Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя: Измерение сопротивления изоляции электродвигателя | ЭЛЕКТРОлаборатория

Содержание

Измерение сопротивления изоляции электродвигателя | ЭЛЕКТРОлаборатория

Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производится в целях проверки состояния изоляции и пригодности машины к проведению последующих испытаний. Рекомендуется производить измерение:

в практически холодном состоянии испытуемой машины — до начала ее испытания по соответствующей программе;

независимо от температуры обмоток — до и после испытаний изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением.

Измерение сопротивления изоляции обмоток следует проводить: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно — мегаомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В — мегаомметром не менее чем на 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением свыше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется применять мегаомметр на 2500 В с моторным приводом или со статической схемой выпрямления переменного напряжения.

Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток трехфазного тока, наглухо сопряженных в звезду или треугольник, производится для всей обмотки по отношению к корпусу.

Изолированные обмотки и защитные конденсаторы, а также иные устройства, постоянно соединенные с корпусом машины, на время измерения сопротивления их изоляции должны быть отсоединены от корпуса машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток, имеющих непосредственное водяное охлаждение, должно производиться мегаомметром, имеющим внутреннее экранирование; при этом зажим мегаомметра, соединенный с экраном, следует присоединять к водосборным коллекторам, которые при этом не должны иметь металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом.

По окончании измерения сопротивления изоляции каждой цепи следует разрядить ее электрическим соединением с заземленным корпусом машины. Для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность соединения с корпусом должна быть:

для машин мощностью до 1000 кВт (кВ·А) — не менее 15 с;

для машин мощностью более 1000 кВт (кВ·А) — не менее 1 мин.

При пользовании мегаомметром на 2500 В продолжительность соединения с корпусом должна быть не менее 3 мин независимо от мощности машины.

Измерение сопротивления изоляции заложенных термопреобразователей сопротивления следует проводить мегаомметром напряжением 500 В.

Измерение сопротивления изоляции изолированных подшипников и масляных уплотнений вала относительно корпуса следует проводить при температуре окружающей среды мегаомметром напряжением не менее 1000 В.

                                                                                                                           Таблица 2.

 

Таблица 3.

Таблица 4.

 

 Сопротивление изоляции Rиз является основным показателем состояния изоляции статора и ротора электродвигателя.

Одновременно с измерением сопротивления изоляции обмотки статора определяют коэффи­циент абсорбции. Измерение сопротивления изоляции ротора проводится у синхронных электро­двигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью бо­лее 1МВт. Сопротивление изоляции ротора должно быть не ниже 0,2МОм.

Коэффициент абсорбции в эксплуатации обязательно определять только для электродвигате­лей напряжением выше 3кВ или мощностью боле

1МВт.

Подготовить средства измерений:

Проверить уровень заряда батареи или аккумулятора для мегаомметра типа MIC-2500.

Установить значение испытательного напряжения.

В случае использования стрелочного прибора типа ЭСО202 установить его горизонтально.

Для ЭС0202 установить требуемый предел измерений, шкалу прибора и значение испытательного напряжения мегомметра.

Проверить работоспособность мегомметра. Для этого необходимо замкнуть между собой измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «0». Разомкнуть измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «104 МОм».

Перед проведением измерения необходимо открыть вводное устройство электродвигателя (борно), протереть изоляторы от пыли и загрязнения и подключить мегаомметр согласно схемы, приве­дённой на рисунке.

Рисунок. Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.

На рисунке  А показана схема подключения мегаомметра к испытуемому электродвигателю, у ко­торого обмотки соединены в звезду или треугольник внутри корпуса и произвести рассоединение в борно невозможно. В этом случае мегаомметр подключает­ся к любому зажиму статора электродвигателя и со­противление изоляции измеряется у всей обмотки сразу относительно корпуса.

На рисунке  Б измерение сопротивление изо­ляции производится у электродвигателя по каждой из частей обмотки отдельно, при этом другие части обмотки (которые в данный момент не обрабаты­ваются) закорачиваются и соединяются на землю.

При измерении сопротивления изоляции отсчёт показаний мегаомметра производят каждые
15 секунд и результатом считается сопротивление, отсчитанное через 60 секунд после начала измерения, а отношение показаний R

60/R15 считается коэффициентом абсорбции.

Для электродвигателей с номинальным на­пряжением 0,4кВ (электродвигатели до 1000В) одноминутное измерение изоляции мегаомметром на 2500В приравнивается к высоковольтному испытанию.

У синхронных электродвигателей при изме­рении сопротивления изоляции обмоток статора (обмотки статора) необходимо закоротить и за­землить обмотку ротора. Это необходимо сделать для исключения возможности повреждения изо­ляции ротора.

Сегодня статья – ответ на вопрос читателей.

Будут вопросы будут и новые статьи.

Успехов!!!

Протокол испытания электродвигателей | ЭЛЕКТРОлаборатория

Доброе время суток, дорогие друзья!

Статья о измерении изоляции электродвигателей вызвала ряд вопросов у читателей.  А именно о отличиях в испытаниях низковольтных и высоковольтных электродвигателей и форме оформления этих результатов. Таким образом у меня появилась возможность еще раз вернуться к вопросу оформления протоколов испытаний и измерений.

В статье для примера будет рассмотрен Протокол испытания синхронных электродвигателей до 10кВ.

Отмечу сразу, что все мои протоколы имеют одну и ту же форму и  существенно отличаются лишь разделы с результатами измерений и испытаний.

Протокол имеет следующий вид:

В шапке указывается сведения о ЭТЛ (название, адрес, телефон, номер регистрационного свидетельства и место регистрации) и заказчике (наименование, объект испытаний, адрес расположения объекта и дата проведения испытаний). Далее указывается номер протокола и дата регистрации в журнале регистрации протоколов и его наименование.

Первым пунктом указываются климатические условия. Напомню температура и влажность могут оказать существенное влияние на результаты испытаний. Кроме того для сравнения результатов испытаний с предыдущими испытаниями необходимо их проводить в одинаковых климатических условиях или приводить результаты к условиям при которых проводились предыдущие испытания.

Часто важным является не сам результат измерений, а его отличие от предыдущих однотипных испытаний, по которым можно сделать определенные выводы.

Далее записываются паспортные данные электродвигателя. Это особенно важно сделать при испытаниях перед вводом в эксплуатацию, т.к. в дальнейшем пластина с паспортными данными электродвигателя может быть утеряна, закрашена, деформирована и т.д. Станет не читаемой в общем.

И вот наконец пункт: Проверка и испытания электрооборудования.

Конечно же электродвигатель должен быть заземлен. Маркировка выводов обычно такова: С1-С4; С2-С5; С3-С6 по обмоткам. Часто соединение обмоток производят внутри статора (в основном у маломощных двигателей до 1000В), тогда маркировка С1; С2; С3.

А далее измерения и испытания проводятся согласно ПУЭ при вводе оборудования в работу впервые и по ПТЭЭП – в эксплуатации.

1. Измерение сопротивления изоляции. (Об этом подробно писалось в предыдущей статье)

2. Испытание изоляции электродвигателя повышенным напряжением промышленной частоты.  По ПУЭ проводится только у двигателей на напряжение выше 1000В, по ПТЭЭП по решению технического руководителя у двигателей до 1000В может не проводиться.

3. Рекомендуется после проведения испытаний повышенным напряжением проводить повторное измерение сопротивления изоляции для того чтобы убедиться что изоляция при испытаниях повышенным напряжением не была повреждена.

Так формируется таблица п.4.3. Протокола. По ее результатам делается вывод о возможности включения электродвигателя в работу без дополнительной сушки изоляции для высоковольтных двигателей.

Для информации привожу таблицу испытательных напряжений:

 

 

Вернемся к Протоколу

 

Теперь проводим измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулирующих резисторов постоянному току и заполняем таблицу п.4.4 Протокола. И если все параметры в норме проводим проверку работы электродвигателя на холостом ходу, а затем и под нагрузкой.

Вот собственно говоря на основание чего протокол имеет такой вид.

Исходя из того, что электродвигатели до 1000 В испытываются просто измерением изоляции и проверкой на холостом ходу и под нагрузкой,  результаты их испытаний я записываю в Протокол измерения сопротивления изоляции электрооборудования, кабельных линий и электропроводок до 1000В в следующую таблицу:

Вот собственно и все.

В завершении отмечу, что в статье приведены только электрические испытания и измерения. А измерения всевозможных зазоров, вибрации и центровка опущены.

Если возникли вопросы по статье и испытаниям электродвигателей пишите.

И успехов Вам!!!

 

Изоляция электродвигателя

При испытаниях электродвигателя после ремонта или хранения на складе одним из важных параметров является сопротивление изоляции.


Измерение сопротивление изоляции электродвигателя

Проверку изоляции производят разными способами.


Испытание изоляции мегомметром

Измерение сопротивления производится механическим или электронным мегомметром.

Важно! Проверка изоляции двигателей до 380В выполняется прибором напряжением 500 вольт, а от 0,4 до 1 кВ аппаратом 1000В.

