В пазах сердечника статора размешается трехфазная обмотка (в случае однофазных двигателей — двухфазная), которая соединяется с сетью трехфазного (однофазного) переменного тока. Трехфазная симметричная обмотка статора асинхронного двигателя состоит из трех однофазных обмоток, которые соединяются между собой по схеме звезда (У) или треугольник (Д). Между собой оси обмоток смещены в пространстве на электрический угол 360/m=360/3=120° (v— число фаз).
Два проводника, расположенных в пазах, отстоящих друг от друга на расстоянии у, называемом шагом обмотки, образуют простейший контур — виток. Каждый виток может состоять из нескольких параллельных (элементарных) проводников. Витки, уложенные в одну и ту же пару пазов и соединенные между собой последовательно, образуют катушку или секцию обмоткн. Совокупность катушек (секции), лежащих в соседних пазах b соединенных последовательно между собой, называется катушечной группой. Обмотка статора асинхронного двигателя
Расстояние между осями соседних зубцов (пазов) называется зубцовым делением t (измеряется в единицах длины или в градусах). Шаг обмотки у может измеряться в зубцовых делениих и в градусах. Часть окружности статора, приходящаяся на один полюс магнитного поля, называется полюсным делением τ. Полюсное деление может измеряться в единицах длины, градусах, зубцовых делениях. Для первых двух случаев полюсное деление рассчитывается по формуле
(5)
где D — диаметр расточки статора, м; 2р —число полюсов магнитного поля двигателя.
Из формулы (5) следует, что геометрический угол, соответствующий полюсному делению, равен 180° для двухполюсной машины, 90° для четырехполюсной, 60° для шестиполюсной и т. д. Но по определению полюсное деление — часть окружности, приходящийся на один полюс. А полюс занимает всегда электрический угол 180°, или половину периода.
Отсюда вытекает связь между электрическими и геометрическими углами в электрических машинах в виде1° (геометрический угол)=р° (электрический угол). (6)
В частном случае, когда 2р=2, эти углы совпадают.
Шаг обмотки у, равный полюсному делению τ, называется диаметральным (обмотка с диаметральным шагом). Если у<τ, шаг обмотки называется укороченным, если у>τ — удлиненным. Разность τ—у называется укорочением. Относительное значение укорочения β равно:
β=у/τ . (7)
Расположенные в соседних пазах стороны катушек, занимают q зубцовых делений, называемых числом пазов на полюс и фазу. Зная число пазов на статоре z
q1=z1 (2pm), (8).
а для трехфазных обмоток
q1=z1/6p.
По -виду катушек обмотка статора асинхронного двигателя подразделяется на всыпные обмотки с мягкими катушками и обмотки с жесткими катушками. Мягкие катушки изготовляются из круглого медного или алюминиевого провода. Такие катушки наматываются на шаблоны, где им придается предварительная форма, и затем укладываются в изолированные трапецеидальние пазы (рис. 9). После укладки катушек и закрепления их в пазах с помощью клиньев или крышек производится формовка лобовых частей и бандажирование. Междуфазовые изоляционные прокладки устанавливаются в процессе укладки обмоток. Обмотанный таким образом статор подвергается пропитке. Весь процесс изготовления всыпных обмоток может быть полностью механизирован.
Рис. 9. Пазы и обмотки статора: а — полузакрытый паз, обмотка однослойная; б — полузакрытый паз, обмоткаг двухслойная; в — открытый паз. обмотка двухслойная.; г — полуоткрытый паз, обмотка однослойная; 1 — обмоточный провод; 2 — пазовая коробка; 3 — прокладка под клином; 4 — прокладка между слоями; 5 — пазовый клин
Жесткие катушки (или полукатушки) изготовляются из прямоугольного изолированного провода. Окончательная форма придается катушкам до укладки. В двигателях напряжением до 0,66 кВ пазовую изоляцию устанавливают в сердечник до укладки катушек, а сами катушки не изолируют. После укладки катушек в полуоткрытые пазы (рис. 9) обмотанный статор подвергают пропитке и сушке.
В двигателях напряжением 3 кВ и выше применяются катушки с корпусной изоляцией, которая наносится на катушки до укладки их в открытые пазы (рис. 9). В настоящее время применяется термопластичная изоляция и термореактивная изоляция типа «Монолит».
Всыпные обмотки статора асинхронного двигателя имеют следующие преимущества перед обмотками с жесткими катушками из прямоугольного провода:
- возможность полной механизации всего процесса изготовления;
- меньшая длина и вылет лобовых частей, а следовательно, и меньшие потери, более высокий КПД, меньшая длина активной части машины;
- более благоприятная с точки зрения использования зубцовой зоны трапецеидальная форма паза;
- меньшее открытие паза, обеспечивающее меньшие пульсации потока в воздушном зазоре, т. е. меньшие добавочные потери и намагничивающий ток;
- большая производственная технологичность: намотка катушечных групп, в ряде случаев и обмоток фаз, производится без разрыва, т. е. меньшее число паек; возможность укладки обмотки в пазы сердечника без корпуса облегчают и удешевляют обмотку и пропитку.
В силу этих достоинств мягкие всыпные обмотки статора асинхронного двигателя дешевле и менее трудоемки.
Достоинствами жестких обмоток являются больший коэффициент заполнения за счет применения прямоугольных проводов и большая надежность, связанная с меньшей технологической дефектностью, так как в пазы укладываются готовые изолированные и проверенные катушки, которые подвергаются меньшим деформациям.
В силу указанных преимуществ всыпные обмотки статора асинхронного двигателя являются предпочтительными для асинхронных двигателей на напряжение до 1 кВ и мощностью до 100 кВт. В двигателях мощностью выше 100 кВт и в двигателях напряжением 3 кВ и выше обмотки выполняются из прямоугольного провода (из жестких катушек).
По размещению катушек в пазах различаются однослойные и двухслойные обмотки. Сторона катушки однослойной обмотки занимает паз полностью, при двухслойной обмотке в пазу располагаются вместе две стороны различных катушек, одна из которых устанавливается на дне паза, а другая — в части паза, прилегающей к расточке статора.
Механизация укладки обмотки на электромашиностроительных заводах привела к широкому применению однослойных концентрических обмоток в двигателях мощностью до 10—15 кВт. Для двигателей большей мощности (15—100 кВт) применяются более трудоемкие одно-двухслойные и двухслойные всыпные обмотки из круглого провода. Для двигателей мощностью выше 100 квт, обмотка которых укладывается вручную, применяются двухслойные обмотки.
Одно-двухслойные концентрические обмотки сочетают в себе преимущества однослойных в части осуществления механизированной укладки и двухслойных (возможно укорочение шага и уменьшение длины лобовых частей).
При ремонте асинхронных двигателей при отсутствии механизированной укладки обмоток применяют двухслойные обмотки.
Типы обмоток и область применения
Страница 39 из 83
ГЛАВА VIII
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБМОТОК ЯКОРЕЙ, РОТОРОВ И СТАТОРОВ
§ 8-1. Типы обмоток и область их применения
В электрических машинах постоянного и переменного тока применяют три вида обмоток: всыпные, шаблонные и стержневые, отличающиеся друг от друга по конструкции и технологии изготовления.
Всыпные обмотки наматываются из круглого изолированного провода на станках на специальные шаблоны. Формы с точно установленными размерами они не имеют, а укладываются (всыпаются) в полузакрытые пазы сердечников через узкие шлицы по одному проводнику.
Шаблонные обмотки изготовляют из круглых изолированных и прямоугольных проводов различных размеров. Шаблонным обмоткам придается определенная форма, проводники ее изолируются общей изоляцией. В таком виде катушки укладываются в пазы сердечников. Шаблонные обмотки иначе называют жесткими или формованными. Стержневые обмотки применяются в основном в роторах электродвигателей мощностью свыше 100 кВт.
Обмотки статоров.
Статоры электрических низковольтных машин мощностью от 0,6 до 100 кВт имеют всыпную, а свыше 100 кВт, шаблонную обмотку из прямоугольного провода. В машинах мощностью до 7 кВт применяется однослойная, а в машинах мощностью свыше 10 кВт — двухслойная обмотка. Наружная изоляция на шаблонные обмотки накладывается лентой, а на пазовые части — лентой или простынкой. К статорным обмоткам высоковольтных асинхронных электродвигателей и синхронных генераторов на напряжение 3300 и 6600 в предъявляются более высокие требования, чем к обмоткам низковольтных машин.
Для катушек с изоляцией классов А и В, наматываемых проводами марок соответственно ПБД и ПСД, дополнительной витковой изоляцией служит микалента толщиной 0,1—0,13 мм, накладываемая на каждый проводник в один слой в 1/3 нахлеста. Провода марки ПСД катушек класса нагревостойкости В и F дополнительно изолируют стек ломика лентой толщиной 0,13 мм в один слой в 1/2—1/3 нахлеста. Наружная изоляция высоковольтных катушек состоит из нескольких слоев микаленты марки JIM4-11, количество которых принимается большим, чем у низковольтных машин. Статорные катушки пропитываются в битуме. В процессе изготовления изоляцию высововольных обмоток статоров испытывают напряжением, увеличенным против рабочего в три — четыре раза.
Обмотки фазных роторов. Фазные роторы электрических машин мощностью до 10 кВт имеют всыпную однослойную обмотку, машины
мощностью от 10 до 100 кВт — шаблонную обмотку из прямоугольных проводов и машины мощностью свыше 100 кВт — стержневую. Стержни ротора изготовляют из медных проводов прямоугольного сечения. С одной стороны у стержня изгибается лобовая часть, другому концу форма лобовой части придается непосредственно на роторе после укладки стержня в паз сердечника.
Обмотки якорей.
В машинах постоянного тока мощностью до 10 кВт якорные обмотки всыпные и их укладывают в полузакрытые пазы. Наматываются они из тех же марок проводов, что и всыпные обмотки статоров и роторов.
Якоря электрических машин мощностью свыше 10 кВт имеют шаблонную обмотку. В якорях большой мощности применяют стержневые обмотки. Катушки шаблонной обмотки, исходя из технологии изготовления, делятся на многовитковые и одновитковые.
Предотвращение повреждения изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя
Для обеспечения стабильной и долговременной работы агрегата необходимо принять меры по предотвращению повреждения изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя, поскольку именно оно является причиной аварий. Основные причины повреждения обмотки – это:
- экстремальные условия эксплуатации;
- недостаточная стабильность или плохое качество изоляционного материала;
- попадание грязи на поверхность обмотки;
- увлажнение обмотки, приводящее к снижению ее электрической прочности;
- попадание внутрь двигателя металлической пыли и стружки;
- естественное старение изоляции;
- долгая работа механизма при высокой температуре обмотки.
Повреждение изоляции может повлечь за собой замыкание между:
- магнитопроводом и обмоткой;
- фазными обмотками;
- витками катушек.
Как предупредить повреждение изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя
Если вы хотите «продлить век» двигателя, следует соблюдать все условия его транспортировки, хранения и эксплуатации. Агрегат не должен находиться в неотапливаемом помещении с повышенной влажностью длительное время, поэтому следите за тем, чтобы в месте его хранения была приемлемая температура и хорошая вентиляция.
При длительной остановке механизма во влажную погоду закройте задвижки воздушных каналов выходящего и поступающего воздуха. В сухую и теплую погоду оставьте все задвижки открытыми.
Обмотки двигателя загрязняются, если для его охлаждения используется недостаточно чистый воздух, вместе с которым внутрь попадают капли или пары разных жидкостей, сажа, металлическая и угольная пыль и т.д. Износ контактных колод и щеток также приводит к образованию и оседанию проводящей пыли. Чтобы этого избежать, нужно тщательно ухаживать за узлами, периодически проводить техосмотр и чистку, ремонтировать изоляцию по мере надобности и очищать охлаждающий воздух.
Сильное нагревание и естественное старение приводит к потере механической стойкости изоляции, она становится гигроскопичной и хрупкой. Вибрация, возникающая вследствие ослабления креплений лобовых и пазовых частей обмотки, также может стать причиной разрушения изоляции.
Состояние изоляции определяется по значению ее сопротивления. Если оно меньше положенного, то обмотку чистят и сушат. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
- Разберите электродвигатель.
- С помощью деревянного скребка и смоченной в бензине или керосине чистой ветоши удалите грязь и пыль с доступной поверхности обмотки.
- В случае попадания морской воды на обмотку промойте ее пресной водой, чтобы соль не выделялась на поверхности.
- Если двигатель закрытый, перед сушкой разберите его. Защищенную модель можно сушить и в собранном, и в разобранном виде.
Двигатель сушится инфракрасными лучами или горячим воздухом. Во втором случае необходимо наличие сушильной камеры, печи или ящика, на которых установлен электрический или паровой нагреватель. В приспособлениях для сушки должны быть два отверстия – вверху (для выхода водяного пара и нагретого воздуха) и внизу (для входа холодного воздуха).
Чтобы в процессе сушки избежать вспучивания изоляции или механических повреждений, температуру агрегата повышают постепенно, до 120 градусов для изоляции класса А и до 150 градусов для изоляции класса В. Сначала сопротивление изоляции и температура обмотки измеряется с интервалом 15-20 минут, затем промежуток увеличивается до 1 часа. Достижение установившегося значения сопротивления означает конец сушки.
Если обмотка увлажнена слабо, возможна сушка за счет тепловой энергии самого двигателя. Самый удобный способ – сушка с помощью переменного тока. Включите обмотку статора на пониженное напряжение, затормозив ротор (следите за тем, чтобы фазная обмотка ротора была замкнута накоротко, а ток в обмотке статора не превышал номинального значения). При однофазном напряжении соедините фазные обмотки последовательно, при пониженном трехфазном напряжении не изменяйте схему соединения обмоток.
Еще один способ сушки – использование энергии потерь в корпусе двигателя и магнитопроводе. Выньте ротор и уложите временную намагничивающую обмотку на статор, не распределяя ее по всей окружности (она должна охватывать только корпус и магнитопровод).
Как определить место повреждения изоляции обмотки
Чтобы узнать место повреждения, разъедините фазные обмотки и измерьте сопротивление изоляции каждой из них. Можно также проверить целостность изоляции с помощью контрольной лампы. Существуют и другие методы:
- Измерение напряжения между магнитопроводом и концами обмотки. Пониженное постоянное или переменное напряжение подается на фазную обмотку с поврежденной изоляцией. Измерьте напряжение между магнитопроводом и концами обмотки, используя вольтметры V1 и V По соотношению напряжений определите место повреждения относительно концов обмотки.
- Определение направления тока в частях обмотки. На магнитопровод и соединенные концы обмотки подается постоянное напряжение. Ток регулируется и ограничивается включенным в цепь реостатом R. Коснитесь двумя проводами милливольтметра поочередно концов каждой катушечной группы. Величина напряжения на концах катушечной группы с поврежденной изоляцией будет меньше.
- Деление обмотки на части. Разделите пополам фазную обмотку, соединенную с магнитопроводом, распаяв междукатушечные соединения. Определите часть обмотки, соединенную с магнитопроводом, с помощью контрольной лампы или мегомметра. Продолжайте деление, пока не найдете катушку с поврежденной изоляцией.
- «Прожигание». При сильном нагревании места контакта магнитопровода и проводников обмотки в месте повреждения появляется дым и искры.
Зная, как предупредить повреждение изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя и как обнаружить место повреждения, вы можете свести вероятность появления поломок и аварий к минимуму и самостоятельно провести мелкий ремонт механизма.
Обмотка статора — Энциклопедия по машиностроению XXL
Статор, обмотка статора (общее обозначение) [c.273]При выборе новой координатной системы следует учесть, что 1) количество переменных (координат) при линейных преобразованиях остается неизменным 2) новые переменные и коэффициенты желательно получить вещественными 3) процесс электромеханического преобразования энергии определяется взаимодействием результирующих электромагнитных полей статора и ротора, оси которых не совпадают друг с другом 4) в силу допущений о линейности идеализированных моделей существует прямая пропорциональность между значениями магнитных полей, токов и напряжений 5) результирующий баланс мощности между обмотками статора и ротора должен быть неизменным в любой системе координат [1]. [c.83]
Статор Пакет статора Обмотка статора Пакет статора Обмотка статора [c.194]
Число фаа обмотки статора Р1 [c.59]
Характеристики строятся при постоянной скорости ведущего вала, поэтому при испытаниях для уменьшения погрешности эта скорость должна поддерживаться постоянной. В электродвигателях постоянного тока это осуществляется проволочными реостатами, один из которых включается в цепь обмотки ротора, а другой (мень-шйй) — в цепь обмотки статора. В двигателях переменного тока используются водяные реостаты. Наиболее совершенной является многомашинная схема (система Леонардо). [c.301]
Наиболее распространенным типом электродвигателя переменного тока является асинхронный двигатель, действие которого основано на том, что трехфазная обмотка статора, получающая питание от трехфазной сети переменного тока, создает вращающийся магнитный поток Ф, который, пересекая проводники ротора (якоря), наводит в них электродвижущую силу Ея. Если цепь якоря замкнута, то по его проводникам будет проте [c.288]
Увеличение единичной мощности турбогенераторов сверх 150 тыс. кет было достигнуто применением форсированного охлаждения обмотки ротора водородом при давлении 1,5—2 атм и поверхностным охлаждением обмотки статора. Это дало возможность заводу Электросила построить в 1957 г. турбогенератор мощностью 200 тыс. кет. [c.100]
Дальнейший прогресс в строительстве турбогенераторов связан с применением водяного охлаждения стержней обмотки статора. Первые машины с водяной системой охлаждения обмотки статора построены заводом Электросила , в 1960 г.—мощностью 165 тыс. кет, а в 1962 г.— мощностью 300 тыс. кет. Харьковский завод тяжелого электромашиностроения в 1962 г. изготовил первый в стране турбогенератор мощностью 300 тыс. кет с водородным охлаждением обмоток статора и ротора. [c.100]
Каждый гидрогенератор имеет автономную систему охлаждения. Типичная схема водяного охлаждения обмотки статора гидрогенератора приведена на рис. 11.1. [c.207]Каждый стержень обмотки статора представляет собой либо набор полых элементов проводников, либо перемежающиеся полые и сплошные проводники, либо сочетание сплошных медных проводников с охлаждающими трубками из нержавеющей стали. После прохождения через обмотку дистиллят собирается в кольцевой сливной коллектор 5 и оттуда, пройдя реле, контролирующее наличие слива, возвращается в бак I. Скорость циркуляции охлаждающей воды выбирается максимально допустимой из соображений возможной коррозии охлаждающих каналов и не превышает обычно 1,5 м/с для меди и 3—5 м/с для нержавеющей стали. [c.207]
Сельсин аналогичен трехфазному асинхронному двигателю. Он имеет статор и ротор. На статоре размещены под углом 120 три обмотки, соединенные между собой. Другие концы обмоток статора сельсина-датчика 1 соединены с обмотками статора сельсина-приемника 2. Роторы сельсинов имеют по два полюса, обмотки которых соединены между собой последовательно, а вторые концы выведены на контактные кольца на роторе. С помощью щеток через них подводится к роторам напряжение. Если обмотки роторов подсоединить к одному и тому же источнику переменного тока, то в обмотках статоров обоих сельсинов индуктируется э. д. с., равная, но противоположно направленная друг другу. Тока в обмотках при этом не будет и роторы будут находиться в равновесном состоянии. Равно- [c.207]
Передача включает задающий сельсин 8, источник переменного тока 9, фазовый индикатор 7, усилитель 6, регулируемый двигатель постоянного тока 4, реечные колеса 2 и 5, сельсин обратной связи 1 и рейку 3 стола станка. Как видно из схемы, ротор сельсина обратной связи получает вращение от рейки стола станка во время его перемещения, которое осуществляется электродвигателем 4. Обмотки статоров обоих сельсинов питаются от одного и того же источника переменного тока частотой 200 Гц. Концы обмоток роторов, в которых индуктируется однофазный переменный ток той же частоты, подключены к фазовому индикатору 7. Он непрерывно сравнивает фазы напряжений обоих сельсинов и вырабатывает управляющий сигнал в виде напряжения, пропорционального разности фаз. Это напряжение после усиления используется для управления скоростью вращения электродвигателя 4. Стол станка будет перемещаться до тех пор, пока имеется несовпадение угловых положений роторов. Такой способ управления работой станка носит название способа фазовой модуляции. [c.208]
Ротор турбины обы ию непосредственно соединяют с ротором электрогенератора, стремительный бег которого происходит в водородной среде, обеспечивающей его быстрое охлаждение и не оказывающей ему большого сопротивления. В переплетении электромагнитных полей в их могучем упругом взаимодействии и родится в обмотке статора электрический ток. [c.40]
Для анализа электромагнитных переходных процессов в асинхронных электродвигателях обычно принимают следующие допущения все три фазы двигателя строго симметричны кривая намагничивания активной стали прямолинейна, а потери в стали отсутствуют влияние высших гармонических составляющих намагничивающих сил и полей незначительно к обмотке статора приложено симметричное трехфазное напряжение прямой последовательности со строго постоянными амплитудой и частотой [61], [117]. [c.18]
Статическая характеристика асинхронного двигателя с учетом активного сопротивления обмотки статора определяется по формуле [c.21]
Конструктивное отличие основания ряда и одной производной гидрогенератора от другой состоит главным образом только в разных длинах активной стали генератора, в числе полюсов и в различных комбинациях числа витков обмотки статора. [c.96]
Линейный шаговый волновой электродвигатель работает следующим образом. При помощи бегущего магнитного поля, создаваемого обмотками статора, гибкое звено [c.145]
Схема балансировочного станка более совершенного типа показана на рис. 310,6. Опоры 1 балансируемой детали 3 опираются на плоские пружины 2. Колебания опор передаются тягами 4 электрическим устройствам 5, в которых возникает ток. Напряжение этого тока пропорционально амплитудам колебаний опор. Ток от этих электрических устройств после усиления подводится к одной из обмоток ваттметра 6. По показанию ваттметра 6 судят о величине амплитуды, а следовательно, и овеличинедис-баланса. Другая обмотка ваттметра 6 получает ток от генератора 7 переменного тока, ротор которого вращается синхронно с балансируемой деталью и представляет собой двухполюсный магнит. Градуированный статор генератора можно поворачивать при помощи рукоятки 8 или специального маховичка во время вращен я детали. Положение дисбаланса детали определяется по углу поворота обмотки статора, определяемому по лимбу поворачиваемой рукояткой или маховичком при максимальном отклонении стрелки ваттметра. Современные балансировочные станки высокопроизводительны и позволяют балансировать до 60—80 деталей в час. [c.513]
Таким обазом, при переходе к системе [d, q. О] изменяются только переменные трехфазной обмотки статора. Связь между старыми и новыми переменными устанавливается путем анализа геометрических взаимоотношений двух координатных систем с общим результирующим вектором тока р (рис. 4.1, в). Как известно, результирующий вектор тока (потока) неподвижной трехфазной обмотки вращается в пространстве со скоростью ш и имеет значение, равное Va фазного тока. Для однозначного определения ip в обеих системах координат необходимо, чтобы проекции ip на оси d, q равнялись токам катушек d и q, а проекции на оси а, Ь, с — соответствующим фазным токам. При таком подходе амплитуды фазных токов будут завышены в 2 раза по сравнению с реальными значениями. Чтобы устранить это несоответствие, можно изменить масштабы либо результирующего, либо фазных токов. [c.84]
Если внутреннее сопротивление источника тока, т. е. сопротивление проводов обмотки статора, значительно меньше сопротивления внешней электрической цепи, то напряжение и на выходе генератора можно считать равным по абсолютному значению ЭДС индукции в п последовательно включенных витках обмотки и = пе = пВЗш sin ot. (68.5) [c.238]
Обобщенная модель ЭМ в физической интерпретации представляется в виде эквивалентной идеализированной (ненасыщенной, с синусными обмотками и гладким воздушным зазором) двухполюсной и двухфазной явнополюсной ЭМ — рис. 5.1 (любая симметричная многополюсная и многофазная ЭМ с Ш -фазной обмоткой статора и ш 2-фазной обмоткой ротора может быть приведена к эквивалентной двухполюсной и двухфазной ЭМ). Ротор ее имеет три обмотки - [c.102]
Z- 2i, d22 активные сопротивления и полные индуктивности соответствующих обмоток Afrfi J, M(ji2 qj I й Md2 — взаимные индуктивности между обмотками статора и ротора и между обмотками рюто-ра , М( 1, н 21. м 721 «d22 di [c.104]
Принципиально несложно в обобщенной модели ЭМ также учесть влияние высщих гармоник магнитного поля, вызываемых размещением обмотки I конечном числе пазов и неравномерностью воздушного зазора, если предположить линейность ее параметров (отсутствуют высшие гармоники насыщения). Это позволяет рассматривать действие каждой к-м высшей гармоники независимо от других и использовать принцип суперпозиции. Так, реальный асинхронный ЭД при этом предположении можно заменить системой связанных общим валом ЭД с последовательно соединенными обмотками статоров, в воздушном зазоре каждого из которых присутствует только одна гармоника поля. Каждый такой элементарный ЭД имеет в к раз большее число пар полюсов, а скорость поля в нем в к раз. меньше скорости основной волны, и поэтому ЭДС, индуктируемые в их обмотках, имеют частоту, сети. Описание процессов для каждого ЭД выполняется идентично и при принятой интерпретации система уравнений равновесия АД будет включать уравнение обмотки статора и и (по числу учитываемых гармоник) подобных уравнений ротора. [c.110]
Для примера в табл. 6.12 представлен фрагмент матрицы коэффициентов влияния таких параметров, как диаметр (1 и длина пакета статора, длина полувитка обмотки статора /ц,,, диаметр провода (1 р, диаметр Дз и длина пакета ротора, диаметр паза ротора с1 2, ширина Дк и высота короткозамкнутого кольца обмотки ротора, значение i/l и частота / питающего напряжения асинхронного двигателя ГМА4П, на основные рабочие показатели этого двигателя. Коэффициенты влияния могут также служить для обоснованного вьще-ления группы параметров, по которым будет проводиться поиск значений допусков. Для параметров, изменение которых оказывает незначительное влияние на уровень показателей, (например, табл. 6.11), допуски должны назначаться по технико-экономическим соображениям. [c.247]
Следуюн(ий метод регулирования основан на использовании индукционного регулятора (рис. 5-8, г). Простейшим индукционным регулятором может служить заторможенЕ1ый асинхронный двигатель с фазным ротором, устроенный таким образом, чтобы ротор можно было плавно поворачивать на 180°. К тре хфазной сети присоединяются три фазные обмотки либо ротора, либо статора, создающие вращающееся магнитное поле. Если к сети присоединен ротор, то в каждой фазной обмотке статора благодаря вращающемуся магнитному полю индуктируется переменное напряжение. При повороте ротора амплитуда этого напряжения остается одной и той же, а фаза будет изменяться. Первичная обмотка испытательного трансформатора присоединяется к сети последовательно с одной из указанных выше фазных обмоток. Вследствие этого к трансформатору прикладывается геометрическая сумма напряжения сети П] и напряжения фазной обмотки В зависимости от положения ротора сдвиг фаз между напряжениями П, и Пз имеет различное значение. Таким образом, напряжение на первичной обмотке трансформатора Пт при повороте ротора будет плавно и.зменяться от минимума (О1 — С/. ) до максимума (и214 >) Индукционные регуляторы обеспечивают плавное регулирование напряжения, по вызывают искажение кривой напряжения. [c.106]
Пели обозначить через р число пар полюсов обмотки статора, то синхронная ско[)ость двигателя связана с частотой питающего тока /с соотноилеиием [c.289]
Область III называется областью режима противовключе-ния, когда угловая скорость вращения магнитного потока меняет знак при неизменном направлении момента на валу двигателя. Скольжение s изменяется от s = 1 до 5 = оо. Этот режим используется для торможения путем переключения на ходу двух фаз обмотки статора. [c.290]
Дистиллированную воду от общестанционной системы водо-подготовки подают в расплирительный водяной бак /, уровень воды в котором поддерживается регулятором. При снижении уровня в баке из-за протечек в системе охлаждения регулятор добавляет дистиллят из магистрали. В баке / создается либо вакуум за счет работы водяного эжектора 10, либо избыточное давление инертного газа. Из бака 1 с помощью насосов 2 дистиллят подают в теплообменники 4, а затем в фильтры (механический 5, ионообменный 6, магнитный 7), измеритель электропроводимости, расходомер, напорный коллектор 8 обмотки статора, а из него по фторопластовым шлангам — в стержни обмотки статора. [c.207]
Кроме числа полюсов, угол шагового поворота зависит также от схемы управления двигателем. Она может быть трех- или шеститакт-ной, т. е. полный цикл переключения статорных обмоток может осуществляться за 3 или 6 управляющих импульсов. При шести-тактной системе частота срабатывания в 2 раза выше, чем при трехтактной. При первом такте напряжение в этом случае подается на первую обмотку статора, при втором — на первую и вторую, при третьем — только на вторую, при четвертом — на вторую и третью, при пятом — только на третью, при шестом — на третью и первую. [c.202]
Гг — активные сопротивления фаз обмоток статора и ротора (последнее приведено к обмотке статора) — индуктив- [c.20]
ВИДЫ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И СПОСОБЫ ИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Обмотки возбуждения синхронных и коллекторных машин состоят, как правило, из сравнительно простых полюсных катушек. Несложным является и устройство короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей. Остальные же виды перечисленных выше обмоток представляют собой достаточно сложные системы размещенных в пазах изолированных проводников, соединенных по особым схемам, требующим специального изучения. Виток обмоток: Простейшим элементом обмотки является виток, который состоит из двух последовательно соединенных проводников, размещенных в пазах, находящихся, как правило, под соседними разноименными полюсами. Лежащие в пазах проводники витка являются его активными сторонами, поскольку именно здесь наводится ЭДС от главного магнитного поля машины. Находящиеся вне паза части витка, соединяющие между собой активные проводники и располагающиеся по торцам магнитопровода, называются лобовыми частями. Проводники, образующие виток, могут состоять из нескольких параллельных проводов. Обычно к этому прибегают, чтобы сделать обмотку мягкой и облегчить ее укладку в пазы. Один или несколько последовательно соединенных витков образуют катушку или секцию обмотки. Если секция состоит из одного витка, то такую обмотку называют стержневой, так как в этом случае находящиеся в пазах проводники обычно представляют собой жесткие стержни. Обмотка, состоящая из многовитковых секций, называется катушечной. Катушка обмотки: Катушка, или секция обмотки, характеризуется числом витков wc и шагом y, т. е. количеством охватываемых ею зубцов магнитопровода. Так, например, если одна сторона катушки (секции) лежит в первом пазу, а вторая — в шестом, то катушка охватывает пять зубцов и шаг ее равен пяти (у = 5). Шаг, таким образом, может быть определен как разность между номерами пазов, в которые уложены обе стороны катушки (у = 6 — 1 = 5). Зачастую в обмоточных данных и технической литературе шаг обозначают номерами пазов (начиная с первого), в которые уложены стороны катушки, т. е. в данном случае это обозначение выглядит так: у = 1 — 6. Шаг обмотки называют диаметральным, если он равен полюсному делению τ, т. е. расстоянию между осями соседних разноименных полюсов, или, что то же самое, числу пазов (зубцов), приходящихся на один полюс. В этом случае у = τ = z/2p, где z — число пазов (зубцов) сердечника, в котором размещена обмотка; 2р — число полюсов обмотки. Если шаг катушки меньше диаметрального, то его называют укороченным. Укорочение шага, характеризуемое коэффициентом укорочения ky = у / τ, широко применяется в обмотках статоров трехфазных асинхронных электродвигателей, так как при этом экономится обмоточный провод (за счет более коротких лобовых частей), облегчается укладка обмотки и улучшаются характеристики двигателей. Применяемое укорочение шага обычно лежит в пределах 0,85 — 0,66. В духполюсной электрической машине центральный угол, соответствующий полюсному делению, равен 180°. Хотя в четырехполюсных машинах этот геометрический угол равен 90°, в шестиполюсных — 60° и т. д., принято считать, что между осями соседних разноименных полюсов во всех случаях угол равен 180 электрическим градусам (180 эл. град.). Иначе говоря, полюсное деление τ = 180 эл. град. Различают однослойные обмотки, где каждый паз занят стороной одной катушки (секции), и двухслойные, где в пазах размещены стороны разных катушек (секций) в два слоя.Способы изображения обмоток: Способы изображения обмоток электрических машин достаточно условны и своеобразны. Обмотки содержат большое число проводников, и изобразить все соединения и проводники на чертеже практически невозможно. Поэтому приходится прибегать к изображению обмоток в виде схем. Преимущественно пользуются двумя основными способами изображения обмоток на схемах. При первом способе цилиндрическую поверхность сердечника вместе с обмоткой (а у коллекторных машин — вместе с коллектором) как бы мысленно разрезают по образующей и разворачивают на плоскость чертежа. Такого типа схемы называются развернутыми, или схемами-развертками (рис. 2.1). Рис. 2.1. Развернутая схема трехфазной однослойной концентрической обмотки с z = 24, 2р = 4. При втором способе обмотку как бы проектируют на плоскость, перпендикулярную оси сердечника, показывая вид обмотки с торца (для коллекторных машин обычно со стороны коллектора). Проводники (или активные стороны секций и катушек), расположенные в пазах па поверхности сердечника, изображают кружочками и показывают торцевые (лобовые) соединения обмотки. При необходимости изображают не только видимые с данной стороны торцевые соединения обмотки, но и размещенные с обратной стороны сердечника невидимые лобовые части, причем их изображение в этом случае выносится за окружность сердечника. Схемы такого типа называют торцевыми, или круговыми (рис. 2.2). Рис. 2.2. Торцевая схема обмотки m = 3, z = 24, 2р = 4.
Рис. 2.3. Торцевая схема при 2р = 4, а = 1. Схемы дают достаточно четкое представление об устройстве и размещении на сердечнике всех элементов обмотки и соединений между ними. На схемах в основном изображают лишь проводники обмотки, стараясь по возможности опустить все остальные детали, загромождающие схему и затрудняющие ее чтение. Необходимые дополнительные технические данные приводятся на схемах в виде надписей. Рис. 2.4. Развернутая схема двухслойной обмотки при z = 24, 2р = 4, q = 2. Рис. 2.5. Изображение катушечных групп на схемах: а — развернутой, б – условной. Рис. 2.6. Условные схемы двухслойной обмотки статора: а — для трех фаз при 2р = 2; б — для одной фазы при 2р = 2, в — для одной обмотки статора при 1р = 4. Схемы необходимы не только при изучении принципа работы обмоток, их устройства, свойств и особенностей, но также и для выполнения обмоточных работ. Не имея схемы и не сверяясь с ней в процессе работы, трудно выполнить обмотку, поэтому перед началом ремонта обмотки надлежит составить ее схему или найти в справочнике аналогичную.
Источник: |
Статор турбогенератора и его конструкция
Турбогенераторы — мощные электрические машины (мощность отдельных доходит до пары гигаватт), созданные для того, чтобы вырабатывать электрическую энергию. Важнейшей активной частью ТГ, наравне с ротором, является статор.
Статор является самой массивной частью ТГ и достигает веса в сотни тонн, в зависимости от мощности машины.
Конструкция статора ТГ
Несмотря на разнообразие типов турбогенераторов, можно выделить основные узлы и части, которые встречаются у большинства типов ТГ: корпус, обмотка, сердечник, торцевые щиты, газоохладители, фундамент.
Корпус статора состоит из листов стали, которые свариваются и образуют обшивку корпуса. Кроме обшивки корпус состоит из поперечных и торцевых стенок, ребер для крепления к ним сердечника статора.
Обмотка статора ТГ выполняется двухслойной петлевой стержневого типа. Стержень имеет лобовую и пазовую часть. Лобовые части выполняются корзиночного типа и крепятся к бандажным кольцам специальным шнуром.
Бандажные кольца крепятся к кронштейнам.
Фазы обмоток соединяют в звезду. При соединении в треугольник возникают токи третьих гармоник, которые вызывают потери и в статоре и на поверхности ротора. Стержни обмоток располагаются на дне паза. Стержень состоит из отдельных медных проводников, это необходимо для защиты от вихревых токов. Чем дальше проводник находится от дна паза, тем ниже его индуктивное сопротивление. Для протекания равномерного тока по обмотке, стержни на протяжении длины транспонируют (переворачивают, переплетают) на 360 или 540 градусов. В генераторах с непосредственным охлаждением статора между проводниками вставляют и трубки с охлаждающей средой.
Изоляция обмотки бывает, например, класса F и называется термореактивной. Встречаются такие её виды — “слюдотерм”, “монолит”, “монолит 2” и др.
Сердечник представляет собой бочку, которая состоит из прессованных листов электротехнической стали, которые разделены на пакеты. Ширина пакета составляет порядка 4-5 см. Особые требования предъявляются к крайним пакетам, так как на них производится большее воздействие, чем на остальные пакеты.
Для их защиты устанавливают экраны или магнитные шунты. Между пакетами установлены дистанционные распорки, которые создают вентиляционные каналы, необходимые для охлаждения статора. Чтобы еще сильнее стянуть конструкцию, к первым крайним пакетам установлены нажимные пальцы. Собранный сердечник с двух сторон припирают нажимными плитами с помощью гаек, прикрученных к ребрам корпуса.
Сердечник статора служит для создания переменного магнитного потока, поэтому иногда его называют магнитопровод.
Газоохладители представляют собой горизонтально или вертикально расположенные секции, состоящие из большого количества биметаллических трубок (наружная поверхность — алюминий, внутренняя — латунь). Вода подается через фланцы, проходит через газоохладитель и на выходе охлаждается. Температуры на входе и выходе из газоохладителей контролируются, чтобы предотвратить неприятные события. Например, образование воды при охлаждении водородом при понижении температуры и повышении влажности.
При охлаждении воздухом — воздухоохладитель, при охлаждении водой, водородом — газоохладитель.
Торцевые щиты находятся с торцов статора и закрывают его. В щитах имеется отверстие для ротора. Щиты предназначены для ограничения внутреннего пространства статора от окружающей среды, создания в торцевых частях вентиляционных каналов, защита лобовых частей статора.
Щиты выполняются выпуклыми, они должны быть газоплотными, герметичными и должны выдерживать давление изнутри генератора на свои части.
Фундамент должен выдерживать все механические и динамические нагрузки, которые посылает на него статор. Фундамент отвечает за взаимное расположение генератора, турбины и возбудителя. Статор ставят лапами на опорные плиты, выполненные из стали. Генераторы выше 12 МВт имеют отдельные плиты для лап статора, возбудителя, подшипника.
Системы охлаждения статоров ТГ
Конструкции статоров похожи, но различаются, в зависимости от способов охлаждения обмотки и сердечника. В качестве охлаждающей среды может выступать воздух, водород, вода или масло. Процесс охлаждения может быть непосредственным или косвенным.
Непосредственное (форсированное) охлаждение — охлаждающая среда взаимодействует с обмоткой напрямую, это могут быть вентиляционные трубки внутри стержней.
Косвенное охлаждение — охлаждающая среда циркулирует по статору через вентканалы и не касается с жилами обмотки статора. Между ними изоляция проводников.
Приведем наглядную таблицу, где покажем, в каких генераторах каким образом происходит охлаждение обмотки и сердечника статора.
Тип турбогенератора | Система охлаждения обмотки статора | Система охлаждения сердечника статора |
---|---|---|
Т2, ТФ, Т3Ф | косвенное воздушное | непосредственное воздушное |
ТВ2, ТВФ | косвенное водородом | непосредственное водородом |
U | В – вольт | напряжение |
ТВВ | непосредственное водой | непосредственное водородом |
ТГВ | непосредственное водородом или водой* (*выше 500МВт) | непосредственное водородом или водой* (*выше 500МВт) |
Т3В | непосредственное водой | непосредственное водой |
ТВМ | непосредственное маслом | непосредственное маслом |
ТА | косвенное воздушное | непосредственное воздушное |
Т3ВА | непосредственное водой | непосредственное водой |
Каждый пункт и абзац приведенный в данной статье заслуживает отдельной не книги, но статьи точно. В данном материале были кратко и поверхностно представлены основные понятия о статорах турбогенераторов. Более широко раскрывать эту тему буду в других статьях, которые выйдут позже.
Сохраните в закладки или поделитесь с друзьями
Самое популярное
Инструкция по предупреждению повреждения изоляции обмотки
Около 80% аварий электрических машин связано с повреждением обмотки статора. Высокая повреждаемость обмотки объясняется тяжелыми условиями работы и недостаточной стабильностью электрических свойств изоляционных материалов. В результате повреждения изоляции может произойти замыкание между обмоткой и магнитопроводом, замыкание между витками катушек или между фазными обмотками.
Причины повреждения обмоток статора асинхронных электродвигателей
Основной причиной повреждения изоляции является резкое снижение электрической прочности под влиянием увлажнения обмотки, загрязнения поверхности обмотки, попадания в электродвигатель металлической стружки, металлической и другой проводящей пыли, наличия в охлаждающем воздухе паров различных жидкостей, продолжительной работы электродвигателя при повышенной температуре обмотки, естественного старения изоляции.
Увлажнение обмотки может произойти вследствие продолжительного хранения электродвигателя в сыром неотапливаемом помещении. В установленном электродвигателе увлажнение может произойти при длительном неподвижном состоянии, особенно при повышенной влажности окружающего воздуха или при попадании воды непосредственно в электродвигатель вследствие плохой герметичности.
Для предупреждения увлажнения обмотки во время хранения электродвигателя необходимы хорошая вентиляция складского помещения и умеренное отапливание в холодное время года. В периоды длительных остановок электродвигателя при сырой и туманной погоде следует закрывать задвижки воздушных каналов поступающего и выходящего воздуха. При теплой сухой погоде все задвижки должны быть открыты.
Загрязнение обмотки электродвигателя происходит главным образом вследствие использования для охлаждения недостаточно чистого воздуха. Вместе с охлаждающим воздухом в электродвигатель могут попадать угольная и металлическая пыль, сажа, пары и капли различных жидкостей. Вследствие износа щеток и контактных колец образуется проводящая пыль, которая при встроенных контактных кольцах оседает на обмотках электродвигателя.
Предотвращение загрязнения может быть достигнуто внимательным уходом за электродвигателем и тщательной очисткой охлаждающего воздуха. Необходимо периодически осматривать электродвигатель, очищать его от пыли и грязи и в случае необходимости производить мелкий ремонт изоляции. При повышенном нагревании, а также в результате естественного старения изоляция в значительной мере утрачивает механическую прочность, становится хрупкой и гигроскопичной.
При длительной работе машины крепления пазовых и лобовых частей обмотки ослабляются и вследствие вибрации их изоляция разрушается. Изоляция обмотки может быть повреждена: из-за небрежной сборки и транспортировки электродвигателя, вследствие разрыва вентилятора или бандажа ротора, в результате задевания ротора за статор.
Сопротивление изоляции обмотки статора асинхронных электродвигателей
О состоянии изоляции можно судить по ее сопротивлению. Минимальное сопротивление изоляции зависит от напряжения U, В, электродвигателя и его мощности Р, кВт. Сопротивление изоляции обмоток от магнитопровода и между разомкнутыми фазными обмотками при рабочей температуре электродвигателя должно быть не менее 0,5 МОм.
При температуре ниже рабочей это сопротивление необходимо удваивать на каждые 20° С (полные или неполные) разности между рабочей температурой и той температурой, для которой оно определяется.
Измерение сопротивления изоляции электрических машин
Обычно измерение сопротивления изоляции производится специальным прибором — мегомметром. Для обмоток электрических машин с номинальным напряжением до 500 В напряжение мегомметра должно быть 500 В, для обмоток электрических машин с номинальным напряжением свыше 500 В напряжение мегомметра 1000 В. Если измеренное сопротивление изоляции обмотки меньше вычисленного, то необходимо произвести очистку и сушку обмотки. С этой целью разбирают электродвигатель и удаляют грязь с доступных поверхностей обмотки с помощью деревянных скребков и чистых тряпок, смоченных в керосине, бензине или четыреххлористом углероде.
Способы сушки асинхронных электродвигателей
Сушку защищенных машин можно производить как в разобранном, так и в собранном виде, закрытые машины необходимо сушить в разобранном виде. Способы сушки зависят от степени увлажнения изоляции и от наличия источников нагрева. При сушке внешним нагревом используется горячий воздух или инфракрасные лучи. Сушку горячим воздухом проводят в сушильных печах, ящиках и камерах, снабженных паровыми или электрическими нагревателями. Сушильные камеры и ящики должны иметь два отверстия: внизу для входа холодного воздуха и вверху для выхода нагретого воздуха и водяных паров, образовавшихся при сушке.
Температуру электродвигателя следует повышать постепенно во избежание появления механических напряжений и вспучивания изоляции. Температура воздуха не должна превышать 120°С при изоляции класса А и 150° С при изоляции класса В.
В начале сушки необходимо измерять температуру обмотки и сопротивление изоляции через каждые 15—20 мин, затем интервал между измерениями можно увеличить до одного часа. Процесс сушки считается законченным, когда достигнуто установившееся значение сопротивления. При слабом увлажнении обмотки сушку можно производить за счет выделения тепловой энергии непосредствено в частях электродвигателя. Наиболее удобна сушка переменным током, когда обмотку статора включают на пониженное напряжение при заторможенном роторе; при этом фазная обмотка ротора должна быть замкнута накоротко. Ток в обмотке статора не должен превышать номинального значения.
Изменение температуры обмотки и сопротивления изоляции в зависимости от времени сушки пониженное напряжение, то схему соединения обмоток статора можно не изменять, для однофазного напряжения целесообразно фазные обмотки соединять последовательно. Для сушки может быть использована энергия потерь в магнитопроводе и корпусе электродвигателя. Для этого при вынутом роторе на статор укладывают временную намагничивающую обмотку, охватывающую магнитопровод и корпус. Нет необходимости распределять намагничивающую обмотку по всей окружности, она может быть сосредоточена на статоре в наиболее удобном месте. Количество витков в обмотке и ток в ней (сечение провода) подбираются таким образом, чтобы индукция в магнитопроводе составляла (0,8-1) Т в начале сушки и (0,5-0,6) Т в конце сушки.
Для изменения индукции делают отводы от обмотки или же регулируют ток в намагничивающей обмотке.
Методы определения места повреждения изоляции обмотки
Прежде всего необходимо разъединить фазные обмотки и измерить сопротивление изоляции каждой фазной обмотки от магнитопровода или по крайней мере проверить целость изоляции Определение места повреждения изоляции двумя вольтметрами. Определение катушечной группы с поврежденной изоляцией контрольной лампой. При этом удается выявить фазную обмотку с поврежденной изоляцией.
Для определения места повреждения могут быть использованы различные методы: метод измерения напряжения между концами обмотки и магнитопроводом, метод определения направления тока в частях обмотки, метод деления обмотки на части и метод «прожигания». При первом методе на фазную обмотку с поврежденной изоляцией подается пониженное переменное или постоянное напряжение и вольтметрами измеряют напряжение между концами обмотки и магнитопроводом. По соотношению этих напряжений можно судить о положении места повреждения обмотки относительно ее концов. Этот метод не обеспечивает достаточной точности при малом сопротивлении обмотки.
Второй метод заключается в том, что постоянное напряжение подается на объединенные в общую точку концы фазной обмотки и на магнитопровод. Для возможности регулирования и ограничения тока в цепь включают реостат R. Направления токов в обеих частях обмотки, разграниченных точкой соединения с магнитопроводрм, будут противоположными. Если поочередно касаться двумя проводами от милливольтметра концов каждой катушечной группы, то стрелка милливольтметра будет отклоняться в одном направлении до тех пор, пока провода от милливольтметра не будут присоединены к концам катушечной группы с поврежденной изоляцией. На концах следующих катушечных групп отклонение стрелки изменится на противоположное.
У катушечной группы с поврежденной изоляцией отклонение стрелки будет зависеть от того, к какому из концов ближе место повреждения изоляции; кроме того, величина напряжения на концах этой катушечной группы будет меньше, чем на других катушечных группах, если повреждение изоляции не находится вблизи концов катушечной группы. Таким же образом производится дальнейшее определение места повреждения изоляции внутри катушечной группы.
Базовые знания обмотки статора
Обмотка статора — это обмотка, установленная на статоре, то есть медная проволока, намотанная вокруг статора. Обмотка — это общий термин для однофазной или всей электромагнитной цепи, состоящей из нескольких катушек или катушек. По форме обмотки катушки и способу встроенной проводки двигатель можно разделить на централизованный и распределенный типы. Намотка и установка централизованных обмоток относительно просты, но их эффективность и рабочие характеристики невысоки.В настоящее время большинство статоров двигателей переменного тока имеют распределенные обмотки. В зависимости от типа машин, моделей и условий процесса намотки катушек для каждого двигателя разрабатываются разные типы и характеристики обмоток. Обмотку статора можно разделить на явный полюсный тип и неявный полюсный тип в соответствии с соотношением между количеством полюсов и распределением обмоток.
Краткое введение :
Статор двигателя — важная часть генератора и стартера.Статор — важная часть двигателя. Статор состоит из трех частей: сердечника статора, обмотки статора и станины машины. Основная функция статора — создавать вращающееся магнитное поле, а основная функция ротора — генерировать (выводить) ток путем резки магнитной проволоки во вращающемся магнитном поле.
Централизованная обмотка :
Централизованная обмотка используется в статоре с явным полюсом. Обычно его наматывают в прямоугольную катушку, оборачивают и формируют лентой основы, затем сушат окунанием краской и заделывают в сердечник выступающего полюса.Как правило, катушка возбуждения коллекторного двигателя (включая двигатель постоянного тока и обычный двигатель) и обмотка главного полюса однофазного двигателя с явнополюсным кожухом имеют централизованную обмотку.
Централизованная обмотка обычно имеет по одной катушке на каждом полюсе, но она также принимает форму общего полюса (скрытого полюса). Например, двигатель рамного типа с закрытыми полюсами — это двигатель, в котором одна катушка образует два полюса.
Распределенная обмотка :
Статор двигателя с распределенной обмоткой не имеет выступа полюсов.Каждый полюс состоит из одной или нескольких катушек, которые встроены и подключены согласно определенным правилам. При электризации образуются полюса разной полярности, поэтому его еще называют скрытыми полюсами. Распределенные обмотки можно разделить на концентрические обмотки и перекрывающиеся обмотки в соответствии с различными формами расположения встроенной проводки.
1. Концентрическая обмотка :
Концентрическая обмотка состоит из нескольких катушек одинаковой формы, но разных размеров, которые встроены в одно и то же центральное положение в группу катушек в форме петли.Концентрические обмотки могут образовывать двойные или тройные обмотки в соответствии с различными режимами подключения. Обмотки статора однофазных двигателей и некоторых трехфазных асинхронных двигателей с малой мощностью или катушками с большим пролетом используют этот тип.
2. Ламинированная обмотка :
Составные обмотки обычно состоят из катушек одинаковой формы и размера, с одним или двумя краями катушек, встроенными в каждый паз и равномерно распределенными на каждом конце паза. Сложенную обмотку можно разделить на однослойную и двухслойную.Каждый паз имеет только одну кромку катушки, встроенную в однослойную обмотку или однослойную обмотку; когда каждый паз встроен в два края катушки, принадлежащие разным группам катушек, они размещаются отдельно в верхнем и нижнем слоях паза, что называется двухслойной обмоткой или двухслойной обмоткой. В соответствии с вариацией режима встроенной проводки перекрывающаяся обмотка может также выводить уравнение перекрестного, концентрического перекрестного и однослойного гибридного. В настоящее время обмотки статора трехфазных асинхронных двигателей большей мощности представляют собой в основном двухслойные обмотки, тогда как в малых двигателях в основном используются производные обмотки однослойных обмоток, но редко используются однослойные обмотки.
Электрогенератор | инструмент | Британника
Электрогенератор , также называемый динамо , любая машина, преобразующая механическую энергию в электричество для передачи и распределения по линиям электропередач бытовым, коммерческим и промышленным потребителям. Генераторы также производят электроэнергию, необходимую для автомобилей, самолетов, кораблей и поездов.
Механическая мощность для электрического генератора обычно получается от вращающегося вала и равна крутящему моменту вала, умноженному на вращательную или угловую скорость.Механическая энергия может поступать из ряда источников: гидротурбины на плотинах или водопадах; Ветряные турбины; паровые турбины, использующие пар, получаемый за счет тепла сгорания ископаемого топлива или ядерного деления; газовые турбины, сжигающие газ непосредственно в турбине; или бензиновые и дизельные двигатели. Конструкция и скорость генератора могут значительно различаться в зависимости от характеристик механического первичного двигателя.
Почти все генераторы, используемые для электроснабжения сетей, вырабатывают переменный ток, полярность которого меняется на фиксированную частоту (обычно 50 или 60 циклов или двойное изменение полярности в секунду).Поскольку несколько генераторов подключены к электросети, они должны работать на одной и той же частоте для одновременной генерации. Поэтому они известны как синхронные генераторы или, в некоторых случаях, генераторы переменного тока.
Генераторы синхронные
Основная причина выбора переменного тока для электрических сетей заключается в том, что его постоянное изменение во времени позволяет использовать трансформаторы. Эти устройства преобразуют электрическую энергию при любом напряжении и токе, которые она генерирует, в высокое напряжение и низкий ток для передачи на большие расстояния, а затем преобразуют ее в низкое напряжение, подходящее для каждого отдельного потребителя (обычно 120 или 240 вольт для бытовых нужд).Конкретная используемая форма переменного тока представляет собой синусоидальную волну, которая имеет форму, показанную на рисунке 1. Это было выбрано, потому что это единственная повторяющаяся форма, для которой две волны, смещенные друг от друга во времени, могут быть добавлены или вычтены и имеют такая же форма возникает в результате. В идеале все напряжения и токи должны иметь синусоидальную форму. Синхронный генератор предназначен для получения этой формы с максимальной точностью. Это станет очевидным, когда ниже будут описаны основные компоненты и характеристики такого генератора.
Синусоидальная волна.
Британская энциклопедия, Inc. Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасРотор
Элементарный синхронный генератор показан в разрезе на рис. 2. Центральный вал ротора соединен с механическим первичным двигателем. Магнитное поле создается проводниками или катушками, намотанными в пазы, вырезанные на поверхности цилиндрического железного ротора. Этот набор катушек, соединенных последовательно, известен как обмотка возбуждения.Положение катушек возбуждения таково, что направленная наружу или радиальная составляющая магнитного поля, создаваемого в воздушном зазоре к статору, приблизительно синусоидально распределяется по периферии ротора. На рисунке 2 плотность поля в воздушном зазоре максимальна снаружи вверху, максимальна внутрь внизу и равна нулю с двух сторон, что соответствует синусоидальному распределению.
Элементарный синхронный генератор.
Британская энциклопедия, Inc.Статор простейшего генератора на рисунке 2 состоит из цилиндрического кольца из железа, обеспечивающего легкий путь для магнитного потока.В этом случае статор содержит только одну катушку, две стороны которой размещены в пазах в утюге, а концы соединены вместе изогнутыми проводниками по периферии статора. Катушка обычно состоит из нескольких витков.
Когда ротор вращается, в обмотке статора индуцируется напряжение. В любой момент величина напряжения пропорциональна скорости, с которой магнитное поле, окруженное катушкой, изменяется со временем, то есть скорости, с которой магнитное поле проходит через две стороны катушки.Таким образом, напряжение будет максимальным в одном направлении, когда ротор повернут на 90 ° из положения, показанного на рисунке 2, и будет максимальным в противоположном направлении на 180 ° позже. Форма волны напряжения будет примерно синусоидальной формы, показанной на рисунке 1.
Роторная конструкция генератора на рисунке 2 имеет два полюса: один для магнитного потока, направленного наружу, и соответствующий полюс для потока, направленного внутрь. Одна полная синусоида индуцируется в обмотке статора за каждый оборот ротора.Таким образом, частота электрического выходного сигнала, измеренная в герцах (циклах в секунду), равна скорости вращения ротора в оборотах в секунду. Чтобы обеспечить подачу электроэнергии с частотой 60 Гц, например, первичный двигатель и скорость ротора должны быть 60 оборотов в секунду или 3600 оборотов в минуту. Это удобная скорость для многих паровых и газовых турбин. Для очень больших турбин такая скорость может быть чрезмерной из-за механического напряжения. В этом случае ротор генератора спроектирован с четырьмя полюсами, разнесенными с интервалом 90 °.Напряжение, индуцированное в катушке статора, которая охватывает аналогичный угол 90 °, будет состоять из двух полных синусоидальных волн на оборот. Таким образом, требуемая частота вращения ротора для частоты 60 Гц составляет 1800 оборотов в минуту. Для более низких скоростей, например, используемых в большинстве водяных турбин, можно использовать большее количество пар полюсов. Возможные значения частоты вращения ротора в оборотах в минуту равны 120 f / p , где f — частота, а p — количество полюсов.
Разница между статором и ротором (со сравнительной таблицей)
Статор и ротор являются частями электродвигателя. Существенная разница между ротором и статором заключается в том, что ротор является вращающейся частью двигателя, а статор — неподвижной частью двигателя. Другие различия между статором и ротором показаны ниже в сравнительной таблице.
Рама статора , сердечник статора и обмотка статора являются частями статора .Рама поддерживает сердечник статора и защищает их трехфазную обмотку. Сердечник статора несет вращающееся магнитное поле, индуцируемое трехфазным питанием.
Ротор расположен внутри сердечника статора . Беличья клетка и ротор с фазовой намоткой являются типами ротора. Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока. Обмотка возбуждения создает постоянное магнитное поле в сердечнике ротора.
Содержание: Статор против ротора
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Заключение
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Статор | Ротор |
---|---|---|
Определение | Это неподвижная часть машины | Это вращающаяся часть двигателя. |
Детали | Наружная рама, сердечник статора и обмотка статора. | Обмотка ротора и сердечник ротора |
Питание | Трехфазное питание | Источник постоянного тока |
Обмотка | Сложная | Легкая |
Изоляция | Тяжелая | Меньше |
Потери на трение | Высокие | Низкие |
Охлаждение | Легко | Сложное |
Определение статора
Статор — это статическая часть двигателя.Основная функция статора — создание вращающегося магнитного поля. Рама статора, сердечник статора и обмотка статора являются тремя частями статора. Сердечник статора поддерживает и защищает трехфазную обмотку статора. Штамповка из высококачественной кремнистой стали составляет сердечник статора.
Определение ротора
Вращающаяся часть двигателя называется ротором. Сердечник ротора и обмотка ротора являются частью ротора. Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока.Беличья клетка и фазовая намотка — это типы ротора.
Сердечник ротора с короткозамкнутым ротором выполнен из железного цилиндрического сердечника. На внешней поверхности сердечника имеется полукруглая прорезь, на которой размещаются медные или алюминиевые проводники. На концах жилы закорачиваются с помощью алюминиевых или медных колец.
Работа ротора и статора
Статор создает вращающееся магнитное поле из-за трехфазного питания.Если ротор находится в состоянии покоя, то в них возникает электромагнитная сила из-за явления электромагнитной индукции.
Электромагнитная индукция — это явление, при котором ЭДС индуцируется в проводнике с током из-за переменного магнитного поля. В роторе возникает ток, который заставляет ротор двигаться.
Ключевые различия между статором и ротором
- Статор — это неподвижная часть машины, а ротор — это подвижная часть машины.
- Сердечник статора, обмотка статора и внешняя рама являются тремя частями статора, тогда как сердечник ротора и обмотка возбуждения являются частями ротора.
- Трехфазное питание подается на обмотку статора. Ротор возбуждается источником постоянного тока.
- Обмотка статора более сложная по сравнению с ротором.
- Обмотка статора хорошо изолирована, так как в ней индуцируется высокое напряжение. А у ротора низкая изоляция.
- Размер обмотки статора больше для пропускания сильного тока по сравнению с обмоткой возбуждения.
- Система охлаждения статора лучше по сравнению с ротором, потому что статор неподвижен.
- Потери на трение меньше в роторе по сравнению со статором из-за его небольшого веса.
Заключение
Статическая часть машины известна как статор. А вращающаяся часть машины известна как ротор. Ротор размещен внутри сердечника статора.Трехфазный ток подается на обмотку статора, которая создает вращающееся магнитное поле. Ротор вращается во вращающемся магнитном поле. Таким образом, ЭДС возникает из-за взаимодействия магнитного поля ротора и статора.
Статоры— обзор | Темы ScienceDirect
Металлические статоры
Металлические статоры, также известные как жесткие статоры, могут поставляться, когда требования, условия эксплуатации и экономия согласованы. Металлические статоры могут выдерживать гораздо более высокое давление на ступень, чем эластомерные статоры, до 500 фунтов на квадратный дюйм на ступень.Они используются при перекачке более 5000 сП и позволяют использовать насосы с гораздо меньшей длиной для работы под высоким давлением, чем это было бы возможно для насосов PC. Посадка ротор-статор выполняется с зазором. Следовательно, снятие, очистка и повторная установка ротора намного проще и быстрее. Это особенно выгодно там, где требуется уборка каждую смену, например, на пищевых предприятиях. Продукты, которые чаще всего перекачиваются в пищевой промышленности, включают мясные эмульсии, начинки для печенья, глазурь для торта и печенья, глюкозу, клеи, пасты, горячую смазку и патоку, а также краски, горячие смолы, лаки и аналогичные высоковязкие материалы.
Металлические статоры доступны из различных нержавеющих сталей, а также из инструментальных сталей. Поскольку практически отсутствует контакт ротора со статором, исключается загрязнение продукта частицами износа эластомера. Насосы ПК с металлическим статором также могут работать при более высоких температурах до 500 ° F с модификациями со стороны привода. Они более устойчивы к истиранию при том же давлении на ступень, что и неметаллический статор, и могут иметь срок службы в десять раз больше, чем эластомерный статор. Они обладают более широкой химической совместимостью, чем это возможно с большинством эластомеров.При использовании в качестве насоса высокого давления с малым числом ступеней начальная стоимость насоса может быть аналогична эластомерной конструкции с большим числом ступеней. Как правило, максимальная скорость для насосов, оснащенных металлическими статорами, составляет 400 об / мин, а максимальный размер частиц — 200 микрон. Использование металлического статора (и соответствующего ротора) с меньшим количеством ступеней снижает вязкое сопротивление ротору, а меньшее трение повышает эффективность работы насоса.
Доступны и другие специальные конструкции, например, полые роторы, показанные на рис.121. Это уменьшает массу ротора и помогает уменьшить силы дисбаланса и вибрации ротора, а также продлевает срок службы.
РИСУНОК 121. Конструкция с полым ротором.
Электромагнитные силы и механические реакции обмоток статора до и после межвиткового короткого замыкания ротора в синхронных генераторах
В данной статье исследуется поведение электромагнитных сил обмотки статора до и после межвиткового короткого замыкания ротора (RISC) в синхронном генераторе. В отличие от других исследований, эта статья не только изучает характеристики электромагнитной силы, но также исследует механические реакции, регулярность повреждений и меры противодействия обмотке статора.Во-первых, получены формулы электромагнитной силы онлайн и торцевой части. Затем применяется трехмерная модель конечных элементов трехполюсного имитационного генератора, чтобы получить электромагнитную силу, и обнаруживается опасный паз статора. Наконец, определяется механический отклик каждой концевой обмотки, и особенно рассчитываются направленные деформации носовой части. Он показывает, что возникновение RISC приведет к влиянию электромагнитных сил на составляющие частоты вращения ротора, но составляющая постоянного тока и 2 p составляющие частоты вращения ротора по-прежнему остаются основными, которые будут уменьшены.Кроме того, износ изоляции обмотки в том же слое более серьезен, чем в другом слое, усталостное разрушение носа начинается с центра, а износ изоляции носа начинается сверху.
1. Введение
С увеличением мощности генератора электромагнитная сила обмотки, которая создает переменные напряжения и стимулирует вибрации, также увеличивается. Следовательно, обмотка будет более подвержена усталостному разрушению и износу изоляции.
Безусловно, ученые приложили много усилий для изучения свойств электромагнитных сил обмотки.Например, Merkhouf et al. предложили квази-трехмерную электромагнитную модель для расчета сил, действующих на токопроводящие шины в гидрогенераторах [1], в то время как Sanosian et al. продемонстрировали, как насыщение зубцов статора, фактическое распределение магнитного поля внутри прорези, вихревой ток в стержнях демпфера и форма выступающих полюсов влияли на электромагнитные силы в прорези [2]. В соответствии с законом Био-Савара для анализа магнитного поля на конце был использован метод зеркального отображения, а электромагнитная сила концевой обмотки была получена с использованием формулы силы Ампера [3].Между тем, Гэмпана и Файз всесторонне рассмотрели методы расчета магнитной силы, действующей на торцевую обмотку статора [4]. Сравнивая метод конечных элементов (МКЭ) с методом Био-Савара, было обнаружено, что МКЭ более эффективен для электромагнитного анализа [5]. Андрей Татевосян и Фокина провели исследование электромагнитного поля синхронного генератора на базе трехфазной индукционной машины [6]. Двухмерный анализ связи «поле – цепь – движение» использовался для расчета тока статора в асинхронных машинах с инверторным питанием, а также в гидрогенераторах.Рассчитано распределение электромагнитной силы по обмоткам статора [7, 8]. Для сравнения Станчева и Ячева использовали трехмерный МКЭ для анализа характеристик распределения электромагнитных сил в обмотке статора в турбогенераторах [9, 10]. Чонг и др. исследовали электромагнитную силу эвольвентной части концевых обмоток с помощью 3D МКЭ на ядерном генераторе и получены уязвимые части двойных обмоток на разных слоях [11]. В исх. В [12] электромагнитные силы обмоток трансформаторов при возникновении шунтов магнитного потока изучались на основе метода конечных элементов, который был подтвержден методом двойных рядов Фурье.В [13] был использован усовершенствованный МКЭ для определения характеристики сверхпроводимости, и результаты показывают эффективность применяемого метода для уменьшения потока утечки и электромагнитных сил обмоток. Было обнаружено, что в установившемся режиме в асинхронном двигателе существуют радиальные, окружные и осевые силы, состоящие из постоянной составляющей и синусоидальной составляющей на удвоенной частоте [14]. Кроме того, свойства обмотки якоря, такие как количество слоев обмотки и коэффициент заполнения паза, будут влиять на гармонические составляющие магнитодвижущей силы, приводя к изменениям магнитного поля.Следовательно, электромагнитная сила на обмотках статора будет подвержена влиянию [15]. Это показывает, что выбор правильного шага катушки может уменьшить содержание гармоник и эффективно улучшить коэффициенты использования проводников [16].
Тем временем Stermecki et al. рассчитали механические деформации торцевой обмотки трехфазных асинхронных машин в условиях рабочей нагрузки с помощью 3D МКЭ [17]. Fang et al. проанализировали электромагнитные силы и напряжения на торцевых обмотках статора погружного электродвигателя во время пускового переходного режима [18].Обычно вершина носа, средняя точка эвольвенты и соединение между линейной частью и концевой частью являются наиболее опасными тремя положениями, поскольку они получают максимальные напряжения и деформации в турбогенераторе мощностью 600 МВт [19]. Между тем, силы, действующие на суставную часть верхней части конца катушки, больше, чем на другие части. Кроме того, постоянные составляющие и амплитуды синусоидальных составляющих сил в одних и тех же положениях разных концов катушек в фазовой ленте на асинхронных машинах практически различаются.
Таким образом, большинство исследований сосредоточено на свойствах электромагнитной силы обмотки в нормальных условиях, и лишь немногие из них рассматривают поведение электромагнитной силы в неисправных случаях. Albanese et al. и Zhao et al. исследованы характеристики спектра электромагнитных сил торцевой обмотки, режимы, напряжения, деформации и формы основных колебаний в условиях межфазного короткого замыкания [20, 21]. Тем не менее, межвитковым замыканием ротора (RISC) обычно пренебрегают, потому что генератор все еще может работать в течение длительного времени до точки планового технического обслуживания, когда степень неисправности мала.На самом деле, это происходит время от времени из-за многих причин, таких как трение остаточными металлическими частицами в пазах и неправильная сборка, и в этом случае возбуждающая электромагнитная сила, а также другие типичные неисправные свойства отличаются. от того в нормальных условиях. Например, Надараджан и др. предложил гибридный подход к моделированию синхронного генератора путем объединения моделирования dq0 с подходом функции обмотки для межвиткового короткого замыкания [22]. Yucai и Yonggang проанализировали разницу между виртуальной мощностью и реальной электромагнитной мощностью при возникновении RISC [23], в то время как Valavi et al.и Yun et al. исследовали влияние повреждения на плотность потока в воздушном зазоре и метод мониторинга, основанный на искаженной плотности потока [24, 25]. Кроме того, электромагнитные характеристики и механические характеристики, а также соответствующее разнообразие электрических параметров, индуцированных после межвиткового короткого замыкания ротора на турбогенераторе, анализируются Wan et al. [26–28]. Затем для диагностики межвиткового замыкания обмотки ротора были предложены метод нейронной сети БП и бессенсорный метод онлайн-обнаружения [29, 30].
Фактически, авторы также предложили предварительное исследование электромагнитной силы, а также механических реакций концевых обмоток статора в случае RISC; более подробную информацию можно найти в [31]. Однако теоретическая модель в этом предварительном исследовании несколько сложна и трудна для понимания, в то время как модель FE, как и результат расчета, недостаточно точны (в модели FE устанавливается только часть статора / ротора / обмотки). Более того, в этой вышеупомянутой работе не было экспериментального исследования для подтверждения.В качестве усовершенствования в этой статье мы улучшаем как теоретическую модель, так и 3D-модель КЭ и представляем экспериментальное исследование, чтобы получить более точный результат. Остальная часть статьи устроена следующим образом. В разделе 2 представлен теоретический анализ электромагнитной силы обмотки многопарного генератора. Раздел 3 рассчитывает распределение электромагнитной силы на линии и торцевой части соответственно с помощью МКЭ, и это более целесообразно для сравнения с экспериментальными результатами, так как вибрация обмотки торцевой части в основном вызывается электромагнитной силой конца.В то же время он проводит экспериментальное исследование и проверяет коррекцию теоретического и смоделированного анализа. Затем анализ механической реакции проиллюстрирован в разделе 4, а подробный анализ направленных деформаций и регулярности износа изоляции проводится специально для носовой части с учетом сложной конструкции и слабых мест. Наконец, основные выводы сделаны в разделе 5.
2. Теоретический анализ
2.1. Электромагнитная сила
МДС в генераторе была получена в работе.[32], но ситуация только для одной пары полюсов. Поскольку есть некоторые различия между однопарными и многопарными полюсами, ниже мы, в частности, выполнили вывод для многопарных генераторов.
Для удобства в этой статье мы игнорируем высшие гармоники, значения которых относительно намного меньше, и нормальный MMF можно записать как где α м — механический угол, указывающий положение по окружности; см. рисунок 1 (d). p — количество пар полюсов, ω — электрическая угловая частота ( ω = pω r , ω r — механическая угловая частота ротор), Ψ — внутренний угол мощности генератора, F s и F r — MMF 1-й гармоники статора и ротора соответственно, и F c — векторное суммирование F s и F r , как показано на рисунках 1 (a) и 1 (b).
Для пояснения мы предполагаем, что межвитковое короткое замыкание происходит в позиции β ′, как показано на рисунке 1 (d). I f — ток возбуждения, а n m — количество витков короткого замыкания. Воздействие RISC на MMF равно добавлению обратного MMF к нормальному [33, 34]. Для лучшего понимания инвертированная MMF, образованная витками короткого замыкания, также показана на Рисунке 1 (c).Основываясь на принципе сохранения магнитного потока, обратный MMF может быть выражен как где F d может быть расширен рядом Фурье как с
Затем F d может быть уменьшено до
. ротор вращается под углом ω r , обратный MMF в положении α m может быть окончательно описан как
Как показано на рисунке 1 (b), MMF после RISC может быть записан aswhere F cs — векторное суммирование F s , F r и F dp (b), как показано на рисунке.
Сравнение рисунка 1 (c) и уравнения (7) с результатом, приведенным в работе. [32] (Рисунок 2 и уравнение (11) в этой ссылке) показано, что многопарные генераторы будут иметь другое распределение MMF, чем у однопарных генераторов.
Плотность магнитного потока (MFD) складывается из MMF и проницаемости на единицу площади (PPUA), и ее можно получить путем умножения этих двух [33], где Λ 0 — PPUA (Λ 0 = мкм 0 /), представляет собой среднее значение радиальной длины воздушного зазора между сердечником статора и сердечником ротора (как показано на рисунке 1 (d)), а мкм 0 — проницаемость воздуха / вакуума.
Пренебрегая влиянием соединения обмоток, ток обмотки на α м можно записать как где l и — эффективная длина и линейная скорость магнитного потока, пересекающего стержень статора, и Z — реактивное сопротивление обмотки статора.
Согласно закону электромагнитной индукции сила, действующая на обмотку, верхняя линия которой (см. Рисунок 3 (f)) находится в окружном положении α м может быть записана как где F E и F L — силы, действующие на концевую часть и линейную часть, соответственно, и F Ek — электромагнитная сила в произвольной точке K концевой обмотки, а полоса для обозначения вектора пробела. l конец — изгиб концевой части, ( α м + α k ) относится к окружному положению точки K , k e e e e e — коэффициент MFD конечной точки K , а θ k — угол между вектором тока и MFD.
Как указано в уравнениях (10) и (11), в нормальных условиях электромагнитная сила как на линейной части, так и на концевой части включает в основном постоянную составляющую и гармоническую составляющую при 2 pω r ( т.е. 2 ω ), что согласуется с результатом, приведенным в [2].[9]. Также предполагается, что электромагнитная сила в корпусе RISC имеет гораздо больше компонентов, а частоты этих новых компонентов являются временами механической частоты вращения ротора ω r . Поскольку амплитуда F dn намного меньше, особенно когда гармонический порядок n становится больше, эти новые компоненты в основном являются слабыми гармониками, поэтому постоянный ток и составляющая 2 ω остаются основными. .Однако их амплитуды уменьшаются из-за уменьшения MMF из-за короткого замыкания, как показано на рисунках 1 (a) и 1 (b), и F cs меньше, чем F с .
Хотя RISC уменьшает первичные составляющие (постоянный ток и 2 ω ), он вносит новые гармоники, которые могут быть ближе к собственным частотам обмотки. Следовательно, обмотка потенциально способна выдержать симпатическую вибрацию, которая с высокой вероятностью может повредить обмотку как с точки зрения металлической конструкции, так и с точки зрения изоляционных свойств.Поэтому изучение этих новых компонентов силы имеет большое значение. Для сравнения амплитуды первых 6 гармоник силы трехполюсного синхронного генератора, который является объектом исследования в следующем разделе, перечислены в таблице 1.
|
2.2. Механический отклик
Конструкция торцевой обмотки статора показана на Рисунке 2 (а). Электромагнитная сила может вызвать вибрацию конца обмотки статора и привести к износу изоляции, а линейная часть обмотки статора зафиксирована в пазу статора и закреплена щелевым клином.Следовательно, влиянием электромагнитной силы линейной части на концевую часть можно пренебречь. Механическая модель системы статор-обмотка показана на рисунке 2 (б). Уравнение динамики может быть представлено следующим образом: где M, — масса концевой части обмотки статора, D, — демпфирование, обеспечиваемое стяжками, K — жесткость, обеспечиваемая как эластичностью материала обмотки, так и связующая линия, а x ( t ) — это матрица смещения / перемещения материальных точек.
В частности, возбуждение электромагнитной силы на концевой обмотке соответствует отклику вибрации первого порядка. Смещение представляет собой амплитуду вибрации. Поскольку электромагнитная сила является периодической, соответствующий отклик также будет периодическим, и эта периодичность смещения концевой обмотки представлена вибрацией. Вибрация усугубит износ изоляции обмотки и сократит срок службы генератора.
Далее мы проведем расчет методом конечных элементов посредством электромагнетико-механической связи и исследования эксперимента.Анализ методом конечных элементов включает в себя расчет как электромагнитной силы, так и механического отклика, в то время как экспериментальное исследование в основном проверяет колебания обмотки (отклик возбуждающих сил). Более подробную информацию можно найти в Разделе 3.
3. FEA и экспериментальное исследование
3.1. FEA и экспериментальная установка
Мы используем прототип генератора типа MJF-30-6 в качестве объекта исследования, как показано на рисунке 3 (а). Он находится в Государственной ключевой лаборатории альтернативных электроэнергетических систем с возобновляемыми источниками энергии, П.Р. Китай. Основные параметры генератора перечислены в таблице 2, а подключение обмотки статора фазы A показано на рисунках 3 (c) и 3 (d).
|