свой первый спутник в 1962 году. [2]
С тех пор тысячи спутников были выведены на орбиту вокруг Земли. Некоторые спутники, в частности космические станции, были запущены по частям и собраны на орбите.
Спутники на орбите Редактировать
Анимация, показывающая орбиты спутников GPS на средней околоземной орбите.Искусственные спутники поступают из более чем 50 стран и используют возможности запуска спутников десяти стран.Несколько сотен спутников в настоящее время работают, но тысячи неиспользуемых спутников и фрагментов спутников вращаются вокруг Земли как космический мусор. Самый большой спутник — Международная космическая станция, которую собрали несколько разных стран (включая организации NASA, ESA, JAXA и RKA). Обычно на его борту живет экипаж из шести космонавтов или космонавтов. Он постоянно занят, но меняется экипаж. Космический телескоп Хаббл несколько раз ремонтировался и обновлялся космонавтами в космосе.
Есть также искусственные спутники, вращающиеся вокруг чего-то, кроме Земли. Орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter — один из тех, кто вращается вокруг Марса. Кассини-Гюйгенс вращался вокруг Сатурна. Venus Express, которым управляет ЕКА, совершил оборот вокруг Венеры. [3] Два спутника GRAIL вращались вокруг Луны до декабря 2012 года. [4] Несколько спутников вращались вокруг Солнца в течение многих лет, и еще один будет добавлен в 2019 году. [5]
Искусственные спутники имеют несколько основные виды использования:
Спутник на геостационарной орбите .Большинство искусственных спутников находятся на низкой околоземной орбите (НОО) или геостационарной орбите. Чтобы оставаться на орбите, боковая скорость спутника должна уравновешивать силу тяжести. Спутники на низкой орбите часто находятся на высоте менее тысячи километров над землей. Вблизи Земли, на НОО, спутники должны двигаться быстрее, чтобы оставаться на орбите. Низкие орбиты хорошо подходят для спутников, фотографирующих Землю. Многие выполняют работу, требующую большого наклонения орбиты (они колеблются выше и ниже экватора), чтобы они могли общаться или смотреть на другие области.Спутник легче вывести на низкую околоземную орбиту, но если смотреть с Земли, кажется, что спутник движется. Это означает, что спутниковая тарелка (тип антенны) должна всегда двигаться, чтобы передавать или принимать сообщения с этим спутником.
Средняя орбита хорошо работает для спутников GPS — приемники на Земле используют изменяющееся положение спутника и точное время (а также тип антенны, на которую не нужно указывать), чтобы найти, где на Земле находится приемник. Но постоянная смена позиции не работает для спутникового телевидения и других типов спутников, которые отправляют и принимают много информации.Им необходимо находиться на геостационарной орбите.
Спутник на геостационарной орбите движется вокруг Земли так же быстро, как вращается Земля, поэтому с земли кажется, что он неподвижен (не движется). Чтобы двигаться таким образом, спутник должен находиться прямо над экватором на высоте 35 786 километров (22 236 миль) над землей.
Связанные страницы Редактировать
Ссылки Редактировать
Другие сайты Редактировать
Естественный спутник — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Естественный спутник в астрономии — это меньшее тело, которое движется вокруг большего тела.Меньшее тело удерживается на орбите гравитацией. Этот термин используется для спутников, которые вращаются вокруг планет, [1] [2] , а также для малых галактик, которые вращаются вокруг более крупных галактик.
Тела, вращающиеся вокруг планет, называются лунами. Они различаются по размеру. На Земле всего одна луна. На некоторых других планетах много лун, а на некоторых нет. Когда люди пишут просто « — луна », они обычно имеют в виду луну Земли. Луна Земли написана с большой буквы, Луна .Латинское слово для обозначения луны — luna , [3] , поэтому прилагательное, используемое для обозначения луны, — «лунный». Например, лунное затмение.
Все, что движется вокруг планеты, называется спутником. Луны — естественные спутники. Люди также используют ракеты для отправки машин на орбиту вокруг Земли. Эти машины называются искусственными (искусственными) спутниками.
Луны не излучают собственный свет. Мы можем видеть луну Земли, потому что она действует как зеркало и отражает свет Солнца.Одна и та же половина Луны всегда обращена к Земле, независимо от того, куда она движется. Но разные части Луны освещены Солнцем, поэтому в разное время месяца оно выглядит по-разному. Это изменение, наблюдаемое с Земли, называется фазами Луны или лунными фазами.
Цикл Луны — это время, за которое Луна меняется от очень яркой и круглой до очень маленькой и тонкой, а затем снова становится яркой и круглой. В случае с Землей Луны это около четырех недель.Это происходит примерно 13 раз за год. Цикл Луны составляет около 28 дней, что немного короче календарного месяца.
Миссия «Аполлон-11» помогла Нилу Армстронгу и Баззу Олдрину стать первыми людьми, ступившими на Луну. Сделали это 20 июля 1969 года.
На орбиту Луны или другого спутника действуют две силы: гравитация и центростремительная сила. Например, Луна Земли удерживается на орбите гравитационным притяжением Земли. Таким же образом Земля притягивается к Солнцу и остается на своей орбите.Орбита Луны на самом деле вызывает приливы и волны на Земле.
Выбранные луны в масштабе Земли. Девятнадцать лун достаточно велики, чтобы быть круглыми, а одна, Титан, обладает значительной атмосферой.Спутники лун [изменить | изменить источник]
Художественное впечатление от колец РеиНе найдено спутников, принадлежащих спутникам. В большинстве случаев приливные эффекты основного тела сделали бы такие же нестабильными.
Однако математика, завершенная после недавнего открытия [4] возможной системы колец вокруг Луны Сатурна Реи, показывает, что орбиты Рейана будут стабильными.Кроме того, кольца считаются узкими, [5] , что характерно для пастушьих лун.
Луны астероидов [изменить | изменить источник]
Обнаружение 243 спутника Иды Дактиль в начале 1990-х годов стало доказательством того, что у некоторых астероидов есть спутники; действительно, 87 Сильвия их двое. Некоторые из них, например, 90 Антиопа, представляют собой двойные астероиды с двумя частями одинакового размера.
Самые большие луны в Солнечной системе (диаметром более 3000 км) — это спутник Земли, галилеевы спутники Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто), спутник Сатурна Титан и захваченный спутник Нептуна Тритон.
Ниже представлена таблица, в которой спутники Солнечной системы сгруппированы по диаметру. В столбце справа есть некоторые известные планеты, карликовые планеты, астероиды и транснептуновые объекты для сравнения. Названия спутников в честь людей из мифологии — это нормально.
Часть I. Значение фонетики (. 1) |
Часть I. Значение фонетики
Лекция 1. Предмет фонетики (1 )
Фонетика занимается звуками речи. На греческом языке ph ō n ē tik ó s означает: относится к голосу и звуку.
Значение фонетики очевидно, так как речь является важнейшим средством человеческого общения.
В процессе исторического развития потребность в общении создавала и совершенствовала органы речи, постепенно люди научились произносить звуки речи и преобразовывать их в комбинации слов и предложений.
Звуки речи — это сегменты, связанные между собой минимальными отличительными единицами фонем. Надсегментарные единицы речевого тона, ударения и интонации — это более длинные единицы речи: слоги, слова и интонационные группы.
Древние предметы, рисунки и письменные документы показывают, что голос и речь всегда очаровывали людей. Письменные документы и свидетельства древних цивилизаций указывают на то, что речь, ее происхождение и аномалии были осознаны давным-давно.
В Индии более 2000 лет назад процветала наука фонетика, более продвинутая, чем любая из тех, что были известны до недавнего времени. Результаты, воплощенные в серии санскритских текстов, впервые были представлены Западу всего около 80 лет назад.
Вот некоторые данные, связанные с историей развития фонетики:
1829 г. Изобретен ларингоскоп,
г.1852 Произведены первые наблюдения голосовых связок,
1877 г. Изобретен граммофон,
1886 г. Основана Международная фонетическая ассоциация (IPA). АПИ начал выпуск специального фонетического журнала «Le Mattre Phonetique».В нем указаны фонетические символы для звуков многих существующих языков.
Фонетика — это самостоятельный раздел лингвистики, такой как лексикология, грамматика и стилистика. Он изучает звуковую материю, ее аспекты и функции.
Фонетика связана с лингвистическими и неязыковыми науками: акустика, физиология, психология, логика и др.
Связь фонетики с грамматикой , лексикологией и стилистикой осуществляется, прежде всего, через орфографию , которая, в свою очередь, очень тесно связана с фонетикой.
Фонетика формулирует правила произношения для отдельных звуков и звуковых комбинаций . Правила чтения основаны на отношении звуков к орфографии и представляют определенные трудности при изучении английского языка, особенно на начальном этапе обучения.
Через систему правил чтения фонетика связана с грамматикой и помогает правильно произносить форм единственного и множественного числа существительных, форм прошедшего времени и причастий прошедшего времени английских регулярных глаголов, например.г. [d] произносится после звонких согласных (начал просил), [т] после глухих согласных (желаю желал). Только если мы знаем, что [s] произносится после глухих согласных, [z] после звонких и [iz] после шипящих, мы сможем правильно произносить слова book, Bags, Box . Окончание — ed произносится [id] после [t] или [d], e. г. ждал [weitid], свернул [‘fuldid]. Некоторые прилагательные имеют форму с [id], e. г. кривый [‘krukid], голый [‘ neikid], оборванный [‘rQgid].
Одно из важнейших фонетических явлений Обмен звуками — еще одно проявление связи фонетики с грамматикой. Например, эту связь можно наблюдать в категории числа. Таким образом, замена [fv], [sz], [TD] помогает различать формы единственного и множественного числа таких существительных, как: теленок телят [fv], лист лист [fv], дом домов [sz].
Чередование гласных помогает различать единственное и множественное число таких слов, как: основание основание [‘beisis’ beisi: z], кризисных кризисов [‘kraisis’ kraisi: z], анализ анализов [‘nQlsis’ nQlsi: z] а также: man men [mQn men], футов футов [fut fi: t], гусиных гусей [gu: s gi: z], mouse мышей [maus mais].
Чередование гласных связано с временными формами неправильных глаголов, например: sing sang sung; напишите написали написали, и т. д.
Чередование гласных может помочь различить
а) существительные и глаголы, e. г. ванна ванна [a: ei],
б) прилагательные и существительные, e. г. горячий heet [i:],
в) глаголы и прилагательные, e. г. умеренный умеренный [ei i],
г) существительные и существительные, e. г. оттенок тень [ei Q],
e) существительные и прилагательные, e. г. тип типичный [ai i].
Чередование гласных наблюдается в звукоподражательных соединениях:
джиггл джоггл,
вьетнамка,
чипсов,
откидной флоп,
хип-хоп
Согласные могут меняться в разных частях речи, например, в существительных и глаголах:
протяженность расширена [t d]
горловина устье [T D]
разгрузочное устройство [fv]
Фонетика также связана с грамматикой через ее интонационный компонент.Иногда одна интонация может служить выделением сказуемости в предложении. Интонация компенсирует фиксированный порядок слов в английском паре:
ÍОн вернулся домой. (Не Мэри или Джон).
Он вернулся домой. (Так что теперь вы можете его видеть).
Он пришел домой. (Он дома, а вы сказали, что он идет в клуб).
В утвердительных предложениях повышающийся ядерный тон может показать, что это вопрос. Ср .:
Он пришел домой.
Он пришел домой?
Паузация также может выполнять дифференцирующую функцию.Если мы сравним два похожих предложения, произнесенных с разными местами паузы, мы увидим, что их значение будет разным.
«То, что« писающий »поэт делает — интересно.
Если мы сделаем паузу после слова what, , нас будет интересовать, чем вообще занимается поэт. Если сделать паузу после слова , написавшего , мы хотим знать, какую книгу или статью пишет поэт.
Фонетика тоже связана с лексикологией. Только благодаря наличию ударения или ударения в нужном месте мы можем отличить определенные существительные от глаголов (образованных преобразованием), например. г.
‘от аннотации к аннотации
‘возражать против’
‘перевод в перевод
Омографы можно различить только по произношению, поскольку они идентичны по написанию, т.е. г.
лук / bu / ꒗ лук / bau /
свинец / литий: d / свинец / светодиод /
ряд / ru / ряд / rau /
канализация / су / канализация / сю: /
слеза / tE / tear / ti /
ветер / ветер / ветер / бесподобный /
Благодаря расположению ударения в словах мы можем различать омонимические слова и группы слов, например.г.
‘blackbird’ — птица ‘черная’
Фонетика тоже связана со стилистикой; в первую очередь через интонацию и ее компоненты: мелодию речи, ударение при произнесении, ритм, паузу и тембр голоса, которые служат для выражения эмоций, разграничения различных установок автора и говорящего. Очень часто писатель помогает читателю интерпретировать свои мысли с помощью специальных слов и замечаний, таких как: пауза, короткая пауза, гневно, с надеждой, нежно, недоверчиво [ин’кредюлсли] , и т. Д.
Если автор хочет сделать слово или предложение особенно заметным или логически подчеркнутым, он использует графические выразительные средства.
Фонетика также связана со стилистикой через повторение слов, словосочетаний и звуков. Подобное повторение служит основой ритма, рифмы и аллитерации.
Повторение одинаковых или похожих звуков, называемое аллитерацией, помогает вместе со словами, к которым они принадлежат, придать произнесению мелодический эффект и выразить определенные эмоции.
Звукоподражание, сочетание звуков, имитирующих звуки природы, является еще одним стилистическим приемом, который может служить примером связи между фонетикой и стилистикой. Например: звон, звон, звон, звон, звон; болтовня, треп, грохот, лепет; щебетать, щебетать, щебетать, щебетать; хлопать, хлопать, хлопать; крах, бах.
Изучение фонетических явлений со стилистической точки зрения — фоностилистика. Он связан с рядом лингвистических и неязыковых дисциплин, таких как: паралингвистика, психология, психолингвистика, социология, социолингвистика, диалектология, литературная критика, теория информации и др.
Основные понятия: Фонетика, звуки речи, органы речи, сегменты, минимальные отличительные единицы, фонема, суперсегментарные единицы речи, тон, ударение, интонация, слоги, интонационные группы, ларингоскоп, голосовые связки, Международная фонетическая ассоциация (IPA ), раздел лингвистики, акустика, сибилянты, звукообмен, пауза, омограф, мелодия, ударение при произношении, ритм, пауза, тамбер голоса, звукоподражание, фонетические явления, фоностилистика, паралингвистика, психология, психолингвистика, социология, социолингвистика, диалектология, литературоведение , теория информации.
Темы для обсуждения в классе: (1 )
1. История развития фонетики.
2. Фонетика — самостоятельный раздел языкознания.
3. Связь фонетики с лингвистическими науками.
Задания для самостоятельной работы (1):
1. Запишите список новых фонетических терминов, сложных слов и выражений, используемых в паре их объяснений и определений на английском и русском языках.
2. Докажите, что фонетика — это самостоятельный раздел языкознания.
3. Приготовьтесь дать аннотацию, используя новые фонетические термины лекции.
4. Объясните использование повторения слов, фраз и звуков.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что вы знаете об истории развития фонетики?
2. Как фонетика связана с другими науками?
Литература:
1. О’Коннор Т. Д. Фонетика. Пеликан Букс, 1977.
2. Джонс Д. Словарь английского произношения. Лондон, 1957.
Учитесь слушать по-английски. Модуль 4
ШИРЛИ ГРИФФИТ: Наша история начинается в Великобритании восемнадцатого семьдесят третьего года. Ученый по имени Джеймс Максвелл написал математическую теорию о разновидности энергии. Он назвал эту энергию электромагнитными волнами.
Согласно его теории, такая энергия может незаметно проходить по воздуху.Джеймс Максвелл не смог доказать свою идею. Другие ученые также не могли доказать этого, пока немецкий ученый Генрих Герц не провел эксперимент около 1887 года.
СТИВ ЭМБЕР: Эксперимент Герц звучит очень просто. Он использовал два металлических куска, помещенных близко друг к другу. Он использовал электричество, чтобы вызвать искру между двумя кусками металла. Он также построил простой приемник из проволоки, которую много раз переворачивали по кругу или зацикливали. На концах петли были небольшие кусочки металла, разделенные крошечным пространством.Приемник располагался в нескольких метрах от другого устройства.
Генрих Герц доказал правильность идеи Джеймса Максвелла. Электромагнитные волны или энергия передавались по воздуху от одного устройства к другому.
ШИРЛИ ГРИФФИТ: Позже Герц продемонстрировал эксперимент своим ученикам в классе. Один из студентов спросил, как можно использовать это открытие. Но Герц думал, что его открытие бесполезно. Он сказал, что это интересно, но не имеет ценности.
Он ошибался. Его эксперимент был самым началом электронных коммуникаций, которые мы используем сегодня. В знак признания его работы единицу частоты радиоволны, один цикл в секунду, называют герцем.
СТИВ ЭМБЕР: Радиоволны стали известны ученым как волны Герца. Но эксперимент был бесполезен, пока Гульельмо Маркони не усовершенствовал устройство, создавшее волны Герца. Он начал свои эксперименты в Италии в тысяча девятьсот девяносто четвертом.
Маркони вскоре смог передавать звук на расстояние в несколько километров.Он попытался заинтересовать итальянских правительственных чиновников своим открытием, но они не заинтересовались.
Маркони отправился в Великобританию. Его изобретение было там хорошо встречено. В 1897 году он основал компанию Wireless Telegraph and Signal Company. Компания открыла первый в мире радиозавод в Челмсфорде, Англия, в 1898 году.
Очень быстро люди начали отправлять и получать радиосообщения на большие расстояния с помощью оборудования компании Marconis.
Кораблям в море требовалось устройство. До изобретения Маркониса у них не было связи, пока они не прибыли в порт. С помощью радио корабли могли звать на помощь, если у них были проблемы. Они могли отправлять и получать информацию.
СТИВ ЭМБЕР: Теперь мы объясним электромагнитные волны. Начнем с эксперимента Генриха Герца. Вы также можете попробовать этот эксперимент. Во-первых, переместите элементы управления вашего радио в место, где не принимаются станции.
Теперь вам понадобится обычная 9-вольтовая батарея и металлическая монета.Поднесите батарею к радио и ударьте монетой по верхней части батареи. Вы должны услышать щелчок по радио.
Ваша монета и аккумулятор — это очень простой радиопередатчик. Это радио не будет передавать очень далеко. Однако, если вы немного знаете азбуку Морзе, вы можете общаться с этим устройством.
ШИРЛИ ГРИФФИТ: Электромагнитная энергия движется вверх и вниз, вверх и вниз почти как океанская волна. Он также движется со скоростью света двести девяносто девять миллионов семьсот девяносто две тысячи четыреста пятьдесят восемь метров каждую секунду.
Ученые научились разделять радиоволны на разные длины, называемые частотами. Это позволяет нескольким радиостанциям вести вещание одновременно и не мешать друг другу.
СТИВ ЭМБЕР: Возможно, вы слушаете нашу передачу на так называемой короткой волне. Это частоты от трех до тридцати тысяч килогерц. Их часто называют мегагерцами. Один мегагерц равен одной тысяче килогерц.
Короткие волны хороши для вещания на очень большие расстояния.Коротковолновые сигналы отражаются от ионосферы, окружающей Землю, обратно на землю, а затем обратно в ионосферу.
Первые радиопередачи осуществлялись с использованием амплитудной модуляции. AM-радио можно передавать на большие расстояния, но качество звука не так хорошо, как при более поздней обработке радиосигналов, называемой частотной модуляцией. FM-радиостанции передают в диапазоне частот от восьмидесяти восьми до ста восьми мегагерц.