Перед проверкой сопротивления изоляции производится осмотр электромашины на отсутствие повреждений корпуса. Мокрый электродвигатель перед испытанием необходимо просушить. Все обмотки желательно отключить друг от друга для проверки изоляции между ними.

Порядок измерения сопротивления изоляции:


  1. подключить вывода или установить переключатель в положение «мегаомы»;
  2. проверить мегомметр замыканием концов между собой и проведением кратковременного измерения;
  3. результат должен быть около «0»;
  4. присоединить один из проводов к испытуемой катушке, а другой к очищенному от краски месту корпуса или другой обмотке;
  5. в течении 15-60 секунд вращать ручку прибора с частотой 120 оборотов в минуту;
  6. не прекращая вращения рукоятки проверить показания прибора.

Обмотка и корпус или две обмотки с изоляцией между ними представляют собой конденсатор. При измерении этот конденсатор заряжается до напряжения мегомметра — 500 или 1000 вольт. Поэтому клеммы электромашины и вывода прибора после проверки необходимо закоротить между собой.

Проверка межвитковой изоляции обмоток

Этот вид испытаний проводится для проверки изоляции между витками катушек асинхронных электромашин.

Для этого после разгона двигатель с короткозамкнутым ротором, вращающийся на холостом ходу, подключается на повышенное напряжение. Это напряжение на 30% выше номинального, а время работы в таких условиях — 3 минуты. Включение машины производится через амперметры, установленные на каждой фазе. После испытаний напряжение уменьшается до номинального и аппарат выключается.

Важно! Повышение и понижение напряжения производится плавно, при помощи регулируемого автотрансформатора или электронного блока питания.

При появлении шума, стуков, дыма или «плавающих» показаний амперметров, электродвигатель отключается и отправляется на ремонт.

Испытания электромашины с фазным ротором проводятся в заторможенном состоянии при отключенном роторе.


Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока

Такая проверка проводится при помощи трансформатора, имеющего плавную регулировку напряжения со стороны вторичной обмотки. В схеме испытательного прибора также предусматривается автоматический выключатель с величиной уставки максимальной защиты, достаточной для отключения установки в аварийных ситуациях. Вторичная обмотка подключается к обмоткам электромашины и корпусу.

Продолжительность испытаний составляет 1 минута при проверке изоляции между обмотками и корпусом и 5 минут при испытании изоляции между обмотками. Для проведения межобмоточной проверки напряжение подаётся на одну из обмоток, а остальные присоединяются к корпусу.

Напряжение поднимается и опускается плавно, в течение 10 секунд со значения 50%Uном до 200%Uном.

Нормы сопротивления изоляции электрических машин

В ПУЭ (правилах устройства электроустановок) регламентируется сопротивление изоляции электродвигателей в зависимости от конструкции и мощности аппарата.


Допустимое сопротивление при испытании изоляции асинхронных электромашин

При измерении изоляции асинхронных двигателей соединение обмоток статора «звезда» или «треугольник» необходимо разобрать и проверить каждую из катушек относительно корпуса и между собой. Испытания проводятся при температуре машины 10-30°С.

Сопротивление изоляции должно быть:


  • в статоре не менее 0,5мОм;
  • в фазном роторе не менее 0,2мОм;
  • минимальное сопротивление изоляции термодатчиков не нормируется.

Для того чтобы не использовать справочник, обычно допустимое сопротивление считается 1мОм. Меньшие значения говорят о незначительных нарушениях, которые со временем приведут к выходу электромашины из строя.

Важно! Для того чтобы избежать такой ситуации аппарат целесообразно отправить на специализированное предприятие для проведения среднего ремонта.


Изоляция двигателей постоянного тока

Для проверки изоляции в машинах постоянного тока необходимо вынуть щётки из щёткодержателей или подложить под них изоляционный материал.

Измерение проводится между разными частями схемы электромашины:


  • обмотками возбуждения и коллектором якоря;
  • щёткодержателем и корпусом аппарата;
  • коллектором якоря и корпусом;
  • обмотками возбуждения и корпусом электромашины.

Важно! Если есть возможность, то катушки обмотки возбуждения отключаются друг от друга и проверяются по отдельности.

Минимально допустимое сопротивление изоляции зависит от температуры и номинального напряжения электромашины. При 20°С она составляет:


  • 220В — 1,85мОм;
  • 440В — 3,7мОм;
  • 660В — 5,45мОм.

Кроме обмоток и якоря измеряется сопротивление бандажей обмоток возбуждения и якоря. Оно проверяется между самим бандажом и корпусом, а также закрепляемой им обмоткой. Оно не должно быть менее 0,5мОм.


Причины низкого сопротивления

Есть несколько причин низкого сопротивления изоляции.


Перегрев электромашины

Эта ситуация возникает из-за перегрузки электромашины или обрыва одной из фаз в трёхфазных электродвигателях. Устранить эту проблему в условиях мастерской невозможно и аппарат приходится отправлять для замены обмоток в специализированное предприятие.

Предотвратить такую неисправность помогают устройства защиты:


  • тепловое реле отключает электромашину при перегрузке;
  • реле напряжения отключает установку при отсутствии одной из фаз или пониженном напряжении сети.

Важно! Для лучшей защиты внутри электродвигателей встраиваются датчики температуры. В новых машинах они устанавливаются при изготовлении, а в старых такие приборы можно поставить при плановом или капитальном ремонте.


Сушка электродвигателя

Если пониженное сопротивление вызвано попаданием на двигатель влаги или хранением в сыром помещении, то электромашину можно высушить. Для этого её необходимо разобрать — снять крышки подшипниковых щитов и вынуть ротор. Это делается для свободного выхода влаги.

Совет! Можно снять только один щит, а ротор вынуть вместе со вторым.

После разборки осуществляется сушка одним из способов:


  • Подачей на обмотки пониженного напряжения. Ток при этом не должен превышать номинальный.
  • Вставить в статор нагреватель. Чаще всего для этого используется лампа накаливания 60-100Вт.

Через сутки проводится повторное измерение изоляции. Если сопротивление растёт, то сушка продолжается до полного высыхания, если нет, то двигатель отправляется на средний ремонт в специализированное предприятие. Этот вид ремонта включает в себя пропитку обмоток лаком и повторную сушку.

Проверка изоляции является необходимой частью испытаний электродвигателя. Виды проверок в отдельных случаях определяются ПУЭ и другими нормативными документами.


Измерение сопротивления в электродвигателе

Важной частью испытаний электродвигателя после ремонта или складского хранения являются измерение сопротивления изоляции и сопротивление обмоток постоянному току. Сопротивление изоляции производится для проверки отсутствия короткого замыкания и возможности подключения машины к сети. Сопротивление обмоток измеряется для проверки правильности намотки, отсутствия виткового замыкания и надёжности соединений.


Методы проверки изоляции

Перед подачей напряжения для предотвращения короткого замыкания необходимо проверить изоляцию между токоведущими частями и корпусом электромашины. В трёхфазных электродвигателях обмотки соединены между собой. Для проверки отсутствия замыкания между ними, при наличии возможности следует отключить обмотки друг от друга. Изоляция каждой из них проверяется относительно остальных катушек и корпуса машины. Проверка изоляции производится мегомметром. Для этого вывода к прибору подключаются на положение «мегаомы». Концы прикладываются к выводам и части корпуса, зачищенному от краски.

Информация! Вместо корпуса вывод можно приложить к валу электромашины.

Измерение производится вдвоём — один человек прикладывает вывода прибора к измеряемым элементам, а второй крутит ручку устройства в течение минуты, затем, не прекращая вращения, снимаются показания. При сомнительном результате измерения следует повторить. Провода и обмотки обладают электрической ёмкостью и во время измерения заряжаются от мегомметра, поэтому после завершения испытаний или перед повторной проверкой вывода прибора и измеряемые детали необходимо разрядить закорачиванием.


Измерение сопротивления обмоток

Измерение сопротивления обмоток производится постоянным током. Этот вид измерений производится для проверки правильности намотки и качества соединений. 

Информация! Величина сопротивлений, за исключением обмоток параллельного возбуждения двигателей постоянного тока, составляет несколько Ом, а в электромашинах большой мощности менее 1 Ом 

Измерения производятся измерительным мостом или цифровым омметром. При проведении измерений важно обеспечить надёжный контакт выводов прибора с клеммами электромашины. Перед началом измерений вывода измерительного прибора замыкаются между собой, и производится установка «0». В трехфазных машинах обмотки следует отключить друг от друга. При невозможности это сделать они измеряются попарно, через клеммы подключения. В коллекторных электродвигателях и машинах постоянного тока обмотки возбуждения разделены на две части и находятся по обе стороны ротора. Для проверки сопротивления их рассоединяют и измеряют по отдельности.


Температура электродвигателя

При изменении температуры сопротивление обмоток меняется, поэтому температура двигателя при измерении должна быть 20°С или сопротивление необходимо пересчитывать по специальным таблицам. Для измерения температуры используются встроенные или дополнительно устанавливаемые внутренние температурные датчики. Их количество зависит от мощности электромашины:


  • до 10кВт — 1шт;
  • 10-100кВт — 2шт;
  • 100кВт-1мВт — 3шт;
  • более 1мВт — 4шт.

Температурой аппарата считается среднее значение показаний. При измерении сопротивления двигателя, не работавшего длительное время, его температурой считается температура окружающей среды. При этом она не должна меняться в течение нескольких дней перед началом измерений больше, чем на 5°С. Измерения производят несколько раз с перерывом не менее 2 часов. Если результат меняется, то следует подождать до приобретения электромашиной температуры окружающей среды.


Измерения с помощью амперметра и вольтметра

Если измерительный мост или омметр отсутствуют, то допускается определить сопротивление обмоток методом измерения тока и напряжения:


  1. подключить параллельно обмотке вольтметр, а последовательно амперметр;
  2. подать в схему =5В;
  3. измерить ток и напряжение;
  4. по формуле R=U/I рассчитать сопротивление;
  5. повторить ещё два раза, меняя величину напряжения;
  6. рассчитать среднеарифметическое значение.


Важно! Если вместо постоянного использовать переменное напряжение, то можно обнаружить витковое замыкание между рядом расположенными витками. 

 
Проверка целостности коллекторных электрических машин 

Измерением сопротивления проверяется также исправность коллекторных машин переменного и постоянного тока. Делать это целесообразно стрелочным или цифровым омметром. Во время проверки показания прибора не должны меняться более чем на 10-15%. Измерения производятся между рядом расположенными пластинами коллектора или через щётки. Если при измерениях через щётки показания меняются, необходимо их снять и произвести измерения непосредственно на коллекторе.


Необходимая точность и результаты измерений

Точность и необходимый результат измерений определяется нормативными документами, такими, как ПУЭ, ПТЭЭР и другими, а также документацией к электродвигателю.


Необходимая точность при измерении сопротивления обмоток

Проводить измерения следует при температуре электромашины, равной температуре окружающей среде, до включения в работу. Разница между показаниями не должна превышать 2%, поэтому приборы, используемые для проверки должны обеспечивать необходимую точность:

  • до 1 Ом применяется двойной измерительный мост;
  • свыше 1 Ом — одинарный;
  • цифровой омметр необходимо переключить на соответствующий предел измерений.

Измерение изоляции

При проверке сопротивления изоляции температура значения не имеет, но мегомметр следует проверить до начала испытаний и после. Величина сопротивления зависит от мощности электромашины и определяется по формуле Rиз=Uном/(1000+0,1Рном), где:


  • Uном — напряжение сети;
  • Рном — мощность двигателя. На практике считается, что сопротивление изоляции статора должно быть не менее 1мОм, а в обмотках фазного ротора не должно быть короткого замыкания. При показаниях мегомметра ниже требуемых:
  • после перегрева электромашины она отправляется на ремонт;
  • после хранения или намокания аппарат разбирается и сушится, после чего производится повторная проверка. Инструменты, используемые для измерения сопротивления Для проведения измерений применяются различные приборы.

Мегомметр

Служит для измерения сопротивления изоляции. Электродвигатели с номинальным напряжением до 1кВт используются мегомметры 0,5 и 1кВт, высоковольтные аппараты проверяются мегомметрами 2,5кВт или специальными устройствами. Вывода плотно прижимаются к измеряемому объекту, и ручка прибора вращается равномерно, со скоростью 1,5-2 об/мин до тех пор, пока стрелка не остановится.

Внимание! На выводах мегомметра присутствует высокое напряжение — до 2,5кВт, в зависимости от конструкции, но очень маленький ток. Поэтому прикосновения к ним болезненные, но не опасные для жизни.


Измерительный мост и цифровой омметр

При измерении сопротивления обмоток используются измерительный мост или цифровой омметр. Измеряемые величины составляют несколько Ом, поэтому важно обеспечить надёжный контакт прибора и клемм электромашины.


Мультиметр

Для приблизительной оценки состояния электродвигателя можно использовать мультиметр. Он не обладает необходимой точностью измерений, но позволяет проверить целостность обмоток и отсутствие короткого замыкания.

Тщательная проверка сопротивлений обмоток и изоляции электродвигателей необходима после ремонта, длительного периода хранения и оценки возможности дальнейшей эксплуатации при перегреве.

Методика измерения и испытания сопротивления изоляции кабелей, обмоток электродвигателей, аппаратов, вторичных цепей и электропроводок, и электрооборудования напряжением до 1 кВ

1.  Цель проведения измерения.

Измерения проводятся с целью проверки соответствия сопротивления изоляции установленным нормам.

2.   Меры безопасности.

2.1 Технические мероприятия.

До начала и в процессе измерений необходимо выполнять технические мероприятия согласно “Правилам техники безопасности” (ПТБ). При работе с мегомметром необходимо руководствоваться пунктами Б 3.7.17-Б 3.7.22 ПТБ.

2.2 Организационные мероприятия.

Измерения мегаомметром разрешается выполнять в установках напряжением выше 1000В двум лицам, одно которых должно иметь группу по электробезопасности не ниже IV. Работы выполняются по наряду. В установках напряжением до 1000В измерения выполняют два лица, одно из которых должно иметь группу не ниже III. Работы выполняются, в порядке текущей эксплуатации с последующей записью в оперативный журнал.

3.   Нормируемые величины.

Периодичность испытаний и минимальная допустимая величина сопротивления изоляции должны соответствовать указанным в нормах испытаний электрооборудования и аппаратов “Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей”. Как правило, сопротивление изоляции систем БССН и ФССН измеренное мегаомметром на 250 В должно быть не менее 0,25 Мом, силовых цепей до 500 В (кроме систем БССН и ФССН) измеренное мегаомметром на 500 В должно быть не менее 0,5 МОм, а вторичных цепей — не менее 1МОм. Сопротивление изоляции силовых цепей выше 500 В измеренное мегаомметром на 1000 В должно быть не менее 1.0 МОм, (ГОСТ Р50571.16-99). Сопротивление изоляции электропроводок, в том числе и осветительных сетей измеренное мегаомметром на 1000 В должно быть не менее 0.5 МОм, (ПТЭЭП п. 28.1)

4.  
Применяемые приборы.

Для измерения сопротивления изоляции применяются мегаомметры типов: MI 3102H (на напряжение 100 В, 250 В, 500 В  1000 В и 2500 В)  и , Е6-24 (на напряжение 500 В  1000 В и 2500 В). Эти приборы имеют собственный источник питания — генератор постоянного тока и позволяют производить непосредственный отсчет показаний в мегаомах и гигаомах.

5.   Измерение сопротивления изоляции электрооборудования.

5.1. Измерение сопротивления изоляции силовых кабелей и электропроводок

При измерении сопротивления изоляции необходимо учитывать следующее:

— измерение сопротивления изоляции кабелей (за ис­ключением кабелей бронированных) сечением до 16 мм2 производится мегаомметром на 1000 В, а выше 16 мм2 и бронированных — мегаометром на 2500 В; измерение со­противления изоляции проводов всех сечений производит­ся мегаометром на 1000 В.

При этом необходимо производить следующие замеры:

— на 2 — и 3-проводных линиях — три замера: L-N, N-РЕ, L-РЕ;

— на 4-проводных линиях — 4 замера: L1-L2L3РЕN, L2 — LЗL1РЕN, LЗ-L1L2РЕN, РЕN-L1L2L3, или 6 замеров: L1-L2, L2-L3,
L1-L3, L1-РЕN, L2-РЕN, LЗ-РЕN— на 5-проводных линиях — 5 замеров: L1—L2L3 NРЕ, L2-L1L3NРЕ, LЗ-L1L2РЕ, N-L1L2L3РЕ, РЕ-NL1L2L3, или

10 замеров: L1-L2, L2-L3, L1-L3,L1-N, L2-N, L3-N, L1-РЕ, L2-РЕ, LЗ-РЕ, N-РЕ.

Допускается не проводить измерения сопротивления изоляции в осветительных сетях, находящихся в эксплуа­тации, если это требует значительных работ по демонтажу схемы, в этом случае, не реже 1 раза в год, требуется вы­полнять визуальный контроль совместно с проверкой надежности срабатывания средств защиты от сверхтоков (оп­ределение токов однофазных замыканий в соответствии с п. 1.7.79 ПУЭ).

Если электропроводки, находящиеся в эксплуатации, имеют сопротивление изоляции менее 0,5 МОм, то заклю­чение об их пригодности делается после испытания их пе­ременным током промышленной частоты напряжением 1 кВ в соответствии с приведенными в данном издании рекомендациями.

5.2. Измерение сопротивления изоляции силового элекрооборудования

Значение сопротивления изоляции электрических машин и аппаратов в большой степени зависит от темпе­ратуры. Замеры следует производить при температуре изо­ляции не ниже +5°С кроме случаев, оговоренных специ­альными инструкциями. При более низких температурах результаты измерения из-за нестабильного состояния вла­ги не отражают истинной характеристики изоляции. При существенных различиях между результатами измерений на месте монтажа и данными завода-изготовителя, обус­ловленных разностью температур, при которых проводи­лись измерения, следует откорректировать эти результаты по указаниям изготовителя.

Степень увлажненности изоляции характеризуется ко­эффициентом абсорбции, равным отношению измеренного сопротивления изоляции через 60 секунд после приложе­ния напряжение мегаомметра (R60) к измереннму сопро­тивлению изоляции через 15 секунд (R15),

Кабс = R60/R15

При измерении сопротивления изоляции силовых транс­форматоров используются мегаомметры с выходным на­пряжением 2500 В.

Измерения проводятся между каждой обмоткой и кор­пусом и между обмотками трансформатора.

При этом R60, должно быть приведено к результатам за­водских испытаний в зависимости от разности темпера­тур, при которых проводились испытания.

Значение коэффициента абсорбции должно отличать­ся (в сторону уменьшения) от заводских данных не более, чем на 20%, а его величина должна быть не ниже 1,3 при температуре 10—30°С. При невыполнении этих условий трансформатор подлежит сушке.

Минимально допустимое сопротивление изоляции для установок, находящихся в эксплуатации, приведены в при­ложении 3 ПТЭЭП, таблица 9 а для установок, вводимых в эксплуатацию, — в гл. 1.8. ПУЭ, таблица 8. Сопротивле­ние изоляции ручных электрических машин измеряется относительно корпуса и наружных металлических частей при включенном выключателе.

Корпус электроинструмента и соединенные с ним де­тали, выполненные из диэлектрического материала, на вре­мя испытания должны быть обернуты металлической фоль­гой, соединенной с контуром заземления.

Если сопротивление изоляции при этом будет не менее 10 МОм, то испытание изоляции повышенным напряже­нием может быть заменено измерением ее сопротивления мегаомметром с выходным напряжением 2500 В в течение 1 минуты.

У переносных трансформаторов измеряется сопротив­ление изоляции между всеми обмотками, а также между обмотками и корпусом. При измерениях сопротивления изоляции первичной обмотки, вторичная должна быть зам­кнута и соединена с корпусом.

Сопротивление изоляции автоматических выключате­лей и УЗО производятся:

1. Между каждым выводом полюса и соединенными между собой противоположными выводами полюсов при разомкнутом состоянии выключателя или УЗО.

2. Между каждым разноименным полюсом и соединен­ными между собой оставшимися полюсами при зам­кнутом состоянии выключателя или УЗО.

3. Между всеми соединенными между собой полюсами и корпусом, обернутым металлической фольгой.

При этом для автоматических выключателей бытового и аналогичного назначения (ГОСТ Р50345-99) и УЗО при измерениях по п.п. 1, 2 сопротивление изоляции должно быть не менее 2 Мом, по п. 3 — не менее 5 Мом.

Для остальных автоматических выключателей (ГОСТ Р50030.2-99) во всех случаях сопротивление изоляции дол­жно быть не менее 0,5 МОм.

ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ —

Если электродвигатель не будет пущен в эксплуатацию сразу же после поставки, необходимо организовать его защиту от воздействия внешних факторов, таких как влажность, температура и загрязнения, чтобы не допустить повреждения изоляции. Прежде чем включить электродвигатель после длительного хранения, следует измерить сопротивление изоляции. 

Если электродвигатель хранится в условиях высокой влажности, должны проводиться регулярные измерения. Практически невозможно сформулировать какие-либо стандарты для минимального фактического сопротивления изоляции электродвигателя, так как сопротивление зависит от конструктивных особенностей электродвигателя, используемого изоляционного материала и номинального напряжения. Исходя из опыта эксплуатации, минимальное сопротивление изоляции можно принять равным 10 МОм.

 


Измерение сопротивления изоляции выполняется с помощью мегаомметра – омметра с диапазоном высокого сопротивления. Измерение сопротивления производится: между обмотками и «землёй» электродвигателя на которые подаётся постоянное напряжение в 500 или 1000 В. В ходе измерения и сразу же после него на клеммах может присутствовать опасное напряжение, к ним НЕЛЬЗЯ ПРИКАСАТЬСЯ !!!

Сопротивление изоляции:

Минимальное сопротивление изоляции новых обмоток или обмоток после чистки или ремонта относительно «земли» составляет 10 МОм или более.

Минимальное сопротивление изоляции, R, вычисляется умножением номинального напряжения, Un, на постоянный множитель 0,5 МОм / кВ. Например: если номинальное напряжение составляет 690 В = 0,69 кВ, минимальное сопротивление изоляции: 0,69 кВ ½  0,5 мегом / кВ = 0,35 мегом 

Измерение сопротивления изоляции электродвигателя:

Минимальное сопротивление изоляции обмоток относительно земли измеряется с 500 В постоянного тока. Температура обмоток должна быть 25°C +/– 15°C. 

Максимальное сопротивление изоляции должно измеряться с 500 В постоянного тока при рабочей температуре обмоток 80 -120°C в зависимости от типа электродвигателя и КПД. 

Проверка сопротивления изоляции обмоток электродвигателя: 

Если сопротивление изоляции нового электродвигателя, электродвигателя после чистки или ремонта, который не которое время не эксплуатировался, составляет меньше 10 МОм, это можно объяснить тем, что в обмотки попала влага и их необходимо просушить.

Если электродвигатель эксплуатируется в течение долгого промежутка времени, минимальное сопротивление изоляции может упасть до критического уровня. Двигатель сохраняет работоспособность, если сопротивление его изоляции упало до минимального расчетного значения. Однако, если зарегистрировано такое падение сопротивления, электродвигатель необходимо остановить, чтобы исключить вероятность поражения обслуживающего персонала блуждающими токами.

Источник:

Измерение сопротивления изоляции — Центр электротехники

Это измерение важно для определения состояния обмотки электродвигателя, электрических кабелей, электроустановки, трансформатора, выключателя, нагревателя и электрического оборудования.

По данным сопротивления изоляции мы можем сделать безупречное и четкое решение, находится ли электрическое оборудование в хорошем состоянии или нет.

Проверка сопротивления изоляции также может помочь избежать серьезных повреждений, пожара или поражения электрическим током людей и людей.Он также может защитить и продлить срок службы электрооборудования. Мы можем раньше обнаружить любые отклонения от нормы, быстро устранить их и избежать серьезных повреждений.

Метод измерения сопротивления изоляции

На этот раз я хочу рассказать о том, как выполнять тестирование сопротивления изоляции для общего электрического оборудования, такого как двигатель, трансформатор и кабели. Я подробно объясняю, шаг за шагом, как выполнять тестирование для каждого оборудования.

1) Электродвигатель

Для электродвигателя мы использовали измеритель сопротивления изоляции для измерения сопротивления обмотки двигателя с заземлением (E).

(a) Для номинального напряжения ниже 1000 В, измеренного при 500 В постоянного тока с помощью измерителя сопротивления изоляции.

(b) Для номинального напряжения выше 1000 В, измеренного при 1000 В постоянного тока с помощью измерителя сопротивления изоляции.

(c) В соответствии с IEEE 43, пункт 9.3, должна применяться следующая формула:

(Номинальное напряжение (В) / 1000) + 1

Из приведенной ниже таблицы сравните измеренное значение сопротивления с минимальным уровнем сопротивления обмотки, мы можем определить, хорошее или плохое состояние обмотки.

2) Трансформатор

Для измерения сопротивления изоляции трансформатора мы также использовали тестер изоляции. Для проверки однофазных трансформаторов нам необходимо проверить обмотку на обмотку и обмотку на землю (E).

Для трехфазных трансформаторов нам необходимо испытать обмотку (L1, L2, L3) с заменой заземления для трансформатора треугольником или обмотку (L1, L2, L3) с заземлением (E) и нейтралью (N) для трансформаторов звездой. сопротивление изоляции используйте следующую формулу:

3) Электрический кабель и проводка

Для проверки изоляции нам необходимо отключить панель или оборудование и держать их изолированными от источника питания.Проводку и кабели необходимо проверить друг на друга (между фазами) с помощью кабеля заземления (E). Ассоциация инженеров по изолированным силовым кабелям (IPCEA) предоставляет формулу для определения минимальных значений сопротивления изоляции.

R = K x Лог 10 (D / d)

R — МОм на 1000 футов (305 метров) кабеля. На основе испытательного потенциала постоянного тока 500 В, приложенного в течение одной минуты при температуре 15,6 ° C (60 ° F))
K — Постоянная изоляционного материала. (Например: лакированный Cambric-2460, термопластический полиэтилен-50000, композитный полиэтилен-30000)
D — Наружный диаметр изоляции жилы для одножильных проводов и кабелей (D = d + 2c + 2b диаметр одножильного кабеля)
d — Диаметр жилы
c — Толщина изоляции жилы
b — Толщина изоляции оболочки

Подробнее о том, как использовать тестер изоляции, читайте в моем последнем посте: Как использовать тестер изоляции?

марта | 2012 | Электротехнические примечания и статьи


Введение:

Измерение сопротивления изоляции — это стандартное стандартное испытание, выполняемое для всех типов электрических проводов и кабелей.В качестве производственного испытания это испытание часто используется в качестве приемочного испытания заказчиком, при этом заказчик часто указывает минимальное сопротивление изоляции на единицу длины. Результаты, полученные при ИК-тесте, не предназначены для использования при обнаружении локальных дефектов в изоляции, как при истинном тесте HIPOT, а скорее дают информацию о качестве материала, используемого в качестве изоляции.

Даже когда это не требуется конечному потребителю, многие производители проводов и кабелей используют испытание сопротивления изоляции для отслеживания процессов производства изоляции и выявления возникающих проблем до того, как переменные процесса выйдут за допустимые пределы.

Выбор ИК-тестеров (Megger):

  • Доступны тестеры изоляции с испытательным напряжением 500, 1000, 2500 и 5000 В.
  • Рекомендуемые характеристики тестеров изоляции приведены ниже:
Уровень напряжения ИК-тестер
650 В 500 В постоянного тока
1,1 кВ 1 кВ постоянного тока
3,3 кВ 2.5 кВ постоянного тока
66кВ и выше 5 кВ постоянного тока

Испытательное напряжение для мегомметра:

  • Когда используется напряжение переменного тока, практическое правило: Испытательное напряжение (переменного тока) = (2X напряжение на заводской табличке) +1000.
  • Когда используется напряжение постоянного тока (наиболее часто используется во всех мегомметрах), Испытательное напряжение (DC) = (2X напряжение с заводской таблички).
От
Номинальные параметры оборудования / кабеля Испытательное напряжение постоянного тока
24 В до 50 В от 50 В до 100 В
от 50 В до 100 В от 100 В до 250 В
От 100 В до 240 В 250 В до 500 В
440 В до 550 В 500 В до 1000 В
2400 В от 1000 В до 2500 В
4100V от 1000 В до 5000 В

Диапазон измерения мегомметра:

Испытательное напряжение Диапазон измерения
250 В постоянного тока от 0 МОм до 250 ГОм
500 В постоянного тока от 0 МОм до 500 ГОм
1 кВ постоянного тока от 0 МОм до 1 ТОм
2.5 кВ постоянного тока от 0 МОм до 2,5 ТОм
5 кВ постоянного тока от 0 МОм до 5 ТОм

Меры предосторожности при мегомметрии:

Перед мегомеггерингом:

  • Убедитесь, что все соединения в испытательной цепи затянуты.
  • Проверьте мегомметр перед использованием, дает ли он значение INFINITY , когда он не подключен, и НУЛЬ, когда два терминала соединены вместе и ручка повернута.

Во время мегомметрии:

  • При проверке заземления убедитесь, что дальний конец проводника не соприкасается, в противном случае проверка покажет неисправную изоляцию, хотя на самом деле это не так.
  • Убедитесь, что заземление, используемое при тестировании заземления и разомкнутых цепей, хорошее, в противном случае тест даст неверную информацию
  • Запасные жилы не должны быть перегружены, когда другие рабочие жилы того же кабеля подключены к соответствующим цепям.

После завершения кабельного Меггеринга:

  • Убедитесь, что все провода подключены правильно.
  • Проверьте правильность работы точек, треков и сигналов, подключенных через кабель.
  • В случае сигналов аспект необходимо проверять лично.
  • В случае точек проверьте позиции на месте. Проверьте, не произошло ли случайное заземление любой полярности проводов, проходящих через кабель.

Требования безопасности для мегомеханизма:

  • Все тестируемое оборудование ДОЛЖНО быть отключено и изолировано.
  • Оборудование должно быть разряжено (шунтировано или закорочено), по крайней мере, на время подачи испытательного напряжения, чтобы оно было абсолютно безопасным для человека, проводящего испытание.
  • Никогда не используйте Megger во взрывоопасной атмосфере.
  • Убедитесь, что все переключатели заблокированы, а концы кабелей промаркированы должным образом для безопасности.
  • Концы кабеля, которые необходимо изолировать, должны быть отсоединены от источника питания и защищены от контакта с источником питания, заземлением или случайным контактом.
  • Установка защитных ограждений с предупреждающими знаками и открытый канал связи между испытательным персоналом.
  • Не выполняйте мегомметр при влажности более 70%.
  • Хорошая изоляция: показания мегомметра сначала увеличиваются, а затем остаются постоянными.
  • Плохая изоляция: показания мегомметра сначала увеличиваются, а затем уменьшаются.
  • Ожидаемое значение IR попадает в Temp. От 20 до 30 градусов по Цельсию.
  • Если указанная выше температура снизится на 10 градусов по Цельсию, значения ИК увеличатся в два раза.
  • Если выше температура увеличится на 70 градусов по Цельсию, значения ИК-излучения уменьшатся в 700 раз.

Как использовать Megger:

    Меггеры
  • оборудованы тремя терминалами подключения (L), заземлением (E) и защитным терминалом (G).

  • Сопротивление измеряется между клеммами линии и заземления, где ток будет проходить через катушку 1. Клемма «Guard» предназначена для особых ситуаций тестирования, когда одно сопротивление должно быть изолировано от другого. Давайте рассмотрим одну ситуацию, когда сопротивление изоляции должно быть проверено в двухпроводном кабеле.
  • Чтобы измерить сопротивление изоляции между проводником и внешней стороной кабеля, нам необходимо подключить «линейный» вывод мегомметра к одному из проводов и подключить заземляющий провод мегомметра к проводу, намотанному на оболочку кабель.

  • В этой конфигурации Megger должен считывать сопротивление между одним проводником и внешней оболочкой.
  • Мы хотим измерить сопротивление между проводниками-2 и оболочками, но на самом деле Megger измеряет сопротивление параллельно с последовательной комбинацией сопротивления проводник-провод (R c1-c2 ) и первого проводника к оболочке (R c1-s ).
  • Если нас не волнует этот факт, мы можем продолжить тест в соответствии с настройками.Если мы хотим измерить только сопротивления между вторым проводником и оболочкой (R c2-s ), тогда нам нужно использовать клемму «Guard» мегомметра.

  • При подключении клеммы «Guard» к первому проводнику два проводника имеют почти равный потенциал . При небольшом напряжении между ними или его отсутствии сопротивление изоляции практически бесконечно, и поэтому между двумя проводниками не будет тока.Следовательно, показания сопротивления мегомметра будут основываться исключительно на токе, протекающем через изоляцию второго проводника, через оболочку кабеля и к намотанному вокруг провода, а не на токе, протекающем через изоляцию первого проводника.
  • Защитный зажим (если он установлен) действует как шунт для удаления подключенного элемента из зоны измерения. Другими словами, это позволяет вам избирательно оценивать определенные компоненты большого электрического оборудования.Например, рассмотрим двухжильный кабель с оболочкой. Как показано на диаграмме ниже, необходимо учитывать три сопротивления.

  • Если мы измеряем между сердечником B и оболочкой без подключения к защитному зажиму, некоторый ток пройдет от B к A и от A к оболочке. Наше измерение было бы низким. При подключении защитной клеммы к A две жилы кабеля будут иметь почти одинаковый потенциал, и, таким образом, эффект шунтирования устранен.

(1) Значения IR Для электрических аппаратов и систем :

(PEARL Standard / NETA MTS-1997, таблица 10.1)

Максимальное номинальное напряжение оборудования Размер мегомметра

Мин. Значение ИК-излучения

250 Вольт

500 Вольт

25 МОм

600 Вольт

1,000 Вольт

100 МОм

5 кВ

2500 Вольт

1000 МОм

8 кВ

2,500 В

2000 МОм

15 кВ

2500 Вольт

5000 МОм

25 кВ

5000 Вольт

20000 МОм

35 кВ

15000 Вольт

100000 МОм

46 кВ

15000 Вольт

100000 МОм

69 кВ

15000 Вольт

100000 МОм

Правило одного мегома для ИК-значения для оборудования:

  • На основе рейтинга оборудования:
  • <1 кВ = 1 МОм минимум
  • > 1 кВ = 1 МОм / 1 кВ

Согласно правилам IE 1956:

  • При давлении 1000 В, приложенном между каждым токоведущим проводом и землей в течение одной минуты, сопротивление изоляции высоковольтных установок должно быть не менее 1 МОм или в соответствии с требованиями Бюро индийских стандартов.
  • Установки среднего и низкого напряжения — При давлении 500 В, приложенном между каждым токоведущим проводом и землей в течение одной минуты, сопротивление изоляции установок среднего и низкого напряжения должно составлять не менее 1 МОм или в соответствии с требованиями Бюро Индийские стандарты] время от времени.

В соответствии со спецификациями CBIP допустимые значения составляют 2 МОм на кВ

(2) Значение IR для трансформатора:

  • Испытания сопротивления изоляции проводятся для определения сопротивления изоляции между отдельными обмотками и землей или между отдельными обмотками.Испытания сопротивления изоляции обычно измеряются непосредственно в МОмах или могут быть рассчитаны на основе измерений приложенного напряжения и тока утечки.
  • При измерении сопротивления изоляции рекомендуется всегда заземлять резервуар (и жилу). Замкните накоротко каждую обмотку трансформатора на выводах проходного изолятора. Затем измеряется сопротивление между каждой обмоткой и всеми другими заземленными обмотками.

  • Обмотки никогда не оставляются в плавающем состоянии для измерения сопротивления изоляции.С глухозаземленной обмотки необходимо удалить заземление, чтобы измерить сопротивление изоляции заземленной обмотки. Если заземление невозможно удалить, как в случае некоторых обмоток с глухозаземленной нейтралью, сопротивление изоляции обмотки невозможно измерить. Относитесь к нему как к части заземленной части цепи.
  • Нам нужно проверить обмотку на обмотку и обмотку на землю (E). Для трехфазных трансформаторов нам нужно проверить обмотку (L1, L2, L3) с заменой заземления для трансформатора треугольника или обмотки (L1, L2, L3) с заземлением (E) и нейтраль (N) для трансформаторов звездой.

Значение IR для трансформатора

(Ссылка: «Руководство по техническому обслуживанию трансформатора» Дж. Дж. Келли. С. Д. Майер)

Трансформатор Формула
1-фазный трансформатор Значение IR (МОм) = C X E / (√KVA)
Трехфазный трансформатор (звезда) Значение IR (МОм) = C X E (P-n) / (√KVA)
Трехфазный трансформатор (треугольник) Значение IR (МОм) = C X E (P-P) / (√KVA)
Где C = 1.5 для масляного термостата с масляным баком, 30 для масляного термостата без масляного бака или сухого типа T / C.
  • Температурный поправочный коэффициент (базовая 20 ° C):
Коэффициент температурной коррекции

O C

O F

Поправочный коэффициент

0

32

0.25

5

41

0,36

10

50

0,50

15

59

0,720

20

68

1,00

30

86

1.98

40

104

3,95

50

122

7,85

  • Пример: для 1600 кВА, 20 кВ / 400 В, трехфазный трансформатор
  • Значение IR на стороне ВН = (1,5 x 20000) / √ 1600 = 16000/40 = 750 МОм при 20 0 C
  • Значение IR на стороне НН = (1,5 x 400) / √ 1600 = 320/40 = 15 МОм при 20 0 C
  • Значение IR при 30 0 C = 15X1.98 = 29,7 МОм

Сопротивление изоляции обмотки трансформатора

Трансформатор

Напряжение катушки

Размер мегомметра

Мин. Значение ИК T / C с жидким наполнением

Мин. Значение инфракрасного излучения Сухой тип T / C

0 — 600 В

1кВ

100 МОм

500 МОм

600 В до 5 кВ

2.5кВ

1000 МОм

5000 МОм

от 5 кВ до 15 кВ

5кВ

5000 МОм

25000 МОм

15кВ до 69кВ

5кВ

10000 МОм

50 000 МОм

IR Значение трансформаторов:

Напряжение Испытательное напряжение (постоянный ток) Сторона низкого напряжения Испытательное напряжение (постоянный ток) Сторона ВН Мин. Значение IR
415V 500 В 2.5кВ 100 МОм
До 6,6 кВ 500 В 2,5 кВ 200 МОм
от 6,6 кВ до 11 кВ 500 В 2,5 кВ 400 МОм
от 11 кВ до 33 кВ 1000 В 5кВ 500 МОм
от 33кВ до 66кВ 1000 В 5кВ 600 МОм
от 66 кВ до 132 кВ 1000 В 5кВ 600 МОм
от 132 кВ до 220 кВ 1000 В 5кВ 650 МОм

Шаги для измерения IR трансформатора:

  • Выключите трансформатор и отсоедините перемычки и молниеотводы.
  • Разрядите емкость обмотки.
  • Тщательно очистите все втулки
  • Короткое замыкание обмоток.
  • Защитите клеммы, чтобы исключить поверхностную утечку через клеммные втулки.
  • Запишите температуру.
  • Подключите измерительные провода (избегайте стыков).
  • Подайте испытательное напряжение и запишите показания. ИК. Значение через 60 секунд после подачи испытательного напряжения называется сопротивлением изоляции трансформатора при температуре испытания.
  • Нейтральная втулка трансформатора должна быть отключена от земли во время испытания.
  • Все заземляющие соединения устройства защиты от перенапряжения низкого напряжения должны быть отключены во время испытания.
  • Из-за индуктивных характеристик трансформаторов показания сопротивления изоляции не должны сниматься до стабилизации испытательного тока.
  • Избегайте измерения мегомметров, когда трансформатор находится в вакууме.

Контрольные соединения трансформатора для ИК-теста (не менее 200 МОм) :

  1. (ВН + НН) — ЗЕМЛЯ
  2. HV — (LV + GND)
  3. LV — (ВН + Земля)
  • Трехобмоточный трансформатор:
  1. HV — (LV + TV + GND)
  2. LV — (HV + TV + GND)
  3. (HV + LV + TV) — GND
  4. ТВ — (ВН + НН + ЗЕМЛЯ)
  • Автотрансформатор (двухобмоточный):
  1. (ВН + НН) — ЗЕМЛЯ
  • Автотрансформатор (трехобмоточный):
  1. (HV + LV) — (TV + GND)
  2. (HV + LV + TV) — GND
  3. ТВ — (ВН + НН + ЗЕМЛЯ)

Для любой установки измеренное сопротивление изоляции должно быть не менее:

  • ВН — Земля 200 МОм
  • LV — Земля 100 МОм
  • ВН — НН 200 МОм

Факторы, влияющие на значение IR трансформатора

На значение IR трансформаторов влияет

  • Состояние поверхности клеммной втулки
  • качество масла
  • качество изоляции обмоток
  • температура масла
  • продолжительность приложения и значение испытательного напряжения

(3) Значение IR для переключателя ответвлений:

  • IR между ВН и НН, а также между обмотками на землю.
  • Минимальное значение IR для устройства РПН составляет Рабочее напряжение 1000 Ом на вольт

(4) Значение IR для Электродвигатель:

Для электродвигателя мы использовали измеритель сопротивления изоляции для измерения сопротивления обмотки двигателя с заземлением (E).

  • Для номинального напряжения ниже 1 кВ, измеренного мегомметром на 500 В постоянного тока.
  • Для номинального напряжения выше 1 кВ, измеренного мегомметром на 1000 В постоянного тока.
  • В соответствии с IEEE 43, пункт 9.3 следует применять следующую формулу.
  • Мин. Значение IR (для вращающейся машины) = (Номинальное напряжение (В) / 1000) + 1

Согласно стандарту IEEE 43 1974,2000

Значение IR в МОм
IR (мин.) = КВ + 1 Для большинства обмоток, изготовленных примерно до 1970 г., все обмотки возбуждения и другие, не описанные ниже
ИК (мин) = 100 МОм Для большинства обмоток якоря постоянного тока и обмоток переменного тока, построенных примерно после 1970 г. (в форме катушек)
ИК (мин) = 5 МОм Для большинства машин с катушками статора с произвольной обмоткой и катушками с формовой обмоткой на напряжение менее 1 кВ
  • Пример-1: для трехфазного двигателя 11 кВ.
  • Значение IR = 11 + 1 = 12 МОм, но согласно IEEE43 оно должно быть 100 МОм
  • Пример-2: для 415 В, трехфазный двигатель
  • Значение IR = 0,415 + 1 = 1,41 МОм, но согласно IEEE43 оно должно быть 5 МОм.
  • Согласно IS 732 Мин. Значение IR двигателя = (20XVoltage (p-p / (1000 + 2XKW))

IR Значение двигателя согласно NETA ATS 2007. Раздел 7.15.1

Заводская табличка двигателя (V) Испытательное напряжение Мин. Значение IR
250 В 500 В постоянного тока 25 МОм
600 В 1000 В постоянного тока 100 МОм
1000 В 1000 В постоянного тока 100 МОм
2500В 1000 В постоянного тока 500 МОм
5000 В 2500 В постоянного тока 1000 МОм
8000В 2500 В постоянного тока 2000 МОм
15000 В 2500 В постоянного тока 5000 МОм
25000 В 5000 В постоянного тока 20000 МОм
34500В 15000 В постоянного тока 100000 МОм

Значение IR погружного двигателя:

Значение IR погружного двигателя

Мотор вне скважины (без кабеля) Значение IR
Новый мотор 20 МОм
Подержанный мотор, который можно переустановить 10 МОм
Двигатель установлен в скважине (с кабелем)
Новый мотор 2 МОм
Подержанный мотор, который можно переустановить 0.5 МОм

(5) Значение IR для электрического кабеля и проводки:

  • Для проверки изоляции нам необходимо отключить панель или оборудование и изолировать их от источника питания. Проводку и кабели необходимо проверить друг на друга (между фазами) с помощью кабеля заземления (E). Ассоциация инженеров по изолированным силовым кабелям (IPCEA) предлагает формулу для определения минимальных значений сопротивления изоляции.
  • R = K x Лог 10 (D / d)

  • R = значение IR в МОм на 1000 футов (305 метров) кабеля.
  • K = постоянная изоляционного материала. (Лакированный Cambric = 2460, термопластичный полиэтилен = 50000, композитный полиэтилен = 30000)
    D = внешний диаметр изоляции жилы для одножильных проводов и кабелей
  • (D = d + 2c + 2b диаметр одножильного кабеля)
    d — Диаметр жилы
    c — Толщина изоляции жилы
    b — Толщина изоляции оболочки

Испытание высокого напряжения на новом кабеле из сшитого полиэтилена (согласно стандарту ETSA)

Заявка Испытательное напряжение Мин. Значение IR
Новые кабели — Оболочка 1 кВ постоянного тока 100 МОм
Новые кабели — изоляция 10 кВ постоянного тока 1000 МОм
После ремонта — Оболочка 1 кВ постоянного тока 10 МОм
После ремонта — Утеплитель 5 кВ постоянного тока 1000 МОм

Кабели 11 кВ и 33 кВ между жилами и землей (согласно стандарту ETSA)

Приложение Испытательное напряжение Мин. Значение IR
11кВ Новые кабели — оболочка 5 кВ постоянного тока 1000 МОм
11кВ После ремонта — Оболочка 5 кВ постоянного тока 100 МОм
33KV TF не подключен 5 кВ постоянного тока 1000 МОм
33кВ с подключенными ТФ. 5 кВ постоянного тока 15 МОм

Измерение ИК-значения (проводник к проводнику (перекрестная изоляция))

  • Первый проводник, для которого измеряется поперечная изоляция, должен быть подключен к линейному выводу мегомметра. Остальные проводники соединены петлей (с помощью зажимов типа «крокодил») i. е. Провод 2 и далее подключаются к клемме заземления мегомметра. На другом конце провода остаются свободными.
  • Теперь поверните ручку мегомметра или нажмите кнопку мегомметра.Показания счетчика покажут поперечную изоляцию между проводником 1 и остальными проводниками. Показания изоляции должны быть записаны.
  • Теперь подключите следующий провод к клемме Line мегомметра, а остальные проводники подключите к клемме заземления мегомметра и выполните измерения.

Измерение ИК-значений ( , изоляция между проводником и землей)

  • Подключите проверяемый провод к линейной клемме мегомметра.
  • Подключите клемму заземления мегомметра к земле.
  • Поверните ручку мегомметра или нажмите кнопку мегомметра. Показания счетчика покажут сопротивление изоляции проводов. Показания изоляции должны быть записаны после подачи испытательного напряжения в течение примерно минуты до получения стабильного показания.

Измерения ИК-значений:

  • Если во время периодических испытаний сопротивление изоляции кабеля обнаруживается между 5 и 1 МОм / км при температуре под землей, соответствующий кабель необходимо запрограммировать для замены.
  • Если сопротивление изоляции кабеля находится в пределах от 1000 до 100 кОм / км , при температуре под землей, соответствующий кабель необходимо срочно заменить в течение года.
  • Если сопротивление изоляции кабеля окажется ниже 100 кОм / км., Соответствующий кабель необходимо немедленно заменить в экстренных случаях.

(6) Значение IR для линии передачи / распределения:

Оборудование. Размер мегомметра Мин. Значение IR
S / S. Оборудование 5 кВ 5000 МОм
EHVLines. 5 кВ 10 МОм
H.T. Линии. 1 кВ 5 МОм
LT / Линии обслуживания. 0,5 кВ 5 МОм

(7) Значение IR для Panel Bus:

  • Значение IR для панели = 2 x номинальное напряжение панели в кВ.
  • Например, для панели на 5 кВ минимальная изоляция составляет 2 x 5 = 10 МОм.

(8) Значение IR для оборудования подстанции:

Обычно измеряемые значения оборудования подстанции равны.

. Типичное значение IR для S / S оборудования

Оборудование Размер мегомметра Значение IR (мин.)

Автоматический выключатель

(Фаза-Земля)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

(фаза-фаза)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

Цепь управления

0.5кВ

50 МОм

CT / PT

(Pri-Earth)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

(вторая фаза)

5 кВ, 10 кВ

50 МОм

Цепь управления

0,5 кВ

50 МОм

Изолятор

(Фаза-Земля)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

(фаза-фаза)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

Цепь управления

0.5кВ

50 МОм

L.A

(Фаза-Земля)

5 кВ, 10 кВ

1000 МОм

Электродвигатель

(Фаза-Земля)

0,5 кВ

50 МОм

LT Распределительное устройство

(Фаза-Земля)

0.5кВ

100 МОм

Трансформатор LT

(Фаза-Земля)

0,5 кВ

100 МОм

IR Стоимость S / S оборудования согласно стандарту DEP

Оборудование

Меггеринг

Значение IR во время ввода в эксплуатацию ( M Ω)

Значение IR во время обслуживания ( M Ом)

Распределительное устройство

Автобус HV

200 МОм

100 МОм

LV Автобус

20 МОм

10 МОм

Электропроводка НН

5 МОм

0.5 МОм

Кабель (мин. 100 метров)

HV и LV

(10XKV) /

км

(кВ) /

км

Двигатель и генератор

Фаза-Земля

10 (кВ + 1)

2 (кВ + 1)

Трансформатор с масляным погружением

HV и LV

75 МОм

30 МОм

Трансформатор сухого типа

HV

100 МОм

25 МОм

LV

10 МОм

2 МОм

Стационарное оборудование / инструменты

Фаза-Земля

5 кОм / вольт

1 кОм / вольт

Подвижное оборудование

Фаза-Земля

5 МОм

1 МОм

Распределительное оборудование

Фаза-Земля

5 МОм

1 МОм

Автоматический выключатель

Главная цепь

2 МОм / кВ

Цепь управления

5 МОм

Реле

Д.C Схема-Земля

40 МОм

LT Цепь-Земля

50 МОм

LT-D.C Схема

40 МОм

LT-LT

70 МОм

(9) Значение IR для бытовой / промышленной проводки:

  • Низкое сопротивление между фазным и нейтральным проводниками или между токоведущими проводниками и землей приведет к току утечки.Это приводит к ухудшению изоляции, а также к потере энергии, что увеличивает эксплуатационные расходы на установку.
  • Сопротивление между фазой-фазой-нейтралью-землей не должно быть менее 0,5 МОм. для обычных напряжений питания.
  • Помимо тока утечки из-за сопротивления изоляции, существует дополнительная утечка тока в реактивном сопротивлении изоляции, поскольку она действует как диэлектрик конденсатора. Этот ток не рассеивает энергию и не является вредным, но мы хотим измерить сопротивление изоляции, , поэтому напряжение постоянного тока используется для предотвращения включения реактивного сопротивления в измерение .

Однофазное подключение:

  • ИК-тест между естественной фазой и землей должен выполняться на всей установке с выключенным главным выключателем, с соединенными вместе фазой и нейтралью, с отключенными лампами и другим оборудованием, но с включенными предохранителями, включенными автоматическими выключателями и всей цепью. переключатели замкнуты.
  • Если установлено двустороннее переключение, будет проверяться только один из двух проводов для зачистки. Чтобы проверить другой, необходимо задействовать оба двухпозиционных переключателя и повторно протестировать систему.При желании можно испытать установку в целом, когда должно быть достигнуто значение не менее 0,5 МОм.

Трехфазное подключение:

  • В случае очень большой установки, где имеется много параллельных заземляющих путей, ожидается, что показание будет ниже. Если это произойдет, установку следует разделить и повторно протестировать, когда каждая часть должна соответствовать минимальным требованиям.

  • Испытания на ИК-излучение должны проводиться между фазой-фазой-нейтралью-землей с минимальным допустимым значением для каждого теста равным 0.5 МОм.

ИК-тестирование на низкое напряжение

Напряжение цепи Испытательное напряжение Значение IR (мин.)
Сверхнизкое напряжение 250 В постоянного тока 0,25 МОм
До 500 В, кроме более 500 В постоянного тока 0,5 МОм
500 В до 1КВ 1000 В постоянного тока 1,0 МОм
  • Мин. Значение IR = 50 M Ω / Количество электрических розеток.(Все электрические точки с фитингами и заглушками).
  • Мин. Значение IR = 100 M Ом / Нет электрической розетки. (Все электрические точки без фитингов и вилок).

Необходимые меры предосторожности:

  • Электронное оборудование, такое как электронные люминесцентные переключатели стартера, сенсорные переключатели, диммерные переключатели, контроллеры мощности, таймеры задержки, может быть повреждено приложением высокого испытательного напряжения.
  • Конденсаторы и индикаторные или контрольные лампы должны быть отсоединены, иначе результаты теста будут неточными.
  • Если какое-либо оборудование отключено для целей тестирования, оно должно быть подвергнуто собственному испытанию изоляции с использованием напряжения, которое вряд ли приведет к повреждению. Результат должен соответствовать указанному в соответствующем британском стандарте или составлять не менее 0,5 МОм, если стандарт отсутствует.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Проверка сопротивления изоляции — Тестер изоляции

Сопротивление изоляции

Сопротивление изоляции (IR) — один из наиболее распространенных тестов двигателей.В нем также больше типов токов, чем думают некоторые пользователи. В самом простом варианте испытание сопротивления изоляции проводится с помощью ручного измерителя, измеряющего мегаом. Продвинутый тестер строит графики МОм в течение 10 минут или более и отображает напряжение, ток утечки, DAR и отношения PI. Узнайте больше о соотношениях DAR и PI.

При испытании на ИК или МОм измеряется приложенное напряжение и полный ток утечки между обмотками и корпусом двигателя / землей. Для расчета сопротивления в МОм применяется закон Ома.

R = V / I

Где R — сопротивление в МОмах, V — приложенное напряжение в вольтах, а I — общий результирующий ток в микроамперах (мкА).

Температурный поправочный коэффициент применяется для корректировки мегомного измерения при текущей температуре до значения, которое было бы при стандартной температуре. Согласно стандартам IEEE 43 и ANSI / EASA стандартная температура составляет 40 ° C.

Ток утечки бывшего в употреблении двигателя часто представляет собой поверхностный ток, протекающий в грязи на внешней стороне обмоток.Грязь содержит частицы пыли, масла, жира, влаги и т. Д. Ток проводимости, который течет через слабую изоляцию заземления к земле, часто затмевается поверхностными токами. Поэтому испытание сопротивления изоляции или измерение МОм иногда называют испытанием на загрязнение. Мегоммы имеют тенденцию падать с увеличением количества грязи.

Измерение МОм на новых двигателях часто не представляет интереса, кроме как проверить отсутствие прямого замыкания на землю. Пользователи часто переходят непосредственно к тесту Hipot.

Токи, участвующие в испытаниях МОм, DAR и PI
  1. I C — Емкостный: Пусковой емкостной ток доводит потенциал двигателя до испытательного напряжения путем его зарядки. Этот ток быстро падает и достигает нуля в течение нескольких секунд после достижения испытательного напряжения. Для больших двигателей с большой емкостью пусковой ток велик. Пределы отказа по общему току утечки должны быть установлены достаточно высокими, чтобы избежать срабатывания предела во время этой начальной фазы испытания.Для получения дополнительной информации о емкостном пусковом токе и о том, как избежать срабатывания предела, см. Hipot Test.
  2. I A — Поглощение: Ток поглощения поляризует изоляцию. Этот ток также падает до нуля или очень близко к нулю в течение от 30 секунд до 1 минуты в двигателях с произвольной обмоткой. Двигатели с формованной обмоткой работают намного дольше из-за слоев изоляции, используемых между витками. Изменение тока поглощения во времени — это то, что используется для расчета соотношений PI и DAR при испытании сопротивления изоляции.
  3. I G — Проводимость: ток проводимости протекает между медными проводниками и землей через основную часть изоляции. Этот ток обычно равен нулю, если двигатель новый или неповрежденный. По мере того как изоляция двигателя стареет и треснет или повреждена, может течь ток проводимости в зависимости от приложенного испытательного напряжения. Ток проводимости имеет тенденцию увеличиваться с увеличением напряжения. Этот ток иногда называют током утечки или частью тока утечки.
  4. I L — Поверхностная утечка: Согласно IEEE 43, поверхностная утечка — это ток, протекающий в грязи на поверхности обмоток на землю.В других стандартах он называется током поверхностной проводимости. Более грязный двигатель имеет более высокий ток утечки и более низкий результат в МОм. В двигателях с покрытием, контролирующим напряжение, на концевых обмотках может наблюдаться увеличение поверхностного тока утечки. Через 1 минуту с электродвигателем с произвольной обмоткой или через 5-10 минут с электродвигателем с фасонной обмоткой ток поверхностной утечки обычно остается единственным током, если только изоляция не является слабой или поврежденной.
  5. I T — Итого: общий ток складывается из 4 токов.Тестер двигателя и изоляции измеряет общий ток. Полный ток равен или очень близок к току поверхностной утечки в конце испытания сопротивления изоляции. Это дает оператору хорошее представление о том, насколько грязен или загрязнен двигатель. Он также предупреждает оператора о возможном катастрофическом соединении обмоток с землей.
Зависимость тока утечки от времени

Ток утечки как функция времени

Чтобы определить, является ли ток утечки в основном поверхностным током или он также содержит ток проводимости, необходимо выполнить испытание ступенчатым напряжением или испытание с линейным нарастанием.См. Информацию ниже по минимальным уровням МОм. Обратите внимание, что эти тесты могут быть выполнены при напряжениях ниже, чем нормальное испытательное напряжение постоянного тока, чтобы определить ток проводимости.

Отслеживание измерений МОм во времени
Измерения

МОм отслеживаются с течением времени, чтобы помочь определить, когда двигатель или генератор следует ремонтировать. Это выполняется автоматически с помощью мотор-анализатора iTIG III. В оценках ремонта, особенно для более крупных двигателей, используются другие испытания сопротивления изоляции, такие как испытания DAR или PI.Дополнительные испытания — это высоковольтное напряжение постоянного тока, испытания ступенчатого напряжения / линейного изменения, испытания на скачки напряжения и измерение частичных разрядов.

Стандарты и температурная компенсация

ANSI / AR100-2015 и IEEE 43-2013 содержат следующие рекомендации. Двигатели с низкими значениями сопротивления изоляции не рекомендуется подвергать испытаниям высоким напряжением.

Примечание по температурной компенсации

Указанные выше пределы относятся к обмоткам при температуре 40 ° C.Результаты испытаний МОм имеют температурную компенсацию, потому что обмотки обычно не имеют этой температуры при испытании. Большинство тестеров изоляции делают это автоматически, если в тестере вводится температура обмотки. Значения сопротивления должны быть компенсированы температурой, если ИК отслеживается во времени. Температура также должна быть выше точки росы для точного сравнения результатов.

Согласно наиболее распространенной формуле температурной компенсации, сопротивление изоляции падает на 50% на каждые 10 ° C повышения температуры.Таким образом, очевидно, что изоляционные свойства резко ухудшаются с повышением температуры. ИК-излучение 10000 МОм (10 гига Ом) при 20 ° C (~ 68 ° F) падает до 2500 МОм при 40 ° C и до 39 МОм при 100 ° C.

Есть несколько других формул температурной компенсации. Приведенная выше формула, вероятно, наиболее консервативна. Различные типы систем изоляции в двигателях с формованной обмоткой обладают уникальными температурными характеристиками. Их можно получить только у производителя двигателя.

Суть в том, что температура оказывает значительное влияние на сопротивление изоляции и должна компенсироваться для достижения наилучших результатов.

Ограничения толкования

Вопрос: Насколько тест № 1 лучше, чем тест № 2?

Ответ: Кто знает? Разница в 0,01 мкА может быть результатом ряда переменных. Эти переменные могут включать температуру, изменения условий окружающей среды, электрические помехи или нестабильность напряжения или тока.

Разница в сопротивлении изоляции велика из-за способа расчета сопротивления.Единственное физическое изменение — это сила тока, и это изменение очень мало. Некоторые тестеры изоляции показывают ток утечки с точностью до 3 -го числа или даже 4-го -го числа с точностью до 1 нА или 1 пА. Прибор рассчитывает и отображает ИК в терраомах (ТОм). Точность последней цифры (а) не указана или низкая по уважительной причине. Он слишком зависит от переменных, отличных от тока утечки, который он предназначен для измерения.

Другие советы и подсказки от IEEE 43-2013
  • Перед началом испытания изоляцию обмотки следует разряжать, чтобы избежать ошибок измерения.
  • Для двигателей с покрытием для контроля напряжения, нанесенным на концевые обмотки, может наблюдаться увеличение поверхностного тока утечки и, следовательно, более низкие МОм, чем ожидалось.
  • Для температуры обмотки ниже точки росы невозможно предсказать эффект конденсации на поверхности. Таким образом, поправка на 40 ° C для анализа тенденций вносит значительные ошибки.
  • Для обмоток с прямым водяным охлаждением необходимо удалить воду и тщательно высушить внутренний контур.Изготовитель обмотки может предоставить средства измерения результатов испытания сопротивления изоляции без необходимости слива охлаждающей воды.
  • Рекомендуется минимальное время разряда, в четыре раза превышающее длительность приложения напряжения. Все Electrom Instruments разряжают двигатель через резистор. Для двигателей с напряжением менее 100 В подключение обмотки непосредственно к земле с помощью заземляющего провода прибора, закорачивающего стержня или перемычки немедленно завершит разряд.Для разрядки любого остаточного абсорбирующего заряда требуется больше времени. Держите двигатели с абсорбционными зарядами подключенными непосредственно к земле, если с ними будут обращаться вскоре после испытания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *