Цветовая температура светодиодных ламп: что такое?
Каждая лампочка имеет свое название и описание излучаемого освещения: «теплый», «холодный» свет или «дневной». Но не всегда достаточно просто знать наименование, чтобы определиться с выбором освещения – очень важно правильно определить предназначение этого самого света.
Цветовая температура светодиодных лампОтветим на вопрос, что такое цветовая температура светодиодных ламп и выясним, какие именно оттенки света лучше всего использовать в тех или иных случаях.
Что это такое?
Цветовая температура (ЦТ) – это тон источника света. По формуле Планка она определяется как температура абсолютно черного тела, излучающего свет сопоставимого с цветом источника излучения.
Температура цвета является характеристикой видимого света и имеет важные применения в освещении, фотографии, кинематографе, издательском деле, производстве, астрофизике, садоводстве и других областях. На практике же она имеет смысл только для источников света, которые ближе всего соответствуют излучению черного тела, то есть на линии от красновато-оранжевого и желтого до белого и сине-белого цвета.
Температура света не является фактической температурой тела – горячая поверхность выделяет тепло, но при этом не является излучением абсолютно черного тела. То есть термин «температура» не имеет никакого отношения к тому, насколько горячая лампочка на ощупь.
Лампа накаливания
Цветовая температура ламп накаливания имеет примерно 2 700 К, при этом нить накала нагревается до этой же температуры, что относит этот вид освещения к электромагнитному тепловому излучению света.
Многие другие источники света, такие как флуоресцентные лампы или светодиоды, излучают свет преимущественно в результате процессов, отличных от теплового излучения. То есть испускаемое излучение не следует за формой спектра черного тела. Подобные источники освещения относят к коррелированным цветовым температурам – температура абсолютно черного тела, которое находится в раскаленном состоянии и обладает определенными свойствами.
Люминесцентные лампы
Цветовая температура люминесцентных ламп характеризуется сравнением с абсолютно черным телом. Изменение показателей меняет свойства составляющих цветового спектра. При пересечении определенной отметки по шкале Кельвина наблюдается повышение синего света и спад красного, при понижении температуры происходят противоположные изменения.
Светодиодная лампа
Цветовая температура светодиодов при свечении не использует тепловые источники нагрева – при излучении в 2 700 К они нагреваются максимум до 80º C.
Шкала цветовой температуры
Существует шкала цветовой температуры, которая выражается не в градусах, а в Кельвинах, и обозначается символом «K» – единица измерения для абсолютной температуры. Она подходит как для светодиодных ламп, так и для ламп другого типа.
Спектральный пик теплого цвета близок к инфракрасному, в то же время большинство естественных источников теплого цвета излучают значительное инфракрасное излучение. Тот факт, что теплое освещение в этом смысле фактически имеет более холодную цветовую температуру, может привести к путанице.
Индекс цветопередачи (CRI)
Индекс цветопередачи – мера способности источника света правильно отображать цвета различных объектов по сравнению с естественным источником света. Источники света с высоким индексом цветопередачи желательны в критически важных для цвета ситуациях, таких как уход за новорожденными, фотография и кинематография. Шкала измерения CRI обычно принимает 100 за идеальную цветопередачу, а если индекс меньше 39 – цветопередача плохая. Естественный источник тепла – Солнце – имеет CRI, равный 100.
Излучение Солнца приближено к абсолютно черному телу. Эффективная температура, которая определяется общей способностью излучения на единицу площади, составляет около 5 780 К. Цветовая температура солнечного света над атмосферой составляет около 5 900 K.
Поскольку люди видят Солнце через слой атмосферы, оно может показаться им красным, оранжевым, желтым или белым в зависимости от его положения. Меняющийся цвет Солнца в течение дня в основном является следствием рассеяния света, но не имеет отношения к изменениям излучения абсолютно черного тела. Синий цвет неба обусловлен рэлеевским рассеянием солнечного света, который стремится рассеивать синий свет больше, чем красный.
Спектр дневного света аналогичен спектру черного тела с коррелированной цветовой температурой 6 500 K или 5 500 K.
Выбор цвета светодиодной подсветки
Какой свет выбрать: теплый или холодный? Предпочтение цветности свечения светодиодных ламп – дело субъективное. Географические и климатические факторы также могут сыграть роль в выборе оттенков света. Чаще всего те, кто живет в более холодных северных климатических условиях, предпочитают теплый свет, а жители южных мест – любители холодного света.
Таблица цветовой температуры светодиодного освещения, как можно увидеть, находится в пределах от 2 700K до 6 500K по шкале Кельвина и включает в себя теплый, холодный свет и дневной.
Свечение светодиодных ламп выше 5 000 К относят к холодному белому свету (голубовато-белый), а более низкие цветовые температуры – 2 700-3 000 К к теплому (от желтовато-белого до красного)- Теплый белый свет (warm white) находится в диапазоне от 2 700 K до 3 500 K. Он создает успокаивающий и расслабляющий свет, который отлично подходит для спален, гостиных, столовых или ресторанов.
- Дневной свет (neutral white) колеблется от 5 000K–6 000K – четкий и ясный белый свет, который отлично подходит для гаражей, уличного освещения, офисов или магазинов.
- Холодный белый свет (cool white) находится между 6 000K и 7 000K – подходит для повышения бдительности, хорош в коммерческих и промышленных помещениях.
Также могут еще выделять естественный белый свет, который варьируется от 3 500 K до 4 500 K. Чистый белый свет лучше остальных имитирует солнечный, что делает его пригодным для использования практически в любом месте. Подвалы, гаражи и другие темные места, которые имеют слабое освещение, являются хорошим местом для прохладных белых светодиодов.
Цвет свечения светодиодов для освещения нужно выбирать в зависимости от того, где именно вы собираетесь использовать лампу, и от ваших личных предпочтений. Теплый свет хорошо применяем в различных жилых помещениях или в местах, где требуется расслабленная атмосфера. Прохладные цвета хороши для современного стиля и в промышленных, коммерческих условиях; или же если вы просто хотите увеличить яркость.
Используя светодиодные источники света, можно подобрать любой белый цвет по шкале Кельвина. Светодиод продается как источник света «полного цветового спектра» или же «улучшенного спектрального освещения».
Источники света LED, лампы или светильники хорошего качества излучают длину волны света, что больше соответствует тому, что мы видим в естественном солнечном свете, где присутствует полный цветовой спектр.
Выбирая холодный или теплый свет, ориентируйтесь на то, что светодиодные изделия для интерьера предлагаются в диапазоне от теплого белого света и нейтрального до белого дневного.
Оттенки теплее (например, 2 700k) выделяют желтый свет, что может быть полезно для кожи, но не подойдет для коммерческих и промышленных помещений и освещения тканей, продуктов питания, где присутствуют насыщенные яркие цвета, такие как красный, оранжевый и пурпурный. Как правило, внешние помещения освещаются в белом диапазоне дневного света. Любой холодный свет дает синий оттенок, а также искажает восприятие цвета – он подойдет для мастерских, гаражей или наружного освещения.
- Для освещения дома предлагают светодиодные лампы на 3 500 K, 4 000 K и 5 000 K.
- Лампы для встраиваемых потолочных светильников предлагаются в 3 000 K, 4 000 K, 5 000 K.
- Лампы для внешнего уличного освещения предлагаются на 5 200 K.
- Освещать такие места как гаражи, подвалы и паркинги для машин предлагается с помощью ламп в 5 000 K и 5 700 K.
Использование полноцветного источника света, такого как светодиодные лампы, улучшает остроту зрения (даже при более низком уровне освещенности), оказывает положительное влияние на внутренние биологические часы организма (циркадный ритм) и просто способствует эффективному освещению.
Спектр для растений — подбор ламп и цветовой температуры
Для комнатных растений не всегда достаточно освещения. Из-за его недостатка побеги могут развиваться медленно. Чтобы исправить эту оплошность, нужно всего лишь установить лампу для растений. Именно такой осветительный прибор может создать нужный спектр цвета.
Светодиодные осветительные приборы получили широкое применение для освещения оранжерей, в открытых садах и так далее. Они являются отличной альтернативой солнечному свету, не связаны с большими расходами и имеют длительный период эксплуатации.
Фотосинтез растений является процессом, проходящим во время достаточного освещения. Кроме того, растение может правильно развиваться благодаря необходимой окружающей температуре, достаточной влажности, спектру освещенности, продолжительности суток, наличию необходимых химических веществ.
Не существует цветов, способных полноценно расти в темное время суток. Непременно нужно кое-какое освещение. Разница состоит в его интенсивности. В основном световой день длится примерно 15 часов и не имеет значения, благодаря чему он может поддерживаться – солнечным лучам, искусственным лампам, либо и тому, и другому. Существуют виды растений, для которых определение нужного им света зависит от изменяющихся условий. Хотя есть такие, которым необходимо лишь определенное освещение. Оно не нужно цветам, которые отдыхают в ночное время суток. Для некоторых сортов рекомендовано принимать солнечные лучи и зимой.
На полноценный рост и развитие растительности влияют следующие факторы: грамотный полив, необходимая температура, оптимальная влажность, достаточная подкормка, выбор необходимых ламп для растений. Последнее нужно для выращивания с помощью искусственного света. И это отличное решение для тех видов растений, которые уже смогли адаптироваться к неяркому свету, к примеру, бегонии.
Как определить достаточность света?
Установку осветительного прибора для комнатных растений рекомендуется выполнить правильно. Поэтому вначале выясняем, необходимо ли сильное освещение для конкретной посадки.
Дополнительное освещение для растенийЗатем определяем число светодиодов. Можно их подсчитать с помощью люксметра. Вы можете и самостоятельно вычислить их количество.
- Спектры света для развития растений.
Рассмотрим, какие нужны спектры света для растений:
- Хлорофилл – зеленый.
- Каротины – желтый и красный спектры.
Кроме того, разнообразные пигменты могут поглощать свет по-разному, все лишнее они отражают.
Как утверждают ученые, источник энергии для фотосинтеза – это в основном лучи красного цвета спектра.
Фотоморфогенез является процессом, который протекает в растении под влиянием света с разным спектральным составом и насыщенностью. Тут свет – сигнальное средство, которое регулирует рост рассады. К тому же в растении имеется и пигмент фитохром. Пигмент является белком, который имеет чувствительность к некоей области белого спектра.
Особенности фитохрома состоят в том, что он принимает 2 формы с разнообразными характеристиками, под влиянием красного оттенка с длиной волны 660 нм он отличается способностью фотопревращения. К тому же поочередное свечение на короткий промежуток времени красным светом аналогично манипулированию им с помощью любого выключателя.
Эта характеристика фитохрома может обеспечить слежение за временем дня, чтобы управлять периодичностью произрастания семян. Сделать нужную лампу достаточно трудно.
Фитохром имеется также в листочках и в рассаде. Красные лучи стимулируют прорастание рассады, а дальний оттенок этого же цвета ее рост подавляет. Вероятно, по этой причине она и прорастает в ночное время суток. Однако это не закономерность для всех видов растений. Тем не менее красный свет является полезным, потому что стимулирует в растении активные жизненные процессы.
Как стало очевидно из результатов многочисленных экспериментов, красного цвета должно быть больше. Для различной рассады оптимальные пропорции могут быть самые разные. Так выясняется, что если помидоры хорошо произрастают при изобилии красного, то огурцы могут погибнуть.
Адениумы, например, представляют собой растения, которые в родных краях растут, получая достаточно много красного цвета спектра. На африканских территориях и на территории арабских стран рассвет и закат не продолжаются длительное время, солнце очень быстро заходит и встает. Кроме того, эти регионы отличаются немногочисленными пасмурными днями. То есть там мало синего света.
Светолюбивые растенияРезультаты многочисленных экспериментов позволили прийти к выводу, что соотношение 2 красных и 1 синего светодиодов лучше для вегетационного периода созревания растений. При этом благодаря такому соотношению света вы можете намного увеличить количество плодов.
Кроме того, учитываем, в каких условиях растет растение, попадают ли на него прямые лучи солнца. Если растения выращиваются в специальном гроубоксе либо в подвальных условиях, то для их выращивания придется использовать и иные спектры. Такие спектры можно получить, если монтировать определенное количество белых светодиодов, можете добавить и ультрафиолетовые, если вы выращиваете экзотические сорта. Произрастать без ультрафиолетовых лучей способны практически все растения, однако выделить, к примеру, эфирное масло – не все. Можем посмотреть на примере укропа, который без УФ не такой ароматный.
В тепличных условиях в некоторых случаях выбирают одновременно 2 вида искусственных осветительных приборов – это натриевая лампа, в которой изобилие красного спектра, и светодиод. Чтобы монтировать на большую площадь нужное число светодиодов, потребуются огромные вложения.
Однако необходимо учитывать и такие важные моменты, как то, что в тепличных условиях доступен еще и обычный свет, который и способен компенсировать недостаток освещения.
Чтобы выращивать в закрытой почве, можно использовать соотношение 1:2 – 1:4 в зависимости от растущего растения. Выращивать можно и под единственным синего цвета спектром.
Также благодаря сочетанию разных спектров вы можете заметить проявление половых особенностей растений.
Основные цветовые температуры ламп- Цветовая температура ламп.
- 2 700 К относится к теплому свету – тут больше красного спектра, который можно получить от ламп накаливания. Иные виды ламп могут дать свечение, которое близко к свету ламп накаливания. Эта разновидность свечения применяется в период цветения.
- 4 100 К – белый свет.
- 6 400 К – холодный белый свет – тут преобладает излучение синего спектра. Это может привести к наилучшему результату в течение вегетативного роста. Поэтому холодный свет так востребован.
- 8 000–25 000 K – ультрафиолет.
- Выбор мощности.
Определить мощность можно благодаря месту, условиям и культуре, которую вы собираетесь выращивать дома. Растения бывают светолюбивые и плодоносящие. Среди последних можно отметить помидоры и клубнику. Они нуждаются в изобилии света, от этого зависит урожайность. К нетребовательным относятся салат, тропические сорта растений и большинство комнатных.
Светодиоды могут находиться довольно близко к растению, на расстоянии примерно 5 сантиметров, при этом они не опаляют растение. Если листочки очень нежные, лампы рекомендуется установить на расстоянии около 10 см. Если вы выращиваете высокие сорта растений, то лучше обеспечить и боковое освещение, потому что нижние листья могут недополучить свет.
- Длина световых волн.
В спектре лучей солнца имеются и синий, и красный оттенки. Они дают возможность растениям приобретать больше массы, а также лучше плодоносить. Если облучать лишь с помощью синего спектра, у которого длина волны примерно 450 нм, ваша рассада вырастет низкорослой. Она не порадует изобилием зеленой массы. Также вероятно, что растение не будет давать плоды.
Если обеспечить красный диапазон света с длиной волн примерно 620 нм, то хорошо начнет развиваться корневая система растения, оно будет цвести и отлично плодоносить. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какой свет нужен для определенных растений.
Светодиодные лампы для растенийВыбираем лампу для освещения растений
- Светодиодные лампы.
Если вы выбрали светодиодные лампы для освещения растений, то они помогут вашей флоре не только хорошо расти, но и отлично плодоносить. В одно и то же время при освещении люминесцентным прибором имеет место и цветение. Светодиоды не будут нагреваться, по этой причине не требуется проветривание комнаты. К тому же нет теплового перегрева растений. Такие фитолампы являются отличным выбором для выращивания семян. Благодаря направленности спектра излучения побеги могут окрепнуть даже за непродолжительный отрезок времени.
Среди преимуществ стоит отметить и низкое потребление электричества. Светодиоды могут уступить лишь натриевой лампе. Однако они в 9 раз экономичнее ламп накаливания. Срок их эксплуатации может достигать даже 10 лет. Гарантия предоставляется на срок примерно 4 года. Если выбрать такие осветительные приборы, можно надолго забыть об их замене. Они не накапливают вредных веществ. Хотя их использование в теплице довольно широко распространено. Рынок сегодня переполнен такими светильниками: их можно прикрепить как на стену, так и на потолок.
Лампа дневного света для выращивания растенийЧтобы увеличить интенсивность излучения, лампы объединяют в одну конструкцию. Среди минусов можно отметить высокую цену, если сравнивать с люминесцентными лампами. Разница очень большая. Однако диоды могут себя окупить после пары лет эксплуатации. С их помощью вы можете значительно сэкономить электроэнергию. После завершения гарантийного периода можно наблюдать понижение свечения. Если площадь теплицы большая, то потребуется установить как можно больше точек освещения.
- Радиатор для светильника.
Такие приборы требуются в случаях, если нужно отвести тепло. Радиаторы отлично с этим справляются. Светодиоды для растений рекомендуется чередовать по цветам. Так у вас выйдет равномерное освещение.
- Фитосветодиоды.
Новое изобретение под названием фитосветодиод может прийти на замену обычным аналогам, которые светят лишь в единственном цвете. Новая техника в чипе собрала в себе нужный спектр светодиодов для прорастания растений. Он необходим для различных этапов роста. Конструкция простейшей фитолампы состоит из блока, где установлены и светодиоды, и вентиляторы. Последние можно отрегулировать по высоте.
- Лампы дневного света.
Долгое время люминесцентные лампы были довольно востребованы в приусадебных участках и в теплицах. Однако такие приборы для растений – не самое верное решение по цветовому спектру. Им на смену пришли новейшие фитосветодиодные лампочки особого назначения.
- Натриевые лампы.
Такие приборы отличаются очень насыщенным светом и их лучше не устанавливать в помещении. Рекомендуется применять их в большой теплице, в саду и оранжерее, где нужно тщательное освещение растений. Недостатком этих ламп считается их небольшая производительность.
Цветовая температура светодиодных ламп освещения
Цветовая температура светодиодных ламп — один из наиболее важных параметров, относящихся к осветительному оборудованию. Данный параметр следует принимать во внимание не только при решении интерьерных задач, но и при подборе автомобильных ламп. Цветовая температура — комплексное понятие, которое включает в себя такие характеристики, как спектральные свойства, цвет свечения, индекс цветовой передачи и много другое.
Физическая трактовка цветовой температуры
Впервые проблема цветовой температуры упомянута в работах великого физика Макса Планка. В его трудах по квантовой физике затрагивались законы распределения энергии, в результате чего было обособлено значение цветовой температуры. В качестве единицы измерения этого состояния (как и в случае абсолютной температуры) выбраны кельвины. Формула определяет этот показатель как равный температуре абсолютного черного тела, при которой тело производит излучение в цветовом диапазоне, равном измеряемому.
В люминесцентных лампах цветовая температура замеряется методом их сравнения с абсолютно черным телом. Отображается полученный показатель в виде линии черного тела. За абсолютно черное тело принимается всякий твердый объект, обладающий некоторыми свойствами. При этом объект находится в раскаленном состоянии. Когда меняются показатели, происходит смена и спектральных параметров. К примеру, когда на шкале Кельвина пересекается определенная метка, происходит рост синей части и падение красной. Если же температура падает, происходят обратные изменения.
к содержанию ↑Корреляция цветовой температуры
Когда температура абсолютно черного тела повышается, начинается процесс накаливания. Образно накаливание можно сопоставить с нагревом металла. Происходит смена цветов в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, белый, голубой. В цветовом пространстве процесс накаливания отображается на соответствующей кривой.
Для ламп накаливания цветовая температура примерно равна 2700 кельвинам. Излучение находится в теплой или красной области оттенков. При этом температура нити лампочки накаливании точно расположена на 2700 К.
Благодаря использованию спектрального анализа видимой части спектра, можно определить данные по другим типам источников света. К примеру, температура светодиодов не показывает степени их разогрева: на отметке 2700 К светодиод нагревается лишь до 80 градусов по Цельсию.
к содержанию ↑Восприятие цветов
Цветовосприятие каждого человека индивидуально. Восприятие каждого цвета — это некий компромиссный результат, полученный на основе обработки сигнала, принятого зрительными нервами. Воспринимаемые оттенки могут значительно отличаться от человека к человеку.
Также следует принимать во внимание и тот факт, что с возрастом происходит искажение цветовосприятия. В частности хрусталик приобретает желтоватый цвет, что вносит коррективы в восприятие приходящей от зрительных нервов информации. Также немалую роль в цветовосприятии имеет фактор психологии.
Общепризнанно, что человеческий глаз может отличать до 10 миллионов оттенков. Причем более четырех сотен из них относятся к разновидностям ахроматического серого цвета. Однако такое количество воспринимаемых оттенков не должно вводить в заблуждение: к примеру, солнечный луч легко искажает цветовосприятие.
к содержанию ↑Световые цвета
Определение холодного объекта без излучения не создает каких-либо сложностей. Одним из главных отражательных параметров такого объекта является длина волны или обратная ей характеристика — частота. Если же речь идет о разогретом излучающем теле, то дела обстоят по-другому.
Абсолютно черное тело не отражает световые лучи. В качестве примера можно привести спираль из вольфрама в стандартной электрической лампе. Разберемся, как соединяется такая лампочка через реостат с электрической цепочкой.
Ниже представлена последовательность наблюдений:
- Свет включен, электричество передается на клеммы.
- Уровень сопротивления медленно снижается.
- Абсолютно черное тело начинает слегка светиться красным.
Если в этот момент проверить температуру объекта, она будет находиться на уровне 900 градусов выше нуля. Согласно закону о сверхпроводимости, при нулевой температуре по Кельвину скорость атомов также будет равна нулю. Однако именно от скорости и зависит излучение.
к содержанию ↑Цветовая температура и оттенки
Для начала видимого спектра излучения абсолютно черного тела характерен уровень в 1200 кельвинов. Этот уровень граничит с красным оттенком. Если накаливать спираль и дальше, произойдут значительные цветовые изменения. При 2000 К вместо красного цвета появится ярко-оранжевый, со временем переходящий в желтый. Полное доминирование желтого наступит при 3000 К.
Для спиралей из вольфрама пиком является уровень в 3500 Кельвинов. Далее спирали подвергаются плавлению. Однако источники света других типов можно нагревать и до больших температур. К примеру, светодиоды без проблем разогреваются до 5500 К или даже более высоких температур. На 5500 К светодиоды покажут ярко-белый цвет, на 6000 К — голубоватый, а на 18000 К — фиолетовый.
Цветовая температура оказывает непосредственное влияние на восприятие оттенков. Характеристики холодной и теплой гаммы значительно разнятся. К примеру, температура свечки — 1200 К, а температурный показатель неба в зимнее время года может доходить до 12000 К.
Цветовая температура | Оттенок | Характеристика |
---|---|---|
2700К | Теплый белый, красновато-белый | Используется в обычных лампах накалывания. Делает интерьер более уютным, по настоящему домашним |
3000К | Теплый белый, желто-белый | Является характерным для большенства галогеновых ламп, несколько холоднее, чем свет от лампы накалывания |
3500К | Обычный белый | Таким является излучение от флюорисцентных трубок различных размеров |
4000К | Холодный белый | Является незаменимым атрибудом стиля хай-тэк, но своей стерильностью ассоциируется с больницей |
5000-6000К | Дневной | Используется для имитации дневного света в оранжереях и террариумах |
6500К | Холодный дневной | Используется при профессиональной фотосьемке и в кинематографе |
Выбор осветительных приборов нужно делать исходя из поставленных задач. При поиске соответствующего эффекта следует учитывать, что температура и интенсивность свечения могут восприниматься не одинаково в разное время суток.
к содержанию ↑Светодиодное освещение
Освещение на диодах — один из наиболее распространенных типов осветительных приборов. Цветовая температура диодов характеризуется тремя основными оттенками:
- Белый в теплой гамме (за рубежом обозначается как Warm White) — до 3300 К.
- Натуральный белый (Neutral White) — до 5000 К.
- Белый в холодной гамме (Cool White) — более 5000 К.
Температурные особенности светодиодов в значительной степени определяют сферы их применения. Прежде всего, диоды используются в уличном освещении, на рекламных билбордах, а также в автомобильной светотехнике.
Обратите внимание! Цветовая температура диодов позволяет не только установить контрастность, но и дает возможность определиться с тем, как будет восприниматься свет при смене погоды.
к содержанию ↑Белый свет в холодной гамме
Самой большой точностью восприятия отличается солнечное освещение. Для прочих же источников света характерны значительно более низкие показатели. К примеру, для большинства светодиодных светильников показатель температуры находится в границах 5000-8000 Кельвинов. Средний показатель передачи по соответствующему индексу не превышает 65 единиц.
К достоинствам источников света в холодной цветовой гамме относится их высокая контрастность, что очень хорошо при освещении затемненных предметов. Светодиоды, благодаря возможности функционирования на больших расстояниях, — лучший выбор для освещения дорожного покрытия.
к содержанию ↑Нейтральный и теплый свет
Следует учитывать, что холодные оттенки в наибольшей степени искажают восприятие цветов. Для холодного цвета характерна резкость, благодаря чему достигается контрастность, однако для человеческого глаза это вредно.
Теплая гамма менее раздражающе действует на зрение. В диапазоне 2500-6000 К индекс цветопередачи повышается до 75-80 единиц, и подобные осветительные приборы показывают отличные результаты на незначительных расстояниях. Теплые и нейтральные тона демонстрируют явное преимущество при освещении в плохую погоду. К примеру, атмосферные осадки оказывают существенное влияние на качество холодного света, тогда как для теплых оттенков дождь или снег несущественны. Причина в том, что теплые источники позволяют рассмотреть не только сам объект, но и пространство возле него. Кстати говоря, по той же причине теплая гамма более эффективна под водой.
к содержанию ↑Обратите внимание! Для энергосберегающих лампочек характерен теплый спектр. Это хорошо, так как для освещения жилых помещений малопригодна холодная гамма.
Ксеноновое освещение
Особенности ксеноновых и биксеноновых ламп диктуются не только компаниями-производителями, но и техническими нюансами, находящимися в тесной зависимости от цветовой температуры:
- Ярко-желтый цвет (3000 кельвинов) чаще всего используется в противотуманных фарах. Уровень светового потока приблизительно равен 3300 люмен.
- Бело-желтый (4300 К). Используется в противотуманном и головном освещении. Характеризуется повышенной цветоотдачей (3300-3500 люмен). Не перенапрягает зрительные нервы, хорошо заметен на сыром асфальте. Важная особенность — не угнетает зрение водителям попутных автомобилей.
- Стандартный белый (4500-5000 К). Подобный уровень цветовой температуры наилучшим образом воспринимается глазом человека. Характеризуется значительной цветоотдачей (примерно 3000 люмен), что позволяет использовать лампы со стандартным белым цветом для решения широкого диапазона задач.
- Белый холодного спектра и бело-голубой (свыше 6000 К). Степень голубизны в цвете варьируется в зависимости от разновидности оптической техники (линзы или рефлекторов). Осветительные приборы этого типа показывают худшие результаты в сырую погоду, но на сухом асфальте и на снегу по видимости им нет равных.
- Синий, фиолетово-синий (более 8000 К). Источники света с такими температурными показателями относятся к декоративным. Им свойственна невысокая излучающая способность (не более 2200 люмен), а потому утилитарное применение им найти сложно.
к содержанию ↑Обратите внимание! Согласно выводам европейских исследователей, большинство автовладельцев отдают предпочтение ксеноновым фарам с цветовой температурой на уровне 6000 К.
Заключение
Все характеристики освещения следует рассматривать в единстве. Цветовая температура связана с яркостью, контрастностью, что непосредственно сказывается на комфортности восприятия того или иного источника света. При этом для решения одних задач правильнее выбрать освещение в холодном спектре, для других же случаев оптимальным решением будет теплая цветовая гамма.
Цветовая температура светодиодных ламп освещения
Что такое цветовая температура простыми словами?
Поделиться статьёй:
Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий. Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок. Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.
Содержание статьи:
Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя. Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый. В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно. К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.
Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок. Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке. Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.
Обозначения и числовые показатели
Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:
Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате. Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному. Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.
Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К. Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный. Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.
Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К. И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К). А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.
Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:
Как фотографировать при теплом освещении?
Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии. Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали. Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.
Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:
- светосильный объектив;
- штатив;
- много терпения на первых порах.
Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.
Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.
Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии. Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев. Но потребует наличие штатива.
Холодное освещение и его влияние на снимок
Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей. Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка. Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.
Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.
Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно. Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.
Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением. Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка. Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.
Комбинированное освещение
Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный. Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены. Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:
Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми. Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре. А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.
Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому. Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму. Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.
Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой — максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета. Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта. Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.
Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.
Корректировка баланса белого
Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:
- до начала съемки по свойствам освещения;
- на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
- при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.
Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат. Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе. При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.
Совет начинающим фотографам
Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами. Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки. Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.
Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.
Поделиться статьёй:
Цветовая температура и индекс цветопередачи
Видимый свет отличается своим оттенком, а видимые предметы — своей четкостью. Параметры, отвечающие за данные характеристики — цветовая температура и индекс цветопередачи.
Попробуем разобраться, от чего зависят данные характеристики, и как правильно подобрать светодиодный светильник с необходимыми параметрами цветовой температуры и индексом цветопередачи.
- Что такое цветовая температура света?
- В чем измеряется цветовая температура?
- Какая бывает цветовая температура света?
- Как определить цветовую температуру светодиодного светильника?
- Что такое индекс цветопередачи светодиодного светильника?
Цветовая температура – это одна из основных характеристик светодиодных светильников, определяющая спектральный состав излучения источника света. Она определяет объективность восприятия света человеком.
Цветовая температура измеряется в кельвинах или миредах (обратных микроградусах).
Чтобы измерить цветовую температуру, необходимо воспользоваться колориметром. Но для покупателя достаточно знать диапазон цветовой температуры.
Ниже приведен диапазон цветовых температур, применяемых в светодиодных светильниках. Эти диапазоны буду аналогичны и для других источников света.
Зависимость цветовой температуры от длины волны:
Чем ближе цветовая температура к 5000 K, тем более сбалансирован спектральный состав света (линия более горизонтальна), и тем ближе он по составу к идеальному «белому» свету Солнца – CRI=100 (CRI — индекс цветопередачи). Чем ниже цветовая температура, тем больше доля красного, и меньше синего цвета. Именно поэтому лампы накаливания с низкой цветовой температурой придают красноватый оттенок всему, что они освещают. Чем выше цветовая температура, тем больше доля синего и зеленого.
Качественные светодиодные светильники любой цветовой температуры делают так, чтобы белый цвет был максимально белым, но вот все остальные оттенки совсем не обязательно передаются правильно. В этом как раз и состоит отличие ламп с разной цветовой температурой, но равным индексом цветопередачи. Если цветовая температура отличается от 5000 К, то все оттенки, отличные от белого, будут более теплыми (<5000 K, больше красных оттенков), или более холодными (< 5000 К, больше голубых оттенков) — отсюда названия трех основных типов ламп:
Диапазон цветовой температуры | Тип света | Примеры источника света |
2700 – 3500 К | Теплый белый | Лампа накаливания |
3500 – 5000 К | Нейтральный белый/ нормальный белый | Солнечный свет после восхода |
5000 – 7000 К | Холодный белый/ дневной | Яркий дневной свет |
Индекс цветопередачи (CRI — colour rendering index) – это параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета предмета видимому (кажущемуся) цвету этого предмета при освещении его данным источником света.
Характеристика цветопередачи | Степень цветопередачи | Индекс цветопередачи, CRI | Пример ламп |
Отличный | 1А | Более 90 | светодиодные лампы, галогенные лампы |
Очень хороший | 1В | 80-89 | светодиодные лампы, люминесцентные лампы |
Хороший | 2А | 70-79 | светодиодные лампы, люминесцентные лампы, МГЛ |
Нормальный | 2В | 60-69 | светодиодные лампы, люминесцентные лампы, лампы МГЛ |
Достаточный | 3 | 40-59 | лампы ДРЛ (ртутные) |
Низкий | 4 | Менее 39 | лампы ДНат (натриевые) |
Цветовая температура светодиодных ламп: таблица
Оттенок цвета, источаемый источником света, может пагубно влиять на зрение. Узнать об этом поможет таблица цветовой температуры светодиодных ламп. Также, на упаковках ламп часто указывают данную характеристику. Свойство указывает на уровень яркости осветительного прибора.
Что такое цветовая температура светодиодных ламп?
Чтобы разобраться в необходимости выбора определенного цвета, нужно разобраться в цветопередаче. Каждый человек обладает индивидуальным восприятием цвета. Это может зависеть от возраста, ведь чем старше человек – тем хуже видит окружающий мир. Связано с помутнением хрусталика и приобретением желтого оттенка.
Цветопередача – восприятие цвета при стандартном источнике света и исследуемом. Измеряется в CRI, а за основу взята шкала Кельвина. Максимальное значение сто, и оно соответствует высокому качеству отображения объекта, освещение естественного типа или лампой накаливания. Низкое качество передачи – 70 CRI, соответствует параметру 2700 К (Кельвинов).
В отношении светодиодных ламп, используется цветовая температура, которая соизмерима с индексом цветопередачи. Так, самым низким показателем является – 1900, что отвечает красному типу освещения.
Существует три диапазона передачи цвета:
— Теплое освещение от 2700К до 3200К;
— Дневное или естественное от 3500К до 6000;
— Холодное от 6000К
Оптимальным цветовым оттенком считается от 2800К до 6000К.
Область применения
Светодиодная лампа цветовая температура влияет на возможность использования в определенных условиях.
Сфера применения | Административные учреждения и офисы | Школы и образовательные учреждения | Рестораны, отели и кафе | Складские помещения | Квартиры и дома | Лаборатории |
Теплый оттенок (3300К) | + | + | + | |||
Естественный белый (4400К) | + | + | + | + | + | |
Холодный белый (6400К) | + | + | + | + |
В соответствии с таблицей, можно определить, какие именно светодиодные лампы применимы в определенных условиях. Оттенок влияет на восприятие цвета и производительность. Желтый и более темные цвета – это низкая продуктивность, влияние на зрение. Использовать его для общего освещения нельзя, потому как меняет восприятие цвета и заставляет глаза напрягаться. Желтый подходит для локальной подсветки, например, торшеров и настенных ламп.
Наиболее популярным и используемом для жилых условий, является нейтральный белый оттенок. Он не влияет на отображение цветов предметов, может использоваться для работы в офисах и домашних дел. Холодный белый, с легким голубоватым оттенком – применим только на складах и в некоторых офисах. Как и желтый, меняет восприятие и пагубно воздействует на зрение. Температура светодиода света является важным показателем при выборе необходимого варианта.
Преимущества использования светодиодных ламп
Подобные источники света относятся к классу энергосберегающих. В отличие от ламп накаливания, способны выдать энергии больше, а затратить меньше. Большинство современных владельцев домов и квартир, предпочитают именно этот тип освещения. К тому же, светодиодные источники обладают различной конфигурацией, что положительно сказывается на обширности выбора.
Рассматривая подобные устройства с точки зрения практичности, можно выделить:
— Диодные светильники не греются. Максимум – блок питания;
— Светильник не может взорваться и навредить жильцам дома;
— Не выделяет ядовитых паров и работает столько, сколько указано в инструкции;
— Долговечность – отличительная черта. В зависимости от качества, способны работать до двадцати лет
Параметры лампочки и температуры света указаны на упаковке, поэтому покупатель сможет подобрать необходимую разновидность самостоятельно.
Заключение
Спектр цветов светодиодных ламп разнообразен, но именно он влияет на продуктивность и работоспособность. Некоторые виды отлично подойдут для создания приглушенного цвета с уютной обстановкой. Другие же, напротив, способствуют активному труду и способности к обучаемости. Если на лампе не указаны данные, достаточно проверить её на стенде, который представлен практически в любом специализированном магазине. Поделитесь информацией в своих социальных сетях, если считаете ее полезной.
Цветовая температура (Кельвин)
Что такое цветовая температура?
- Цветовая температура — это способ описания света, создаваемого лампочкой. Он измеряется в градусах Кельвина (K) по шкале от 1000 до 10000.
- Обычно температура Кельвина для коммерческого и жилого освещения падает где-то в диапазоне от 2000K до 6500K.
- Цветовая температура лампочки позволяет нам узнать, как будет выглядеть излучаемый свет.
- Цветовая температура лампочки назначается на основе коррелированной цветовой температуры (CCT).
- Например, если вы нагреете металлический предмет, он будет светиться. В зависимости от температуры Кельвина, при которой нагревается металлический объект, свечение будет разных цветов, например, оранжевого, желтого или синего. Цветовая температура лампочек должна повторять температуру Кельвина металлического объекта.
Какая цветовая температура мне подходит?
Понимание температуры по Кельвину (K) упрощает выбор освещения, которое придаст вам желаемый внешний вид.
- В нижней части шкалы, от 2000K до 3000K, излучаемый свет называется «теплым белым» и имеет вид от оранжевого до желто-белого цвета.
- Цветовые температуры от 3100K до 4500K называются «холодным белым» или «ярко-белым». Лампочки в этом диапазоне излучают более нейтральный белый свет и даже могут иметь слегка голубой оттенок.
- Выше 4500K попадает в «дневную» цветовую температуру света.Лампочки с цветовой температурой 4500К и выше излучают бело-голубой свет, имитирующий дневной свет.
Производство телевидения: цветовая температура
Различная цветовая температура солнечного света
T он цвет солнечного света может сильно различаться в зависимости от времени суток, количество тумана или смога в воздухе, а также географической долготы и широты площади.
Как показано здесь, из-за угла к земле рано утром и поздно днем солнечный свет должен проходить через больше земной атмосферы.
T Более длинный путь дает больше синего цвета свет поглощается, чем красный. (Чем меньше длина волны света, тем больше легко впитывается. )
Следовательно, цветовая температура солнца смещена в сторону красного, что составляет красный цвет на восходах и закатах. Запись фото здесь.
В полдень солнечные лучи проходят меньше расстояния через атмосферу (верхнее солнце на рисунке выше).
В данном случае цветовая температура в полдень равна примерно 5 500К. (В зависимости от условий это число может быть от 5400 до 6000 тыс.)
Когда солнце движется по небу, появляются едва различимые цвета. сдвиги. И, если солнце входит и выходит из облачного покрова, цветовая температура (и качество света) также изменится.
C цветовая температура также меняется в результате прохождения солнечного света сквозь дымку или пасмурную погоду небо.Если в этих условиях камера не сбалансирована по цвету, это свет придаст коже холодный голубоватый оттенок.
Цветовая температура среднего летнего оттенка весьма синий — около 8000К. Полдень просвет (без прямых солнечных лучей) может от 9,500К до 30,000К.
Почему цветовая температура тени или света от небо выше прямых солнечных лучей?
В обоих случаях преобладает не прямой солнечный свет, но свет с голубого неба.
Источники искусственного света
W e упомянуто что 3200K — стандартная цветовая температура для телевизора освещение — значительно ниже (краснее), чем средний дневной свет.
Обратите внимание на высокую долю желтого и красного в области накаливания. этой иллюстрации.
Этот вид искусственного освещения обычно называют как лампа накаливания или вольфрам свет , после спиральной вольфрамовой нити в этих лампах.
В ▲ на предыдущей фотографии дневной свет из окна освещает объект справа и освещение слева от лампы накаливания лампочка. Поскольку оба типа освещения присутствуют в одном и том же время, разница между ними становится очевидной.
У всех ламп накаливания N 3200 К.
Обычная 100-ваттная лампочка, например, стоит всего около 2,850К.Пламя свечи (для тех, кому нужно снимать постановки при свечах!) становится еще краснее — около 1900К.
Большинство различий в этих источниках можно обработать встроенными фильтрами коррекции цвета «внутри-снаружи» камеры вместе со схемой баланса белого.
|
Источники искаженного спектра
Y или может заметили, что иногда видео и фото, снятые в стандартных флуоресцентные лампы часто имеют зеленовато-синий оттенок, отчего кожа тона выглядят немного пепельными или серыми.
Люминесцентные лампы относятся к группе осветительных приборов. известные под общим названием газоразрядные лампы — стекло трубки, заполненные парами металла с электродами на каждом конце.
В отличие от ламп вольфрамового типа, стандартные люминесцентные лампы имеют ломаный спектр .
Вместо относительно плавного смешения цветов инфракрасного до ультрафиолета стандартный люминесцентный свет имеет резкие полосы или шипы цвета — прежде всего в сине-зеленых областях.
Даже если глаз не заметит эти шипы, они может быть довольно очевидным на видео и в кино. Последние улучшения в CCD / CMOS видеокамеры, однако, уменьшили проблему.
КЛЛ или компактные люминесцентные лампы
Вт ith энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), казалось бы, предназначенные чтобы заменить большинство вольфрамовых ламп в ближайшие годы, цветовая температура Характеристики этих ламп сейчас имеют большое значение в видеосъемке.
Большинство КЛЛ на рынке составляют от 2700 тыс. и 3000К, что сравнимо с лампой накаливания.
Однако «ярко-белый», «натуральный» или «дневные» КЛЛ также доступны в цвете выше по Кельвину. температуры: 3500K, 4100K, 5000K и 6500K.
Последние усиливают более холодные цвета — синий, зеленый и фиолетовый и тусклые красные и желтые.
Поскольку это люминесцентные лампы, они имеют нарушенный спектр, который может привести к неожиданному изменению цвета пленки и видео.(Обратите внимание на обсуждение люминесцентных ламп ниже.)
До того, как лампы CFL будут использоваться в критических цветных работах, результат следует проверять на хорошем цветном мониторе. Если цветовой баланс не то, что вы хотите, вы должны заменить огни известных цветовых характеристик.
Люминесцентная лампа дневного света
U петь популярная люминесцентная лампа, например, дневная люминесцентная лампа , в средняя цветовая температура для этой трубки составляет 6500 К.
Обратите внимание на то, что в зеленой зоне этой иллюстрации два «пика» в флуоресцентном спектре.
Эти всплески высокоэнергетического цвета вызывают сине-зеленый слепок, который мы часто видим, когда снимаем при стандартном флуоресцентном освещении.
Коррекция для «стандартных» флуоресцентных цветов
A хотя некоторые видеокамеры имеют люминесцентные фильтры, включенные в их фильтр колеса, они не могут полностью или последовательно решить цветовой баланс проблема стандартных люминесцентных ламп.
Во-первых, существует около 30 различных люминесцентных ламп. пробирки, каждая из которых имеет несколько разные цветовые характеристики. В по цветовой температуре они колеблются от 6500К до менее 3000К.
T Стандартный потребительский люминесцентный Лампа с наименьшей цветовой температурой — теплый белый флуоресцентный, 3050 К.
Несмотря на то, что этот тип флуоресцентного света может сделать объект материя выглядит слегка бледной и зеленоватой, обычно она дает удовлетворительные результаты — предполагая, что камера сбалансирована по белому на карте, и предполагая идеальная цветопередача — не цель.
Как и в случае с лампами КЛЛ, чтобы избежать непредсказуемого Эффекты видеооператоры, которые хотят точно воспроизводить оттенки кожи, просто выключите стандартные флуоресцентные лампы и установите собственное освещение. Это не только решает проблему с цветовой температурой, но придает свету до более приемлемого уровня.
Люминесцентные лампы с балансировкой цвета
T Обсуждение выше сосредоточено на стандартных люминесцентных лампах и их проблемы.
За последние годы как минимум два производителя люминесцентных ламп начали производить люминесцентные лампы высокой интенсивности, в которых используются специальные химические соединения для сглаживания обычно встречающихся пиков спектра в стандартных люминесцентных лампах.
Банки цвето-сбалансированных флуоресцентных огни создают мягкий, практически лишенный теней свет на большой площади.
Этот тип света (показан справа) становится все более популярным. популярность во многих студийных приложениях.
По сравнению с традиционным студийным освещением лампами накаливания, он генерирует гораздо меньше тепла и потребляет гораздо меньше энергии.
Однако, поскольку эти флуоресцентные банки не могут проецировать свет любое большое расстояние, их использование ограничено предметом, который относительно рядом с огнями.
Часто флуоресцентные банки с балансировкой цвета используются для всеобщее равномерное освещение и более направленные осветительные приборы затем добавляются как акцентные (ключевые) огни.
Газоразрядные лампы других типов
O далее типы газоразрядных ламп могут вызвать много более серьезные проблемы с цветом.
Один тип, натриевые лампы, используемые в основном для уличное освещение, дает яркий желтовато-оранжевый, прерывистый спектр свет, который резко (и безнадежно) исказит цветовой баланс. Обратите внимание на фото выше.
O производительность при более высоком внутреннем давлении используются ртутные лампы. для больших внутренних помещений, например, спортзалов.
Хотя базовая цветовая температура колеблется от 3500К до 5900K, в зависимости от лампы, потому что эти лампы обычно имеют сильно изломанный спектр, они могут делать странные вещи с цветом.
Ртутные лампы часто смешивают с другими типами лампы для сглаживания цветового спектра, особенно при хорошем видео соображение.
T отсылает к человеческому атрибуту приблизительного согласованность цвета, многие проблемы с цветовой температурой, которые мы обсуждали может быть неочевидным для глаза.Но они могут создать серьезные проблемы для видео и фильм, когда вы пытаетесь сопоставить последовательные сцены во время редактирования.
Это всего лишь один вид технических проблема непрерывности (техническая несогласованность от сцены к сцене), которая можно встретить в видеопроизводстве.
Телевизор и видеомонитор Color Balance
B efore не говоря уже о цветовой температуре, мы должны упомянуть фактор что следует учитывать при воспроизведении видео и киноизображений — цветовая температура, присущая телевизорам и цветным мониторам, отображающим Картины.
Можно подумать, что цель производителей телевизоров балансировать цветовую температуру экранов, чтобы они производили самые точные, «настоящие» цвета.
Не совсем так. Их цель — продавать телевизоры.
В выставочном зале наборы с перекосом в сторону синего кажутся ярче, а более яркие наборы продаются лучше.
Таким образом, телевизоры обычно имеют цветовую температуру 6000 до 9000 К, что явно не соответствует действительности.«
Так что если хотите «настоящую жизнь», а не просто «яркую» вам может потребоваться настроить регулятор оттенка на телевизоре, чтобы уменьшить цветовая температура.
Хотя можно прийти к «приблизительному» оттенку регулировка глазами, так как ваши глаза легко обмануть, если вы действительно хотите «реальной жизни» (как постановщики предполагается) подумайте о приобретении установочных дисков Blu-ray. Есть много доступных — некоторые становятся очень техничными и вовлеченными.
Один из лучших и наиболее удобных для пользователя — это Disney’s WOW, World of Wonder, который продается по цене около 25 долларов за два диска.
На веб-сайте Disney есть инструкция, которую вы можете следует проверить, прежде чем вкладывать деньги.
* Только для запись, режиссеры по свету и другие, кто снимает такие вещи очень серьезно настаивают на том, чтобы CCT или Коррелированная цветовая температура — более точный и реалистичный эталон чем традиционная шкала Кельвина.Тем не менее, поскольку они обычно «скользят» и Говоря о характеристиках Кельвина, мы продолжим использовать этот традиционный обозначение.
А пока мы говорим о таких вещах, обозначение степени не необходимо, когда вы используете термин Кельвин. Температурная шкала Кельвина основана на шкале Цельсия или Цельсия.
Цветовая температура | Коррелированная цветовая температура
Цветовая температура
Коррелированная цветовая температура (CCT)
Кельвин
(Срок фотометрии )
Цветовая температура — это упрощенный способ охарактеризовать спектральную свойства источника света.Хотя на самом деле цвет света определяется тем, насколько каждая точка на спектральной кривой вносит свой вклад в его результат, результат все еще можно резюмировать на линейная шкала.
Это значение полезно, например. для определения правильной пленки в фотография в зависимости от освещения (соотв. для определения баланс белого в цифровой фотографии), а также для задания правильные типы источников света в архитектурном светотехнике. Однако учтите, что источники света одного цвета ( метамеры ) могут сильно различаться по качеству света испускается.Один может иметь непрерывный спектр, а другой — просто излучает свет в нескольких узких полосах спектра. Полезный способ для определения качества источника света используется его цвет индекс рендеринга .
Низкая цветовая температура подразумевает более теплый (более желтый / красный) свет в то время как высокая цветовая температура подразумевает более холодный (более синий) свет. Daylight имеет довольно низкую цветовую температуру перед рассветом, а выше в течение дня. Поэтому может быть полезно установить система электрического освещения, которая может подавать более холодный свет в добавляйте дневной свет, когда это необходимо, и добавляйте более теплый свет в ночь.Это также коррелирует с человеческими чувствами к теплому. цвета света, исходящего от свечей или открытого камина в ночное время.
Стандартная единица цветовой температуры — Кельвин (К) .
(Кельвин — это основа всех измерений температуры, начиная с 0 K (= -273,16 ° C) при абсолютном нуле температура. «Размер» в один кельвин такой же, как и в один градус. Цельсия, и определяется как часть 1 / 273,16 от термодинамическая температура тройной точки воды, которая позиции 0 ° Цельсия при 273.16 К.)
Технически под цветовой температурой понимается температура, при которой теоретический источник «черного тела» необходимо нагреть до производить свет того же визуального цвета.
Вот некоторые типичные цветовые температуры:
1500 К | При свечах | |
2680 К | Лампа накаливания 40 Вт | |
3000 К | Лампа накаливания 200 Вт | |
3200 К | Восход / закат | |
3400 К | Вольфрамовая лампа | |
3400 К | 1 час до заката / рассвета | |
5000-4500 К | Ксеноновая лампа / дуговая | |
5500 К | Солнечный день около полудня | |
5500-5600 К | Электронная фотовспышка | |
6500-7500 К | Пасмурное небо | |
9000-12000 К | Голубое небо |
по сравнению с цветовой температурой
За последние несколько лет возникла полная путаница в отношении разницы между индексом цветопередачи и цветовой температурой.Но здесь, в этой статье, мы проясним ваши сомнения между ними и упростим ваше понимание одного и того же.
Что такое вообще цвет?
Цвет — это не что иное, как свойство света, которое можно увидеть невооруженным глазом. Очень важно отметить, что даже самый ярко окрашенный объект, помещенный в темную комнату, вообще не отображает цвета. Таким образом, свет является наиболее важным аспектом, определяющим, будет ли виден цвет или нет.
Сколько типов цветов существует?
У нас есть основные цвета и второстепенные цвета.Первичные цвета смешиваются для образования вторичных цветов. Некоторые из наиболее важных цветов, известных человечеству, следующие: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и серый.
Есть много случаев, когда люди склонны полагать, что определенная комната должна иметь определенный цвет и так далее. Различные причины могут быть связаны либо с религией, либо просто с тем фактом, что некоторые люди действительно влюблены в определенный цвет.
Мы обсудим это немного позже в этой статье, а пока давайте начнем с разницы между индексом цветопередачи и цветовой температурой.
Что такое индекс цветопередачи (CRI)?
Простое определение — это способность источника света точно отображать все возможные частоты определенного спектра по сравнению с цветовой температурой. В идеале он оценивается по шкале от 1 до 100. Естественный солнечный свет имеет наивысший индекс цветопередачи 100, в то время как светодиодные лампы в настоящее время имеют диапазон от 75 до 90. Более высокий индекс цветопередачи обычно дороже.
Чем ниже индекс цветопередачи, тем менее точно будут воспроизводиться цвета.Источники света с пылающими излучателями обычно имеют индекс цветопередачи около 100, поскольку все цвета в спектре цветопередачи отображаются одинаково в его форме. Например, вы можете увидеть, что яблоко имеет «винно-красный» цвет под солнечным светом, оно будет иметь «темно-розовый» цвет под светом с низким индексом цветопередачи. В чем важность? Для некоторых особых случаев, таких как художественная галерея и музей, для освещения требуется индекс цветопередачи 95+, чтобы посетители могли видеть «настоящие» цвета.
Что такое цветовая температура?
Определен как простейший метод описания различных цветовых характеристик света; который включает теплый (желтые) и холодные (синие) цвета, измеряемые в градусах Кельвина.
Чем выше градус Кельвина, тем белее цветовая температура. Однако белый свет будет казаться ярче, чем свет с более низким градусом Кельвина.
Таким образом, CRI влияет на цвет воспринимаемого нами объекта, в то время как цветовая температура — это цвет излучаемого света. Это совершенно разные параметры, описывающие природу источника света.
1. Типы источников света и когда их применять?
а. Мягкий и теплый белый
Они лучше всего подходят для спальни и, в частности, гостиной.Это дает ощущение тепла и уюта в комнате.
б. Яркий и холодный белый
Как правило, они очень хорошо работают на кухнях, в ванных комнатах и на заднем дворе. Они определенно делают комнату светлее, белее и дают ощущение положительной энергии.
г. Дневной свет
Применяются также в ванной, кухне и гаражах. Их можно использовать как лампы для чтения или даже когда вы хотите сесть и заняться проектом. Если вы девушка и любите наносить макияж, то этот макияж создан для вас.Это мой личный фаворит.
2. Дизайнеры интерьера умеют доводить дело до конца
Дизайнеры интерьера играют огромную роль в выборе цвета и текстуры комнат, а также их освещения. Освещение в комнате меняет две вещи; один — это атмосфера в комнате, а второй — размер комнаты.
Хорошее освещение может сделать вашу комнату больше, в то время как определенный тип освещения может сделать вашу комнату меньше. Так что выбирайте хорошо.
Размещение мебели и цвет одной и той же прогулки рука об руку для дизайнера интерьера.Размер комнаты, тип мебели и естественное освещение; все играют одинаковую и важную роль в том, чтобы комната выглядела так, как должна.
Как использовать освещение в коммерческих помещениях?
1. Автостоянка
Когда вы едете на стоянку, все, очевидно, предпочтут дополнительное освещение. Это намного безопаснее для водителей и пешеходов, чем просто странное тусклое освещение, которое может вызвать аварии или даже кражи. Самая важная вещь в освещении на стоянке — это то, что она должна быть хорошо освещена, особенно в ночное время, чтобы свести к минимуму количество происшествий и преступлений.Большая часть парковки использует 2800-3500K (теплое) освещение и 65-80 CRI.
Некоторые вещи, которые следует помнить, — это факты о световом загрязнении. Световое загрязнение влияет на природу по-разному — от миграции различных наземных животных до передвижения птиц в целом. Эти живые существа оказали огромное влияние, особенно негативное, так что это стало угрозой их существованию. Прямо или косвенно страдают люди.Также сильно изменился циркадный ритм некоторых животных. Поэтому при выборе правильного освещения необходимо соблюдать осторожность.
В настоящее время любительский футбол стал более популярным, чем когда-либо прежде. Итак, чтобы играть в игру достаточно хорошо, должно быть достаточное и правильное освещение поля. Очевидно, что свет с высоким индексом цветопередачи во время трансляции и избранных матчей будет лучше и ярче, чем обычно. Однако освещения во всех остальных играх должно быть достаточно, чтобы играть хорошо.Должно быть как единообразие, так и визуальный комфорт для глаз, особенно в жилых районах, где занятия спортом актуальны.
3. В больнице
Вы когда-нибудь замечали, что в больничных помещениях свет намного ярче и белее, чем в других! Что ж, вас не должно удивлять тот факт, что во всех условиях больницы; все помещения, включая родильную, кабинет врача, палаты пациентов, ванные комнаты, библиотеку, отделение интенсивной терапии, все они должны иметь особое освещение с заданной интенсивностью.
Во время процедур обследования и хирургических вмешательств используется освещение, называемое передвижным светильником, выходная освещенность которого составляет приблизительно 70 000 люкс. Этот тип также используется как дополнительная лампа в операционных.
Как получить лучшее освещение для вашей комнаты?
1. Всегда планируйте это.
2. Примените свою мантру swag.
3. Небольшое исследование не причинит вреда.
4. Освещение лестницы только добавляет красоты.
5. Постарайтесь быть максимально декоративным.
6. Старайтесь не полагаться только на один источник света.
7. Разместите выключатели света в нужных местах, где к ним будет легко получить доступ.
8. Продолжайте и добавьте света в свой шкаф.
9. Максимально используйте небольшие места.
10. Распространите свет вокруг.
11. Главное правильно выбрать качественные источники света.
Таким образом, у вас будет не только идеальный дом, спроектированный специально для вас, но и чудесный и красочный район для проживания.