Кипла – КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

 

 

Заведующий кафедрой: Гайнутдинов Владимир Григорьевич

Ученая степень: доктор технических наук

Ученое звание: профессор

Телефон/ Факс: +7 (843) 236 62 93

Адрес: г. Казань, ул.Толстого, 15 (3-е учебное здание), ком. 210

Кафедра образована 5 ноября 1933 г. Первое название – кафедра конструкции самолетов. Заведующим кафедрой был назначен З. И. Ицкович – главный конструктор ОКБ по самолетостроению, организованного при институте в том же году Главным управлением авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР.

Основными учебными дисциплинами были курсы «Конструкция самолетов» и «Проектирование самолетов». В 1935 году вводится курс по гидроавиации, а в 1937 году – курс «Оборудование и вооружение самолетов, силовые установки самолетов». На кафедре была создана необходимая лабораторная база, вначале состоящая из кабинета конструкции самолетов, основой которого были конструкции, разработанные в ОКБ КАИ. После введения новых учебных дисциплин создаются кабинеты силовых установок и оборудования и вооружения самолетов. Работа кафедры проходила в тесном содружестве с ОКБ.

В 1951г. из кафедры выделилась кафедра оборудования самолетов, заведующим которой стал В. В. Максимов. Заведующим кафедрой конструкции самолетов назначается Г.Н. Воробьев, впоследствии профессор, заслуженный деятель науки и техники Татарстана. С открытием новых ракетных специальностей в 1960г. кафедра стала именоваться кафедрой конструкций и проектирования летательных аппаратов.

С 1996г. заведующим кафедрой работает профессор В. Г. Гайнутдинов.

Основные направления деятельности кафедры

На кафедре проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области малой и беспилотной авиации: ультралегкий самолет балансирного типа с поворотным крылом КАИ-81 «Беркут», ультралегкий вертолет соосной схемы с зеркальным расположением автоматов перекоса КАИ-002 «Lark», самолет-аэротакси тандемной схемы с поворотными крыльями КАИ-82-01 «Better», легкий многоцелевой ближнемагистральный самолет, беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки КАИ-VT, беспилотный летательный аппарат КАИ-83 «Москит» и первый в России беспилотный конвертоплан.

Для беспилотных аппаратов в настоящее время на кафедре успешно разрабатываются системы автоматического управления. Также проводятся исследования в области новых авиационных материалов: трехслойных панелей с ферменным заполнителем. Работы ведутся в лабораториях кафедры, оснащеных современной компьютерной техникой, приборами и установками, необходимыми для организации учебного процесса и проведения научных исследований на высоком уровне.

Выпускники успешно работают на крупнейших промышленных отечественных и зарубежных предприятиях: Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, Казанский вертолетный завод, МКБ «Радуга» г. Дубна, РФЯЦ-ВНИИЭФ г. Саров, Boeing Russia г. Москва.

Положение о кафедре

Контактная информация

Телефон/Факс +7 (843) 236 62 93, 231 03 18

Адрес г. Казань, ул.Толстого, 15 (3-е учебное здание), ком. 210

Часы работы 8:00-17:00

Сайт: kipla.kai.ru

kai.ru

Кипла КП — Курсовой проект по курсу Конструкция и проектирование летательных аппаратов студент гр. 1506 Поляков А. А


Подборка по базе: ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАН, выступление на защиту курсовой мое.docx, МОЙ КУРСОВОЙ.doc, Пример курсовой работы _ от Яковлева В.А..pdf, Дипломный проект.doc, Методичка по курсовой работе теоритические основы ТЭС.pdf, Курсовой проект САПР.pdf, Методические указания по проектным работам.docx, Электр.учебник Проектная деятельность.pdf, курс проект Иванов Д.docx.

Министерство образования и науки

Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

(СГАУ)
Курсовой проект по курсу

«Конструкция и проектирование летательных аппаратов»

Выполнил: студент гр. 1506
Поляков А.А.
Руководитель: Прохоров А.Г.

