«Проектирование плаката по технике безопасности»
Раздел: «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 8 класс
ТЕМА УРОКА: Проектирование плаката по технике безопасности и электробезопасности (2часа)
Цель урока: развивать и поддерживать безопасные условия труда для мастерских, в которых имеются какие-либо инструменты, электрические приборы, механические приспособления.
Оснащение урока: рабочая тетрадь, альбомный лист, карандаш простой, цв. карандаши, краски. Мультимедийный проектор, экран, презентации.
Межпредметные связи: ОБЖ, ИЗО, черчение
Тип урока: комбинированный
Методы урока: беседа, объяснение с демонстрацией слайдов, диалог, анализ, самостоятельная работа.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока, целей урока.
3. Объяснение нового материала.
Здоровье и безопасность в мастерской являются очень важными факторами. Если ученик использует материалы, инструменты и оборудование, он должен быть обучен технике безопасности. Знание и применение этих правил может гарантировать уверенность в безопасном использовании оборудования в мастерской и обеспечит охрану здоровья других учащихся.
Всем понятно, что для продуктивной работы мы должны быть в безопасности. Травмы обычно вызваны незнанием, спешкой, невнимательностью, а не потому, что инструмент или материал имеет какой-либо изъян. Следите за тем, чтобы все инструменты были исправны, используйте все рекомендуемые средства защиты и будьте уверены, что для всех, кто соблюдает эти рекомендации, уменьшится риск получения травмы.
Учащиеся должны быть вовремя осведомлены о возможных опасностях при работе в мастерской. Безопасность в школьной мастерской является важным фактором для поддержания академических достижений каждого ребенка, и дает возможность учиться и добиваться успехов в безопасной и благоприятной обстановке.
Самоконтроль является трудным для взрослого человека, а ждать самоконтроля от детей нереально. Моделирование самоконтроля для детей достигает хороших результатов, если в образовательном процессе использовать в качестве учебно-методических пособий интересные для детей мероприятия, они помогут развить жизненно важные навыки.
Сейчас практически повсюду нас окружают красивые плакаты и знаки, привлекающие наше внимание рекламой или предупреждающие об опасности. Эти плакаты разработаны для того, чтобы помочь людям избежать опасных ситуаций и предотвратить несчастный случай. Создание плаката по безопасности требует определенных знаний и некоторых условностей, а так же соприкасается с художественным оформлением, которое будет привлекать внимание большой аудитории.
Неотъемлемой частью плаката является слоган, или лозунг. Слоганы – это памятные цитаты, которые бросаются в глаза и легко запоминаются, чтобы помочь людям принять конкретные меры предосторожности во избежание опасностей.
Лозунги безопасности встречаются повсюду, и обычно являются результатом серьезного мозгового штурма. Большинство хороших лозунгов должно быть кратким и высказанным по существу.
4.Самостоятельная, практическая работа учащихся
Дальше приведена небольшая инструкция по выполнению плаката:
4.1)Определить предназначение плаката.
4.2) Выделите конкретные предостережения жирным шрифтом или простыми иллюстрациями.
Иллюстрации должны быть четкими, и их значения должны быть быстро узнаваемым. Другие символы, такие как круг, с диагональной линией пересечения через него представляют то, что вы должны избегать, или не делать.
4.3) Выберите размер плаката в зависимости от важности, так чтобы его легко можно было заметить.
4.4) Выберите привлекающие внимание яркие краски. Например, красные и синие цвета в сочетании с жирным черным шрифтом, заставят проходящих мимо людей, остановиться и прочитать плакат. Плакат, который трудно читать или имеющий запутанную иллюстрацию, скорее всего, будет проигнорирован.
4.5) Создайте плакат по “Технике безопасности”, выполнив предварительно следующие задания:
Напишите смысловое определение слова: безопасность._______________________________________________________________
Перечислите ассоциации к словам:
Человек – Материалы –
Инструменты –
Придумайте и запишите несколько слоганов (или рифмованных строк) для вашего плаката.
Задание к теме “Техника безопасности”: Напишите инструкции по безопасному использованию инструментов.
Соедините линией загадку с ответом-картинкой.
1.Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
2.И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать (Кисть)
3.По деревянной речке
плывет кораблик новый,
свивается в колечки
дымок его сосновый. (Рубанок)
4. Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю, маму с папой забавляю. (Молоток)
5. Быстро грызет,
Мелко жует,
А ничего не глотает. (Пила)
6. Что за слово – угадай,
Части в нем загадки:
Первая – нота,
Вторая – игра.
Целое встретится у столяра. (Долото)
7. Я любопытный инструмент,
Узнаю все в один момент.
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене.
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне! (Сверло)
Задание к теме “Техника безопасности”
Выберите слоган и нарисуйте к нему плакат.
Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть! Жизнь одна, береги себя!
Безопасность – это не работа, — это образ жизни! Лучше перестраховаться, чем жалеть!
Будьте бдительны! Аварии больно. Безопаснее вам, безопаснее мне.
Неподготовленный человек в опасности!
Безопасность является дешевым и эффективным страховым полисом.
Безопасность- шаг к процветанию. Безопасность не терпит компромиссов.
Пожар начинается тогда, когда ослабляется ваше внимание.
Полузнание хуже незнания.
Безопасность это процесс, а не результат. Огонь легче предупредить, чем потушить.
5. Подведение итогов и урока в целом
– Скажите чему вы сегодня научились?
– Что узнали нового на уроке?
– Что было для вас трудное, сложное?
– А что легко?
– Спасибо за работу.
.
Слайд 1
Разработка плаката « Электробезопасность в быту»Слайд 2
Задачи Изучить действия электрического тока на живые организмы. Исследовать причины электротравм в домашней обстановке. Изучить правила обращения с электроприборами и светильниками. Познакомиться с мерами помощи при поражении током. Изучить электротравматизм и состояние помещений. Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались .
Слайд 3
Действие электрического тока на живые организмы Итальянский врач Гальвани Луиджи в 1786г. открыл «живое электричество» О поражении молнией писал римский философ Сенека ( ок . 4г. до н. э.- 65г. р. э.)
Слайд 4
Действие электрического тока на живые организмы Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский учёный Марат Жан Поль (1737-1798) Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80 -м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.
Слайд 5
Действие электрического тока на живые организмы Сила тока Действие тока 0 — 0,5 мА Отсутствует 0,5 — 2 мА Потеря чувствительности 2 — 10 мА Боль, мышечные сокращения 10 — 20 мА Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения 20 — 100 мА Дыхательный паралич 100 мА — 3А Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация) Более 3А Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги Опасное для жизни напряжение – 50 В
Слайд 6
Основные причины поражения током 1. Неисправность приборов или средств защиты. 2 . Замыкание фазовых проводов на землю. 3. Нарушение техники безопасности при обращении с приборами.
Слайд 7
Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками 1 . При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку. 2 . Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками. 3 . Не использовать электроприбор с открытой спиралью. 4 . После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети. 5 . Не оставлять их без надзора. 1 2 5 4
Слайд 8
Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками 6. Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации. 7 . Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. 8 . Для этой цели использовать специальные средства. 9 . Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности. 10. Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.
Слайд 9
Меры помощи при поражении током 1 . Освободить пострадавшего от воздействия тока. 2 . Если быстро отключить ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего в безопасное место. Если потерпевший находится в сознании, но растерялся, можно резким окриком «Подпрыгни!» заставить его отделиться от земли для разрыва цепи. 3 . Срочно вызвав врача, но, не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь: уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой (если пострадавший в сознании). Если пострадавший находиться в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой. 4. Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Слайд 10
Электротравматизм и состояние помещений Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас: 1. В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые) 2 . На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).
Слайд 11
Задания на выбор на оценку Плакат « Электробезопасность в быту » на формате А4 Сообщение на одну из тем: а) Итальянский врач Гальвани Луиджи б) французский учёный Марат Жан Поль
Электробезопасность презентация 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Электробезопасность
2 слайд Описание слайда:Электробезопасность – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих электрического тока и электрической дуги. Электробезопасность включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электроустановки и электрооборудование.
3 слайд Описание слайда:Методы защиты применение малых напряжений; электрическое разделение сетей; электрическая изоляция; защита от опасности при переходе с высшей стороны на низшую; контроль и профилактика повреждения изоляции; защита от случайного прикосновения к токоведущим частям; защитное заземление, зануление, защитное отключение; применение индивидуальных защитных средств.
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:Классификация помещений по степени электробезопасности
6 слайд Описание слайда:ПУЭ (6-е изд.) в разд. 1.1.13 определяют в отношении опасности поражения людей электрическим током следующие классы помещений: Помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную или особую опасность. Помещения с повышенной опасностью, характеризующиеся наличием в них одного из следующих условий, создающих повышенную опасность: сырости (влажность более 75 %) токопроводящей пыли токопроводящих полов (металлические, земляные, железобетонные, кирпичные и т.п.) высокой температуры (выше 35 °С) возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования — с другой.
7 слайд Описание слайда:Особо опасные помещения, характеризующиеся наличием одного из следующих условий, создающих особую опасность: особой сырости химически активной или органической среды одновременно двух или более условий повышенной опасности.
8 слайд Описание слайда:В таблице приведены граничные значения напряжений Категория помещения ПУЭ (6-издание) п. 1.7.33 Проект новой редакции ПУЭ Без повышенной опасности >=380 В перем. тока >50 В перем. тока >=440 В пост. тока >120 В пост. тока С повышенной опасностью, особо опасные и наружные электроустановки >42 В перем. тока >25 В перем. тока >110 В пост. тока >60 В пост. тока
9 слайд Описание слайда:Действие электрического тока на человека
10 слайд Описание слайда:Как электрический ток действует на человека Факт действия электрического тока на человека был установлен в последней четверти XVIII века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В. В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже: в 1863 г. — от постоянного тока и в 1882 г. — от переменного.
11 слайд Описание слайда:Электрический ток, электротравмы и электротравматизм Под электротравмой понимают травму, вызванную действием электрического тока или электрической дуги.
12 слайд Описание слайда:Электротравматизм характеризуют такие особенности: защитная реакция организма появляется только после попадания человека под напряжение электрический ток действует не только в местах контактов с телом человека и на пути прохождения через организм, но и вызывает рефлекторное действие, проявляющееся в нарушении нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы, дыхания и т. д.
13 слайд Описание слайда:Причины поражения человека электрическим током Причины поражения человека электрическим током следующие: прикосновение к неизолированным токоведущим частям к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением вследствие повреждения изоляции к неметаллическим предметам, оказавшимся под напряжением поражение током напряжения шага и через дугу.
14 слайд Описание слайда:Виды поражений человека электрическим током Электрический ток, протекающий через организм человека, воздействует на него : Термическое действие характеризуется нагревом тканей, вплоть до ожогов электролитическое — разложением органических жидкостей, в том числе и крови биологическое действие электрического тока проявляется в нарушении биоэлектрических процессов и сопровождается раздражением и возбуждением живых тканей и сокращением мышц
15 слайд Описание слайда:Электрические травмы — это местные поражения тканей и органов: электрические ожоги, электрические знаки и электрометаллизация кожи. Электрические ожоги возникают в результате нагрева тканей человека протекающим через него электрическим током силой более 1 А. Электрические знаки представляют собой пятна серого или бледно-желтого цвета в виде мозоли на поверхности кожи в месте контакта с токоведущими частями. Электрические знаки, как правило, безболезненны и с течением времени сходят. Электрометаллизация кожи — это пропитывание поверхности кожи частицами металла при его разбрызгивании или испарении под действием электрического тока. Электрометаллизация кожи не представляет собой опасности и с течением времени исчезает, как и электрические знаки. Большую опасность представляет металлизация глаз. механические повреждения в результате непроизвольных судорожных сокращений мышц при протекании тока электроофтальмия — воспаление глаз в результате действия ультрафиолетовых лучей электрической дуги
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:Электрический удар представляет собой возбуждение живых тканей электрическим током, сопровождающееся непроизвольным судорожным сокращением мышц. По исходу электрические удары условно разделяют на пять групп: без потери сознания с потерей сознания, но без нарушения сердечной деятельности и дыхания с потерей сознания и нарушением сердечной деятельности или дыхания клиническая смерть электрический шок
18 слайд Описание слайда:Клиническая, или «мнимая», смерть — это переходное состояние от жизни к смерти. В состоянии клинической смерти сердечная деятельность прекращается и дыхание останавливается. Длительность клинической смерти 6…8 мин. По истечении этого времени происходит гибель клеток коры головного мозга, жизнь угасает и наступает необратимая биологическая смерть. Признаки клинической смерти: остановка или фибрилляция сердца (и, как следствие, отсутствие пульса), отсутствие дыхания, кожный покров синеватый, зрачки глаз резко расширены из-за кислородного голодания коры головного мозга и не реагируют на свет.
19 слайд Описание слайда:Электрический шок — это тяжелая нервнорефлекторная реакция организма на раздражение электрическим током. При шоке возникают глубокие расстройства дыхания, кровообращения, нервной системы и других систем организма. Сразу после действия тока наступает фаза возбуждения организма: появляется реакция на боль, повышается артериальное давление и др. Затем наступает фаза торможения: истощается нервная система, снижается артериальное давление, ослабевает дыхание, падает и учащается пульс, возникает состояние депрессии. Шоковое состояние может длиться от нескольких десятков минут до суток. Затем может наступить выздоровление или биологическая смерть.
20 слайд Описание слайда:Пороговые значения электрического тока Электрический ток различной силы оказывает различное действие на человека. Выделены пороговые значения электрического тока: пороговый ощутимый ток — 0,6…1,5 мА при переменном токе частотой 50 Гц и 5… 7 мА при постоянном токе; пороговый неотпускающий ток (ток, вызывающий при прохождении через человека непреодолимые судорожные сокращения мышц руки, в которой зажат проводник) — 10…15 мА при 50 Гц и 50…80 мА при постоянном токе; пороговый фибрилляционный ток (ток, вызывающий при прохождении через организм фибрилляцию сердца) — 100 мА при 50 Гц и 300 мА при постоянном электрическом токе.
21 слайд Описание слайда:От чего зависит степень действия электрического тока на организм человека Исход поражения также зависит от длительности протекания тока через человека. Индивидуальные особенности организма человека значительно влияют на исход поражения при электротравмах. Характер действия тока одной и той же силы зависит от массы человека и его физического развития. Установлено, что для женщин пороговые значения тока примерно в 1,5 раза ниже, чем для мужчин. Степень действия тока зависит от состояния нервной системы и всего организма. Значительную роль играет «фактор внимания». Существенно влияет на исход поражения путь тока через тело человека. Опасность поражения особенно велика, если ток, проходя через жизненно важные органы — сердце, легкие, головной мозг, — действует непосредственно на эти органы.
22 слайд Описание слайда:Что опаснее — переменный или постоянный электрический ток? Опасность переменного тока зависит от частоты этого тока. Исследованиями установлено, что токи в диапазоне от 10 до 500 Гц практически одинаково опасны. С дальнейшим увеличением частоты значения пороговых токов повышаются. Постоянный ток менее опасен и пороговые значения его в 3 — 4 раза выше, чем переменного тока частотой 50 Гц.
23 слайд Описание слайда:Положение о меньшей опасности постоянного тока по сравнению с переменным справедливо при напряжениях до 400 В. В диапазоне 400…600 В опасности постоянного и переменного тока частотой 50 Гц практически одинаковы С дальнейшим увеличением напряжения относительная опасность постоянного тока увеличивается.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-106556
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема урока:
«Электробезопасность»
Учитель технологии
МОУ «Дубовская СОШ
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Цепилова Любовь
Григорьевна
2011/2012 учебный год
ПЛАН УРОКА.
Тема урока: «Электробезопасность»
Класс 8.
Цели урока:
Образовательная
- Создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся по электробезопасности;
- Ознакомить учащихся с причинами поражения током, правилами техники безопасности с электричеством и оказанием первой помощи при поражении электричеством;
Развивающая
- Создать условия для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления и познавательной активности, формирования умения работать с литературой, добывать и перерабатывать информацию, умения слушать, вести краткую запись.
Воспитательная
- Создать условия для воспитания у учащихся заинтересованности к изучаемой теме, формирования чувства толерантности и ответственности.
Тип урока: урок-конференция.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, видеоролики, презентация, рисунки учащихся, плакаты.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Приветствие, знакомство с темой и целей урока.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья!
Тема урока: «Электробезопасность»
Цель этого урока – углубить знания по электробезопасности.
- Вступительное слово учителя.
Проблема электробезопасности очень актуальна в настоящее время. Жизнь современного человека в цивилизованном обществе окружена электрическими приборами, без электричества жизнь сегодня просто немыслима. Но, увы, со всеми плюсами у электричества есть и одно несомненное отрицательное свойство — потенциальная угроза для жизни и здоровья. Ежегодно от поражения электрическим током в мире погибает более 40 тысяч человек. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо постоянно помнить о том, что оно является источником повышенной опасности, и соблюдать необходимую технику безопасности.
Сегодня урок мы проведем в виде конференции. Работать будем по четырем направлениям:
- Опасно ли «домашнее электричество»?
- Правила поведения вблизи энергообъектов.
- Электричество в природе: как уберечься от молнии?
- Действия при электротравме.
III. Изучение нового материала.
1. Опасно ли «домашнее электричество»?
Примерные сообщения учащихся (электрики):
С самого раннего детства мы привыкли к домашнему комфорту, который создает нам именно электрическая энергия. В темное время суток она освещает наше жилище и дорогу, по которой мы едем, согревает нас, если нам холодно, дает возможность слушать музыку, смотреть телевизор, разговаривать по телефону. Она греет нам воду, с ее помощью люди могут готовить пищу или замораживать продукты, стирать и гладить белье, собирать пыль в доме, бриться, сушить волосы и т.д.
Все домашние электроприборы работают от сети напряжением 220 вольт. Сила тока, который течет в проводах наших квартир, составляет 5 — 10 ампер, что смертельно опасно. Уже при силе тока в 0,1- 0,15 ампер человек не может самостоятельно оторваться от электропровода.
Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь и может погибнуть. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.
Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее! Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек. Безопасным считается напряжение в сухом помещении 36 вольт, а в сыром 12 вольт.
Вопрос аудитории: Как вы думаете, какая бытовая техника наиболее опасна?
Ответ: Из бытовой техники наиболее опасны стиральные машины: они устанавливаются обычно во влажных помещениях, вблизи водопровода, и электрический кабель бросается, как правило, просто на пол. Опасны электронагреватели, так как могут быть причиной поражения током и пожара.
Вопрос аудитории: Приборы, с каким корпусом наиболее опасны? Почему?
Ответ: электрические приборы, имеющие металлический корпус, опаснее приборов в корпусе из пластмассы, так как металл является проводником электрического тока, а пластмассы – диэлектрики.
Смертельно опасная ситуация в быту возникает тогда, когда человек, прикоснувшийся к неизолированному проводу, одновременно касается ногами земли или упирается другой рукой в заземленные предметы, например батарею водяного отопления или водопроводной трубе.
Вопрос аудитории: Почему эта ситуация смертельно опасна?
Ответ: человек становится частью электрической цепи.
Электрические приборы, которыми мы пользуемся дома и в школе, при нормальной работе безопасны. Конструкторы позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.
Однако, при различных повреждениях изоляции, возникает реальная угроза для жизни.
Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить.
Основные правила обращения с электробытовыми приборами:
• Не включайте в сеть неисправные электроприборы.
• Закончив пользоваться каким-либо электроприбором, обязательно выключите его, и отключи от сети. Исключение составляет холодильник.
• Если прибор нагревательный — утюг, камин, — не убирай его, пока он полностью не остынет.
• При отказе прибора немедленно выключите его и выньте «вилку» из розетки. Ремонт электроприборов необходимо проводить только после их отключения от сети.
• Никогда не беритесь за включенный электроприбор или проводку, находящуюся под напряжением, одновременно двумя руками.
•Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность электропроводки. Пусть этим займется электрик.
• Если вам нужно сменить перегоревшую лампочку, сначала выключите осветительный прибор (люстру, торшер), аккуратно вывинтите из патрона старую лампочку и замени ее новой.
• Не трогайте экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда вас ударит током.
• При повреждении проводки никогда не трогай оголенные провода. Даже если вы уверены, что электричество отключено.
• Не включайте в одну розетку много электрических приборов.
Вопрос аудитории: Как определить неисправность электроприборов?
Вопрос аудитории: Где находится переключатель отключения энергии от квартиры?
Ответ: полное отключение квартиры, дома от электроэнергии производится переключателем (пробками), расположенными у электрического счетчика.
Вопрос аудитории: Неисправный прибор или поврежденная проводка могут вызвать пожар. Если вдруг загорелся сам прибор или электрический шнур Что нужно сделать?
Ответ: ни в коем случае не заливай огонь водой. Сначала отключить прибор от электросети, а потом забросай огонь землей из цветочных горшков, песком, накиньте плотной
Учитель: Запомните эти правила.
Вопрос к электрикам: почему человек является проводником электрического тока?
Ответ:
3. Правила поведения вблизи энергообъектов.
Ученики (энергетики)
Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 тысяч вольт или киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6, 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома или улицы, а 220 вольт — отдельные квартиры и дома.
Большую опасность таит в себе оборванный провод воздушной линии электропередачи, лежащий на земле. Электрический ток при этом начинает «стекать» в землю, и участок земли вокруг провода оказывается под электрическим потенциалом, причем, чем ближе до точки контакта провода с землей, тем больше потенциал. Если человек будет проходить по такому участку, его ноги за счет шага могут оказаться на различном удалении от точки замыкания провода на землю, а значит, под разными электрическими потенциалами. Разность потенциалов, под которыми находятся ноги человека, создает электрическое напряжение, называемое шаговое напряжение. Под действием тока в ногах возникают судороги, человек падает, и цепь тока замыкается вдоль его тела через дыхательные мышцы и сердце. Поэтому, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров. Оказавшись в зоне «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» — пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.
Учитель. Чтобы не произошло поражение электрическим током человека необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Прослушаем сообщение: “ Правила поведения вблизи энергообъектов ”.
Учащиеся:
Запрещается находиться вблизи территории подстанции. Оборудование здесь находится под высоким напряжением (10 тысяч вольт и выше). Нельзя близко подходить к трансформаторным подстанциям, силовым щитам, трансформаторным будкам и опорам линии электропередач.
Смертельно опасно прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8-10 метров к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередач. Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода электросетей, но и провода линий радиотелефонной связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электросетей. Большую опасность представляют провода воздушных линий и ответвлений от них к постройкам, расположенные в кроне деревьев или кустарников.
Смертельно опасно играть, раскачивая деревья вблизи линии электропередач. Сырое дерево служит проводником электрического тока. Нельзя вскрывать крышки на опорах освещения.
Запрещается разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации. Ни в коем случае не стоит запускать «воздушных змеев» вблизи воздушных линий электропередач
Нельзя касаться железобетонных опор линии электропередач. Они могут находиться под шаговым напряжением.
Вопрос аудитории: Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем, находящимся под высоким напряжением?
Ответ: Так как земля является проводником электрического тока, вокруг упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением, может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение. Выходить надо обязательно быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!
Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.
Вопрос аудитории: Как вы поступите, если увидите оборванный провод?
Ответ: сообщить в ближайшее предприятие электрических сетей, поставить заграждение.
4. Электричество в природе: как уберечься от молнии?
Учитель: Все мы неоднократно наблюдали грозу, видели молнию и слышали гром. Что же такое молния?
Ученики (ученые ) Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляется яркой вспышкой света и сопровождается громом. При движении воздуха воздушные различные потоки в результате соприкосновения электризуются. Одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) — отрицательно). В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра – молния. Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.
Удары молний — опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого.
В среднем длина молнии равна 1—2 км, а диаметр ее около 60 см. Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты — в тот, который является лучшим проводником.
Например, молния чаще бьет в глину, чем в песок, в высокие и остроконечные предметы, деревья, растущие на влажной почве. Наиболее часто молния ударяет в дуб, ель и сосну, реже в березу и почти не трогает, вяз, орешник.
Учитель: Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.
Учащиеся:
В доме
- Закройте все окна и двери.
- Выключите из розеток все электроприборы. Не прикасайтесь к ним, а также к телефонам во время грозы.
- Не подходите к ваннам, кранам и раковинам, поскольку металлические трубы могут проводить электричество.
- Если к вам в дом залетела шаровая молния (хотя по статистике таких «счастливчиков» крайне мало), не делайте резких движений и ни в коем случае не убегайте, так как можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами. Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через минуту молния исчезнет сама собой.
На улице
- Постарайтесь зайти в дом или в автомобиль.
- Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву.
- Постарайтесь укрыться в самом низком месте, будь то канава, овраг или небольшая ложбинка.
- В лесу лучше укрыться под низкими кустами. НИКОГДА не стойте под отдельно стоящим деревом. Молния в первую очередь направляет свое действие на высокие предметы, в том числе на деревья. Особенно хорошо молнию притягивают дуб, сосна, тополь, ель.
- Избегайте башен, оград, высоких деревьев, телефонных и электрических проводов, автобусных остановок.
- Держитесь подальше от велосипедов, мангалов, других металлических предметов.
- Не подходите к озеру, реке или другим водоемам.
- Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!
- Не пользуйтесь мобильным телефоном.
- Не стойте в толпе.
- Если гроза застала вас в лодке и к берегу приплыть вы уже не успеваете, пригнитесь ко дну лодки, соедините ноги и накройте голову и уши.
В автомобиле
- Если гроза застала вас в пути, необходимо остановиться, закрыть все окна и верх машины (если она с открытым верхом), опустить радиоантенну, и самое главное — не покидать этого убежища. Внутри полностью закрытого автомобиля вы вне опасности во время грозы. Дело в том, что, несмотря на то, что автомобиль состоит из металла, он создает эффект так называемой клетки Фарадея, то есть устройства, которое представляет собой заземлённую клетку, выполненную из хорошо проводящего материала. Такое устройство хорошо экранирует электромагнитные поля.
- В случае, когда транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл), нужно немедленно остановиться и отойти от транспортного средства метров на тридцать.
Приложение №2 (Репортаж с места события о последствиях грозы)
Физ. пауза.
5. Первая помощь при поражении током.
Ученики (врачи):
При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.
При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо полностью отключить электричество. Если это невозможно сделать, то следует:
освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.
- Необходимо оттянуть пострадавшего от провода или же отбросить оборвавшийся конец провода от пострадавшего сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами.
- Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами.
- Оттягивать пострадавшего от провода рекомендуется за концы одежды одной рукой. К открытым частям тела прикасаться запрещается.
- Для изоляции себя от земли и от пострадавшего желательно надеть резиновую обувь или встать на сухую доску (на непроводящую ток подстилку) или надеть резиновые перчатки.
- Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.
- Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.
- В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение
Рефлексия.
Каждый ученик кратко говорит, что нельзя делать, что бы избежать поражения электрическим током. (Нельзя браться за включенные электроприборы мокрыми руками, нельзя пользоваться в грозу сотовым телефоном…)
Желаю всем обходиться в быту и на улице без электротравм. Берегите свою жизнь. Будьте осторожны!
Домашнее задание. Подумайте, что включает в себя понятие энергобезопасность. (Это необходимое количество электроэнергии и экологическое безопасность при производстве энергии). Профессии: электрик, энергетик. Сделайте плакат по электробезопасности.
Список литературы
1. Технология: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: «Вентана-Граф», 2006 г.
2. Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады» для 8-9 классов. А.В. Клюев. Ростов-на-Дону: «Легион», 2011г.
3. Манойлов В.Е. Электричество и человек. — Л., 1988.
4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. — М., 1985
5. “Основы медицинских знаний учащихся”, пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева”, изд. “Просвещение”, Москва, 2007.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 8-го класса общеобразовательных школьных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2009 г.
7. Интернет-ресурсы.
http://www.newstube.ru/media/groza-b-et-po-mobil-nikam
C:\Users\ооо\Desktop\watch.htm
http://allforchildren.ru/why/misc45.php
http://www.altaienergo.ru/?id_razd=16
http://tum-sh08.ucoz.ru/Doc/Altayenergo.pdf
http://www.eleczon.ru/alarm.html
http://www.chelland.ru/ar318.html
№ | Процесс выполнения проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материальное обеспечение | ||
на уроке | дома | наглядность | материалы и оборудование | |||
1 | Запуск проекта. Краткая формулировка задачи. Начало оформления проекта. | Беседа о значении электричества в нашей жизни. Обсуждает с учащимися тематику проектов. Обсуждает возможные варианты исследований. Консультирует по оформлению проектных листов. | Принимают участие в беседе. Оформляют дизайн-листы. Формулируют потребность. | Проводят опрос членов семьи с целью определения потребностей. Анализируют проведенный опрос, делают вывод. Оформляют листы потребности и краткой формулировки задачи. | Подборка литературы и фотографий в компьютере. | Листы формата А4, линейка, карандаши, фломастеры, ручки. |
2 | Выполнение упражнения по написанию дизайн-спецификации. Выполнение дизайн-анализа аналогичных изделий. | Организует проведение дизайн-анализа изделий. Организует обсуждение в группах и индивидуально. Проводит упражнение по написанию дизайн-спецификации. | Участвуют в выполнении дизайн-анализа. Принимают участие в обсуждении. Выполняют упражнение по написанию дизайн-спецификации. | Оформляют листы «Исследование и анализ» и оформляют дизайн-спецификацию на свое изделие. | Образцы проектов, изделие для дизайн-анализа. | Листы формата А4, линейка, карандаши, фломастеры, ручки. |
3 | Выработка первоначальных идей. Выбор лучшей идеи. | Организует работу по разработке эскизов первоначальных идей, обращает внимание отдельных учеников на возможные идеи. Дает индивидуальные консультации по всем направлениям работы. | Учащиеся эскизируют идеи, делают комментарии к нарисованному. Выбирают лучшую идею, обосновывают свой выбор. | Заканчивают работу, начатую в классе. Определяют окончательные размеры своего изделия и материалы. | Подборка технических журналов и литературы, и фотографий в компьютере образцы проектов. | Листы формата А4, карандаши, фломастеры, линейка. |
4 | Разработка конструкторской документации. | Организует работу по конструированию и разработке технологии изготовления изделия. Дает индивидуальные консультации по всем направлениям работы. | Учащиеся выполняют чертеж своего изделия или технический рисунок. Разрабатывают технологическую карту для одной детали. | Заканчивают работу по составлению технологической карты, выполняют деталировку, принципиальную электрическую схему. | Образцы проектов, технологических карт, электрических схем. | Дизайн-папка, чертежные принадлежности. |
5-8 | Изготовление изделия. | Помогает учащимся в выборе инструмента, оборудования, его наладке. Проводит консультации. Проводит инструктаж по ТБ. | Учащиеся выполняют необходимые технологические операции. | Продолжают работу над дизайн-листами. Заканчивают начатые на уроках работы. | Плакаты по приемам выполнения работ, плакаты по охране труда. | Станки, инструменты, необходимое оборудование, материалы. |
9 | Экономическое обоснование. Испытание готового изделия. Самооценка. | Объясняет расчет себестоимости изделия. Помогает учащимся провести испытание изделий. Разъясняет, как провести самооценку изделий. | Выполняют экономический расчет себестоимости изделия. Проводят необходимые испытания.. Предлагают одноклассникам оценить изделие. | Продолжают выполнять экономический расчет себестоимости изделия. Опрашивают членов семьи с целью получить оценку изделия | Примеры оценки готового изделия в ранее выполненных проектах. | Дизайн-папка, письменные принадлежности |
10 | Защита проекта | Организует проведение презентации проектов учащихся | Защищают свои проекты. | Проектные папки, готовое изделие, необходимые приборы и приспособления для проведения испытаний. |
Тема занятия: «Электробезопасность»
«Авось живы будем, авось помрем»
«Живи с разумом, так и лекарей не надо»
Цель занятия:
- Ознакомить учащихся с воздействием эл.тока на организм человека;
- Выяснить причины поражения током;
- Ознакомить с правилами электробезопасности, мерами первой помощи пострадавшим от электротравм;
- Развить творческие способности учащихся.
Оборудование: электробытовые приборы (кипятильник, чайник, щипцы для волос, обогреватель с открытой спиралью), плакаты «Электробезопасность», «Меры помощи при поражении током».
Ход занятия.
1.Вступление.
Ребята и взрослые часто неправильно обращаются с электроприборами. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволяли бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности.
2.Действие тока на организм человека.
А) Тело человека проводник
I=0.05 -0.1А наступает смерть
I=U/R
Тяжесть поражения зависит от :
- Силы тока
- Напряжения
- Длительности действия тока
- Вида тока (наиболее опасен переменный ток)
Б) R человеческого тела не всегда одинаково. Сухая кожа 10-5Ом, между потными руками 1500 Ом.
В) если напряжение меньше 12В – безопасно, если напряжение больше 12В – ток становится опасным.
В сырых помещениях запрещается проводка с напряжением более 45В, не защищённая специальными заграждениями.
Г) Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме.
Местные: от незначительных болевых ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела.
Общие: выражаются в нарушениии деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения.
Растройство речи, судороги, нарушения дыхания, обмороки, шок.
Наиболее чувствительны к электрическому току мозг, грудные мышцы, нервные центры.
Таблица. Сила тока, действия тока.
Сила тока | Действие тока |
0 -0.5 мА | Отсутствует |
0.5 -2 мА | Потеря чувствительности |
2 -10 мА | Боль, мышечные сокращения |
10 20 мА | Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения |
20 -100 мА | Дыхательный паралич |
100 мА – 3А | Желудочковые фибриляции (немедленная реанимация) |
Более 3А | Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги |
3.Причины поражения током.
- Неисправность приборов и средств защиты,
- Замыкание проводов на землю, корпус,
- Нарушение техники безопасности при обращении с приборами.
Замыкание на корпус – это соединение оголенного провода с металлическим корпусом прибора – распознать нельзя, а если прикоснуться , то удар током.
4. Электротравматизм и состояние помещений.
Опасные | Неопасные |
Влажные С химически активной средой Металлические Бетонные Пыльные | Светлые сухие деревянные полы, заземления радиаторов. |
5.Меры безопасности при работе с электроприборами.
Демонстрация плаката.
6. Меры помощи при поражении током.
Демонстрация плаката.
7. Закрепление. Жизненные ситуации.( Сценки поставленные детьми)
- Маша держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Рая спрашивает: «Что ты делаешь, Маша?» «Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть!»- при этом накручивает волосы на щипцы. Что неправильно делала Маша?
ОТВЕТ. В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Маша получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно выключить.
- На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Вите: «Посмотри, согрелась ли вода?» Витя опускает палец в стакан при включенном кипятильнике.
Почему нельзя так поступать?
ОТВЕТ. Вода хороший проводник тока. Витя получит электротравму. Нужно сначала отключить кипятильник.
- Коля,Ю вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур. Что неправильно сделал Коля?
- «Аня, выключи, пожалуйста свет»,- говорит Вера. Аня с мокрыми руками идет к выключателю. Что неправильно сделала Аня?
- «Юра, у вас дома холодно?»- спрашивает Ваня. «Очень холодно, особенно ночью, поэтому я включаю обогреватель (с открытой спиралью)»- отвечает Юра. Почему такой обогреватель нельзя использовать ночью?
8.Итог занятия. Выводы.
«Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность к благополучию». –народная мудрость.
Актуальность проблемы
Использование электрической энергии в труде и в быту должно быть безопасным. Если ток пройдёт через тело человека, он может вызвать целый комплекс неприятных воздействий (ожог, химические изменения в тканях организма, механические повреждения, обморок, судороги, остановку дыхания и даже смерть). Электрический ток могут проводить неисправные защитные, ограждающие или заземляющие приспособления, пол, одежда, обувь и т. д. Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Так, в особо сырых помещениях (банях, прачечных) смертельным может быть напряжение даже 12 В. Всё зависит от условий окружающей среды и состояния человека.
Следовательно, необходимо разработать плакат, наглядно демонстрирующий основные правила безопасного пользования электрическими приборами.
Определение задачи
В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Он должен быть всегда под рукой, вернее, перед глазами.
Плакат должен показать причины электротравм, содержать правила обращения с приборами и светильниками, а также способы устранения простейших неисправностей.
При разработке плаката должны быть продуманы форма, цвет, формулировка надписей и подбор выразительных, запоминающихся рисунков.
На рисунке 106 представлен один из возможных плакатов по электробезопасности.
Рис. 106. Плакат «Электробезопасность в быту»
Разработка творческого проекта на тему Электробезопасность в быту
Просмотр содержимого документа
«Электробезопасность в быту»
Разработка плаката «Электробезопасность в быту»
Работа «Электробезопасность в быту» состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. В введении сформулирована проблема и её обоснование. Основная часть работы содержит разъяснение о причинах электротравм в быту, знакомит с правилами обращения с электроприборами и с мерами помощи при поражении током. Также рассмотрены вопросы дизайна и расположения плаката «Электробезопасность в быту».
В результате работы над проектом составлены правилами обращения с электроприборами, которые есть в доме; с этими правилами ознакомлены члены семей одноклассников; изготовлен плакат по электробезопасности в быту
Действие электрического тока на живые организмы ————————— 6
Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками ——- 10
Электротравматизм и состояние помещений —————————————- 10
Дизайн плаката «Электробезопасность в быту» ———————————— 11
Введение. Проблема и её обоснование.
Все мы постоянно имеем дело с электрическими приборами. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с ними, подвергая свою жизнь опасности. В нашем районе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом: несколько лет назад погиб мужчина в Старых Бобовичах. В Новозыбкове осенью прошлого года двое детей получили травмы электрическим током.
Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям электроустановки, с оголенным проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму.
Известны драматические случаи:
В одной семье мать оставила без присмотра включенным в розетку шнур от электрического утюга. Игравший на полу маленький ребенок подобрался к свисавшему до полу шнуру и засунул пальчики в штепсельные гнезда, снятые с контактов утюга. В тот же миг он упал мертвым. (3, с. 10).
Портативные гаджеты регулярно становятся причиной опасных инцидентов, причиняющих вред здоровью или даже смерть своим владельцам. Так, несколько лет назад портативный компьютер стал причиной трагической гибели молодого жителя Краснодара.
Мощный разряд электротока ударил его в тот момент, когда 35-летний россиянин собирался заглянуть на страницы социальной сети. При этом ноутбук он положил себе на колени. Внезапно из портативного компьютера вырвалась огненная вспышка, и в следующую секунду россиянин умер от удара током (5)
В Иркутской области погиб 26-летний маляр, его тело было найдено в ванной. Принимавший ванну мужчина уронил в воду подключенный к электрической сети ноутбук, в результате чего был смертельно травмирован электрическим током (5).
Актуальность. То есть причиной электротравматизма в мирной домашней обстановке всегда является непростительное пренебрежение элементарными правилами осторожности при обращении с электрическими приборами. В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности на различных производствах. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Желательно изготовить такой плакат.(1, с. 102).
Цель: разработать плакат, который позволял бы выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией.
Задачи (направленные по реализации цели проекта).
Изучить действия электрического тока на живые организмы.
Исследовать причины электротравм в домашней обстановке.
Познакомиться с правилами обращения с электроприборами и светильниками.
Познакомиться с мерами помощи при поражении током.
Изучить электротравматизм и состояние помещений.
Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались.
Обсудить расположение плаката.
Новизна работы: изготовление плаката по электробезопасности в быту.
Анализ и систематизация
Личный вклад авторов: изучены действия электрического тока на живые организмы, исследованы причины электротравм в домашней обстановке, изготовлен плакат «Электробезопасность в быту».
Реализуется проект «Разработка плаката по электробезопасности в быту» в рамках программы физики 8 класса по теме «Электрические явления».
Действие электрического тока на живые организмы
Изучение действий электрического тока было связано с его влиянием на живой организм. Итальянский врач Гальвани Луиджи (1737-1789) в 1786г. открыл «живое электричество». Он установил возникновение электрического тока в мышцах свежепрепарированной лягушки при соприкосновении её с разнородными металлами (железные перила и медный крючок).
О поражении молнией писал римский философ Сенека (ок. 4г. до н. э.-65г. р. э.). Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией. Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский ученый Марат Жан Поль (1737-1798). Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80-м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.
Сила тока, как известно из закона Ома, зависит от напряжения, приложенного к проводнику, и его сопротивления. Сопротивление человеческого тела не всегда одинаково и зависит от многих причин. Если кожа на руках загрубелая, замасленная, то контакт с токонесущими проводами или частями машин будет плохой. Между кожей и металлом окажется слой изоляции с высоким напряжением. Наоборот, чистые и особенно мокрые руки создадут очень хороший контакт.
Боль, мышечные сокращения
Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения
Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)
Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги
Наблюдались случаи, когда люди, при одинаковых условиях получавшие кратковременные электрические поражения, переносили их по-разному: одни мгновенно умирали, другие оставались жить. Оказывается, что на исход влияет еще и то, в какой момент сердечного цикла (сокращение, расширение, пауза) действует электрический удар на сердце.
Опасное для жизни напряжение – 50 В. Со вторичными источниками тока, которые включаются в сеть переменного тока с напряжением 36 или 42 В, следует вести себя более осторожно. Особенная бдительность требуется при работе 42 В. Переменное напряжение 42 В существенно уменьшает. Но не ликвидирует опасность поражения электрическим током. В теле человека при таком напряжении может возникнуть эффект неотпускающего тока со всеми опасными для жизни последствиями.
Электротравма — это воздействие на человека электрического тока и напряжения, превышающих по своему значению и длительности максимальные параметры. К таковым относится постоянное и переменное напряжение более 36 вольт и ток более 0,15 ампера. Так, например, электростатический заряд, накапливаемый искусственной шубой, может достигать 6000 Вольт, но мы только вздрогнем, ощутив его, потому что очень слаба величина тока — тысячные доли ампера. Кроме этих параметров учитывается еще и путь тока по организму: так, например, если ток прошел через обе ноги, человек может даже не потерять сознания, а если через левую руку и правую ногу, то даже при меньших значениях тока возможна смерть от остановки сердца. Также опасно прохождение тока через голову и конечности, при падении оголенного провода сверху (обрыв контактной или осветительной сети на улице). Переменный ток для человека обладает большей поражающей силой (6).
Меры помощи при поражении током.
Симптомы и течение. Основным повреждающим действием тока является то, что он вызывает шок с выключением сознания, остановкой дыхания и сердечной деятельности. Вторым поражающим действием является тепло, выделяемое при прохождении тока по телу и вызывающее ожоги и обугливание (6).
При подозрении на поражение электрическим током необходимо:
Освободить пострадавшего от воздействия тока: обесточить электроустановку, которой касается пострадавший, выключить рубильник или предохранитель, отбросить оголенный провод сухим неметаллическим предметом.
Если быстро отключить ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего за одежду в безопасное место (оказывающий помощь, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки сухой одеждой). Если человек лежит на земле, то нельзя подходить к нему широкими шагами (между ногами может быть высокое шаговое напряжение), только шаркая и мелкими шажками. Если потерпевший находится в сознании, но растерялся, можно резким окриком «Подпрыгни!» заставить его отделиться от земли для разрыва цепи.
Срочно вызвав врача (скорую помощь), но, не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь: уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой (если пострадавший в сознании). Если пострадавший находиться в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой.
Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Основные причины поражения током:
Неисправность приборов или средств защиты;
Замыкание фазовых проводов на землю;
Нарушение техники безопасности при обращении с приборами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за выключенный, контакт токопроводящего оборудования с приборами, находящимися под напряжением) (2, с. 44).
Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками.
Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электрических приборов (2, с. 46).
При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку.
Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками.
Не использовать электроприбор с открытой спиралью.
После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети.
Не оставлять их без надзора.
Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации.
Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. Для этой цели использовать специальные средства.
Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности.
Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.
Электротравматизм и состояние помещений
Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Но в бане смертельным для человека может быть поражение от источника энергии напряжением 12В. Все зависит от условий окружающей среды и состояния человека.
Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас:
В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые)
На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).
Поэтому с точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми. А также иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелин. Поверхности стен, потолков, дверей – гладкая и матовая. Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем в помещении обязательно иметь заземление.
Дизайн плаката «Электробезопасность в быту».
Обсуждая, размеры и форму плаката, пришли к выводу, что он должен быть компактным и прямоугольной формы. (60см Х 40см, но не более). Основные надписи: «Будьте осторожны с электричеством!», «Нельзя», «Будьте осторожны!» выполнить красным цветом. Остальные надписи — черным цветом на светлом фоне, чтобы они чётко читались. Для рисунков подобрать яркие краски. Потом весь плакат поместить в целлофан или под стекло, чтобы он сохранился дольше. Закрепить на стене в прихожей с помощью клеящей ленты или шурупа.
В любой квартире каждая комната имеет определенное назначение. Новому предмету, не относящему к предметам быта, трудно вписаться в окружающую обстановку.
Рассматривая вопрос о расположении плаката, пришлось учесть следующее:
большинство бытовых электроприборов находится на кухне и ими приходится пользоваться именно там. Но на кухне чаще всех бывает только хозяйка;
все члены же семьи, заходя в квартиру или выходя из нее, проходят через прихожую.
Поэтому плакат по электробезопасности нужно расположить на стене в прихожей (желательно рядом с зеркалом).
При разработке плаката «Электробезопасность в быту» мы:
рассмотрели различные жизненные ситуации, связанные с использованием электроприборов;
выяснили, что делаем правильно, а что неправильно в этих ситуациях;
изучили правила обращения с электроприборами, которые есть у нас в доме;
с этими правилами познакомили членов своих семей и одноклассников;
изготовив, плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в своем доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.
Полезно было бы узнать о той помощи, которую мы можем оказать
пострадавшим от электрического тока.
Изготовив плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в
своём доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.
Источники информации (литература).
Технология, трудовое обучение, 8 кл, под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1996 г.
Журнал «Физика в школе», N 7 – 2001 г.
Беседы по физике, М.И. Блудов, М. «Просвещение», 1985г.
Физика в рисунках, Н.С. Бесчастная, М. «Просвещение», 1981г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работу выполнила ученица 8 класса В МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска Калинникова Яна. Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности»
Актуальность проблемы Использование электрической энергии в труде и быту должно быть безопасным. Если ток пройдет через тело человека, он может вызвать целый ряд негативных воздействий вплоть до смерти человека. Электрический ток могут проводить неисправные защитные, ограждающие или заземляющие приспособления, пол, одежда, обувь и многое другое. Существует ошибочное мнение, что источники тока низкого напряжения безопасны, но при определенных условиях, даже напряжение в 12 вольт может быть смертельным. Следовательно, необходимо разработать плакат, наглядно демонстрирующий основные правила безопасного пользования электрическими приборами.
Определение задачи В настоящее время разработано много инструкций по охране труда и технике электробезопасности, но нет компактного плаката по технике электробезопасности в быту. Необходимо разработать плакат, который будет отражать причины электротравм, содержать правила обращение с электроприборами, а также способы устранения простейших неисправностей.
9 «НЕ» в быту и на улице НЕ тяни вилку из розетки за провод НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками
9 «НЕ» в быту и на улице НЕ пользуйся неисправными электроприборами НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам
9 «НЕ» в быту и на улице НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки
9 «НЕ» в быту и на улице НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод НЕ влезай на опоры
9 «НЕ» в быту и на улице НЕ играй под воздушными линиями электропередач
Список литературы Учебник по технологии 8 класс; Текстовый документ «Электробезопасноть для детей»
- Загуменнова Лариса НиколаевнаНаписать 11361 06.12.2018
Номер материала: ДБ-281845
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
О компании
Год основания1994
Правовой статус компании FirmPrivate с ограниченной ответственностью
Характер бизнесаОптовая торговля
Количество сотрудников11-25 человек
Годовой оборотR.10 — 25 Crore
IndiaMART Участник с May 2009
GST24AAJCP6714A1ZR
Protector Firesafety India Private Limited, , основанная в 1989 , постоянно росла. Protector Firesafety India Private Limited представляет более двадцати пяти известных брендов средств пожарной безопасности. Мы являемся современным мультибрендовым шоу-румом, в котором у клиента под одной крышей имеется широкий выбор продуктов для обеспечения безопасности. Наш недавно запущенный сайт электронной коммерции является первым в своем роде в Гуджарате, где наши клиенты могут делать покупки онлайн. Имея опыт работы более 25 лет, мы стали ведущим производителем, дилером и дистрибьютором средств индивидуальной защиты (СИЗ), противопожарной защиты, безопасности дорожного движения, морской безопасности и различных видов специального защитного оборудования. У нас есть широкий ассортимент продукции для удовлетворения различных потребностей различных отраслей промышленности.Мы в Protector Fire & Safety визуализируем нашу организацию на пути непрерывных инноваций, чтобы служить нашим клиентам, благодаря индивидуальному и коллективному совершенству, как ответственной организации, предлагающей полный спектр продуктов для обеспечения безопасности.Наши продукты в основном ISI, DGMS, ANSI, SOLAS, CCE, CE или другие разрешенные знаки одобрения, в зависимости от продукта. Мы гарантируем вам лучшее качество, сервис и продукт по конкурентоспособной цене.
Компания Видео
,Плакаты безопасности
Наша подборка плакатов по технике безопасности и настенных диаграмм помогает вам защитить ваших людей, продукты и помещения, помогая вам определить опасные зоны, выделяющие связанные с ними опасности. Наши плакаты и диаграммы помогают поддерживать более безопасную рабочую среду и соответствовать аккредитованным стандартам.
Настенные диаграммы доступны на английском, французском и немецком языках. Они производятся из самых разных материалов: от жесткого ламината до пластика, полипропилена и бумаги. Доступны различные размеры и форматы отображения, обеспечивающие высокую видимость в соответствии с вашими требованиями.
Доступные форматы: strong>
Охваченные темы: strong>
ОК, я понимаю
,