Обозначение электрических двигателей на схеме по ГОСТ
Для того чтобы нарисовать электрическую схему, применяют условные графические обозначения всех элементов. Так в упрощенном варианте можно изобразить любой элемент – резистор, конденсатор, электродвигатель и т.д. Они стандартизированы для основных видов элементов, в этой статье мы рассмотрим обозначения электрических двигателей на схеме.
- Графическое обозначение электрических машин
- Двигатели постоянного тока
- Асинхронные машины
- Синхронные машины
- Генераторы
- УГО других видов электрических машин
- Заключение
Графическое обозначение электрических машин
Для схематичного обозначения была разработана специальная система ЕСКД, согласно которой на чертеже можно отобразить любой двигатель. Его представляют в виде окружности, рядом с которой может указываться буквенное обозначение. Например, ДГ — главный двигатель, ДШ — электродвигатель подачи шпинделя станка, ДО — насоса охлаждения и т. п. Рассмотрим, какие УГО стандартизирует система, полный их перечень приведен в ГОСТ 2.722-68
Двигатели постоянного тока
Машины постоянного тока имеют условное обозначение в зависимости от варианта возбуждения. На рисунке представлен электродвигатель постоянного тока с различными вариантами УГО.
Кроме этого, существует множество устройств с дополнительными функциями. Например, реверсивный электродвигатель с двумя обмотками или с параллельным возбуждением и вибрационным регулятором скорости вращения. Ниже приведены УГО таких устройств.
Асинхронные машины
Асинхронные электродвигатели изображаются на чертежах в виде окружности, внутри которой меньшая окружность, отображающая ротор.
На иллюстрации представлено графическое обозначение асинхронной электрической машины с короткозамкнутым ротором на однолинейной схеме. Для трехфазной сети символическое представление мотора с фазным и короткозамкнутым выполняется подобным образом, отличие состоит лишь в количестве проводов и подключении цепи ротора.
При этом если электродвигатель трехфазный, указывается схема соединения обмоток. Например, соединение звездой обозначается так:
Каждый тип трехфазных асинхронных машин имеет разный вид на чертеже. Ниже приведены варианты графического обозначения двигателей различного исполнения.
Синхронные машины
Синхронные машины по ГОСТ представлены в виде, который указан на нижеприведенной иллюстрации, при этом схема легко читается даже неспециалистом.
Явнополюсная машина с обмоткой на якоре, отображается на схеме в виде двух окружностей, здесь и к наружной, и к центральной подведены провода (к статору и ротору соответственно).
Если обмотки соединены треугольником, то синхронный электродвигатель будет изображен на чертеже несколько иначе.
Остальные разновидности УГО типов электродвигателей на схемах представлены с описанием на рисунке ниже.
Генераторы
Обозначение трехфазных генераторов, как и синхронных двигателей, имеет одинаковое графическое начертание. Ниже приведены изображения, которые отображаются на схеме.
УГО других видов электрических машин
Кроме распространенных устройств, применяются специальные, которые также имеют свое обозначение на схеме.
Специальные приборы типа сельсин-датчиков и приемников имеют кроме графического обозначения еще и буквенное описание, что проиллюстрировано на рисунке ниже.
Двигатель–преобразователь имеет изображение на схеме в соответствии с УГО. Его начертание на схеме приведено на иллюстрации.
Здесь представлены устройства, у которых имеется коллекторный узел. Он имеет УГО в виде двух прямоугольников по сторонам окружности.
Заключение
Графическое обозначение электрических машин на схемах выполняется согласно ГОСТ 2.722. При составлении схемы, необходимо руководствоваться данной документацией. В ней описаны все необходимые машины, а также указываются размеры окружности и других элементов рисунка, которые должны быть на чертежах и другие требования к чертежу.
Условные графические обозначения в электрических схемах
Страница 16 из 54
Для единообразного понимания и облегчения чтения чертежей все элементы электрических схем (контакторы, автоматические выключатели, кнопки, реле, контакты, обмотки аппаратов) изображаются условными графическими обозначениями. Наиболее часто встречающиеся условные обозначения приведены в табл. 6. На схемах всем элементам одного аппарата дают одинаковое буквенное обозначение, которое указывает основную функцию, выполняемую этим аппаратом, например: П — пускатель магнитный, В и Н — контакторы или магнитные пускатели направления вращения электродвигателя вперед или назад, РВ — реле времени, РТ — реле токовое, УП — универсальный переключатель и т. д. Все элементы аппаратов на схеме показываются в положении, когда они не находятся под напряжением и по их обмоткам не протекает ток.
Рис. 27. Схема ручного и автоматического управления асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором
Таблица 6
Условные графические обозначения в схемах
Наименование | Обозначение | Наименование | Обозначение | |||
Электродвигатель -асинхронный, трехфазный, с короткозамкнутым ротором | Трансформатор трехфазный с соединением обмоток треугольник — звезда с выведенным нулем | |||||
Электродвигатель асинхронный, трехфазный, с фазным ротором | Трансформатор тока | |||||
Электродвигатель синхронный, трехфазный | Трансформатор напряжения | |||||
Электродвигатель постоянного тока | Автотрансформатор | |||||
Наименование | Обозначение | Наименование | Обозначение | |||
Реактор | Диод полупроводниковый | |||||
Резистор: 1 — нерегулируемый; 2 — регулируемый | Обмотка реле, контактора, магнитного пускателя, электромагнита | |||||
Конденсатор: 1 — нерегулируемый; 2 — регулируемый | Реле (общее обозначение) | |||||
Предохранитель плавкий | Контакт Коммутационного устройства: 1 — замыкающий; 2 — размыкающий |
Наименование | Обозначение | Наименование | Обозначение |
Контакт для коммутации сильноточной цепи: 1—замыкающий; 2 — размыкающий | Выключатель путевой с замыкающим контактом | ||
Реле электротепловое | Выключатель трехполюсный с автоматическим возвратом | ||
Выключатель кнопочный нажимной с самовозвратом: 1 — с замыкающим контактом; 2 — с размыкающим контактом | Разъединитель трехполюсный |
Контакты, которые замыкаются при протекании тока в обмотке управляющего ими аппарата(контактора, магнитного пускателя, реле), называются замыкающими; контакты, которые при тех же условиях размыкаются, называются размыкающими. При прекращении протекания тока в обмотке управляющего аппарата контакты возвращаются в исходное положение. В качестве примера построения схем на рис. 27 изображена схема ручного и автоматического управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с помощью упомянутого ранее блока управления БУ5140. На схеме буквами АВ обозначен автоматический выключатель А3124, Р — рубильники, Пр — предохранитель, УП — универсальный переключатель режимов управления (ручного р и автоматического а), ТР — тепловое реле и его размыкающие контакты, П — пускатель магнитный, его обмотка и контакты. Ручной пуск электродвигателя осуществляется поворотом рукоятки универсального переключателя УП в положение р, при этом замыкается цепь питания обмотки пускателя, пускатель замыкает свои главные контакты и включает электродвигатель. Автоматическое управление пуском электродвигателя осуществляется при повороте рукоятки универсального переключателя в положение а. При получении импульса от внешнего датчика (реле) его контакт АС (на схеме очерчен пунктиром) замыкается, обмотка пускателя получает питание и пускатель включает электродвигатель.
Остановка электродвигателя осуществляется поворотом рукоятки переключателя в положение «О».- Назад
- Вперёд
NEMA Конструкция электрического двигателя A, B, C и D
NEMA установила четыре различных конструкции A, B, C и D для электрических асинхронных двигателей.
Рекламные ссылки
Различные двигатели с одинаковой номинальной мощностью могут иметь разные пусковой ток, кривые крутящего момента, скорости и другие параметры. При выборе конкретного двигателя для поставленной задачи необходимо учитывать все технические параметры.
Четыре конструкции NEMA (Национальной ассоциации производителей электрооборудования) имеют уникальное соотношение скорости, крутящего момента и скольжения, что делает их подходящими для различных типов приложений.
Конструкция NEMA A
- максимальное скольжение 5 %
- пусковой ток от высокого до среднего
- нормальный крутящий момент заторможенного ротора
- нормальный крутящий момент
- подходит для широкого спектра применений, например, вентиляторы и насосы 9014 NEMA исполнение B
- максимальное скольжение 5 %
- низкий пусковой ток
- высокий крутящий момент при заторможенном роторе
- нормальный пробивной крутящий момент
- подходит для широкого спектра применений с нормальным пусковым крутящим моментом — общее в Системы HVAC с вентиляторами, воздуходувками и насосами
NEMA исполнение C
- максимальное проскальзывание 5%
- низкий пусковой ток
- высокий крутящий момент заблокированного ротора
- нормальный разрывной крутящий момент
- подходит для оборудования с высокой инерцией и высокой инерцией крутящий момент при пуске — как у поршневых насосов, конвейеров
NEMA исполнение D
- максимальное скольжение 5-13%
- низкий пусковой ток
- очень высокий крутящий момент заблокированного ротора
- подходит для оборудования с очень высокой инерцией пуска, такого как краны, подъемники и т. д.
Рекламные ссылки
Связанные темы !
Добавляйте стандартные и настраиваемые параметрические компоненты, такие как балки с полками, пиломатериалы, трубопроводы, лестницы и т. д., в свою модель Sketchup с помощью Engineering ToolBox — расширения SketchUp, которое можно использовать с потрясающими, интересными и бесплатными приложениями SketchUp Make и SketchUp Pro. .Добавьте расширение Engineering ToolBox в свой SketchUp из хранилища расширений SketchUp Pro Sketchup!
Перевести
О Engineering ToolBox!
Мы не собираем информацию от наших пользователей. В нашем архиве сохраняются только электронные письма и ответы. Файлы cookie используются только в браузере для улучшения взаимодействия с пользователем.
Некоторые из наших калькуляторов и приложений позволяют сохранять данные приложения на локальном компьютере. Эти приложения будут — из-за ограничений браузера — отправлять данные между вашим браузером и нашим сервером. Мы не сохраняем эти данные.
Google использует файлы cookie для показа нашей рекламы и обработки статистики посетителей. Пожалуйста, прочитайте Конфиденциальность и условия Google для получения дополнительной информации о том, как вы можете контролировать показ рекламы и собираемую информацию.
AddThis использует файлы cookie для обработки ссылок на социальные сети. Пожалуйста, прочитайте AddThis Privacy для получения дополнительной информации.
Реклама в ToolBox
Если вы хотите продвигать свои товары или услуги в Engineering ToolBox — используйте Google Adwords. Вы можете настроить таргетинг на Engineering ToolBox с помощью управляемых мест размещения AdWords.
Citation
Эту страницу можно цитировать как
- Engineering ToolBox, (2004). NEMA Конструкция электродвигателя A, B, C и D . [онлайн] Доступно по адресу: https://www.engineeringtoolbox.com/nema-a-b-c-d-design-d_650.html [День доступа, мес. год].
Изменить дату доступа.
. .
закрыть
Обозначения буквенного кода на паспортной табличке двигателя
На паспортных табличках двигателей переменного тока, изготовленных в соответствии со стандартами Национальной ассоциации производителей электрооборудования (NEMA), используется система букв алфавита, обозначающая основные характеристики каждого двигателя — код, конструкция и класс изоляции. Хотя эти обозначения имеют решающее значение для правильного выбора двигателя, их легко неверно истолковать.
Буква B, например, может обозначать код конструкции, класс изоляции или код киловольт-ампер (кВА) (хотя маловероятно). Поэтому важно понимать, что означают различные обозначения, и подтверждать их пригодность для всех видов замены двигателей.Код
Стандарты NEMA. MG 1, 10.37.2, определяет последние коды, используя серию букв от A до V.
Для двигателей мощностью менее ½ л.с. кодовая буква на паспортной табличке представляет кВА с заторможенным ротором. На более крупных двигателях он определяет количество кВА с заблокированным ротором на одну лошадиную силу.
Как правило, чем дальше буква кода от A, тем выше пусковой ток на лошадиную силу. Это важно, потому что для замены двигателя с более высокой кодовой буквой может потребоваться другое электрическое оборудование, расположенное выше по потоку, например более мощный пускатель двигателя.Примечание. Подобные буквы используются на заводской табличке для обозначения других характеристик двигателя (например, конструкции и класса изоляции). Внимательно прочитайте паспортную табличку, чтобы избежать неправильного толкования.
Дизайн
На основании характеристик крутящего момента и тока, NEMA Stds. MG 1, 1.18, определяет четыре классификации конструкции двигателя: A, B, C и D (см. Таблицу 1). Общие заголовки, которые предшествуют букве конструкции на паспортных табличках двигателей, включают Des, NEMA Design и Design.Таблица 1. Характеристики двигателей конструкции NEMA Большинство двигателей, таких как двигатели центробежных насосов, относятся к категории конструкции B, которая характеризуется сравнительно высокой энергоэффективностью и крутящим моментом.
Хотя конструкция А является лучшей с точки зрения эффективности, эти двигатели используются экономно, поскольку их относительно высокие пусковые токи могут вызвать ложное срабатывание схемы защиты двигателя. Для двигателей конструкции A также могут потребоваться стартеры большего размера, чем стандартные.
Некоторые двигатели могут не соответствовать ни одной из характеристик момент-ток, определенных в NEMA Stds. MG 1. В таких случаях производитель двигателя может присвоить букву, которая не является отраслевым стандартом, или просто не указать букву конструкции на заводской табличке.
При замене двигателя всегда проверяйте букву конструкции и определяйте, подходит ли та же конструкция для применения. Учитывайте все изменения, которые могли произойти с момента установки оригинального двигателя.Одним из наиболее распространенных случаев неправильного применения является попытка заменить двигатель конструкции C или D двигателем конструкции B. Неблагоприятным результатом обычно является то, что двигатель конструкции B с более низким пусковым моментом (см. рис. 1) не может ускорить нагрузку. до рабочей скорости. Хотя конструкция B применима к подавляющему большинству насосов, для поршневых насосов, которые запускаются с нагрузкой, требуется двигатель конструкции C, а для двигателей нефтепромысловых насосов с маховиками требуются двигатели конструкции D.
Рис. 1. Кривые скорость-момент для двигателей конструкции NEMA Класс изоляции
Часто сокращается «Ins. кл.” на шильдиках класс изоляции — стандарт, отраслевая классификация тепловой выносливости обмотки двигателя. Класс изоляции обозначается буквенным обозначением, таким как A, B, F или H (см. Таблицу 2), в зависимости от способности обмотки выдерживать заданную рабочую температуру в течение заданного срока службы. Классы изоляции с более глубокой буквой в алфавите работают лучше.Таблица 2. Температурная классификация систем изоляции Например, изоляция класса F имеет более длительный номинальный срок службы при данной рабочей температуре, чем изоляция класса A, или в течение заданного срока службы она может выдерживать более высокие температуры.
Производители выпускают некоторые двигатели с более высоким классом изоляции, чем указано на паспортной табличке. Например, двигатель с обмоткой, использующей изоляцию класса F, может быть указан для подъема класса B.Это сделано для того, чтобы обеспечить более термостойкую обмотку, способную лучше работать в реальных условиях эксплуатации.