Самара 2012

Задание

Спроектировать бак окислителя 3 ступени ракеты- носителя Р10.

Исходные данные:

Окислитель- кислород

Днище полусферическое

Реферат

Курсовой проект, страниц 26, рисунков 5

Летательный аппарат, бак окислителя, давление наддува, оболочка, расчётный случай, перегрузки, коэффициент безопасности, днище, шпангоут.

В данной работе производится проектирование бака окислителя третьей ступени РН. Работа начинается с выбора расчётных случаев. После этого производится расчёт геометрии бака, исходя из заданного объёма окислителя. На основании этих расчётов и выбранного материала, производится подбор толщин днища и обечайки.

Содержание

Введение……………………………………………………………4


  1. Конструктивная схема…………………………………………….5

  2. Выбор основного материала………………………………………6

  3. Определение объёма бака………………………………………….7

  4. Проектировочный расчёт бака……………………………………8

    1. Подбор толщины верхнего днища……………………………8

    2. Подбор толщины нижнего днища…………………………….8

  5. Подбор толщины обечайки………………………………………..9

  6. Подбор шпангоутов………………………………………………10

  7. Расчёт люк-лаза……………………………………………………11

  8. Расчёт заборного устройства……………………………………..13

  9. Расчёт тоннельного трубопровода……………………………….14

  10. Порядок сборки конструкции…………………………………….16

Заключение…………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………..18

Введение

Разрабатываемый бак представляет собой ёмкость для размещения компонента топлива (окислитель- кислород) 3 ступени. Бак выполнен по так называемое несущей схеме. Его особенность состоит в том, что обечайка бака является одновременно и корпусом ракеты, воспринимающим осевые и изгибающие нагрузки.

Конструктивно бак состоит из цилиндрической и двух полусферических оболочек, соединённых друг с другом посредством шпангоутов, и образующих геометрическую ёмкость цилиндрической формы.

Несущей конструкцией бака является цилиндрическая обечайка. Она состоит из сваренных между собой листов из аллюминиевых сплавов. По торцам обечайки расположены стыковые шпангоуты , к которым крепятся приборный отсек сверху и приборный отсек снизу.


  1. Конструктивная схема

  1. обечайка бака

  2. верхнее днище

  3. люк-лаз

  4. раструб наддува

  5. тоннельный трубопровод

  6. гермовывод

  7. датчик опорожнения

  8. датчик заправки

  9. нижнее днище

  10. заборное устройство

  11. заправочное устройство

2. Выбор основного материала.

Основной материал конструкции выберем алюминиевый сплав АМг-6. Этот сплав используют для изготовления деталей сварных конструкций, холодно-штампуемых деталей, а также деталей высокой прочности, получаемых вальцовкой из нагартованного листа, работающих при температурах от -190° С до +150° С.

Материал обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью в отожженном состоянии.

Сплав хорошо сваривается аргонно-дуговой сваркой, термообработка сварных швов не производится. Прочность сварного соединения составляет 90-95% прочности основного материала.

Основные характеристики сплава АМг-6

плотность

модуль упругости

предел прочности

предел текучести

3. Определение объема бака.

Выбираем пологое сферическое днище. Обязательным элементом такого днища является распорный шпангоут в месте стыка днища с обечайкой, который воспринимает значительные окружные сжимающие усилия, передающиеся на обечайку со стороны днища. Преимуществом такого днища является его сравнительно малая высота.
Если

Объём окислителя найдём по формуле:

Объём шарового сегмента:

Объём цилиндрической части:

Объём всего бака:

Найдём потребный объём бака:

4. Проектировочный расчёт бака

4.1 Подбор толщины верхнего днища
Толщина рассчитывается из условия прочности:

В соответствии с этой формулой:

С учётом технологических особенностей изготовления и в соответствии с нормальным рядом толщин принимаем
Запас прочности равен


4.2 Подбор толщины нижнего днища
Толщину нижнего днища определим для самой нижней точки, где действуют максимальные напряжения.

Давление в нижней точке днища определим по формуле:

Высоту столба жидкости для окислителя в цилиндрической части бака определим по формуле:

Тогда


Толщина днища определяется из условия прочности:

В соответствии с нормальным рядом толщин принимаем

Запас прочности:

5. Подбор толщины обечайки.
Подберём толщину обечайки из условия прочности в сечении 1-1

где

экспериментальное давление в нижней точке обечайки бака.

коэффициент сварного шва,

Подберём толщину обечайки в сечении 2-2

Из двух толщин обечайки (для сечений 1-1 и 2-2) выбираем наибольшую и с учётом нормального ряда толщин принимаем толщину обечайки

6. Подбор шпангоутов

Расчёт значения нормальной силы, действующей на шпангоут определяется:

Из условия прочности:

коэффициент, учитывающий ослабление шпангоута отверстиями под крепление.

тогда

7. Расчёт люк-лаза
Люк-лаз располагается на днище бака и предназначен для монтажных работ и сборки арматуры бака. На его крышку действует внутреннее давление 0, 46 Мпа, которое передаётся на шпильку и фланец. Нагрузка на шпильку определяется из двух условий: шпилька воспринимает силы внутреннего давления и давления уплотнения:

усилие от наддува,

усилие прижатия уплотнения,

m-коэффициент, зависящий от конструкции уплотнения и материала прокладки (для мягкой стали m=5,5)

Где b- ширина прокладки (b=40мм)

Усилие необходимое для сжатия прокладки:


Для выбора крепёжных болтов принимаем:


Задаёмся количеством болтов: h=28;

Материал болтов 30ХГСА:

Тогда диаметр болтов вычисляется по формуле:

Принимаем d=10мм

8.Расчёт заборного устройства
Из статистических данных, скорость истечения компонентов топлива равна 6м/с.

Средний расход определяется по формуле:

где

m- масса топлива в баке;

Т- время работы третей ступени;

Рис. 4 К расчёту заборного устройства.

Примем d=70мм

Примем

9.Расчёт тоннельного трубопровода
Тоннельный трубопровод находится под действием сжимающего давления, и его проектирование ведётся исходя из обеспечения устойчивости. Конструктивно тоннельный трубопровод обычно выполняется с поперечными гофрами, которые увеличивают его несущую способность от внешнего давления и одновременно увеличивает его податливость в осевом напряжении, что благоприятно сказывается на его совместной работе с днищами.

Тоннельный трубопровод большой протяжённости дополнительно снабжается компенсаторами, которые увеличивая податливость трубопровода в осевом направлении, уменьшают усилие в месте стыка днища с тоннельным трубопроводом.

Рис. 5 Тоннельный трубопровод

Расчёт трубопровода ведётся в следующей последовательности:

Определяем коэффициент исходных данных:

где радиус трубопровода ()

длина трубопровода ()

E- модуль упругости материала трубопровода. Для Амг-6 E=71000Мпа.


Определяем коэффициент :

где

, обычно принимают

Определяем количество гофров и шаг:

Примем

Определим толщину трубопровода:

Примем

Определяем радиус гофров:

Примем

10.Порядок сборки конструкции
Бак собирается из обечайки и двух днищ. Обечайка бака сваривается аргонно-дуговой сваркой из шести одинаковых листов в специальном сборочном приспособлении. Листы из АМг-6 ГОСТ 1871-75. Верхнее днище сваривается из двух симметричных сегментов. После этого по разметке в днище делаются необходимые отверстия под детали.

К отверстиям приваривают соответствующие фланцы, крепления люк-лаза и датчиков. Сборка производится в стапеле. К собранной обечайке привариваются шпангоуты, затем к шпангоутам приваривается верхнее днище. В крышку люк-лаза вваривается раструб наддува, к сварной заготовке нижнего днища привариваются фланец тоннельного трубопровода, крепление успокоителя и ввариваются собранное заборное устройство и заправочное устройство.

После этого нижнее днище приваривается к шпангоуту.

Дальнейшая сборка ведётся внутри бака. Тоннельный трубопровод представляет собой сварную конструкцию. Тоннельный трубопровод без сильфона подаётся внутрь бака через люк-лаз, вставляется в нижнее днище и приваривается к фланцу. Затем к верхнему днищу приваривается сильфон. После этого сильфон и тоннельный трубопровод соединяется между собой. Таким же образом вставляется и датчик опорожнения , опора которого находится на заборном устройстве. Для лучшего обеспечения вертикализации , опора имеет сферическую поверхность.

После этого одеваются хомуты и закрепляют датчик опорожнения в вертикальном положении. Затем привариваются успокоители к датчику опорожнения и к креплениям на нижнем днище бака.

Заключение

В данном курсовом проекте разработана конструкция бака окислителя третьей ступени баллистической ракеты, определён порядок сборки изделия, выбраны расчётные случаи.

Так же в проекте представлены прочностные расчёты обечайки и днищ бака, а так же стыковых шпангоутов, расчёт герметичного люк-лаза, заборного устройства и тоннельного трубопровода.

По результатам расчётов сделаны сборочный чертёж изделия с чертежами необходимых видов, разрезов, сечений. Указаны технические условия изготовления.

Список использованных источников


  1. Горячев О. А. «Расчёт топливных отсеков летательных аппаратов». Куйбышев 1986 г.

  2. Юмашев А. П. «Устройство ракет-носителей, сухие отсеки и топливные баки». Самара 1995 г.

historich.ru

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

№ п/п

Научное направление

Руководитель

Кафедра

1

Математическое моделирование процессов горения и течения в двигателях и   энергоустановках.

д.т.н., профессор Абдуллин А.Л.

 

Кафедра автомобильных двигателей и сервиса(АДиС)

 

2

Исследование рабочих процессов в ДВС с дополнительным завихрением и расслоением заряда в цилиндре.

д.т.н., профессор Абдуллин А.Л.

3

Моделирование работы ДВС на неустановившихся режимах.

д.т.н., профессор Абдуллин А.Л.

4

Проектирование летательных аппаратов. Выбор и численное моделирование проектных параметров летательных аппаратов.

д.т.н., профессор Михайлов С.А.

 

 

 

 

 

Кафедра аэрогидродинамики (АГД)

5

Экспериментальная аэродинамика.

Исследование интегральных и распределенных аэродинамических характеристик ЛА и перспективных транспортных средств с использованием современных инструментальных средств.

к.т.н., доц. Жерехов В.В.

 

6

Вычислительная гидромеханика (CFD).

Вычислительная гидромеханика, структурная механика и аэроупругость летательных аппаратов.

д. ф. – м. н., проф. Кусюмов А.Н.

7

Динамика полета вертолета, имитационное моделирование. Исследование динамики, прочности и аэроупругости винтокрылых летательных аппаратов.

д.т.н., доц. Гирфанов А.М.

8

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области малой и беспилотной авиации: ультралегкий самолет балансирного типа с поворотным крылом КАИ-81 «Беркут», ультралегкий вертолет соосной схемы с зеркальным расположением автоматов перекоса КАИ-002 «Lark», самолет-аэротакси тандемной схемы с поворотными крыльями КАИ-82-01 «Better», легкий многоцелевой ближнемагистральный самолет, беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки КАИ-VT, беспилотный летательный аппарат КАИ-83 «Москит» и первый в России беспилотный конвертоплан.

д.т.н., профессор Гайнутдинов В.Г.

 

 

 

Кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА)

 

9

Системы автоматического управления для беспилотных аппаратов.

д.т.н., профессор Гайнутдинов В.Г.

10

Исследования в области новых авиационных материалов: трехслойных панелей с ферменным заполнителем.

д.т.н., профессор Гайнутдинов В.Г.

11

Разработка энергоресурсосберегающих технологий получения дисперснонаполненных композицион-ных материалов на основе термо-и реактопластов с повышенными технологическими, эксплуата-ционными и специальными свойствами.

д.т.н., профессор Галимов Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра материаловедения, сварки и производственной безопасности

 (МС и ПБ)

 

12

Разработка энергосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования для нанесения полимерных порошковых покрытий специального назначения (световозвращающие, тепло-, атмосферо-, химическистойкие и др.)

д.т.н., профессор Галимов Э.Р.

13

Разработка нанонструктурированных полимерных материалов с повышенными технологическими и эксплуатационными свойствами. Разработка мезопористых полимеров

к.х.н., доцент Давлетбаев Р.С.

14

Разработка теплоизоляционных материалов специального назначения на основе неорганических соединений с повышенными  техническими свойствами

к.х.н., доцент Сударев Ю.И.

15

 

Разработка новых типов полимерных связующих для литья по выплавляемым моделям; разработка ресурсосберегающих технологий изготовления деталей ГТД с применением точных методов литья, технологий порошковой металлургии, ковки, штамповки, сварки, пайки и термической обработки; разработка испытательных стендов для оценки надежности и долговечности материалов, заготовок, деталей и узлов.

к.т.н., профессор Круглов Е.П.

16

Разработка технологий контактной точечной и рельефной сварки деталей из сталей и легких сплавов, лазерной сварки, сварки трением с перемешиванием.

доцент Солопова Е.А., к.т.н., доцент Максимов В.К.

17

Оптимизация режимных параметров дуговой сварки в защитных газах.

доцент Солопова Е.А., к.т.н., доцент Максимов В.К.

18

Разработка высокоресурсных плазменных теплозащитных покрытий  на основе оксида циркония для деталей ГТД.

д.т.н., доцент Ильинкова Т.А.

19

Конструкционная прочность и диагностика металлических сплавов: разработка методики обоснования материалов и технологий по критериям равной повреждаемости деталей при усталостном, гармоническом и бигармоническом нагружениях; внедрение методики расчета циклической долговечности высоконагруженных деталей при комбинированном сложном нагружении; диагностика состояния материалов, установление металлургической, технологической или эксплуатационной наследственности дефектов.

к.т.н., доцент Муратаев Ф.И.

20

Прогнозирование механических свойств металлических материалов на основе мультифрактальной параметризации структуры.

к.т.н., доцент Беляев А.В.

21

Исследование пространственных рычажных механизмов особой структуры и их использование в машиностроении.

д.т.н., профессор Абдуллин А.Л.

 

 

 

Кафедра машиноведения и инженерной графики (М и ИГ)

 

22

Математическое моделирование задач биомеханики. Разработка систем контроля качества и  протезирования надежности композиционных конструкций спиральным компьютерным томографом.

д.т.н., профессор Яруллин М.Г.

23

Прочность и жесткость колец подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей.

д.т.н., профессор Яруллин М.Г.

24

Исследование условий эксплуатации конических роликоподшипников .

д.т.н., профессор Яруллин М.Г.

25

Технология производства конструкций высокой степени интегральности из композиционных материалов.

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

 

 

 

 

Кафедра производства летательных аппаратов (ПЛА)

 

26

Современные методы проектирования и изготовления изделий из КМ.

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

27

Компьютерные технологии в проектировании композитов.

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

28

Новые типы композиционных материалов.

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

29

Разработка физико-химических основ получения полимерных композиционных материалов специального назначения.

д.х.н., профессор Амирова Л.М.

30

Создание легкого складчатого и стержневого заполнителя для сэндвич-панелей

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

31

Создание термостабильных композитных конструкций

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

32

Создание преформ технологиями нового поколения: радиального плетения и направленной укладкой волокна

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

33

Разработка новых типов оснастки для композитного производства

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

34

Исследование формования ультрафиолетом

д.т.н., профессор Халиулин В.И.

35

Теория, технология и оборудование процессов пластического формообразования тонкостенных деталей.

д.т.н., проф. Закиров И.М.

 

 

Кафедра прочности конструкций (ПК)

 

36

Методы решения обратных задач прочности ЛА.

д.т.н., проф. Костин В.А.

37

Механика деформируемого твердого тела, прочность и акустоупругость.

д.ф.-м.н., профессор, Паймушин В.Н.

38

Исследования в области авиационного двигателестроения и их наземного применения (теория выскотемпературного реагирования, проблемы, связанными с созданием гиперзвуковых двигателей, анализ сложных термодинамических циклов, 3D моделирование газотурбинных двигателей и энергоустановок и др.).

д.т.н., профессор Мингазов Б.Г.

 

 

 

 

Кафедра реактивных двигателей и энергетических установок

 (РД и ЭУ)

 

39

Модельные исследовательские установки для изучения процессов горения в двигателях летательных аппаратов.

д.т.н., профессор Мингазов Б.Г.

40

Создание приборов и освоение методик измерения характеристик турбулентности, измерения состава продуктов сгорания, в том числе токсичных веществ.

д.т.н., профессор Мингазов Б.Г.

41

Новые методы расчетов высокотемпературных процессов, химического реагирования.

д.т.н., профессор Мингазов Б.Г.

42

Механосборочное производство
деталей авиационной техники.

д.т.н., проф. Лунёв А.Н.

 

 Кафедра технологии машиностроительных производств (ТМП)

 

43

Обработка давлением деталей авиационной техники.

д.т.н., проф. Катаев Ю.П.

44

Литейное производство деталей авиационной техники.

К.т.н. доцент Янбаев Р.М.

45

Математические методы в машиностроении.

К.т.н. доцент Мац Э.Б.

46

Исследования и разработки в области интенсифицированного тепломассообмена в теплоэнергетическом и радиоэлектронном оборудовании.

д.т.н., проф. Гортышов Ю.Ф.

 

 

 

Кафедра теплотехники и энергетического машиностроения

 (Т и ЭМ)

 

47

Исследования и разработки перспективных энергосберегающих технологий и энергоустановок.

д.т.н., проф. Гуреев В.М

48

Гидродинамика и теплообмен двухфазных сред.

д.т.н., проф. Тарасевич С.Э.

49

Разработка и исследование компактных высокоэффективных теплообменных устройств и систем охлаждения.

д.т.н., проф. Б.Е. Байгалиев

50

Разработка и исследование систем метрологического учета, получения, хранения и транспортировки углеводородных и альтернативных видов топлива.

к.т.н., доц. В.Г. Тонконог

51

Тепловые процессы в топливно-охлаждающих каналах двигателей, энергоустановок и техносистем наземного, воздушного, аэрокосмического и космического базирования. Разработка новых конструктивных схем двигателей, энергоустановок и техносистем двойного назначения наземного, воздушного, аэрокосмического и космического базирования.

д.т.н., проф. В.А. Алтунин

 

52

Исследование возможности охлаждения высокотемпературных лопаток ГТД и ГТУ.

д.т.н., проф. А.В. Щукин

53

Исследование возможности повышения эффективности компрессорных установок и машин.

д.т.н., проф. С.С. Евгеньев

kai.ru

Кипеш, кипешь, кипишь, кипеж или кипиш — как правильно? | Образование | Общество

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Наверняка известно только одно — точно без мягкого знака на конце.

Сразу отметим: перечисленными вариантами многообразие форм этого слова не исчерпывается. В речи носителей языка орфографических воплощений этой единицы так много, что следует написать отдельный текст с перечислением их всех.

Для начала самое главное: слово это относится к арго, именно в значении «язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих». Поэтому вопрос о его правильности можно не рассматривать: с унификацией таких слов часто бывает трудно. Их этимология может быть неопределенной, а широкое употребление характерными группами носителей языка (а они все равно что «хозяева» этой лексики) даже предполагает наличие сотни вариантов.

По какой-то причине из тех вариантов, что начинаются на «к», Словарь русского арго под редакцией В. С. Елистратова отмечает только форму «кипеж». Условно можно считать её правильной на этом основании. (Наверняка, основание у Елистратова было.)

Вот такую словарную статью мы находим в этом источнике:

ХИПЕЖ, ХИПЕС, ХИПЕШ, ХИПИЖ, ХИПИС, ХИПИШ, КИПЕЖ, ХИБЕЖ, ХИБЕС, ХИБЕШ, ХИБИЖ, ХИБИС, ХИБИШ. Шум, скандал, крик.

«Хипеж поднять (или навести) — поднять шум, устроить кому-либо крупную головомойку.
Уголовное „хипе(и)ж“ — грабительство с помощью женщины-проститутки, заманивающей жертву, ср. „хипесник“ — соучастник такого ограбления.

Возможно, слово связано с уголовным „хипа“ — женский половой орган, восходящим к древнееврейскому chupo — балдахин, имеющий отношение к свадебному обряду (chupe stl’ln — устроить свадьбу). Уголовное „хипес“, таким образом, есть форма множественного числа от „хипа“ (сhupo)».

Но всё же не стоит относиться к этому слову предвзято: масса арготизмов просочились в разговорную речь носителей языка, а некоторым даже удалось с течением времени очиститься от своей «наследственности». Многие из них не распознаются нами как арготизмы уже давно.

 Плюс к тому, мы наверняка знаем, откуда пришли слова шестерка, стукач, зашквар, авторитет и гопник, но используем их совершенно спокойно и не табуируем. Во всяком случае, последние два точно. А слово зашквар силами молодежи и вовсе переместилось в сленговую группу, и теперь так называется любой позорный случай/поступок. (Хотя лучше не знать, что оно на самом деле значит в переводе с тюремного языка). В общем, всё это нормальные языковые процессы, и блокировать их не стоит.

Итак, в словаре в качестве существующих перечислены формы

кипеж, хипеж и хипиж, но ни у одного из них нет статуса правильного. Поэтому можно считать, что ответа на вопрос «как правильно — кипеш, кипиш, кипеж или кипиж?» — нет.

Но важно вот что: это слово в современном русском языке — мужского рода. Трактовка его как слова женского рода в вариантах кипишь, кипижь, кипешь и кипишь — неправильная. Таких форм у него нет.

aif.ru

Составление слов из заданных букв

Жирным выделены анаграммы. Подчеркнутым — подсказка из толкового словаря.

    Букв: 5

  1. клипа
  2. липка
  3. пилка
  4. Букв: 4

  5. кали
  6. кила
  7. кипа
  8. клип
  9. липа
  10. пика
  11. пила
  12. плак
  13. Букв: 3

  14. аил
  15. кал
  16. кап
  17. кил
  18. кип
  19. лак
  20. лик
  21. пак
  22. пал
  23. пик
  24. Букв: 2

  25. аи
  26. ил
  27. ка
  28. ли
  29. па
  30. пи
В словаре: 156471 слов. Добавить новые слова

sanstv.ru

кипеть — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ки-пе́ть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 5b. Соответствующие глаголы совершенного вида — вскипеть, закипеть.

Корень: -кип-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. физ. о жидкости клокотать, пениться от образующихся при сильном нагревании пузырьков пара по всему занимаемому жидкостью объёму ◆ Вода в горшке уже кипела; она его отставила от огня и спросила хозяйку: — Чи нема у вас какой-нибудь мисочки? Т. Г. Шевченко, «Наймичка», 1844 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ При быстром нагревании небольшого количества диоксиметилена он плавится и кипит почти одновременно. А. М. Бутлеров, «Теоретические и экспериментальные работы по химии», 1851—1886 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Да, жил и минерал, он был расплавом, газом, // Он магмой бешеной кипел в груди земной, // Но времена прошли, стал минерал алмазом, // И вот он на стекле лежит передо мной. А. М. Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. о реке, потоке и т. п. бурлить, клокотать при стремительном движении ◆ Но если бассейн мелок относительно силы ключа, то вся вода, с песком, землёй и даже мелкими камушками, ворочается со дна доверху, кипит и клокочет, как котёл на огне. С. Т. Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тропинка, часто опасная, над пропастями, где речка, саженей 5-8 шириною, кипит бесконечным рядом водопадов; говорят, что рыбы в ней нет или мало, потому что в равнине Хоя много запруд для поливания. Е. И. Чириков, «Путевой журнал», 1849—1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ … а там, внизу, другое чудовище: разъярённое, именно разъярённое море… Белая пена судорожно сверкает и кипит на нём буграми — и, вздымая косматые волны, с грубым грохотом бьёт оно в громадный, как смоль чёрный, утёс. И. С. Тургенев, «Призраки фантазия», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. о какой-либо деятельности, о жизни протекать очень оживлённо, стремительно ◆ К полудню время близилось, на пристани кипело сильное движенье: одни пароходы приставали, другие в путь снаряжались. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В моей голове кипела странная и, если хотите, смешная работа. А. П. Чехов, «Огни», 1888 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Война уже кипела на Дунае; Англия и Франция объявили России войну, все славянские земли волновались и готовились к восстанию. И. С. Тургенев, «Накануне», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. перен. быть наполненным бурной деятельностью, движением ◆ Но солнце, застилаемое дымом, стояло ещё высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В переулках к морю народ кипит, но те, которые стоят, — не генуэзцы, это матросы всех морей и океанов, шкиперы, капитаны. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1865—1868 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. перен. быть охваченным каким-либо чувством, страстью ◆ Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835—1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Внутри у неё всё кипело; истерические слёзы готовы были хлынуть из глаз. В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных», 1867 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Эти люди, большею частию молодые, кипели жаждою познаний, добра и чести. И. И. Лажечников, «Заметки для биографии Белинского», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В нём кипела жажда самоистязания, ему доставляло особое наслаждение вонзать всё глубже и глубже острый нож в свою рану. С. М. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  6. перен. возмущаться, сильно негодовать ◆ Хотя темно, неясно, но я понимала тоску её, и сердце моё кипело негодованием при мысли, что она может краснеть передо мною, перед моим судом… Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  7. перен. бурно проявляться, бурлить ◆ А между тем в нём кипела и багровыми пятнами выступала на лицо вся его злоба, вся боль уязвлённого самолюбия. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В душе моей кипит ненависть, я чувствую, что ещё минута и — я за себя не ручаюсь, произойдёт взрыв, но деликатность и боязнь нарушить хороший тон заставляют меня повиноваться дамам. А. П. Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», 1887 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. бурлить
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. вскипать, закипать

Родственные слова[править]

Этимология[править]

От праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. кыпѣти, кыплѭ, русск. кипеть, укр. кипíти, болг. кипя́, сербохорв. ки́пjети, ки́пи̑м, словенск. kipė́ti, kipím, чешск. kypět, польск. kipieć. Родственно лит. kūpė́ti, kūpù «бурлить, пениться, выливаться через край», латышск. kûpêt, -u «дымиться, чадить», др.-прусск. kupsins «туман», др.-инд. kúруаti «он потрясен, вскипает, гневается», kṓраs м. «кипение, гнев», kōрáуаti «потрясает», лат. сuрiō, -еrе «желать, жаждать, требовать», возм., ср.-в.-нем. hорfеn, hupfen, др.-анrл. hоррiаn «прыгать» (-р- из -рn-). С др. ступенью: чешск. kvapit «спешить, торопиться», польск. kwapić, укр. ква́пити, болг. квап «поспешность».Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *