Плакат по электробезопасности 8 класс по технологии – Электробезопасность презентация 8 класс

Электробезопасность в быту — Технология

Разработка плаката «Электробезопасность в быту»

Аннотация

Работа «Электробезопасность в быту» состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. В введении сформулирована проблема и её обоснование. Основная часть работы содержит разъяснение о причинах электротравм в быту, знакомит с правилами обращения с электроприборами и с мерами помощи при поражении током. Также рассмотрены вопросы дизайна и расположения плаката «Электробезопасность в быту».

В результате работы над проектом составлены правилами обращения с электроприборами, которые есть в доме; с этими правилами ознакомлены члены семей одноклассников; изготовлен плакат по электробезопасности в быту

Оглавление Стр.

  • Введение. Проблема и её обоснование ——————————————— 4

  • Основная часть

  • Действие электрического тока на живые организмы ————————— 6

  • Электротравма —————————————————————————— 8

  • Меры помощи при поражении током ————————————————- 8

  • Основные причины поражения током ———————————————— 9

  • Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками ——- 10

  • Электротравматизм и состояние помещений —————————————- 10

  • Дизайн плаката «Электробезопасность в быту» ———————————— 11

  • Расположение плаката ——————————————————————— 12

  • Заключение. Основные результаты работы ————————————— 13

  • Источники информации (литература) ———————————————- 13

Все мы постоянно имеем дело с электрическими приборами. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с ними, подвергая свою жизнь опасности. В нашем районе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом: несколько лет назад погиб мужчина в Старых Бобовичах. В Новозыбкове осенью прошлого года двое детей получили травмы электрическим током.

Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям электроустановки, с оголенным проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Известны драматические случаи:

  • В одной семье мать оставила без присмотра включенным в розетку шнур от электрического утюга. Игравший на полу маленький ребенок подобрался к свисавшему до полу шнуру и засунул пальчики в штепсельные гнезда, снятые с контактов утюга. В тот же миг он упал мертвым. (3, с. 10).

  • Портативные гаджеты регулярно становятся причиной опасных инцидентов, причиняющих вред здоровью или даже смерть своим владельцам. Так, несколько лет назад портативный компьютер стал причиной трагической гибели молодого жителя Краснодара.
    Мощный разряд электротока ударил его в тот момент, когда 35-летний россиянин собирался заглянуть на страницы социальной сети. При этом ноутбук он положил себе на колени. Внезапно из портативного компьютера вырвалась огненная вспышка, и в следующую секунду россиянин умер от удара током (5)

  • В Иркутской области погиб 26-летний маляр, его тело было найдено в ванной. Принимавший ванну мужчина уронил в воду подключенный к электрической сети ноутбук, в результате чего был смертельно травмирован электрическим током (5).

Актуальность. То есть причиной электротравматизма в мирной домашней обстановке всегда является непростительное пренебрежение элементарными правилами осторожности при обращении с электрическими приборами. В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности на различных производствах. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Желательно изготовить такой плакат.(1, с. 102).

Цель: разработать плакат, который позволял бы выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией.

Задачи (направленные по реализации цели проекта).

  • Изучить действия электрического тока на живые организмы.

  • Исследовать причины электротравм в домашней обстановке.

  • Познакомиться с правилами обращения с электроприборами и светильниками.

  • Познакомиться с мерами помощи при поражении током.

  • Изучить электротравматизм и состояние помещений.

  • Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались.

  • Обсудить расположение плаката.

Новизна работы: изготовление плаката по электробезопасности в быту.

Методы

  • Учебно – исследовательский

  • Анализ и систематизация

  • Сравнительный

  • Беседа

  • Трансляционно — оформительский

Личный вклад авторов: изучены действия электрического тока на живые организмы, исследованы причины электротравм в домашней обстановке, изготовлен плакат «Электробезопасность в быту».

Реализуется проект «Разработка плаката по электробезопасности в быту» в рамках программы физики 8 класса по теме «Электрические явления».

Изучение действий электрического тока было связано с его влиянием на живой организм. Итальянский врач Гальвани Луиджи (1737-1789) в 1786г. открыл «живое электричество». Он установил возникновение электрического тока в мышцах свежепрепарированной лягушки при соприкосновении её с разнородными металлами (железные перила и медный крючок).

О поражении молнией писал римский философ Сенека (ок. 4г. до н. э.-65г. р. э.). Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией. Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский ученый Марат Жан Поль (1737-1798). Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80-м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.

Сила тока, как известно из закона Ома, зависит от напряжения, приложенного к проводнику, и его сопротивления. Сопротивление человеческого тела не всегда одинаково и зависит от многих причин. Если кожа на руках загрубелая, замасленная, то контакт с токонесущими проводами или частями машин будет плохой. Между кожей и металлом окажется слой изоляции с высоким напряжением. Наоборот, чистые и особенно мокрые руки создадут очень хороший контакт.

Таблица (2, с. 44)

Сила тока

Действие тока

0-0,5 мА

Отсутствует

0,5-2 мА

Потеря чувствительности

2-10 мА

Боль, мышечные сокращения

10-20 мА

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

20-100 мА

Дыхательный паралич

100 мА-3А

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Более 3А

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Наблюдались случаи, когда люди, при одинаковых условиях получавшие кратковременные электрические поражения, переносили их по-разному: одни мгновенно умирали, другие оставались жить. Оказывается, что на исход влияет еще и то, в какой момент сердечного цикла (сокращение, расширение, пауза) действует электрический удар на сердце.

Опасное для жизни напряжение – 50 В. Со вторичными источниками тока, которые включаются в сеть переменного тока с напряжением 36 или 42 В, следует вести себя более осторожно. Особенная бдительность требуется при работе 42 В. Переменное напряжение 42 В существенно уменьшает. Но не ликвидирует опасность поражения электрическим током. В теле человека при таком напряжении может возникнуть эффект неотпускающего тока со всеми опасными для жизни последствиями.

Электротравма — это воздействие на человека электрического тока и напряжения, превышающих по своему значению и длительности максимальные параметры. К таковым относится постоянное и переменное напряжение более 36 вольт и ток более 0,15 ампера. Так, например, электростатический заряд, накапливаемый искусственной шубой, может достигать 6000 Вольт, но мы только вздрогнем, ощутив его, потому что очень слаба величина тока — тысячные доли ампера. Кроме этих параметров учитывается еще и путь тока по организму: так, например, если ток прошел через обе ноги, человек может даже не потерять сознания, а если через левую руку и правую ногу, то даже при меньших значениях тока возможна смерть от остановки сердца. Также опасно прохождение тока через голову и конечности, при падении оголенного провода сверху (обрыв контактной или осветительной сети на улице). Переменный ток для человека обладает большей поражающей силой (6).

Симптомы и течение. Основным повреждающим действием тока является то, что он вызывает шок с выключением сознания, остановкой дыхания и сердечной деятельности. Вторым поражающим действием является тепло, выделяемое при прохождении тока по телу и вызывающее ожоги и обугливание (6).

При подозрении на поражение электрическим током необходимо:

  • Освободить пострадавшего от воздействия тока: обесточить электроустановку, которой касается пострадавший, выключить рубильник или предохранитель, отбросить оголенный провод сухим неметаллическим предметом.

  • Если быстро отключить ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего за одежду в безопасное место (оказывающий помощь, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки сухой одеждой). Если человек лежит на земле, то нельзя подходить к нему широкими шагами (между ногами может быть высокое шаговое напряжение), только шаркая и мелкими шажками. Если потерпевший находится в сознании, но растерялся, можно резким окриком «Подпрыгни!» заставить его отделиться от земли для разрыва цепи.

  • Срочно вызвав врача (скорую помощь), но, не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь: уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой (если пострадавший в сознании). Если пострадавший находиться в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой.

  • Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  • Основные причины поражения током:

  • Неисправность приборов или средств защиты;

  • Замыкание фазовых проводов на землю;

  • Нарушение техники безопасности при обращении с приборами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за выключенный, контакт токопроводящего оборудования с приборами, находящимися под напряжением) (2, с. 44).

  • Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электрических приборов (2, с. 46).

  • При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку.

  • Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками.

  • Не использовать электроприбор с открытой спиралью.

  • После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети.

  • Не оставлять их без надзора.

  • Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации.

  • Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. Для этой цели использовать специальные средства.

  • Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности.

  • Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.

  • Электротравматизм и состояние помещений

Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Но в бане смертельным для человека может быть поражение от источника энергии напряжением 12В. Все зависит от условий окружающей среды и состояния человека.

Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас:

  • В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые)

  • На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).

Поэтому с точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми. А также иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелин. Поверхности стен, потолков, дверей – гладкая и матовая. Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем в помещении обязательно иметь заземление.

Обсуждая, размеры и форму плаката, пришли к выводу, что он должен быть компактным и прямоугольной формы. (60см Х 40см, но не более). Основные надписи: «Будьте осторожны с электричеством!», «Нельзя», «Будьте осторожны!» выполнить красным цветом. Остальные надписи — черным цветом на светлом фоне, чтобы они чётко читались. Для рисунков подобрать яркие краски. Потом весь плакат поместить в целлофан или под стекло, чтобы он сохранился дольше. Закрепить на стене в прихожей с помощью клеящей ленты или шурупа.

В любой квартире каждая комната имеет определенное назначение. Новому предмету, не относящему к предметам быта, трудно вписаться в окружающую обстановку.

Рассматривая вопрос о расположении плаката, пришлось учесть следующее:

  • большинство бытовых электроприборов находится на кухне и ими приходится пользоваться именно там. Но на кухне чаще всех бывает только хозяйка;

  • все члены же семьи, заходя в квартиру или выходя из нее, проходят через прихожую.

Поэтому плакат по электробезопасности нужно расположить на стене в прихожей (желательно рядом с зеркалом).

При разработке плаката «Электробезопасность в быту» мы:

  • рассмотрели различные жизненные ситуации, связанные с использованием электроприборов;

  • выяснили, что делаем правильно, а что неправильно в этих ситуациях;

  • изучили правила обращения с электроприборами, которые есть у нас в доме;

  • с этими правилами познакомили членов своих семей и одноклассников;

  • изготовив, плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в своем доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

Полезно было бы узнать о той помощи, которую мы можем оказать

пострадавшим от электрического тока.

Изготовив плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в

своём доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

  • Источники информации (литература).

  • Технология, трудовое обучение, 8 кл, под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1996 г.

  • Журнал «Физика в школе», N 7 – 2001 г.

  • Беседы по физике, М.И. Блудов, М. «Просвещение», 1985г.

  • Физика в рисунках, Н.С. Бесчастная, М. «Просвещение», 1981г.

  • http://briansk.ru/world/noutbuk-ubil-sibiryaka-v-vannoj.20131210.306917.html

  • http://demo.kurortmag.ru/dictionary/JE/JElektrotravma/

multiurok.ru

План-конспект урока по технологии (8 класс) по теме: Урок «Электробезопасность»

МОУ «Дубовская  средняя  общеобразовательная школа

 Белгородского района  Белгородской области

 с  углубленным  изучением отдельных предметов»

Тема урока:

 «Электробезопасность»

                                                                          Учитель технологии

                                                                               МОУ «Дубовская  СОШ

с  углубленным  изучением

                                                                            отдельных предметов»

                                                                    Цепилова Любовь

                                                            Григорьевна

2011/2012 учебный год

ПЛАН УРОКА.

Тема урока: «Электробезопасность»

Класс 8.

Цели урока:

Образовательная

  • Создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся по  электробезопасности;
  • Ознакомить учащихся с причинами поражения током, правилами техники безопасности с электричеством и оказанием первой помощи при поражении электричеством;

Развивающая

  • Создать условия для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления и познавательной активности, формирования умения работать с литературой, добывать и перерабатывать информацию, умения слушать, вести краткую запись.

Воспитательная

  • Создать условия для воспитания у учащихся заинтересованности к изучаемой теме, формирования  чувства толерантности и ответственности.

Тип урока: урок-конференция.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, видеоролики, презентация, рисунки учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Приветствие, знакомство с темой и целей урока.

 Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Тема урока: «Электробезопасность»

 Цель этого урока – углубить знания по электробезопасности.

  1. Вступительное слово учителя.

Проблема электробезопасности очень актуальна в настоящее время. Жизнь современного человека в цивилизованном обществе окружена электрическими приборами, без электричества жизнь сегодня просто немыслима. Но, увы, со всеми плюсами у электричества есть и одно несомненное отрицательное свойство — потенциальная угроза для жизни и здоровья. Ежегодно от поражения электрическим током в мире погибает более 40 тысяч человек. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо постоянно помнить о том, что оно является источником повышенной опасности, и соблюдать необходимую технику безопасности.

Сегодня урок мы проведем в виде конференции. Работать будем по четырем направлениям:

  • Опасно ли «домашнее электричество»?
  • Правила поведения вблизи энергообъектов.
  • Электричество в природе: как уберечься от молнии?
  • Действия при электротравме.

III. Изучение нового материала.

1. Опасно ли «домашнее электричество»?

Примерные  сообщения учащихся (электрики): 

С самого раннего детства мы привыкли к домашнему комфорту, который создает нам именно электрическая энергия. В темное время суток она освещает наше жилище и дорогу, по которой мы едем, согревает нас, если нам холодно, дает возможность слушать музыку, смотреть телевизор, разговаривать по телефону. Она греет нам воду, с ее помощью люди могут готовить пищу или замораживать продукты, стирать и гладить белье, собирать пыль в доме, бриться, сушить волосы и т.д.

Все домашние электроприборы работают от сети напряжением 220 вольт. Сила тока, который течет в проводах наших квартир, составляет 5 — 10 ампер, что смертельно опасно. Уже при силе тока в 0,1- 0,15 ампер человек не может самостоятельно оторваться от электропровода.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь и может погибнуть. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.

 Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее! Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек. Безопасным считается напряжение в сухом помещении 36 вольт, а в сыром 12 вольт.

Вопрос аудитории: Как вы думаете, какая бытовая техника наиболее опасна?

Ответ: Из бытовой техники наиболее опасны стиральные машины: они устанавливаются обычно во влажных помещениях, вблизи водопровода, и электрический кабель бросается, как правило, просто на пол. Опасны электронагреватели, так как могут быть причиной поражения током и пожара.

Вопрос аудитории: Приборы, с каким корпусом наиболее опасны? Почему?

Ответ: электрические приборы, имеющие металлический корпус, опаснее приборов в корпусе из пластмассы, так как металл является проводником электрического тока, а пластмассы – диэлектрики.

Смертельно опасная ситуация в быту возникает тогда, когда человек, прикоснувшийся к неизолированному проводу, одновременно касается ногами земли или упирается другой рукой в заземленные предметы, например батарею водяного отопления или водопроводной трубе.

Вопрос аудитории: Почему эта ситуация смертельно опасна?

Ответ: человек становится частью электрической цепи.

Электрические приборы, которыми мы пользуемся дома и в школе, при нормальной работе безопасны. Конструкторы позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.

Однако, при различных повреждениях изоляции, возникает реальная угроза для жизни.

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить.

Основные правила обращения с электробытовыми приборами:

 • Не включайте в сеть неисправные электроприборы.

   • Закончив пользоваться каким-либо электроприбором, обязательно выключите его, и отключи от сети. Исключение составляет холодильник.
• Если прибор нагревательный — утюг, камин, — не убирай его, пока он полностью не остынет.

  • При отказе прибора немедленно выключите его и выньте «вилку» из розетки. Ремонт электроприборов  необходимо проводить только после их отключения от сети.

  • Никогда не беритесь за включенный электроприбор или проводку, находящуюся под напряжением, одновременно двумя руками.
•Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность электропроводки. Пусть этим займется электрик.
• Если вам  нужно сменить перегоревшую лампочку, сначала выключите осветительный прибор (люстру, торшер), аккуратно вывинтите из патрона старую лампочку и замени ее новой.

• Не трогайте экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда вас ударит током.
• При повреждении проводки никогда не трогай оголенные провода. Даже если вы уверены, что электричество отключено.
• Не включайте в одну розетку много электрических приборов.

Вопрос аудитории: Как определить неисправность электроприборов?

Вопрос аудитории: Где находится переключатель отключения энергии от квартиры?

Ответ: полное отключение квартиры, дома от электроэнергии производится переключателем (пробками), расположенными у электрического счетчика.

Вопрос аудитории: Неисправный прибор или поврежденная проводка могут вызвать пожар. Если вдруг загорелся сам прибор или электрический шнур Что нужно сделать?

Ответ:  ни в коем случае не заливай огонь водой. Сначала отключить прибор от электросети, а потом забросай огонь землей из цветочных горшков, песком, накиньте плотной

 Учитель: Запомните эти правила.

 Вопрос к электрикам: почему человек является проводником электрического тока?

Ответ: 

3. Правила поведения вблизи энергообъектов.

Ученики (энергетики)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты. 

Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 тысяч вольт или киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6, 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома или улицы, а 220 вольт — отдельные квартиры и дома. 

Большую опасность таит в себе оборванный провод воздушной линии электропередачи, лежащий на земле. Электрический ток при этом начинает «стекать» в землю, и участок земли вокруг провода оказывается под электрическим потенциалом, причем, чем ближе до точки контакта провода с землей, тем больше потенциал. Если человек будет проходить по такому участку, его ноги за счет шага могут оказаться на различном удалении от точки замыкания провода на землю, а значит, под разными электрическими потенциалами. Разность потенциалов, под которыми находятся ноги человека, создает электрическое напряжение, называемое шаговое напряжение. Под действием тока в ногах возникают судороги, человек падает, и цепь тока замыкается вдоль его тела через дыхательные мышцы и сердце. Поэтому, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров. Оказавшись в зоне «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» — пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

Учитель. Чтобы не произошло поражение электрическим током человека необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Прослушаем сообщение:  “ Правила поведения вблизи энергообъектов ”.

Учащиеся:

Запрещается находиться вблизи территории подстанции. Оборудование здесь находится под высоким напряжением (10 тысяч вольт и выше). Нельзя близко подходить к трансформаторным подстанциям, силовым щитам, трансформаторным будкам и опорам линии электропередач.

Смертельно опасно прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8-10 метров к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередач. Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода электросетей, но и провода линий радиотелефонной связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электросетей. Большую опасность представляют провода воздушных линий и ответвлений от них к постройкам, расположенные в кроне деревьев или кустарников.

Смертельно опасно играть, раскачивая деревья вблизи линии электропередач. Сырое дерево служит проводником электрического тока. Нельзя вскрывать крышки на опорах освещения.

Запрещается разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации. Ни в коем случае не стоит запускать «воздушных змеев» вблизи воздушных линий электропередач

Нельзя касаться железобетонных опор линии электропередач. Они могут находиться под шаговым напряжением.

Вопрос аудитории: Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,  находящимся под высоким напряжением?
Ответ:  Так как земля является проводником электрического тока, вокруг   упавшего оголенного  кабеля, находящегося под напряжением,   может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.  Выходить надо обязательно  быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!

 Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.

Вопрос аудитории: Как вы поступите, если увидите оборванный провод?

Ответ: сообщить в ближайшее предприятие электрических сетей, поставить заграждение.

4. Электричество в природе: как уберечься от молнии?

Учитель: Все мы неоднократно наблюдали грозу, видели молнию и слышали гром. Что же такое молния?

Ученики (ученые ) Молния  — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляется яркой вспышкой света и сопровождается громом. При движении воздуха воздушные различные потоки в результате соприкосновения электризуются. Одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) — отрицательно). В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра – молния. Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.

Удары молний — опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого.

В среднем длина молнии равна 1—2 км, а диаметр ее около 60 см. Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты — в тот, который является лучшим проводником.

Например, молния чаще бьет в глину, чем в песок, в высокие и остроконечные предметы, деревья, растущие на влажной почве. Наиболее часто молния ударяет в дуб, ель и сосну, реже в березу и почти не трогает, вяз, орешник.

Учитель: Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.

Учащиеся:

В доме

  • Закройте все окна и двери.
  • Выключите из розеток все электроприборы. Не прикасайтесь к ним, а также к телефонам во время грозы.
  • Не подходите к ваннам, кранам и раковинам, поскольку металлические трубы могут проводить электричество.
  • Если к вам в дом залетела шаровая молния (хотя по статистике таких «счастливчиков» крайне мало), не делайте резких движений и ни в коем случае не убегайте, так как можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами. Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через минуту молния исчезнет сама собой.

На улице

  • Постарайтесь зайти в дом или в автомобиль.
  • Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву.
  • Постарайтесь укрыться в самом низком месте, будь то канава, овраг или небольшая ложбинка.
  • В лесу лучше укрыться под низкими кустами. НИКОГДА не стойте под отдельно стоящим деревом. Молния в первую очередь направляет свое действие на высокие предметы, в том числе на деревья. Особенно хорошо молнию притягивают дуб, сосна, тополь, ель.
  • Избегайте башен, оград, высоких деревьев, телефонных и электрических проводов, автобусных остановок.
  • Держитесь подальше от велосипедов, мангалов, других металлических предметов.
  • Не подходите к озеру, реке или другим водоемам.
  • Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!
  • Не пользуйтесь мобильным телефоном.
  • Не стойте в толпе.
  • Если гроза застала вас в лодке и к берегу приплыть вы уже не успеваете, пригнитесь ко дну лодки, соедините ноги и накройте голову и уши.

В автомобиле

  • Если гроза застала вас в пути, необходимо остановиться, закрыть все окна и верх машины (если она с открытым верхом), опустить радиоантенну, и самое главное — не покидать этого убежища. Внутри полностью закрытого автомобиля вы вне опасности во время грозы. Дело в том, что, несмотря на то, что автомобиль состоит из металла, он создает эффект так называемой клетки Фарадея, то есть устройства, которое представляет собой заземлённую клетку, выполненную из хорошо проводящего материала. Такое устройство хорошо экранирует электромагнитные поля.
  • В случае, когда транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл), нужно немедленно остановиться и отойти от транспортного средства метров на тридцать.

Приложение №2  (Репортаж с места события о последствиях грозы)

Физ. пауза.

5. Первая помощь при поражении током.

Ученики (врачи): 

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.

При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо полностью отключить электричество. Если это невозможно сделать, то следует:
освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

  • Необходимо оттянуть пострадавшего от провода или же отбросить оборвавшийся конец провода от пострадавшего сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами.
  • Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами.
  • Оттягивать пострадавшего от провода рекомендуется за концы одежды одной рукой. К открытым частям тела прикасаться запрещается.
  •  Для изоляции себя от земли и от пострадавшего желательно надеть резиновую обувь или встать на сухую доску (на непроводящую ток подстилку) или надеть резиновые перчатки.
  • Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.
  • Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.
  • В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение

Рефлексия.

Каждый ученик кратко говорит, что нельзя делать, что бы избежать поражения электрическим током. (Нельзя браться за включенные электроприборы мокрыми руками, нельзя пользоваться в грозу сотовым телефоном…)

Желаю всем обходиться в быту и на улице без электротравм. Берегите свою жизнь. Будьте осторожны!

Домашнее задание. Подумайте, что включает в себя понятие энергобезопасность.  (Это необходимое количество электроэнергии и экологическое безопасность при производстве энергии). Профессии: электрик, энергетик. Сделайте плакат по электробезопасности.

Список литературы

1. Технология: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 2006 г.

2. Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады» для 8-9 классов. А.В. Клюев. Ростов-на-Дону: «Легион», 2011г.

3. Манойлов В.Е. Электричество и человек. — Л., 1988.

4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. — М., 1985

5. “Основы медицинских знаний учащихся”, пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева”, изд. “Просвещение”, Москва, 2007.

6.  Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 8-го класса  общеобразовательных школьных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2009 г.

7. Интернет-ресурсы.

http://www.newstube.ru/media/groza-b-et-po-mobil-nikam 

C:\Users\ооо\Desktop\watch.htm

 http://allforchildren.ru/why/misc45.php

http://www.altaienergo.ru/?id_razd=16

http://tum-sh08.ucoz.ru/Doc/Altayenergo.pdf

http://www.eleczon.ru/alarm.html

http://www.chelland.ru/ar318.html

nsportal.ru

Разработка плаката по электробезопасности Выполнила Сулейманова Рената 8

Разработка плаката по электробезопасности Выполнила Сулейманова Рената 8 В класс

Что такое электричество? • Электри чество — совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов.

Можем ли мы обойтись без электричества? • Каждый из нас пользуется электричеством на протяжении многих лет, начиная с маленького возраста. Современному человеку трудно представить свою жизнь без электричества. Ведь оно играет существенную роль в жизни каждого. Думаю, что без электричества жить невозможно. Почему? • Например: разные бытовые приборы: утюг, фен, телевизор, электрическая плита, компьютерные системы и многое другое, работают только от электричества. Без него мы бы не продвинулись вперед. Нас уже приучили с детства пользоваться различными технологиями. Мы бы не смогли жить в городах, потому что нужно было отапливать высотные здания. Но прогресс не остановить, мы продолжаем развиваться в науке и технике. Даже если бы чтото случилось в мире, то человечество стремилось воссоздать электричество, чтобы оно было, так как мы уже не представляем без него существование.

Опасность электричества • Использование электрической энергии должно быт безопасным, как в труде, так и в быту.

Разработка плаката • Я выбрала тему для плаката- «опасность электрических проводов» • Плакат должен отображать причины электротравм, содержать в себе запрещающие знаки, яркие картинки, понятные написанные крупным шрифтом надписи и т. д • Для создания плаката мне понадобится ü Лист А 3

Разработка плаката • Я выбрала тему для плаката «опасность электрических проводов» • Плакат должен отображать причины электротравм, содержать в себе запрещающие знаки, яркие картинки, понятные написанные крупным шрифтом надписи и т. д Для создания плаката мне понадобится Ø Ø Лист А 3 Яркие краски, ручки, маркеры Линейка, простой карандаш По возможности циркуль

present5.com

«Проектирование плаката по технике безопасности»

Раздел: «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 8 класс

ТЕМА УРОКА: Проектирование плаката по технике безопасности и электробезопасности (2часа)

Цель урока: развивать и поддерживать безопасные условия труда для мастерских, в которых имеются какие-либо инструменты, электрические приборы, механические приспособления.

Оснащение урока: рабочая тетрадь, альбомный лист, карандаш простой, цв. карандаши, краски. Мультимедийный проектор, экран, презентации.

Межпредметные связи: ОБЖ, ИЗО, черчение

Тип урока: комбинированный

Методы урока: беседа, объяснение с демонстрацией слайдов, диалог, анализ, самостоятельная работа.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока, целей урока.

3. Объяснение нового материала.

Здоровье и безопасность в мастерской являются очень важными факторами. Если ученик использует материалы, инструменты и оборудование, он должен быть обучен технике безопасности. Знание и применение этих правил может гарантировать уверенность в безопасном использовании оборудования в мастерской и обеспечит охрану здоровья других учащихся.

Всем понятно, что для продуктивной работы мы должны быть в безопасности. Травмы обычно вызваны незнанием, спешкой, невнимательностью, а не потому, что инструмент или материал имеет какой-либо изъян. Следите за тем, чтобы все инструменты были исправны, используйте все рекомендуемые средства защиты и будьте уверены, что для всех, кто соблюдает эти рекомендации, уменьшится риск получения травмы.

Учащиеся должны быть вовремя осведомлены о возможных опасностях при работе в мастерской. Безопасность в школьной мастерской является важным фактором для поддержания академических достижений каждого ребенка, и дает возможность учиться и добиваться успехов в безопасной и благоприятной обстановке.

Самоконтроль является трудным для взрослого человека, а ждать самоконтроля от детей нереально. Моделирование самоконтроля для детей достигает хороших результатов, если в образовательном процессе использовать в качестве учебно-методических пособий интересные для детей мероприятия, они помогут развить жизненно важные навыки.

Сейчас практически повсюду нас окружают красивые плакаты и знаки, привлекающие наше внимание рекламой или предупреждающие об опасности. Эти плакаты разработаны для того, чтобы помочь людям избежать опасных ситуаций и предотвратить несчастный случай. Создание плаката по безопасности требует определенных знаний и некоторых условностей, а так же соприкасается с художественным оформлением, которое будет привлекать внимание большой аудитории.

Неотъемлемой частью плаката является слоган, или лозунг. Слоганы – это памятные цитаты, которые бросаются в глаза и легко запоминаются, чтобы помочь людям принять конкретные меры предосторожности во избежание опасностей.

Лозунги безопасности встречаются повсюду, и обычно являются результатом серьезного мозгового штурма. Большинство хороших лозунгов должно быть кратким и высказанным по существу.

4.Самостоятельная, практическая работа учащихся

Дальше приведена небольшая инструкция по выполнению плаката:

4.1)Определить предназначение плаката.

4.2) Выделите конкретные предостережения жирным шрифтом или простыми иллюстрациями.

Иллюстрации должны быть четкими, и их значения должны быть быстро узнаваемым. Другие символы, такие как круг, с диагональной линией пересечения через него представляют то, что вы должны избегать, или не делать.

4.3) Выберите размер плаката в зависимости от важности, так чтобы его легко можно было заметить.

4.4) Выберите привлекающие внимание яркие краски. Например, красные и синие цвета в сочетании с жирным черным шрифтом, заставят проходящих мимо людей, остановиться и прочитать плакат. Плакат, который трудно читать или имеющий запутанную иллюстрацию, скорее всего, будет проигнорирован.

4.5) Создайте плакат по “Технике безопасности”, выполнив предварительно следующие задания:

Напишите смысловое определение слова: безопасность._______________________________________________________________

Перечислите ассоциации к словам:

Человек – Материалы –

Инструменты –

Придумайте и запишите несколько слоганов (или рифмованных строк) для вашего плаката.

Задание к теме “Техника безопасности”: Напишите инструкции по безопасному использованию инструментов.

Соедините линией загадку с ответом-картинкой.

1.Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

2.И белить, и красить можно,

Ею можно рисовать,

Только надо осторожно

Чтоб себя не замарать (Кисть)

3.По деревянной речке

плывет кораблик новый,

свивается в колечки

дымок его сосновый. (Рубанок)

4. Он в хозяйстве нужен,

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю, маму с папой забавляю. (Молоток)

5. Быстро грызет,

Мелко жует,

А ничего не глотает. (Пила)

6. Что за слово – угадай,

Части в нем загадки:

Первая – нота,

Вторая – игра.

Целое встретится у столяра. (Долото)

7. Я любопытный инструмент,

Узнаю все в один момент.

Везде сую свой нос витой,

Проткну дыру в стене.

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне! (Сверло)

Задание к теме “Техника безопасности”

Выберите слоган и нарисуйте к нему плакат.

Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть! Жизнь одна, береги себя!

Безопасность – это не работа, — это образ жизни! Лучше перестраховаться, чем жалеть!

Будьте бдительны! Аварии больно. Безопаснее вам, безопаснее мне.

Неподготовленный человек в опасности!

Безопасность является дешевым и эффективным страховым полисом.

Безопасность- шаг к процветанию. Безопасность не терпит компромиссов.

Пожар начинается тогда, когда ослабляется ваше внимание.

Полузнание хуже незнания.

Безопасность это процесс, а не результат. Огонь легче предупредить, чем потушить.

5. Подведение итогов и урока в целом

– Скажите чему вы сегодня научились?

– Что узнали нового на уроке?

– Что было для вас трудное, сложное?

– А что легко?

– Спасибо за работу.

.

infourok.ru

Урок по теме:»Электробезопасность» 8 класс

Фролкина Ольга Петровна учитель физики

Цели урока:

  • формирование восприятия единства математических моделей и физических процессов как элемента естественно-научной  картины мира;

  • обобщение   и применение знаний о прямой и обратной   пропорциональностях при  решении качественных,   расчетных и экспериментальных  задач по физике с применением компьютерных технологий;

  • мотивация учащихся на активный и творческий подход к изучению предметов естественно-математического цикла.

Образовательные:

Повторить формулы, изученные на предыдущих уроках, применять математические знания к построению графиков физических процессов и расчетных задач. Научить использовать изученный материал при решении задач и выполнении практических работ. Разобрать понятие – заземление, познакомить учащихся с электрическими параметрами человеческого тела, повторить меры по ТБ при работе с электрооборудованием.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить и обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к физике и математике. Развивать умение видеть связь между физикой и математикой.

Воспитательные

Воспитывать любовь к ученическому труду, умение работать в парах. Воспитывать культуру математических расчетов.

Задачи урока:

  • Учить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по данной теме.

  • Вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.

  • Развивать интерес учащихся к физике и математике.

  • Познакомить с правилами поведения во время грозы.

  • В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя ( компьютер, интерактивная доска;l; доска ,памятки по правилам электробезопасности..

Тип урока: обобщающий.

Эпиграф к уроку:

«Математика царица всех наук,

но служанка физики…»

План проведения урока-

I Вступительное слово учителя

II Сообщения учащихся по темам

  1. Проверка дом раб

  2. Работа с графиками

  3. Работа с формулами

  4. Молния

  5. Громоотвод

  6. Решение задач .

  7. Правила поведения во время грозы

  8. Первая помощь пострадавшим от молнии

  9. Действие электрического тока на живые организмы

  10. Правила электробезопасности в быту

V. Итоги урока

ХОД УРОКА

Опрос

Математика – наука  прикладная, и сейчас вы рассмотрите применение функций прямой и обратной пропорциональностей на уроках физики.

1.Какие функции вы знаете? (линейная, обратная пропорциональность, квадратичная функция, кубическая.)слайд

2.Что является их графиком? слайд

3.Способы задания функций? слайд

4. Из следующих графиков выберите графики линейных функций, графики прямой пропорциональности и графики обратной пропорциональ ности

Задача На графике зависимости силы тока от напряжения для двух проводников указать сопротивление какого проводника больше? Слайд

Решение задач

Задача. Какой вид зависимости изображен на графиках? Какой график не соответствует закону Ома для участка цепи? Слайд

Задача. Что такое реостат ? От каких величин зависит сопротивление? Выберите график, соответствующий данной функциональной зависимости.

Задача. Вычислите полное сопротивление спирали реостата, если движок установлен ровно в среднем положении.

Задача (ЕГЭ 11 кл физика)

Опасная для жизни человека сила тока 0,05А.Сопротивление человеческого тела между его руками изменяется и может опуститься до 800 Ом.При каком минимальном напряжении человек может погибнуть?

Работа с таблицей (интерактивная доска).

Действие электрического тока на человека

Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека. Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения.(От чего оно зависит ?) от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержание алкоголя в крови и т. д.. Сухая, огрубевшая кожа имеет высокое, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). 
(От чего зависит тяжесть поражения электрическим током?) от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел

Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.

При поражении током надо, прежде всего, освободить человека от дальнейшего воздействия электрического тока. При этом можно использовать сухую палку, доску.

слайд

  • Вывод: Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется “включенным в цепь”, то в большинстве случаев он не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему дело с электричеством, надо помнить следующие положения:

  • Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к двум оголенным проводам.

  • Очень опасно прикосновение к оголенному проводу, стоя на земле, на сыром или цементном полу.

  • Опасно пользоваться неисправными электрическими приборами.

Нельзя собирать, разбирать и исправлять что- либо в электрической цепи не отключив ее от источника тока. )

. Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной – до 1мА (0,001А)

. Сила тока через тело человека, приводящая к серьезным поражениям организма 100мА.

Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении – 12В.

. Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении — 36В.

Это надо помнить каждому из нас, чтобы избежать опасности

Задача( из учебника алгебры 8 класс№10060)

Наблюдатель услышал гром через 4.7 секунд после того, как увидел вспашку молнии. На каком расстоянии от наблюдателя произошел разряд(скорость звука 332м\с

1.Молния что это?

Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы. Посчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.(слайд)

Молния – это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей (записываем в тетрадь).
Всего две строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, с которыми мы вас сейчас познакомим.


Уже в XVII веке высказывались предположения, что молния это гигантская искра, проскакивающая между разноименно заряженными грозовыми облаками или грозовым облаком и землей. Исследования проводились во многих странах, но наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества внесли российские академики Михаил Васильевич Ломоносов, Георг Рихман. Летом 1752 г. они построили «грозовую машину». Она была установлена и на квартире Рихмана. При приближении грозы во время одного из опытов в 1753 г. Рихман был убит шаровой молнией. Большой опасности подвергался и сам Ломоносов, который во время этой грозы проводил опыты с «грозовой машиной» у себя дома. Позже, вспоминая об этом, М. В. Ломоносов писал: «Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа и искры трещали. Все от меня прочь бежали…». Через несколько минут Ломоносову сообщили, что Рихмана убила молния.
А изобрел громоотвод, точнее молниеотвод Бенджамин Франклин. Много сил, труда и энергии положил ученый на то, чтобы внедрить в жизнь свое изобретение.

2 группа Что представляет собой громоотвод?

2 Громоотвод

Современный громоотвод представляет собой длинную вертикальную проволоку, верхний конец которой заостряется и укрепляется выше самой высокой точки защищаемого здания. Нижний конец проволоки хорошо заземляют. Для этого его обычно припаивают к металлическому листу, а лист закапывают в землю на уровне подпочвенных вод. Теперь, даже если молния ударит в здание, разряд по громоотводу уйдет в землю, не причинив зданию никакого вреда. Сегодня все городские сооружения имеют громоотводы, и поэтому в городах случаев поражения человека молнией практически не наблюдается.

Задача 1Какой высоты должен быть громоотвод, если угол падения молнии шестьдесят градусов,а расстояние от точки падения до основания громоотвода 9м. (ответ округлить до целых)

3.Правила поведения во время грозы

В крупных городах нам молнии не страшны. А что же делать, если гроза застала нас во время загородной прогулки? Если вдруг гроза застала вас на открытом месте за городом, а рядом с вами нет никакого укрытия от дождя, кроме одиноко стоящего дерева, под кроной которого так сухо и тепло?
Запомните, что под ним ни в коем случае нельзя прятаться. Потому что именно в это дерево, скорее всего, и ударит молния.Слайд
Помните, что во время грозы опасно пользоваться сотовым телефонам. Сотовый телефон во время дождя заземлен через влажное тело человека, которое на мокрой земле становится проводником электрического тока.

Учитель: Если вдруг кого-то из ваших друзей во время загородной прогулки поразила молния, запомните, как оказать ему первую помощь. Главное – не паникуйте и помните, что выжить удается трем из четырех, пораженных молнией. При поражении молнией у человека может произойти остановка сердца, значит, все ваши действия по оказанию помощи сводятся к одному: заставить сердце потерпевшего опять заработать. Для этого вы должны немедленно начать делать пострадавшему массаж сердца и искусственное дыхание. Давайте посмотрим, как это следует делать.

6 Правила электробезопасности в быту

Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 м к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии. Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС.

Задача 3: Какой будет площадь «мертвой зоны», если радиус окружности 8м? Найти длину этой окружности. Построить эту окружность.(масштаб: 1 : 4)

Найдите ошибки:

Ответьте на вопросы:

– Как изменится длина окружности, если R увеличить в 3 раза? Уменьшить в 2 раза?
– Как изменится площадь круга, если R увеличить в 3 раза? Уменьшить в 2 раза?
– Дайте определение окружности и ее элементов.

Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими или оборванными проводами.

Особенно часто травмируются дети

Презентация уч-ся

Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи; играть под воздушными линиями, запускать там воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другиепредметы на провода, разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций

6 группа

Наш дом – наша крепость. Находясь дома, надо помнить элементарные правила электробезопасности. Следует знать, что бытовые электроприборы (Какие?) чайники, утюги, плитки, переносные светильники торшеры, настольные лампы, предназначены только для пользования в помещениях. Защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна. (Основное условие безопасного применения электроэнергии в бытовых помещениях?) исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, а также проводов, с помощью которых электроприборы включаются в электросеть.

Особую осторожность при пользовании электроприборами надо соблюдать в сырых помещениях с кирпичными или бетонными полами (Каких?) подвалы, ванная комната, туалеты, являющимися хорошими проводниками электрического тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, использовать светильники без предохранительной арматуры. Опасно пользовать незаземленными электроприборами в ванной комнате.

Заканчивая свое сообщение, хочу предложить: Давайте сделаем для себя главный вывод – Наше здоровье и наша жизнь, жизнь и здоровье близких, в наших руках – электробезопасности первоочередное внимание. Все мы будущие родители, а в данный момент старшие братья и сестры.

Хотелось, чтобы мы оказывались примером для подражания, младшим при общении с бытовыми электрическими приборами.

7 группа

Однажды в студеную зимнюю пору
Ветрище порвал провода у эабора.
И если б не бдительность Васи Петрова,
Погибла б корова соседа Седова.
Василий позвал МЧС на подмогу…
Ребята! Запомнить должны вы всегда:
Окружают везде нас электрические провода!
220 вольт – это не шутка,
Задумайтесь над этим хотя бы на минутку! 
Давайте правилам по электробезопасности учится!
Эти правила вам могут в жизни пригодиться! 
Не подходи к трансформаторной подстанции.
Здесь напряжение 10 тысяч вольт!
И всем своим друзьям напомни:
«Нет развлечений там, где ток!» 
Если видишь оборванный провод –
Близко к нему не подходи.
Отойди на расстояние 10 метров,
Не отрывая ноги от земли! 
Что такое видишь ты: «Провода в деревьях!»
Не касайся, отойди –
Дерево хороший проводник!
Не рискуй, поверь нам! 
Не разжигай костер под линией электропередач.
Забудь про игры: воздушных змеев и футбольный мяч!
Итак, запомни мой совет:
Где ток, там детям места нет! 
Смотри на знаки, не срывай,
А если сорван, взрослым сообщай!
При повреждениях, обрывах проводов, искрениях,
Ты взрослым сообщая без промедления! 
Следуй правилам простым –
Будешь цел и невредим!

IX. Рефлексия

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика. (Приложение 1. Слайд )

  • Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбираете смайлик счастья.

  • Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то смайлик печали.

  • Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий  смайлик .

Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок. (

Учитель: Сегодня мы обобщаем наши знания об электричестве

Карточка-памятка «Правила электробезопасности»

При работе с бытовыми электроприборами опасно:

  • оставлять без присмотра любые работающие электроприборы;

  • дотрагиваться руками или металлическими предметами до контактов розетки и оголенных проводов электросети;

  • проводить ремонт и установку новых розеток, выключателей и светильников при включенной сети;

  • проводить любые работы с электроприборами, подключенными к электросети;

  • выдергивать вилку электроприбора из розетки за шнур;

  • проводить очистку светильников то пыли и замену перегоревших ламп, если они не отключены от напряжения сети;

  • перегружать розетки, ламповые патроны, провода и электросчетчик;

  • пользоваться электроприборами и устанавливать розетки во влажных помещениях.

Теперь отметим отличившихся, а оценки вам поставит сама жизнь.

Домашнее задание: составить и решить кроссворд по теме «Электробезопасность»

Литература:

  1. Алексеева М. Н., «Физика – юным». М. Просвещение 1980 г.

  2. Солдатова Т. Б., Гусева Т. А., Сгибнева Е. П., «Сценарии тематических вечеров и предметной Недели физики. 7—11 класс».Ростов-на-Дону Феникс 2002 г.

  3. А.В.Перышкин «Физика 8 класс» ООО Дрофа 2007-2010гг.

  4. Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9 кл.» Просвещение с 2007 года.

  5. В.Д. Симоненко «Технология 8 », Вентана-Граф с 2007 года.

Приложение 1

5. Действие электрического тока на тело человека. ( Рассказ учителя ОБЖ).

Ток, который протекает по телу, согласно закону Ома, зависит от приложенного напряжения и сопротивления тела. Сухая кожа имеет высокое сопротивление.

При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например, от ноги до руки может быть 100000 Ом. Полное сопротивление тела между потными руками

Тогда: 

Наиболее чувствительными к электрическому току являются мозг, грудные мышцы и нервные центры.

Действие тока вызывает сокращение мышц, судороги.

При поражении током надо, прежде всего, освободить человека от дальнейшего воздействия электрического тока. При таком напряжении можно использовать сухую палку, доску и т.д.

Нельзя работать неизолированными руками. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего, подающий помощь, может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, надеть резиновые перчатки.

Приложение 2

 

infourok.ru

Методическая разработка по физике (8 класс) по теме: Занятие кружка «Электробезопасность»

Тема занятия: «Электробезопасность»

«Авось живы будем, авось помрем»

«Живи с разумом, так и лекарей не надо»

Цель занятия:

  1. Ознакомить учащихся с воздействием эл.тока на организм человека;
  2. Выяснить причины поражения током;
  3. Ознакомить с правилами электробезопасности, мерами первой помощи пострадавшим от электротравм;
  4. Развить творческие способности учащихся.

Оборудование: электробытовые приборы (кипятильник, чайник, щипцы для волос, обогреватель с открытой спиралью), плакаты «Электробезопасность», «Меры помощи при поражении током».

Ход занятия.

1.Вступление.

Ребята и взрослые часто неправильно обращаются с электроприборами. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволяли бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности.

2.Действие тока на организм человека.

А) Тело человека проводник

I=0.05 -0.1А наступает смерть

I=U/R

Тяжесть поражения зависит от :

  1. Силы тока
  2. Напряжения
  3. Длительности действия тока
  4. Вида тока (наиболее опасен переменный ток)

Б) R человеческого тела не всегда одинаково. Сухая кожа 10-5Ом, между потными руками 1500 Ом.

В) если напряжение меньше 12В – безопасно, если напряжение больше 12В – ток становится опасным.

В сырых помещениях запрещается проводка с напряжением более 45В, не защищённая специальными заграждениями.

Г) Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме.

Местные: от незначительных болевых ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела.

Общие: выражаются в нарушениии деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения.

Растройство речи, судороги, нарушения дыхания, обмороки, шок.

Наиболее чувствительны к электрическому току мозг, грудные мышцы, нервные центры.

Таблица. Сила тока, действия тока.

Сила тока

Действие тока

0 -0.5 мА

Отсутствует

0.5 -2 мА

Потеря чувствительности

2 -10 мА

Боль, мышечные сокращения

10 20 мА

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

20 -100 мА

Дыхательный паралич

100 мА – 3А

Желудочковые фибриляции (немедленная реанимация)

Более 3А

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

3.Причины поражения током.

  1. Неисправность приборов и средств защиты,
  2. Замыкание проводов на землю, корпус,
  3. Нарушение техники безопасности при обращении с приборами.

Замыкание на корпус – это соединение оголенного провода с металлическим корпусом прибора – распознать нельзя, а если прикоснуться , то удар током.

4. Электротравматизм и состояние помещений.

Опасные

Неопасные

Влажные

С химически активной средой

Металлические

Бетонные

Пыльные

Светлые сухие деревянные полы, заземления радиаторов.

5.Меры безопасности при работе с электроприборами.

Демонстрация плаката.

6. Меры помощи при поражении током.

Демонстрация плаката. 

7. Закрепление. Жизненные ситуации.( Сценки поставленные детьми)

  1. Маша держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Рая спрашивает: «Что ты делаешь, Маша?» «Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть!»- при этом накручивает волосы на щипцы. Что неправильно делала Маша?

ОТВЕТ. В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Маша получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно выключить.

  1. На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Вите: «Посмотри, согрелась ли вода?» Витя опускает палец в стакан при включенном кипятильнике.

Почему нельзя так поступать?

ОТВЕТ. Вода хороший проводник тока. Витя получит электротравму. Нужно сначала отключить кипятильник.

  1. Коля,Ю вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур. Что неправильно сделал Коля?
  2. «Аня, выключи, пожалуйста свет»,- говорит Вера. Аня с мокрыми руками идет  к выключателю. Что неправильно сделала Аня?
  3. «Юра, у вас дома холодно?»- спрашивает Ваня. «Очень холодно, особенно ночью, поэтому я включаю обогреватель (с открытой спиралью)»- отвечает Юра. Почему такой обогреватель нельзя использовать ночью?

8.Итог занятия. Выводы.

«Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность к благополучию». –народная мудрость.

nsportal.ru

Плакаты и знаки по электробезопасности и их классификация

В ранее опубликованной на нашем сайте статье, посвященной электрозащитным средствам, упоминалось, что к данной категории также относятся знаки и плакаты по электробезопасности (далее по тексту ЭБ). Сегодня мы расскажем о них более подробно. Из материалов статьи Вы узнаете о различных видах плакатов и знаков, их назначении, а также характере применения.

Различие между знаками и плакатами

Основное различие между ними в назначении. Если говорить кратко, то функция знаков заключается в информировании о постоянных факторах, например, предупреждать обслуживающий и ремонтный персонал о возможности случайного касания с токоведущими элементами конструкции. Соответственно, для расположения этих электрозащитных средств предусмотрены стационарные места.

Знаки ЭБ могут изготавливаться из металлических или диэлектрических материалов, допускается рисовать их краской или наносить пленку с рисунком. В первом случае, когда используется металлическая основа, установка производится на безопасном удалении от токоведущих элементов.

Данные средства безопасности вывешиваются в соответствии с назначением. В отличие от знаков они могут располагаться стационарно или быть переносными.

Виды плакатов по назначению

Данные средства классифицируются в зависимости от функционального назначения на следующие виды:

  • Запрещающего действия, данная группа накладывает запрет на использование коммутационного оборудования, чтобы не допустить его включение при проведении ремонтных и регламентных работ в зоне ответственности.
  • Предупреждающего действия, предписывается устанавливать в местах, где имеется опасность случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановки, либо об опасности приближения к таковым. Помимо этого в данную категорию входит средство, информирующее о запрете вхождения в зону электрополя без соответствующих защитных спецсредств.
  • Предписывающего характера. Назначение данных средств – указать обслуживающему или ремонтному персоналу на специально подготовленное место, отвечающее нормам безопасности.
  • Указывающего назначения. На текущий момент ГОСТом предусмотрен всего одно средство для данной группы, информирующее о наложении переносного заземления.

Давайте рассмотрим, какие средства входят в ту или иную группу, условия их применения, принятый формат, а также допустимую цветовую раскраску. Очередность будем соблюдать такую же, как принята в ГОСТ 12.4.026 2015 (приложение 9).

Запрещающие

Данная категория включает в себя четыре вида:

  1. Запрещающий включение коммутационных аппаратов, обеспечивающих питание электроустановок.
Плакат «Не включать! Работают люди»

Исполнение выполнено в двух форматах 100,0 х 50,0 мм и 200,0 х 100,0 мм. Надпись производится красными литерами по белому фону. Обрамляется надпись рамкой того же цвета, что и литеры. Окантовка имеет ширину 1,25 мм, выполнена в белом цвете.

Правилами электробезопасности допускается использовать данные средства безопасности в независимости от класса напряжения электроустройств. Установка предписывается в местах, где осуществляется управление коммутационными аппаратами, обеспечивающих отключение подачи питания. Если схема сети электроустройства не предполагает наличия таких коммутаторов, плакат устанавливается на снятые предохранители.

  1. Запрет на включение ЛЭП.
Плакат «Не включать! Работа на линии!»

Размеры остаются стандартными (200,0х100,0 и 50,0х100,0). Что касается надписи, то она исполняется инверсно предыдущему варианту, то есть, белыми литерами. Соответственно, меняются цвета окантовки и рамки, но их размеры остаются прежними.

Назначение такое же, как и предыдущего плаката, с поправкой на кабельные и воздушные линии.

  1. Запрет на подачу рабочей среды в трубопровод, открытие баллонов и т.д.
Плакат «Не открывать! Работают люди».

Форм фактор и цветовое исполнение соответствует приведенному выше средству электробезопасности из пункта 1. Данное электрозащитное средство устанавливается на запорную арматуру в следующих случаях:

  • Когда необходимо запретить использование запорной арматуры пневматических приводов коммутационных аппаратов. В качестве примера таких устройств можно привести высоковольтные выключатели.
  • Если требуется не допустить подачу рабочей среды в трубопроводы, чтобы исключить возникновение аварийной ситуации и обеспечить безопасность ремонтной бригады.
  1. Запрет на проведение повторной активации режима включения ЛЭП, после того, как она была отключена. Данный вопрос необходимо предварительно согласовывать с лицом, отвечающим за безопасность.
Плакат «Работа под напряжением. Повторно не включать»

Размеры данного вида – 100,0 х 50,0 мм. Используются красные литеры. Установка производится на ключи управления, отвечающих за подачу питания на ремонтируемые ЛЭП. При этом не требуется обесточивание последних.

Предупреждающие

Рассмотрим средства безопасности данной категории, нумерация продолжается в соответствии приложения 9, указанного выше ГОСТа:

  1. Предупреждающий знак, о возможной опасности поражения электротоком.
Знак «Осторожно электрическое напряжение!»

Знак имеет форму равностороннего треугольника, имеющего черное окаймление с желтым фоном. Внутри треугольника изображен стилизованный разряд молнии. Размеры могут варьироваться в следующих пределах:

У знака, устанавливаемого на дверях, стороны треугольника имеют длину 300,0 мм.

Для различных электроустановок допустима следующая длина сторон: 25,0; 40,0; 50,0; 80,0; 100,0; 150,0 мм.

Если установка производится на электроопорах высоковольтных ЛЭП, то от земли до знака должно быть около 2,5-3,0 метров. Допускается пометка опор через одну, если длина пролета не превышает 100,0 м. В противном случае установка выполняется на каждую опору.

  1. Знак аналогичный предыдущему, основное отличие заключается в способе нанесения. Для этой цели используют несмывающуюся краску (как правило, черную), которую наносят на ЖБТ опоры, ограждения или плиты.
Монохромный знак, нанесенный через трафарет

Таким образом, мы получаем монохромный рисунок, фоном которому будет поверхность бетонного покрытия. Размеры и сфера применения, такие же, как у знака из пункта 5.

  1. Предупреждающий плакат, информирующий об опасности приближения к участку электроустановки, на которой размещается данное средство защиты.
Плакат «Стой напряжение»

Все средства данной группы, за исключением последнего, имеют стандартный размер 300х150 мм. Надпись на них выполнена черными литерами. Изображение молнии – в красном цвете, как и кайма, ширина которой 5,0 мм. Что касается окантовки, то она сделана белым цветом.

Возможные применения:

  • Установка на временные ограждения.
  • Перекрытие проходов, к которым нет допуска.
  • Монтаж на постоянные ограждения, в случаях, если они соседствуют с подготовленным местом.
  • В других местах, где проход запрещен в связи с опасностью поражения электротоком.
  1. Предупреждение для обеспечения безопасности при проведениях испытаний электрических установок при помощи высокого напряжения.
Плакат «Испытание опасно для жизни»

Как уже упоминалось выше, форм-фактор и дизайн электрозащитных средств данного вида однообразен. Установка производится участки подвергающиеся испытаниям.

  1. Предупреждение для персонала о возникновении угрозы для жизни, когда осуществляется подъем к высотному месту. Например, опасность исходит от соседней конструкции, находящейся под действием электричества.
Плакат «Не влезай убьет»

Дизайн и форм-фактор остаются стандартными, в соответствии с требованиями ГОСТа. Плакат должен вывешиваться, если при подъеме исходит угроза от соседних конструкций, мимо которых электроперсонал перемещается на указанное место.

  1. Плакаты для ограждения участков с повышенным фоном ЭМИ, то есть мест, где наблюдается высокая интенсивность электрического поля.
Плакат “Опасное электрическое поле”

Исполнение:

  • Надпись печатается красными литерами.
  • Рамка стандартная красная – 10,0 мм.
  • Окантовка белая.
  • Типовые размеры 200,0х100,0 мм.

Правила безопасности требуют установки данных средств в местах с повышенным ЭП. Как правило, это электроустановки с классом напряжения от 330,0 кВ.

Предписывающие

Продолжим описание средств электробезопасности, согласно указанной в ГОСТе нумерации. К данной группе относится всего два плаката:

  1. В каком месте должны работать люди (см. а на рис. 11).
  2. Обозначение безопасного пути к рабочему месту (b на рис 11).
Рисунок 11. Предписывающие плакаты

Исполнение:

  • Оба плаката идентичны по форм-фактору, могут быть выполнены в размерах 100,0х100,0 или 200,0х200,0 мм.
  • Надпись набирается черными литерами.
  • Фон – белый.
  • Рамка – синяя.

Что касается назначения, то их краткие описания приведены выше.

Указывающие

В данную группу входит всего один плакат, назначение которого указывать на место заземления, что не позволяет подать питание случайным образом.

Указательный плакат «Заземлено»

Исполнение:

  • Фон – синий.
  • Литеры текста – белые.
  • Рамка – отсутствует.
  • Окантовка – белая (1,25 мм).
  • Типовые размеры: 50,0х100,0 или 100,0х200,0 мм.

Меры безопасности предписывают устанавливать данный указательный плакат в местах управления коммутационных систем, обеспечивающих подачу напряжения на участки, где наложено защитное заземление.

По характеру применения

Данная классификация для плакатов и знаков электробезопасности позволяет определить будет установлено средство на постоянной основе или оно является переносным. К первым, в большинстве своем, относятся знаки, например, указатели напряжения, представляющие собой треугольную информационную табличку, со стилизованным изображением молнии.

Стационарные

Из перечисленных выше видов к таковым относятся знаки, приведенные в пунктах 5 и 6, а также предупреждающий плакат из пункта 10

Переносные

Все остальные плакаты, о которых шла речь, относятся к переносным, то есть тем, что устанавливаются на новых местах.

Формировать комплекты переносных плакатов имеет смысл только в том случае, когда выполняются типовые действия обслуживанию или ремонту узлов электросети или запитанного от нее оборудования. В таких случаях можно заранее взять определенное количество предписывающих, запрещающих или других плакатов и знаков безопасности, включая таблички «опасно для жизни».

Видео по теме

www.asutpp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *