Эксперимент со статическим электричеством – Развитие ребенка
Рейтинг Покажите вашему ребенку силу отрицательно и положительно заряженных частиц |
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простого эксперимента. Многие считают, что это затратное или даже опасное для ребёнка занятие. Но это совсем не так. Показать вашему ребенку силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.
Вам потребуются
1. Два надутых воздушных шарика с нитками на концах;
2. Шерстяная ткань;
3. Алюминиевая банка от газированного напитка;
4. Ваши волосы;
5. Овсяные хлопья.
Порядок действий
1. Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Попробуйте поднести их друг к другу и посмотрите, что происходит.
2. Потрите один из шаров о ткань и поднесите его к своим волосам. Какой будет эффект?
3. Положите алюминиевую банку на ровную поверхность боком. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите что произойдёт.
4. Высыпьте на стол немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями. Запомните результат.
Что происходит?
1. В первом случае шарики будут отталкиваться друг от друга. Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга.
2. Во втором случае все будет наоборот. Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе позитивно заряженные волосы и поднимать их. Таким образом, шарик ненадолго испортит вашу причёску.
3. На третьем этапе эксперимента вы сможете показать ребёнку ещё наглядней, как отрицательные электроны притягивают позитивные. Алюминиевая банка постепенно покатиться за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону.
4. В последней части эксперимента позитивно заряженные хлопья притянуться и «прилипнут» к вашему воздушному шару.
Таким образом, вы сможете наглядно объяснить ребёнку феномен статического электричества. Это станет отличным первым шагом к объяснению сложных законов этого необычайного явления.
Факты
1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.
2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом коснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.
3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок.
Вконтакт
Развитие ребенка
27.10.2015
childdevelop.ru
Статическое электричество
Знаешь ли ты? Любой предмет живой или неживой природы и даже мы с вами состоит из различных веществ.
А каждое вещество, в свою очередь, из мельчайших частиц, которые можно рассмотреть только под микроскопом — это атомы. Основную массу атома представляет ядро, внутри которого находятся частицы двух видов. Одни из них имеют положительный заряд — это протоны, а вторые — нейтроны, эти частицы не имеют заряда.
Вокруг атомного ядра вращаются электроны, обладающие отрицательным зарядом. В обычном состоянии количество протонов соответствует такому же количеству электронов, и атом в этом случае, является нейтральным. Но при нарушении равновесия атом способен приобретать дополнительные электроны или терять их.
СОВМЕСТИТЕ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ!
Цель
Продемонстрировать эффекты статического электричества.
Материалы
- 20-25 зёрен воздушного риса
- продуктов — квадрат со стороной 60 см
- Лист нелинованной бумаги или лист
- из блокнота
Ход работы
- Разложите зерна воздушного риса на столе.
- Скомкайте полиэтиленовую плёнку до размера кулака.
- Быстро потрите скомканную полиэтиленовую плёнку о лист бумаги 10-15 раз.
- Сразу же поднесите пластик к зёрнам, держите её низко, но не касаясь зёрен.
Результаты
Зёрна подпрыгивают и приклеиваются к плёнке.
Почему?
При трении двух тел электроны одного вещества способны отрываться от своих атомов и притягиваться к атомам другого вещества. При этом одно тело приобретает положительный заряд, а другое отрицательный. Этот процесс можно рассмотреть на реальном примере. Входя в дом, ты вытираешь ноги о половик, лежащий у входа. При таком трении ноги способны притянуть к себе электроны с половичка, а когда вы возьметесь за ручку двери, протоны ее атомов будут стремительно притягивать к себе излишние электроны с твоего тела.
Образуется статический (неподвижный) заряд. Тебе наверняка приходилось замечать, что зимой мы сталкиваемся со статическим электричеством гораздо чаще, чем летом. А все дело в молекулах воды, которые присутствуют в воздухе в летний период. Именно они не дают тебе накапливать на себе большое количество электрического заряда. А вот в сухую морозную погоду влажность воздуха минимальна, капель воды в атмосфере гораздо меньше, и электроны без труда собираются на поверхности вашего тела. При соприкосновении с другим предметом вы можете почувствовать небольшой разряд тока, а в темноте можно наблюдать еще и искры.
ЕЩЁ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦАХ!
Тебе понадобится квадратный лист папиросной бумаги размером 10х10 см. На нем необходимо нарисовать бабочку и аккуратно вырезать. Далее на тело бабочки нужно нанести каплю клея и приклеить к плотному картону в форме квадрата со стороной 15см. Следи за тем, чтобы крылья с картоном не взаимодействовали. В области перехода крыльев в тело нужно сделать сгибы с обеих сторон так, чтобы крылья свободно двигались. Зарядив воздушный шар, можно заставить двигаться крылья. Для этого произведи трение шарика о волосы. Шарик приобретет заряд. Поднося шарик к крыльям, избыточный заряд шарика будет притягивать к себе крылья. Убирая шарик далеко от крыльев, они снова будут опускаться. Многократным повтором таких движений можно имитировать полет бабочки.
***
Добавить комментарий
daymultik.ru
Научно-исследовательский проект «Статическое электричество» — Eстествознание — Детские исследовательские проекты — Обучение и развитие — ПочемуЧка
ВведениеОднажды я снимал свой шерстяной свитер и услышал легкий треск, а потом мои волосы «встали дыбом» и поднялись вслед за свитером… Мне стало интересно: отчего это происходит? Я спросил у родителей, затем поискал в интернете, и оказалось, что причина этого явления – статическое электричество.
Это электричество тихое, незаметное – оно присутствует повсюду и действует на нас. С таким электричеством можно даже играть и экспериментировать. Я решил узнать о нем больше.
Цель моего исследования:
— изучить такое явление как статическое электричество;
— выяснить положительные и отрицательные качества статического электричества и где они используются в быту;
— выяснить способы и средства для борьбы с вредным накоплением электрических зарядов.
Задачи:
— узнать, что из себя представляет статическое электричество, изучив литературу и Интернет-ресурсы по данной теме;
— выяснить причины статического электричества;
— определить его проявления в быту, в производстве, в природе;
— узнать, как защитить себя от этого явления;
— провести опыты со статическим электричеством.
Гипотезы:
— предположим, что статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов
— допустим, что статическое электричество очень вредно для человека;
— возможно, статическое электричество приносит некоторую пользу.
Объект исследования: статическое электричество.
Методы исследования:
— наблюдение;
— просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;
— сбор информации от родителей, из интернета;
— проведение исследований, экспериментов, опытов, анализ результатов;
— освоение «занимательных» фокусов со статическим электричеством.
Основная часть
Основы статического электричества
На самом деле люди постоянно сталкиваются со статическим электричеством (сокращенно – СЭ), точнее с его проявлениями (в своей квартире, в автомобиле, на производстве и т.д.), но не многие из нас всерьез задумывались о природе его возникновения, физических свойствах, характеристиках, и даже о возможных средствах защиты от СЭ. Давайте поговорим об этом.
Все на свете состоит из атомов. Атом состоит из положительно заряженного ядра (+) и отрицательно заряженных электронов (-). Одноименные заряды – сталкиваются, а разноименные – притягиваются.
Схема взаимодействия зарядов:
← — — → — + ← ← + + →
Но электроны могут легко (у разных материалов по-разному) перемещаться от одного атома к другому, тем самым формируя либо положительный (недостающий электрон), либо отрицательный (избыточный электрон) заряд атома. Именно такой дисбаланс в атомах и молекулах формирует статическое электричество. Такие поля нестабильны и при первой же возможности разряжаются.
Обязательным «спутником» поля СЭ является сухой воздух. При влажности выше 80% такие поля практически не формируются, т.к. вода является отличным проводником электричества и не позволяет избыточному электричеству накапливаться на поверхности материалов.
Источники статического электричества:
Чаще всего СЭ возникает при контакте между двумя материалами (намотка, размотка, трение…) и их отделением друг от друга. С этим явлением мы сталкиваемся в жизни запросто: например, расчесывая волосы расческой, надевая синтетическую одежду, проводя рукой по пыльному экрану телевизора… Если человек, тело которого наэлектризовано, дотронется до какого-то металлического предмета (холодильник, например, или отопительная труба), то накопленный в нем заряд разрядится и он будет поражен током. Но, несмотря на то, что электростатический разряд происходит при очень высоком напряжении, ток его освобождения очень мал, поэтому человек почувствует лишь легкий «удар», не способный причинить ему значительного вреда. Возможно возникновение заряда при резком перепаде температуры (например, помещая что-то в холодный духовой шкаф) и при быстром разрезании чего-либо (актуально на производствах, при работе на бумагорезальных машинах или раскроечных станках). Спровоцировать сильный статический заряд могут так же радиация и ультрафиолетовое излучение.
Обязательным условием для возникновения статического электрополя является наличие магнитных полей.
Таким образом, свободные заряды окружают нас постоянно. Но человек в свою очередь активно использует в своей повседневной жизни и работе огромное количество различных электрических устройств, тем самым только увеличивая общую электрическую напряженность среды обитания.
Рассмотрим теперь несколько примеров статического электричества (СЭ).
Статическое электричество вокруг нас
Простейший пример СЭ – трение воздушного шарика о волосы, – шарик «прилипнет» к ним. Почему? Причина этого как раз в СЭ. При трении шарика о волосы электроны перескакивают с одного предмета на другой, заряжая, тем самым, шарик и волосы разноименными зарядами. После этого разноименные заряды, как и полагается в СЭ, притягиваются. Другой очень интересный пример – гроза и молния.
Гроза и молния
Отчего возникают молнии, которые так пугали наших предков? Дело в том, что низ тучи заряжен отрицательно, а земля под тучей – положительно. (Приложение 1)
Когда заряды тучи и земли под ней собираются достаточно большими, туча с землей начинают обмениваться электрическими зарядами – а это и есть молнии. Быстрое движение электрических зарядов мгновенно нагревает воздух, который, распространяясь в разные стороны, издает громкий звук – а это и есть гром, которого тоже так боялись наши предки. Хотя, на самом деле, бояться стоит не грома, а именно молнии, которая может запросто сжечь дерево или убить человека… (Приложение 2)
А еще СЭ используется физиками в различных технологиях.
Статическое электричество в технологиях:
СЭ используется физиками для ускорения частиц в специальных ускорителях. С помощью таких ускорителей ученые открывают новые частицы. Как они это делают? Они пускают навстречу друг другу пучки электронов, которые сталкиваются «лоб в лоб».
Кроме того, СЭ ежедневно встречается и в нашей жизни.
Статическое электричество в повседневной жизни:
Скатываясь по пластмассовой горке детского комплекса, стоящего во дворе дома, волосы часто электризуются от трения о трубу. Достаточно потереть пенопластом о шерсть, чтобы они «прилипли» друг к другу.
И в быту….:
Например, чтобы покрасить корпус автомобиля, краску заряжают – отрицательно, а сам корпус автомобиля – положительно. Капли краски из-за своего заряда с силой притягиваются к корпусу автомобиля, глубже проникая в металл. Из-за того, что капли краски заряжены одноименными зарядами, капли отталкиваются друг от друга и краска ложится равномерно. Все вместе это приводит к качественной и долговременной покраске корпуса авто.
Итак, мы узнали, что такое статическое электричество, рассмотрели его примеры в жизни, технологиях, быту. Я думаю, теперь каждый сможет самостоятельно найти другие примеры проявления статического электричества в окружающем нас мире.
Влияние статики на организм человека
Влияние статики на иммунную систему человека и здоровья в целом до конца не исследовано. Но доказан факт, что долговременное нахождение в поле статического заряда вредно. Длительный контакт человека со статикой может стать причиной:
— функциональных нарушений в центральной нервной системе, что вызывает головные боли, спазмы сосудов, повышение артериального давления;
— чрезмерной эмоциональной возбудимости и раздражительности;
— нарушения аппетита и сна;
— возникновения различных фобий (страхов, нервных расстройств).
Чтобы избежать негативного воздействия статики, необходимо в первую очередь заземлять все бытовое оборудование. Помогут бытовые увлажнители воздуха и множество комнатных растений. Обязательны регулярная влажная уборка и проветривание помещений. Источниками статики в помещениях зачастую бывают тюль, шторы, мебельная обивка, паласы, поэтому рекомендуется их обрабатывать антистатическим средством. Что касается личной гигиены, то крайне нежелательно носить одежду из синтетических материалов – находясь в непосредственной близости к телу, создавая трение о кожу и волосы человека, такая одежда может стать причиной периодического возникновения статического заряда. Обувь следует выбирать на кожаной или резиновой подошве. Женщинам не рекомендуется увлекаться горячей укладкой, в крайнем случае пользоваться натуральным эфирным маслом, которое является уникальным природным антистатиком.
Практическая часть
Я узнал, что такое статическое электричество и где встречается это явление. Теперь я могу провести свои собственные опыты.
1. Подготовил необходимые для поведения опыта материалы и оборудование:
• пластиковую расческу для волос
• воздушные шары, наполненные обычным воздухом
• зерна пенопласта и небольшие кусочки бумаги на столе
• определил место с гладкой стеной – дверцу шкафа
• кран с водой в свободном доступе
• попросил маму быть моим ассистентом и провести фотосессию хода моих экспериментов.
2. Приступил к исполнению опытов.
Ход опытов
1) Надул воздушный шар, потер его шерстяной тканью.
2) Поднес близко к поверхности стола с разложенными на ней зернами пенопласта и кусочками бумаги, при этом не касаясь поверхности стола.
В результате бумага и зерна пенопласта «прилипли» к моему шарику, даже нитка, завязанная на шарике.
3) Снова потерев шарик, поднес его к стене и к себе.
В результатешарик «прилип» ко мне и к стене… (Приложение 4)
4) Изменил количество шариков, и понял, что статическое электричество действует одинаково на все предметы независимо от их количества!( Приложение 4)
5) Снова натер шарик и проверил действие статики на струе воды из-под крана: поднес наэлектризованный шар достаточно близко к воде, не касаясь ее.
Результат: струя воды изогнулась в сторону шарика. (Приложение 5)
То есть, как и в предыдущих экспериментах, шарик наэлектризовался при трении о шерстяную ткань и притянул к себе воду, как и кусочки бумаги. Стену или дверцу шкафа воздушный шар поднять и изогнуть не может, в этом случае он «прилипает» к ним сам!
6) Теперь я несколько раз уверенно и быстро провел пластмассовой расческой по своим волосам.
В итоге мои волосы при поднесении расчески к ним, сами поднимались к расческе – «прилипали». (Приложение 6)
Выводы
В результате мои опытов, я убедился, что статическое электричество действительно окружает нас. Оно проявляется при трении любых тел, например, шерстяная ткань и резина, пластмасса. При этом не имеет значения количество задействованных объектов.
Заключение
Я узнал о явлении статического электричества. Выяснил условия, необходимые для его возникновения и причины его возникновения.В процессе изучения теоретических материалов я понял, почему наэлектризованные материалы либо притягиваются, либо отталкиваются – из-за положительных и отрицательных зарядов. Одноименные заряды – отталкиваются, разноименные – притягиваются.
Научился определять некоторые явления статического электричества в быту, природе, производстве. С помощью своего ассистента – мамы- составил проект-презентацию, в котором отразил свои выводы на основе изученного и некоторых практических интересных и несложных опытов.
Мои исследования подтверждают возможность возникновения статического электричества при трении некоторых предметов друг о друга.
Я не почувствовал вредного влияния статики на мой организм, но вдруг проблемы со здоровьем появятся позже? Поэтому считаю, что надо пользоваться средствами защиты от статического электричества. При этом СЭ приносит ощутимую пользу человечеству в производстве и науке, поэтому это явление надо изучать и исследовать. Думаю, что с участием электростатики люди создадут новые теxнологии.
Из моей работы можно получить понимание явления статического электричества в доступной и наглядной форме.
pochemu4ka.ru
Проект (подготовительная группа) на тему: Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Проект
творческо-исследовательской деятельности
«Чудеса с электричеством»
Занимательные опыты со статическим электричеством
Автор: Коргод Марк
подготовительная
к школе группа
Руководитель: Гишварова
Анжела Сергеевна
г. Ейск
2015 г.
Проект
творческо-исследовательской деятельности
«Чудеса с электричеством»
Занимательные опыты со статическим электричеством
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участник проекта: Корогод Марк
Руководитель проекта: воспитатель Гишварова Анжела Сергеевна
Актуальность.
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством — это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но папа мне сказал, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить я не знаю. И поэтому решил поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно — статическим.
Цель исследования.
Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
- Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
- Все ли вещества электризуются.
- Что в воде электроны свободно перемещаются.
Задачи исследования.
- Узнать, что собой представляет статическое электричество.
- Выяснить причину возникновения статического электричества.
- Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования:
- Подумал сам.
- Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
- Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
- Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
- Спросил у родителей и воспитателя.
- Провел исследование, эксперименты, опыты.
- Освоил «занимательные» фокусы.
Этапы исследования.
Этапы | Цель | Методы |
1 этап Теоретическое исследование проблемы | Выяснить: — что такое статическое электричество; — причины возникновение статического электричества. | — подумать самому; — просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»; — просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»; — просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей; — спросил у родителей и воспитателя. |
2 этап Практическое исследование проблемы | Выяснить: — какой материал, при трении может электризоваться; — причины возникновение статического электричества; — все ли вещества электризуются; — а в воде электроны свободно перемещаются. | — опыты, эксперименты; — моделирование; — наблюдение; — анализ; — сравнение. |
3 этап Практическое использование результатов исследования. | — выступление перед ребятами группы «Занимательные фокусы» — с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Золушка» и др. — показ компьютерной презентации «Электричество…» | — демонстрация фокусов. |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Что такое статическое электричество и
причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос я попросил маму, чтобы она отвела меня в библиотеку. Здесь мне предложили интересные научные журналы и книги и мы с мамой стали читать их и рассматривать иллюстрации. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что я узнал.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом мне помогла Анжела Сергеевна, мой воспитатель. Она подобрала опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.
- Опыт «Статическое электричество»
Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.
Материал и оборудование:
Два воздушных шарика
Головные волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Начинаем эксперимент:
Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?
В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.
В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?
Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)
- Опыт «Понятие об электрических зарядах»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 2)
- Опыт «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Начинаем эксперимент:
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. (Приложение 3)
- Опыт «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)
- Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка молотого перца.
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
- Опыт « Гибкая вода»
Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материал и оборудование:
Раковина и водопроводный кран.
Воздушный шарик.
Шерстяной свитер.
Начинаем эксперимент:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
- Опыт «Ожившие волосы».
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Расческа
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 7)
- Опыт «Электрический спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Макет спрута из бумаги
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Из бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?
Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. (Приложение 8)
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.
А знания и умения я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода» (Приложение 5)
Использованная литература.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
- Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
- http://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-rahmatulina/cikl-opytov-na-temu-yelektrichestvo.html
- http://www.antichubays.hentaif.net/article/367-staticheskoe_elektrichestvo_opyty_dlja_detej
nsportal.ru
Проект по окружающему миру (подготовительная группа): Детский исследовательский проект «Что такое статическое электричество»
Филиал «Зелёнодубравинский детский сад «Дубравушка»
МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»
Исследовательская работа
Тема: «Что такое статическое электричество»
Номинация «Естественнонаучная»
Выполнил: воспитанник
подготовительной группы
Ситников Григорий, 7 лет
Руководители:
Черных Юлия Олеговна,
Баева Елена Александровна
воспитатели первой
квалификационной категории
п. Зелёная Дубрава
2019
ВВЕДЕНИЕ
Однажды я снимал свой шерстяной свитер и услышал легкий треск, а потом мои волосы «встали дыбом» и поднялись вслед за свитером. Мне стало очень интересно, почему так происходит? Я искал в энциклопедиях, расспрашивал друзей, родителей – это оказалось статистическое электричество. Электричество? Что это такое? Это что-то тихое, незаметное – оно присутствует повсюду и действует на нас. С таким электричеством можно даже играть и экспериментировать. Я решил узнать о нем больше и провести исследование.
Тема: «Что такое статистическое электричество?»
Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.
Задачи:
- узнать, что собой представляет статическое электричество;
- выяснить причину возникновения статического электричества;
- узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько предметов, которые мы часто используем в быту.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Посмотрев мультфильмы такие, как «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука», я узнал, что статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
Гипотеза исследования.
- статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов;
- некоторые вещества могут электризоваться;
- в воде электроны свободно перемещаются.
Чтобы понять, как получается статическое электричество, мне было необходимо провести опыты. В этом мне помогали мои воспитатели Елена Александровна и Юлия Олеговна. Они подобрали опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.
ОПЫТ 1. Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?
В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.
В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?
Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.
ВЫВОД: Статическое электричество возникает при трении некоторых предметов друг о друга.
ОПЫТ 2. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
ВЫВОД: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
ОПЫТ 3. Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
ВЫВОД: В воде электроны могут свободно перемещаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь я знаю, что такое статическое электричество, и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов и что в воде электроны свободно перемещаются.
Полученные знания и умения в ходе экспериментирования я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода».
nsportal.ru
Материал: Картотека занимательных опытов со статическим электричеством.
Занимательные опыты со статическим электричеством
Чугреева О. А.
Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд — положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.
Опыт №1. Понятие о электрических зарядах.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Оборудование:
1. Воздушный шарик.
2. Шерстяной свитер.
Опыт: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — шерсть, которые очень легко теряют свои электроны.В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов.Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Опыт №2. Танцующая фольга.
Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Оборудование:
1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
2. Ножницы. 3. Пластмассовая расческа.4. Бумажное полотенце.
Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.
2. Бумажное полотенце.
3. Воздушный шарик.
4. Шерстяной свитер.
Опыт: Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №5. Гибкая вода.
Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Оборудование:
1. Раковина и водопроводный кран.
2. Воздушный шарик.
3. Шерстяной свитер.
Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
nsportal.ru
Проект (1 класс): Исследовательская работа «Статическое электричество»
Слайд 1
Исследовательская работа: «Статическое ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» Выполнили: Кукушкин Даниил, Коренев Дмитрий ученики 2 «А» класса; МОУ «Разуменской средней школы №2» Руководитель: Пистун Оксана Александровна, учителя начальных классов МОУ «Разуменской средней школы №2» п. Разумное 2016 Слайд 2Однажды, придя домой после школы, снимая свитер в темноте, я видел, как между мной и свитером проскакивают искры, и слышал тихий треск. После, причесываясь перед зеркалом, я заметил, что мои волосы притягиваются к расчёске.
Слайд 3
Гипотеза: предположим, что статическое электричество способно притягивать и отталкивать различные предметы.
Слайд 4
Цель работы : изучить статическое электричество, причины его возникновения, воздействие статического заряда на организм человека. Предмет исследования : изучение взаимодействия электрических зарядов на предметах и телах.
Слайд 5
Объект исследования: заряженные частицы, способные притягивать различные предметы. Задачи исследования: — изучить научную литературу по данной проблеме; — познакомиться с понятием «статическое электричество»; — выяснить причины взаимодействия электрических зарядов на предметы и тела; -определить влияние статического электричества на человека.
Слайд 6
Методы исследования: 1.Изучение научной литературы 2.Анализ 3. Проведение опытов. 4. Наблюдения. 5.Обобщение.
Слайд 7
Мы узнали, что все тела состоят из мельчайших частиц, называемых атомами. В свою очередь, атомы состоят из ещё более мелких частиц. Их называют протонами и электронами. Протоны имеют положительный заряд, обозначаемый знаком плюс (+), электроны – отрицательный заряд, обозначаемый знаком (-). Заряды с противоположными знаками притягиваются, заряды с одноимёнными знаками отталкиваются.
Слайд 8
Атомы содержат одинаковое количество протонов и электронов, поэтому положительные заряды уравновешиваются отрицательными. Протоны находятся в неподвижном состоянии и представляют собой ядро атома. Электроны, напротив, постоянно вращаются вокруг ядра .
Слайд 9
Это может быть вызвано:
Слайд 10
Когда мы трём шарик о шерстяную ткань, отдельные электроны атомов шерсти отрываются и переходят на шарик. Шарик, получив избыток электронов, электризуются. Тело электризуется, если количество электронов в нем увеличивается или уменьшается. А когда количество заряда становится достаточно большим, происходит электрический разряд, проскакивает искра.
Слайд 11
Опыт № 1 Статическое электричество способно притягивать бумажный предмет Мы потерли шарик о шерстяную вещь и поднёс к конфетти. Бумага, как по волшебству, прилипнет к шарику. Это потому, что при трении шарика о шерстяную ткань, они электризуются и приобретают способность притягивать к себе тела, как магнит. Вывод : статическое электричество притягивает бумажные предметы подтвердилась.
Слайд 12
Опыт № 2 Статическое электричество притягивает воду. Мы потерли шарик о шерстяную вещь (шаль) и поднёс к струе воды, льющейся из крана. Струя воды изгибается в сторону шарика. Вывод : при трении шарика о шерстяную ткань он заряжается электричеством, то есть электризуется, после чего может притягивать к себе другие предметы, как магнит. Гипотеза подтвердилась.
Слайд 13
Опыт № 3 Статическое электричество способно удерживать предметы на вертикальной поверхности.. Надуем воздушный шарик и поднесём его к стене. Ничего особенного мы не увидели – шарик падает. Теперь хорошо потрём шарик шерстяной тканью. Снова поднесём его к стене. Шарик пристает. Вывод : гипотеза подтвердилась, статическое электричество способно удерживать предметы в вертикальном положении.
Слайд 14
Опыт № 4 Статическое электричество притягивает волосы. Надуем воздушный шарик и поднесём его, не касаясь, к волосам. Всё осталось без изменений. Но стоит потереть шарик о шерстяную ткань и вновь поднести его к волосам, как они начнут подниматься и прилипать к шарику. Вывод: гипотеза подтверждена.
Слайд 15
Опыт № 5 Статическое электричество способно притягивать и отталкивать предметы. Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются. Для этого проведём ещё один опыт, чтобы узнать, когда это происходит. Потрём оба шарика шерстяной тканью. Возьмём за середину нити так, чтобы оба шарика повисли на одном уровне и увидим, что они отталкиваются друг от друга. Но только стоит между шариками вставить лист бумаги… — шарики сближаются. Лист бумаги не наэлектризован, он имеет одинаковое количество отрицательных и положительных зарядов; его положительные заряды притягивают отрицательные заряды шариков. Вывод: тела, имеющие заряды одинакового знака, отталкиваются. Тела, имеющие заряды разного знака – притягиваются. Гипотеза доказана
Слайд 16
Опыт №6 Получение электрического тока с помощью прибора. Учитель физики нашей школы Лесников Владислав Сергеевич познакомил нас с электрометром – прибором, позволяющим определить, заряжено ли тело, какой величины заряд и знак заряда. С помощью электрометра мы убедились, что в электризации при трении всегда участвуют два тела и при этом они приобретают заряды разного знака: эбонитовая палочка отрицательно заряжена, на ней избыток электронов, кусочек меха положительно заряжен, у него недостаток электронов. И эти заряды одинаковы по величине. Вывод: Заряды при электризации не создаются, а распределяются между телами. Гипотеза наша подтверждена.
Слайд 17
Мы выяснили как влияет статическое электричество на организм человека. Действие его выражается в ухудшении состояния человека. Люди, подвергающиеся его воздействию жалуются на повышенную утомляемость, раздражительность, плохой сон, быстро утомляются.
Слайд 18
В результате выполнения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: Статическое электричество – это совокупность явлений, связанных с возникновением, сохранением и релаксацией (перемещением) свободного электрического заряда. В ходе исследования мы нашли ответ на свой вопрос «Статическое электричество». Гипотеза наша подтвердилась, мы узнали много нового про статическое электричество, как оно влияет на здоровье человека, способы устранения статического электричества. Конечно, есть еще много того, что мы не понимаем, например физические понятия, законы, формулы, но, думаем, в старших классах сможем разобраться в этом вопросе подробнее. Таким образом, результатом нашего исследования стало следующее: мы можем объяснить, почему трещит и искрится одежда, почему раздаются щелчки, когда гладим свою кошку, почему «дерется» машина, почему вслед за расческой поднимаются волосы. Тела при трении электризуются. На них накапливаются заряды разного знака (положительного и отрицательного). Если на теле избыток электронов, оно заряжено отрицательно, если недостаток электронов – положительно. Между сильно наэлектризованными телами происходит электрический разряд.
Слайд 19
Мы подготовили рекомендации по борьбе со статическим электричеством.
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
nsportal.ru