Класс хрящевые рыбы 7 класс – Классы Костные и Хрящевые рыбы — урок. Биология, Животные (7 класс).

Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: хрящевые рыбы

Слайд 1

Тема урока : КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Слайд 2

Цель урока : Формирование знаний о хрящевых рыбах Задачи: Познакомиться с многообразием хрящевых рыб. Изучить признаки класса и отрядов хрящевых рыб.

Слайд 3

Общие признаки хрящевых рыб : 1) хрящевой скелет 2) 5-7 жаберных щелей с каждой стороны головы 3) нет жаберных крышек 4) нет плавательного пузыря 5) рот на нижней части головы 6) внутреннее оплодотворение 7)чешуя из костных пластин 8) Морда вытянута –рострум.

Слайд 4

Класс Хрящевые рыбы (630 видов) Отряд Акулы (250 видов) Отряд Химеры (30 видов) Отряд Скаты (350 видов) Появились около 300 млн. лет назад

Слайд 5

Многообразие и особенности строения отряда акулы

Слайд 6

Внешнее строение Скелет хрящевой: Позвоночный столб и череп часто минерализованы

Слайд 7

Рот — на нижней стороне Парные плавники расположены горизонтально

Слайд 8

— Жаберные крышки отсутствуют — Жабры открываются наружу самостоятельными отверстиями — Морда вытянута – рострум

Слайд 9

Обычно 5-7 пар жаберных щелей

Слайд 10

Отряд Акулы 250 видов Отличительные особенности акул

Слайд 11

Гетероцеркальный (неравнолопастной) хвост

Слайд 12

Кожа покрыта плакоидной чешуей, которая состоит из дентина, покрытого эмалью (на поверхности есть зубец )

Слайд 13

Зубы акул гомологичны плакоидной чешуе Зубы растут и меняются всю жизнь Каждый зуб служит 8-10 дней Длина зуба достигают до 10 см.

Слайд 14

Особенности внешнего строения акул: Гетероцеркальный (неравнолопастной) хвост Кожа покрыта плакоидной чешуей, состоит из дентина, покрытого эмалью (на поверхности есть зубец) Чешуя покрывает все тело и заходит по краям ротовой щели на челюсти (выполняет функцию зубов)- Шагреневая кожа Зубы акул гомологичны плакоидной чешуе Зубы растут и меняются всю жизнь. Каждый зуб служит 8-10 дней. На сетчатке глаза -пигментные клетки -Глаза акул светятся в темноте Веки акул закрываются наверх

Слайд 15

Особенности внутреннего строения акул: Плавательный пузырь отсутствует, его функции частично выполняет крупная трехлопастная печень, в которой содержится витамина А в десятки раз больше, чем печени трески. Для поддержания осмотического давления кровь насыщена мочевиной Кишечник – очень короткий. Спиральный клапан значительно увеличивает площадь кишечника. Испражнения акул спиральной формы Раздельнополые рыбы Оплодотворение внутреннее Половые протоки впадают в клоаку Яйцекладущие, яйцеживородящие, живородящие Органы чувств хорошо развиты.

Слайд 16

сердце печень спиральный клапан кишечника желудок клоака

Слайд 17

Некоторые представители акул 1 Кархарадон (Большая белая) 2 Мако (Серо-голубая) 3 Китовая 4 Тигровая 5 Катран (Колючая) 6 Акула-молот 7 Морская лисица

Слайд 18

Китовая Самая большая рыба в мире, длина до 20 м, вес до 20 т, питается планктоном

Слайд 19

Тигровая Наиболее распространенная акула тропиков, людоед, мусорщик, около 9м

Слайд 20

Акула-молот На концах «молота» — глаза и ноздри, всеядный хищник

Слайд 21

Белая акула

Слайд 22

Донные рыбы Особенности скатов 350 видов

Слайд 23

Глаза на верхней стороне головы Многие имеют шипы Тело сплющенное в спинно – брюшном направлении Грудные плавники сросшиеся Хвостовой плавник в виде хлыста Жаберные щели на брюшной стороне

Слайд 24

Рот и жаберные щели расположены на брюшной стороне

Слайд 25

Манта Самый крупный скат: 2 т, ширина до 7м, прыгает в воздух до 1,5 м

Слайд 26

Хвостокол (Морской черт) Шип(35см) на конце хвоста содержит смертельный для человека яд

Слайд 28

Особенности животных отряда Химер Многообразие – 30 видов (химера европейская, носатые химеры) Плохо изученная группа рыб

Слайд 29

Признаки отряда Химерообразных Есть жаберная крышка Отсутствуют клоака и брызгальца Верхняя челюсть срастается с мозговой коробкой Кожа голая Развит передний отдел тела Хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком.

Слайд 30

. Значение Хрящевых рыб звено в цепи питания употребление в пищу (акульи плавники, мясо, печень) изделия из кожи акул (шагрень –акулья кожа) опасность для человека: По мнению исследователей, чаще нападают на человека акулы: тигровая, акула-молот, мако, бычья, песчаная, голубая, лимонная и морская лисица.

Слайд 31

Тест «Волна» 1.У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками 2.Самая крупная акула –китовая 3.Большинство скатов ведут придонный образ жизни 4.Акулы и скаты ведут придонный образ жизни 5.Все акулы опасны для человека 6.Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру 7.Хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь 8.Кожа хрящевых рыб покрыта чешуей 9.Тело скатов имеет торпедообразную форму 10.Окраска скатов покровительственная

Слайд 32

Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 правильных ответов – «5» 7-9 правильных ответов – «4» 5-6 правильных ответов- «3»

Слайд 33

Домашнее задание 1.Прочитать & 22 стр.103-106.и ответить на вопросы 1-3 на стр.106 2.Подготовить сообщения по темам: Отряды: 1.Осетрообразные 2.Сельдеобразные 3.Лососеобразные 4.Карпообразные 5.Окунеобразные

Слайд 34

Интересные факты из жизни акулы 1.Акула чувствует холод мордой Чтобы отличить теплое от холодного, акулы и скаты пользуются своей головой. Согласно новым данным, слизь, которая содержится у них в носу, производит электрический ток в ответ на температурные изменения. С химической точки зрения эта слизь подобна обычному желатину. Именно акулы самые чувствительные к температурам существа из всех, нам известных. Слизь позволяет им определять температуру с точностью до 0,001 градуса Цельсия. 2.Прочность акульей кожи Прочность выделанной шкуры тигровой акулы в 6-10 раз больше прочности шкуры быка. 3.Зрелость акулы Для достижения зрелости им требуется не менее 10 лет. 4.переваривание пищи Крупная добыча переваривается в желудке акулы иногда более недели. Акулы способны переваривать даже случайно попавшие в желудок предметы, так как концентрация соляной кислоты, вырабатываемой желудком, доходит до 2-3%.

Слайд 35

1 г печени акулы содержит в среднем 50 тыс. международных единиц витамина А. 5.Пищевое безумие …иногда во время охоты акула впадает в «пищевое безумие». В слепой ярости она набрасывается на любой предмет, встречающийся ей на пути, будь то морское животное, человек или подводный кабель. Акула чувствует один грамм крови, растворенный в 600 тысячах литров воды, на расстоянии 500 метров. 6. Обновляет зубы за неделю Акулы не идут к зубному врачу. У них есть почти бесконечное снабжение в зубах, которые меняются обычно каждые 8 дней. 7.Акула, которая мечет икру Среди хрящевых рыб только немногие, например, полярная акула (somniosus), мечут икру. Ее средняя длина 240 – 420 см, но встречаются и особо крупные экземпляры длиной 640 см. Это самая крупная акула полярных вод. 8 .Рождается до 12 детёнышей. Каждый из них мал, но уже целиком сформирован. 9.В желудках акул находили самые разные предметы – например, бутылки, джутовые мешки, почтовые посылки, снаряды и гранаты, спиннинги. Известны случаи, когда акулы атаковали яхты и рыбацкие лодки. 10. По мнению исследователей, чаще нападают на человека акулы: тигровая, акула-молот, мако, белоплавниковая, бычья, песчаная, голубая, лимонная и морская лисица.

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Конспект урока «Хрящевые рыбы»

Учитель: Шмырева Татьяна Юрьевна

МБОУ СОШ №1

Учитель биологии

Тема урока: Хрящевые рыбы

Предмет: биология

Класс: 7

УМК: Латюшин

Урок: № 23

Дата:

Цели: изучить класс Хрящевые  рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

Задачи урока

Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

 

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.

Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.

Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых ыб;
  • приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;
  • роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;

учащиеся должны уметь:

  • узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерооб- азные.

   

                    Ход урока.

 1.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

2.Проверка знаний

Письменный опрос

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Рыбы –животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело    рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб покрыта …..  Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … ,  непарные …………,…………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …… Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет …………… Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником.

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3».

     

3. Изучение нового материала.

 Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.

Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.

Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …

Ученики: Акула.

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.

Учитель: Давайте сформулируем  цели нашего урока:

1.     познакомиться с отрядами хрящевых рыб,

2.     узнать особенности строения хрящевых рыб

3.     научиться распознавать  по внешнему виду хрящевых рыб:

4.     узнать о многообразии видов хрящевых рыб.

(ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока)

Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».

Отряды Хрящевых рыб

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1.Акулы (250)

2.Скаты (350)

3. Химерообразные (30)

Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:

  1. Отряд Акулы (250 видов)
  2. Отряд Скаты (350 видов)
  3. Отряд Химерообразные (30 видов)

1.Отряд Акулы.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 7-13)

Многообразие акул. 

Общая характеристика акул

  • Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
  • В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
  • Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
  • Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
  • Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
  • У многих из них есть клоака.
  • Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.

2.Отряд Скаты.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 14-17)

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?

Общая характеристика скатов.

  • Жаберные щели расположены на брюшной стороне
  • Тело сильно уплощенное.
  • Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
  • Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
  • Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
  • Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
  • Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.  

3.Отряд Химерообразные.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 18-20)

Общая характеристика химерообразных.

  • Челюсти полностью слиты с черепом.
  • Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
  • Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
  • Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
  • Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
  • Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
  • Промыслового значения практически не имеют.

Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

(ученики зачитывают таблицу)

НАЗВАНИЕ ОТРЯДА, ЧИСЛО ВИДОВ.

ПРИЗНАКИ ОТРЯДА.

МЕСТА ОБИТАНИЯ.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДА.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

4.Закрепление.

Выберете верные утверждения

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство   скатов   ведут   придонный   образ жизни;        

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

1. § 22.

2. Подготовить сообщения об акулах и скатах по темам: «Манта — морской дьявол», «Катран — сельдевая акула», «Правда и вымыслы об акулах».

             

nsportal.ru

1. Общая характеристика, места обитания и экологические группы рыб

Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных (около \(30\) тыс. видов). Рыбы — постоянные обитатели водной среды. Они населяют почти все водоёмы Земли: от ручьёв до океанов. С жизнью в воде связаны многие особенности их строения.

  • У большинства рыб обтекаемая форма тела (голова, туловище и хвост плавно переходят друг в друга).
  • Кожа рыб покрыта чешуёй и имеет железы, выделяющие слизь.
  • Основной тип движения рыб — боковые изгибы всего тела.
  • Плавники рыб выполняют рулевую функцию и поддерживают тело в равновесии.
  • Органы дыхания — жабры.
  • У многих рыб есть плавательный пузырь, способствующий изменению плотности тела.

Рыб подразделяют на два класса — Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, окуни, щуки и др.). Основной критерий такого разделения — вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб (хрящи или кости).

 

У хрящевых рыб, в отличие от костных, нет плавательного пузыря; жабры открываются наружу жаберными щелями; жаберных крышек нет; скелет состоит из хрящей; большинство видов живёт в солёных водах, хотя есть и пресноводные. Для хрящевых рыб характерно внутреннее оплодотворение.

 

 

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и привело к возникновению большого разнообразия форм: появлению множества приспособлений к конкретным условиям обитания. В разнообразном подводном ландшафте каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где может найти пищу, укрытия и места для размножения.

 

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские. 

Большинство рыб обитает в морях — морские рыбы. Одни из них (акулы, тунцы, треска) живут в толще воды, другие (скаты, камбалы) — в придонных слоях или на дне водоёмов.

 

Пресноводные рыбы, населяя реки, озёра и пруды, постоянно обитают в пресной воде. Одни из них приспособились к жизни в водоёмах со стоячей водой (караси, лини), другие могут жить только в быстром течении воды (форель, хариус, голавль, жерех), третьи населяют как стоячие, так и проточные водоёмы (щука, судак, окунь).

 

Некоторые рыбы большую часть жизни обитают в морях, а размножаются в реках (осётр, лосось, кета, горбуша), или наоборот (речной угорь). Такие рыбы называются проходными.

 

Солоноватые рыбы населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

 

В морских и пресных водоёмах встречаются рыбы, живущие в толще воды и вблизи дна. Толщу воды населяют, например, такие морские рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.

Трайтак Д. И., Суматохин С. В.  Биология. Животные. 7 класс. — М.: Мнемозина.

Никишов А. И., Шарова И. Х.  Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.

Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко B. C. / Под ред. Константинова В. М. Биология. 7 класс. — Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Иллюстрации:

http://school-collection.edu.ru

http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_quotklass_rybyquot7_klass-20000.htm

http://biolicey2vrn.ru

 

www.yaklass.ru

Конспект, презентация с видеороликами по биологии на тему «Хрящевые рыбы. Двоякодыщащие рыбы. Кистепёрые рыбы» (7 класс).

Поурочный план Дата ______7.02.20167__________

Класс: 7-ые

Предмет: биология

Учитель: Волкова Т.В.

Тема урока № 41 Хрящевые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы (слайд 1).

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных, двоякодышащих, кистеперых рыб.

Задачи:

образовательные: способствовать усвоению основных признаков хрящевых рыб, двоякодышащих, кистеперых рыб; уяснить классификацию; выявить черты приспособленности представителей данных классов к среде обитания; выяснить их значение в природе и в жизни человека;

развивающие: продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы; развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

воспитывающие: воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, видеоролики «Акула молот», «Гигантская акула», «Белая акула».

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в живой природы мир,

Где интерес – наш главный ориентир,

Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”

Дорогие ребята! Выберите соответствующий рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение в начале и в конце урока (слайд 2).

Р

Коллект

II.

Актуализация знаний

Работа на уроке будет оцениваться в соответствии с нижеприведёнными критериями по пятибалльной системе:

  1. Правильность ответов на уроке.

  2. Результативность исследовательской работы.

  3. Качество и оригинальность выступления групп.

  4. Активность на уроке (по количеству карточек).

А). Устно:

Условие: за каждый правильный ответ получаете один балл (карточку).

Набравшие 5 карточек получает оценку «5».

1.Чем покрыто тело рыбы? (чешуей).

2. Почему рыбы скользкая? (Кожные железы выделяют слизь).

3. Какую форму тела имеют рыбы? (обтекаемую).

4. Перечислите плавники рыбы. (Парные плавники – брюшные, грудные, непарные – спинной, хвостовой, анальный).

5. Какие плавники придают устойчивость рыбе? (спинные и анальный плавники).

6. Какие плавники участвуют в поддержании равновесия, поворотах рыбы? (грудные и

брюшные плавники).

7. Хвост оканчивается … (хвостовым плавником).

8. Органы, при помощи которых рыбы различают близкорасположенные предметы? (Глаза).

9. Какая кровь в сердце рыбы?

(венозная).

10. Органы выделения рыбы… (парные почки).

11. Органы дыхания рыбы … (жабры).

12. Перечислите отделы головного мозга рыбы? (Головной мозг рыб подразделяется на передний, средний, промежуточный, продолговатый мозг и мозжечок).

13. Что называется нерестом рыб? (размножение рыб).

Б). Просмотрев видеоролик «Местообитание и окраска рыб», ответьте на вопрос: Какое значение для рыб имеет их окраска? (слайд 3).

В). Выберите утверждения (слайд 4).

  1. вариант: верные:

2 вариант: неверные.

1. Рыбы относятся к типу Членистоногие.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

4. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
5. Грудные плавники придают рыбе устойчивость тела.
6. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
7. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

8. Кровеносная система рыб незамкнутая.
9. По концентрическим линиям на чешуе можно определить возраст рыбы. (+)

10. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

11. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

12. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

13. Органы выделения рыб – почки. (+)

14. Рыбы дышат при помощи легких.

Коды ответов (слайд 5).

1 вариант: 2, 4, 6, 7, 9, 10, 13.

  1. вариант: 1, 3, 5, 8, 11, 12,14.

Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»

«1» — «2» — оценка «4»

«3» — «4» — оценка «3»

«5» — «7» — оценка «2».

Р

Р

ЧП

НО

Р

ЧП

Коллек

Фронтал

Работа в парах

Индивид

+

+

+

III.

Мотивация

Многообразен мир природы. Удивителен мир рыб, сколько тайн хранит в себе, загадок.

В сознании людей вода с давних времён относилась к одной из наиболее загадочных стихий, в пучине которой обитали сказочные существа, одним из которых были различные рыбы. У многих народов рыба была священным символом, знаком плодовитости, плодородия и изобилия.

Ответив на вопросы, вы сможете назвать тему урока.

  • Стрелой из иглы этого ската был убит Одиссей – герой поэмы Гомера (хвостокол).

  • Это морская хищница украшает герб Соломоновых островов (акула).

Итак, тема сегодняшнего урока: Хрящевые рыбы. Осетровые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы.

Работая в парах, сформулируйте основные цели урока (слайд 6).

Р

ПП

Р

Коллект

Работа в парах

+

IV.

Изучение н/м:

А). Классификация хрящевых рыб (слайды 7 — 8).

Подклассы

Представители

Б). Особенности хрящевых рыб (слайды 9 -10):

Используя материал на страницах 185- 187 параграфа 46 и слайд 8, изучите, обсудите в парах особенности строения хрящевых рыб.

В). Особенности хрящевых, двоякодышащих, кистеперых рыб (слайды 11 — 16).

Используя приложение № 1 — 4 и материал на страницах 187, 191 параграфов 46 и 47, изучите материал, обсудите его в группах, заполните вторую колонку таблицы по предложенному вопросу в тетради и выступите перед классом с ним:

1 группа:

Акулы (слайды 12 — 17) с просмотром и обсуждением видеороликов «Акула молот», «Гигантская акула», «Белая акула».

2 группа:

Скаты (слайды 18-19).

3 группа:

Химеры (слайд 20).

4 группа:

Двоякодышащие рыбы (слайд 21).

5 группа:

Кистепёрые рыбы (слайд 22).

Название класса, отряда

Представители

Особенности строения

Значение в природе и жизни человека

Акулы

Скаты

Химерообразные

Двоякодышащие

Кистеперые

Г). А знаете ли Вы, что (слайды 23 – 26)…

Размеры её пойманной около острова Баба составлял 12,65м в длину и 7м в обхвате, вес 15т;

  • крупнейшей морской плотоядной рыбой является белая акула кархарадон (акула – людоед, белая смерть), достигает 4,3- 4,6м в длину, вес 522 – 771кг;

  • акула чует кровь, даже если 1г крови растворен в 1000л воды;

  • одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить до 24 тыс. зубов;

  • двоякодышащая рыба африканский протоптерус при высыхании водоема зарывается в грунт на глубину до 0,5м. В затвердевшем коконе из слизи протоптерус остается до следующего периода дождей- около 6 – 9 месяцев;

  • кистеперую рыбу латимерию ученые считают живым ископаемым, т.к. она не практически ничем не отличается от ископаемых кистеперых рыб мезозоя, живших более 200 млн. лет назад.

Р

ИПМК

Р
ИП

Р

НО

ЧП

ИП

МК

Р

НО

МК

Индивид

Работа в парах

Работа в группах

Индивид

+

+

+

+

V.

Закрепление

Подведение итогов

А). Соотнесите описанию и рисункам названия рыб (слайд 27):

Р

ЧП

ПП

НО

Работа в группах

+

VI.

Подведение итогов:

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся. Учащиеся, работая в группах, самостоятельно делают выводы урока, ответив на вопрос:

Какое основное отличие хрящевых рыб от костистых?

Оценивание работы каждой группы.

Р

Индивид

VII. Д/З:

Слайд 28:

Изучить § 47, составить кластер на тему «Значение хрящевых в природе и жизни человека».

Р

Индивид

VIII. Рефлексия

Слайд 29:

Р

Индивид

Приложение №1:

ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ — класс челюстноротых животных, включает два подкласса: пластиножаберных рыб и цельноголовых рыб . Класс объединяет около 800 видов, разделенных на 12-15 отрядов. Хрящевые рыбы относятся к челюстноротым животным, их челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Жаберных крышек нет. У акул жаберные щели расположены по бокам головы, а у скатов — на брюшной стороне. У многих имеется небольшое парное отверстие, являющееся рудиментом еще одной жаберной щели (брызгальце). Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — рострум. Длина их тела от 15 см до 20 м, масса до 14 т. Скелет хрящевой, чешуя, если есть, плакоидная. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует, поверхность кишечника сильно увеличена за счет спирального клапана.

Хрящевые рыбы — преимущественно морские животные, в том числе, обитатели глубоководья. Некоторые виды заходят или постоянно живут в реках. Например, речные скаты — хвостоколы — обитают в Амазонке и других южноамериканских реках. Оплодотворение у всех хрящевых рыб внутреннее. Хрящевые рыбы размножаются, откладывая яйца, яйцеживорождением или живорождением. Яйца часто заключены в капсулу и имеют выросты.

Приложение 2:

АКУЛЫ.

Длина тела акул колеблется в очень широких пределах — от 15–40 см у колючих и куньих акул, до 15–20 м у гигантской и китовой акул. Вес тела таких гигантов может достигать 20т.

Акулы имеют длинное стройное тело, легко рассекающее воду. Тело большинства видов акул удлиненное, торпедо- или веретенообразное.

Жаберные щели у акул расположены по бокам головы.

Грудные и брюшные плавники расположены в горизонтальной плоскости. Верхняя лопасть хвостового плавника развита значительно больше, чем нижняя. Большие передние плавники акул подобны рулям глубины у подводной лодки — с их помощью акула сохраняет равновесие, но затормозить или дать задний ход она не может. С нижней стороны заостренного рострума (рыла) в постоянном свирепом оскале полумесяцем загибается назад жутковатого вида пасть.

Зубы расположены в несколько рядов. Они имеют форму острых конусов, или плоских треугольных пластин, могут быть одно- или многовершинными, с гладкой или зазубренной режущей кромкой. Страшные зубы, чаще всего сплошные (не имеющие полости — остео-дентиновые). Уникальной особенностью акул является и то, что потеря любого зуба быстро компенсируется: на месте утраченного либо просто вырастает новый.

Акулы почти все время должны находиться в движении.

Во-первых, чтобы дышать. Вода, поступающая в пасть, выходит через жаберные щели, омывая нежные лепестки жабр. Во-вторых, чтобы не утонуть. У акул нет плавательного пузыря. Некоторые виды пытаются преодолеть этот недостаток, заглатывая воздух в желудок. Вытащенные на берег или быстро всплывшие из глубины, такие акулы иногда с силой выталкивают из себя проглоченный воздух, издавая неприятный пугающий звук. Вот откуда берут начало легенды о ревущих акулах, одна из которых пугала героев и зрителей фильма «Челюсти» леденящим душу рыком.

Система пищеварения акул весьма примитивна: глотка, пищевод, просто устроенный желудок и короткий недифференцированный кишечник. У трехметровой акулы его длина обычно не превышает 2,5-2,7 м. Для сравнения: у человека ростом 160-180 см кишечник достигает восьми метров в длину. Однако пищеварительная система хрящевых рыб имеет одну важную особенность — спиральный клапан. В основном он устроен по принципу винтовой лестницы или скручен в еще более тугую спираль. Сорок пять витков клапана делают площадь всасывания пищи довольно внушительной, что с лихвой возмещает небольшую длину кишечника.

Мозг у акул невелик. Но, несмотря на это, они вполне сносно поддаются обучению новым формам поведения.

Из органов чувств у акул лучше всего развито обоняние, а также восприятие вибрации воды органами боковой линии. Поразительная особенность этих рыб — их невероятно тонкое обоняние. Чувствительность органа обоняния настолько велика, что акула может издалека плыть по запаху. Достаточно нескольких капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров. Почуяв привлекательный запах, акулы сканируют его градиент, поворачивая голову то влево, то вправо. Зрение хрящевых хищников оказалось очень даже неплохим. Кстати, у глубоководных акул развиты светящиеся органы – фотофоры.

Большая часть акул — космополиты, они встречаются во всех океанах, хотя особенно разнообразны в тропиках. Некоторые живут и в пресных водах Ганга, Амазонки и в озере Никарагуа.

Опасными для человека считаются примерно пятнадцать видов акул: например, белая акула, акула-молот, тигровая, голубая, лимонная акулы, акула-китобоец, акула мако, песчаная, или серая, акула-нянька. С другой стороны, считается, что полностью безопасными для человека можно считать только самых мелких и самых крупных акул (тех самых планктоноядов — гигантскую и китовую).

Акулья печень, очень богатая жиром и витаминами, — предмет вожделения промысловиков. Ловят акул ради их «зубастой» шкуры, которую можно использовать как наждак, и ради мяса, которое во многих местах считается деликатесом. Например, и в Европе, и в Азии, и на Черном море очень ценится мясо небольшой (1,5-2 м) акулы-катрана (Squalus acanthias). Утверждают, что катраний балык по вкусу невозможно отличить от осетрового. Акульи зубы издревле являются амулетами, украшениями и сувенирами. Из скелета акулы делают клей. Многие хрящевые рыбы — питомцы океанариумов. Мелкие ярко окрашенные виды куньих, ковровых и кошачьих акул, некоторые скаты иногда содержатся в домашних аквариумах. Несмотря на опасность некоторых акул для человека, они нуждаются в охране. Эти древние хищники играют огромную роль в морских и океанских экосистемах, регулируя численность различных животных.

Приложение № 3:

МАНТА (морской дьявол) — вид хвостоколообразных скатов; самый крупный из скатов, ширина диска, которого достигает 6,6м, а масса 1,5-2 т. Морской дьявол обитает в толщах воды в тропических водах, иногда встречается в открытом океане. Широкий рот манты расположен на переднем крае головы, зубы имеются только на нижней челюсти. У мант развит своеобразный цедильный аппарат, состоящий из жаберных пластинок, на которых отфильтровывается пища — планктонные ракообразные, мелкая рыбешка. Манты прекрасно передвигаются в воде, с легкостью и грацией махая «крыльями». Иногда они просто лежат на поверхности воды, при этом один из грудных плавников изгибается так, что виден его край. Хорошо известна способность морских дьяволов, выпрыгивать из воды. Они могут подняться на 1,5 м над ее поверхностью. Звук падения на воду крупного экземпляра слышен на несколько миль. Самка манты приносит единственного, но крупного детеныша шириной около 125 см и массой 10 кг. Мясо морского дьявола вкусное, печень содержит много жира.

ХВОСТОКОЛООБРАЗНЫЕ СКАТЫ — отряд хрящевых рыб надотряда скатов, включает семь-восемь семейств, около 140 видов. Их хвост несет на верхней поверхности длинную (до 35см) ядовитую иглу. Яд очень токсичен, и укол может привести к смертельному исходу. Хотя свое оружие хвостоколы используют только для защиты, однако существует опасность случайно наступить на ската и получить удар ядовитой иглой. Диск, образованный телом и плавниками, имеет округлую, овальную или ромбовидную форму. Размножаются яйцеживорождением.

Грудные плавники хвостоколов прирастают к голове по обеим ее сторонам до самого рыла, образуя кайму вокруг головы. Хвост обычно тонкий, обособленный от туловища. Ширина диска превосходит длину и достигает 2,5 м. Обитают в теплых водах. В России — в Приморье, в Черном и Азовском морях обычен морской кот. Этот крупный хвостокол (до 2,5 м) питается донными беспозвоночными и мелкой рыбой. В зимнее время он предпочитает южную часть Черного моря и Средиземноморье, летом встречается у российских берегов и даже является объектом промысла.

СКАТЫ — отряд разделяется на пилорылообразных скатов, ромбообразных скатов, хвостоколообразных скатов, электрических скатов, включает около 350 видов. Длина тела колеблется от нескольких сантиметров до 6–7 м, а масса может достигать 2,5 т.

Жаберные щели расположены на брюшной стороне. Тело сильно уплощенное, рыло округлое. Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует. В отличие от акул, которые плавают за счет колебательных движений хвоста, скаты используют для этого грудные плавники, взмахивая ими как крыльями. Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул. Это связано с тем, что через них лежащие на дне скаты набирают воду в жаберную полость. Только живущие в толще воды скаты-рогачи также как и акулы захватывают воду ртом.

Широко распространены во всех морях и океанах, встречаясь как в холодных водах Арктики и Антарктики, так и на прибрежных мелководьях тропических морей. Активны в очень широком диапазоне температур — от 1,5 до 30 °С. Многие скаты живут у берега на глубине менее метра, но известны и глубоководные виды, обитающие на глубине 2500–2700 м. Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта. Немногие виды, например, манта, населяют толщу воды. Известны виды, например речные скаты, постоянно живут в пресной воде. Питаются различными донными или планктонными животными, включая различных рыб. Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением

Приложение №4:

ХИМЕРООБРАЗНЫЕ РЫБЫ — подкласс цельноголовых рыб, включает около 30 видов. Цельноголовых впервые описал и дал им название химера К. Линней. Характерные особенности цельноголовых — отсутствие тел позвонков и слияние верхней челюсти с черепом (отсюда название).

Длина этих рыб от 60 см до 2 м, самки крупнее самцов. Тело слегка сжатое с боков, постепенно утончающееся к хвосту, который у некоторых видов заканчивается длинной нитью. Перед первым спинным плавником расположен ядовитый шип, который может убираться в специальную выемку на спине. Второй спинной плавник очень длинный, достигающий начала хвостового плавника. Грудные плавники большие, веерообразные, брюшные — меньше. Рот маленький, нижний, брызгальца нет. Голое тело покрыто обильной слизью.

Это морские глубоководные рыбы, ведущие донный образ жизни. Они встречаются на глубине до 2500 м в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, отсутствуют в Северном Ледовитом океане и в водах Антарктики. Химерообразные плавают достаточно быстро, волнообразно изгибая хвост и загребая воду грудными плавниками, используя горизонтально расставленные брюшные плавники в качестве стабилизаторов. Они активны ночью, питаются донными беспозвоночными (моллюсками, крабами, офиурами, морскими ежами), реже — мелкой рыбой.

Химерообразные размножаются, откладывая яйца, каждое из которых заключено в роговую капсулу длиной 12–42 см. Через 9–12 месяцев из яиц появляются полностью сформировавшиеся рыбы.

Химеры, из которых наиболее известна европейская химера, распространены в Восточной Атлантике, а также в Желтом море и у Филиппинских островов. Гидролаги обитают в Северной Атлантике, у побережья Японии, в водах Австралии, Южной Африки, Новой Зеландии, Филиппинских и Гавайских островов. В пищу химеровые рыбы, как правило, не употребляются. Однако в Японии мясо японской химеры используется для приготовления специального блюда «камабоко». Жир из печени химер обладает целебными свойствами и применяется для смазывания ран и ссадин. Жир из печени используется как и смазочное средство.

infourok.ru

Хрящевые рыбы — 7 класс биология сообщение доклад

Хрящевые рыбы – класс рыб, отличным признаком которых является хрящевое строение скелета и позвоночника. Несмотря на это факт, скелет животных очень прочен благодаря минеральным веществам, накапливающимся в нем. Наиболее известными представителями являются скаты и акулы. Ареалом распространения хрящевых рыб служат моря и океаны, некоторые представители встречаются и в пресных водоемах (к примеру, редкая серая акула). 

Долгое время считалось, что хрящевые рыбы являются предшественниками и прародителями костных. Но позднее это утверждение было опровергнуто, оба класса рыб произошли от общих предков примерно 450 миллионов лет назад.

Хрящевые рыбы характеризуются отсутствием плавательного пузыря, чтобы не опускаться на дно они находятся в непрерывном движении. Жабры рыб не имеют крышек и открываются наружу щелями, которых насчитывается от 5 до 7. Животные также имеют кожный тип дыхания.

Тело хрящевых рыб покрывает плакоидная чешуя, которая по своему строению схожа с зубами млекопитающих животных. Главный компонент чешуи – дентин, покрытый сверху прочной эмалью. Зубами также служат несколько видоизмененные чешуйки, они растут в течение всей жизни рыбы. При необходимости акулы и скаты могут менять старые зубы на новые. 

Кровеносная система замкнутая, представлена многочисленными капиллярами, сосудами и сердцем. Благодаря присутствию гемоглобина кровь имеет красный цвет. Она обеспечивает кислородом и питательными веществами органы и ткани животного, а также удаляет отходы жизнедеятельности из клеток.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, ведущим в рото-глочную полость, на дне которой присутствует развитый мышечный орган – язык. Отсюда пища попадает через пищевод в желудок. Далее идет кишечник, состоящий из трех отделов и прямой кишки. У хрящевых рыб особое развитие получила печень, она составляет около 10-20% от массы животного и является местом запасания жира и питательных веществ.

Размножение половое.  Хрящевые рыбы делятся на яйцекладущих и живородящих. У последних присутствует орган, который гомологичен по своему строению и функции плаценте млекопитающих животных.

Вариант 2

Обитатели морей и океанов с хрящевым скелетом относятся к классу хрящевых рыб. Данный класс рыб  не имеют костной ткани, но хрящевой скелет может напитываться извести и за счет этого становится намного тверже.

Виды хрящевых рыб

  • Акулы
  • Скаты
  • Химеры

Акулы

Насчитывается около 375-ти видов акул, которые в основном обитают в морях.
Плавают акулы за счет мощного верхнего плавника и хвоста, имеют обтекающую форму тела.
Тело покрыто не чешуей, а мелкими жесткими зубчиками, которые могут ранить.

Скаты

Плоские рыбы – скаты, насчитывают около 450 видов, которые обитают в основном морях.
Скаты имеют плавники, которые часто называют крыльями ската.
С помочью плавников, они умело перемещаются водными просторами.
В рацион питания скатов входят морские черви и  звезды, на которых они охотятся на дне. Скаты имеют не яркий окрас, что помогает им хорошо маскироваться.

Химеры

Обитатели морей и насчитывающие около 30 видов – химеры.
Живут химеры на глубинах больше 2000 метров.
Данный вид хрящевых рыб имеет длинное тело, лишенное чешуи.  Хвост у акулы и химеры похожий.

На спинном плавнике есть вырост, который наносит вред особям, которые встречаются на пути.
Питается химера не большими морскими обитателями, такими как крабы, мелкая рыба  и креветки.
Бывают случаи, когда химеры нападают на людей, нападают стаями около 10-ти особей. В момент нападения кусают человека, вследствие чего он может умереть от потери крови.

Интересные факты

  • Есть виды скатов, которые по внешнему виду похожи на акул. Такой является рыба-пила.
  • Самым крупным скатом считается Морской Дьявол (Мант)
  • Самая крупная акула – Китовая.
  • Скат может создавать электрический ток достигающий 230V.
  • У хрящевых рыб есть иммунитет, который борется со всеми болезнями.
  • Скаты могут иметь 30000 вкусовых рецепторов.
  • У хищных скатов отличный слух, за счет этого они слышат жертву на расстоянии 300-т метров.
  • Хрящевые рыбы видят окружающий их мир в черно-белом спектре.
  • У хрящевых рыб пропадает аппетит, перед появлением потомства.
  • Некоторые подвиды хрящевых рыб могут дышать через кожу.
  • У хрящевых рыб нет плавательного пузыря, за счет этого им приходиться постоянно плавать. Если же они не плавают, то опускаются на дно для отдыха.
  • Хрящевые рыбы спариваются, так как оплодотворение у них происходит внутри самки.
  • Маленьким представителем хрящевых рыб является кошачья акула, длина тела которой достигает 21 см.

Хрящевые рыбы

Интересные ответы

  • Жаба — сообщение доклад (1, 2, 3, 7 класс Окружающий мир)

    Жабы – бесхвостые Земноводные. Они хладнокровны, а их температура зависит от среды. Размеры меняются от 2 до 25 сантиметров

  • Внутренняя и внешняя политика первых Романовых

    Царствование первых Романовых началось сразу после Смутного времени, поэтому во время правления Михаила Федоровича (1613 – 1645) пришлось очень многое исправлять и восстанавливать

  • Животные пустыни — доклад

    Как известно, пустыня не располагает благоприятной атмосферой для большинства живых существ. Но вопреки этому, в пустыне можно найти огромное разнообразие животных.

  • Мцыри Исповедь монаху

    Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь

  • Магнитное поле Земли — сообщение доклад по физике (6, 8, 9 класс)

    Магнитное поле – это поле, появляющееся из тока заряженных частиц. Оно может действовать на электрические заряды, а также на тела, обладающие магнитными свойствами.

sochinite.ru

Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: Презентация»Хрящевые рыбы»

Слайд 1

ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Веретенникова Светлана Валерьевна Учитель биологии МБОУ СОШ № 19 г . Нижний Новгород

Слайд 2

Хрящевые рыбы относятся к наиболее древним среди рыб. Первые рыбы, напоминающие акул, жили в девонских морях 410 млн. лет до н.э. В процессе эволюции скаты стали плоскими, их боковые плавники превратились в своеобразные крылья, и они спустились в придонные слои мирового океана. Эти морские животные стали активными хищниками и колонизовали все области океана за исключением больших глубин. За небольшим исключением все хрящевые рыбы обитают в соленой воде.

Слайд 4

Этот страшный белый хищник В океане пищу ищет. Ноздри чуткие на рыле: Кровь почует и за милю. Возле жертвы рядом кружит, А круги все уже, уже. Задирает нос … О боже! Челюсть на капкан похожа! Зубы острые сомкнула. Так охотится … Светлана Волосевич

Слайд 5

Акулы

Слайд 6

Жаберных крышек нет, а с каждой стороны 5 – 7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. Акулы вооружены множеством острых зубов ртом, имеют вытянутое тело с неравнобоким хвостом. Существует около 370 видов акул. Жаберные щели

Слайд 7

Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах, некоторые в реках (например, в Амазонке, Ганге). Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы — хищники. Питаются рыбами, донными беспозвоночными, иглокожими, моллюсками, червями.

Слайд 8

Большинство акул — большая белая, синяя, черноперая рифовая, рыба-молот и другие — день и ночь непрерывно плавают: во-первых, у них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну; во-вторых у акул, исключая некоторые виды, нет механизма для прокачивания через жабры воды, из которой кровь получает кислород.

Слайд 9

Акулы — самые загадочные и оклеветанные существа океана. За несколько сотен миллионов лет своего существования, они лишь слегка изменились за последние десять миллионов лет. Насчитывается около 370 разновидностей этих рыб, начиная с 15 см плотоядной карликовой акулы до 13 м планктоноядной китовой акулы. Акула карликовая Акула китовая

Слайд 10

АКУЛА КИТОВАЯ , питающаяся планктоном и распространенная в южных частях Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Самый крупный экземпляр, согласно точным измерениям, проведенным учеными, имел 12,65 м в длину, 7 м в обхвате самой толстой части тела и вес 15-21 т.

Слайд 11

Акула гигантская

Слайд 12

Тигровая акула

Слайд 13

Тигровая акула обычно довольно медлительна, но становится быстрой и подвижной, когда учует пищу. В желудках тигровых акул находили также упавших в воду перелетных птиц, бакланов, морских змей, куски дельфинов и крокодилов. Эта акула без излишней брезгливости относится и к падали и отбросам. Перечень съедобных и несъедобных предметов, извлеченных из желудков тигровых акул, очень велик и включает в себя собак, кошку, коровье копыто, оленьи рога, разные тряпки, ботинки, мешки угля, консервные банки, пивные бутылки, коробки из-под сигарет, картофель, кожаный кошель и многие другие вещи. В тропических водах тигровая акула представляет собой едва ли не наиболее опасный вид. Известно очень много случаев, когда в желудках пойманных акул находили части тела человеческих жертв. Часть таких находок объясняется, вероятно, пожиранием трупов, но многие из жертв, несомненно, встретились с акулой еще живыми и здоровыми. Нападения отмечены во многих районах — у берегов Флориды, островов Карибского моря, Сенегала, Австралии и т.д. Эти нападения происходили и у берегов, и вдали от них. Так, у берегов Нового Южного Уэльса (Австралия) в 1937 г. тигровая акула убила двух юношей, купавшихся на пляже; в 1952 г. около небольшого островка в районе Пуэрто-Рико акула напала на подводного охотника, загарпунившего рыбу; в 1948 г. нападению подверглась шлюпка, направляющаяся к берегам Флориды. Список документально подтвержденных нападений тигровой акулы на людей и лодки достаточно внушителен и в последние годы.

Слайд 14

Акула белая Акула — нянька Акула — молот Полярная акула Сельдевая акула

Слайд 15

Скаты

Слайд 16

Для скатов характерно весьма «расплющенное» тело и большие грудные плавники, сросшиеся с головой. Пасть, ноздри и пять пар жабр находятся на плоской и, как правило, светлой нижней стороне. Хвост бичеобразной формы. Большинство скатов живёт в морской воде, однако существует и несколько пресноводных видов . Верхняя сторона у скатов приспособлена по расцветке к тому или иному жизненному пространству и может варьировать от светло-песочной до чёрной. На верхней стороне расположены глаза и отверстия, в которые проникает вода для дыхания. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается ракушками, раками и иглокожими. Одним из наиболее известных видов скатов является манта . Больших размеров достигают скаты из семейства орляковых , чей размах крыльев может достигать 2,5 метра, а длина — до пяти метров; а также скаты из семейства хвостоколовых , достигающие 2,1 метра в ширину и до 5,5 метров в длину. Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, чьи представители с помощью специального органа из преобразованных мышц могут парализовывать добычу электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер.

Слайд 17

Манта Морская лисица Орляк Хвостокол Электрический скат

Слайд 18

Химеры

Слайд 19

Тело химер суживается к заднему концу и заканчивается длинным (до половины длины тела) бичевидным хвостом. Длина взрослых особей от переднего конца до кончика хвоста варьирует от 0,6 до 1,5 метров. Характерный облик химерам придают большие крыловидные грудные плавники. На боку головы и туловища располагается открытая бороздка боковой линии.

nsportal.ru

Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Биология, Животные (7 класс): уроки, тесты, задания.

1. Покровы рыб

Сложность: среднее

1
2. Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?

Сложность: сложное

1
3. Кровообращение у рыб

Сложность: сложное

1
4. Кровеносная система рыб

Сложность: сложное

1
5. Определи рыбу по признаку

Сложность: среднее

2
6. Установи отличительный систематический признак

Сложность: среднее

1
7. Строение жаберного аппарата рыб

Сложность: сложное

1
8. Функции отделов мозга у рыб

Сложность: среднее

1
9. Процессы выделения из организма рыб продуктов обмена

Сложность: среднее

1

www.yaklass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *