Как подключить электромагнитный пускатель: Схема подключения магнитного пускателя на 220 В, 380 В

Содержание

Схема подключения магнитного пускателя на 220 В, 380 В

Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше. 

Содержание статьи

  • 1 Контакторы и пускатели — в чем разница
  • 2 Устройство и принцип работы
  • 3 Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В
    • 3.1 Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети
    • 3.2 Схема с кнопками «пуск» и «стоп»
  • 4 Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В
  • 5 Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

Контакторы и пускатели — в чем разница

И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют:

  • некоторое количество рабочих (силовых) контактов, через которые подается напряжение на подключаемую нагрузку;
  • некоторое количество вспомогательных контактов — для организации сигнальных цепей.

Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются.

Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так

Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли.

Кроме того, есть некоторое отличие в назначении. Пускатели предназначены для запуска асинхронных трехфазных двигателей. Потому они имеют три пары силовых контактов — для подключения трех фаз, и одну вспомогательную, через которую продолжает поступать питание для работы двигателя после того, как кнопка «пуск» отпущена. Но так как подобный алгоритм работы подходит для многих устройств, то подключают через них самые разнообразные устройства — цепи освещения, различные устройства и приборы.

Видимо потому что «начинка» и функции обоих устройств почти не отличаются, во многих прайсах пускатели называются «малогабаритными контакторами».

Устройство и принцип работы

Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы.

Основа пускателя — магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Выполнены они в виде букв «Ш» установленные «ногами» друг к другу.

Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В.  На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные.

Устройство магнитного пускателя

При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа).

При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем.

Так выглядит в разобранном виде

Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным.

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп».  Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.

Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

Сюда можно подать питание для катушки

Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

Подключение контактора с катушкой на 220 В

При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть. Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1.

Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

Схема с кнопками «пуск» и «стоп»

Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Обратите внимание, что

Схема включения магнитного пускателя с кнопками

Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой.

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме.

Питание для двигателя или любой другой нагрузки  (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз. На рисунке это фаза B, но чаще всего это фаза С как менее нагруженная. Второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.

Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все три фазы.

 

Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Например, для работы лебедки, в некоторых других случаях. Изменение направления вращения происходят за счет переброса фаз — при подключении одного из пускателей две фазы надо поменять местами (например, фазы B и C). Схема состоит из двух одинаковых пускателей и кнопочного блока, который включает общую кнопку «Стоп» и две кнопки «Назад» и «Вперед».

Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели

Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно.

Пускатели могут быть с катушкой на 380 В или на 220 В (указано в характеристиках на крышке). В случае если это 220 В, на контакты катушки подается одна из фаз (любая), а на второй подается «ноль» со щитка. Если катушка на 380 В, на нее подаются две любые фазы.

Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой  пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора.

Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой

Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса.

На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен.

Схемы подключения магнитного пускателя на 220 В и 380 В + как подключить контактор своими руками

Магнитный пускатель — устройство, отвечающее за бесперебойную и соответствующую требованиям стандартов работу оборудования. С его помощью осуществляют распределение питающего напряжения и управляют работой подключенных нагрузок.

Чаще всего через него подают питание на электродвигатели. И через него же осуществляют реверс двигателя, его остановку. Все эти манипуляции позволит осуществить правильная схема подключения магнитного пускателя, которую можно собрать и самостоятельно.

В этом материале мы расскажем об устройстве и принципах работы магнитного пускателя, а также разберемся в тонкостях подключения устройства.

Содержание статьи:

  • Отличие магнитного пускателя от контактора
  • Устройство и назначение прибора
    • Назначение магнитного пускателя
    • Конструкция и функционирование прибора
  • Особенности монтажа пускателя
  • Популярные схемы подключения МП
  • Тонкости подключения устройства на 220 В
    • Особенности силовой цепи
    • Изменение цепи управления
    • Подсоединение к 3-фазной сети
    • Ввод в схему теплового реле
  • Запуск мотора с реверсным ходом
    • Управление реверсом двигателя
    • Работа силовой схемы
  • Выводы и полезное видео по теме

Отличие магнитного пускателя от контактора

Часто при подборе коммутационного устройства возникает путаница между магнитными пускателями (МП) и контакторами. Эти устройства, несмотря на свою схожесть во многих характеристиках, все же разные понятия. Магнитный пускатель объединяет в себе ряд приборов, они соединены в одном управляющем узле.

В МП может быть включено несколько контакторов, плюс защитные устройства, специальные приставки, управляющие элементы. Все это заключено в корпус, имеющий какую-то степень влаго- и пылезащиты. С помощью этих устройств в основном управляют работой асинхронных двигателей.

Предельное напряжение, с которым работает магнитный пускатель, зависит от электромагнитной катушки индуктивности. Бывают МП небольших номиналов — 12, 24, 110 В, но наиболее часто применяют на 220 и 380 В

Контактор — моноблочный прибор с набором функций, предусмотренных конкретной конструкцией. Тогда как пускатели применяют в схемах достаточно сложных, контакторы в основном присутствуют в простых схемах.

Устройство и назначение прибора

Сравнив подключение МП и контактора, можно сделать заключение, что первое устройство отличается от второго тем, что его применяют для запуска электродвигателя. Можно даже сказать, что МП — тот же контактор, с помощью которого управляют электродвигателем.

Отличие это настолько условно, что в последнее время многие производители называют МП контакторами переменного тока, но с малыми габаритами. Да и постоянное усовершенствование контакторов сделало их универсальными, потому они стали многофункциональными.

Назначение магнитного пускателя

Встраивают МП и контакторы в силовые сети, транспортирующие ток с переменным или постоянным напряжением. Действие их базируется на электромагнитной индукции.

Устройство оснащено контактами сигнальными и теми, через которые питание подается. Первые названы вспомогательными, вторые — рабочими.

Стартовые кнопки, которыми оснащают схему, обеспечивают удобную эксплуатацию. Если нужно отключить нагрузку, достаточно задействовать клавишу «Стоп». При этом поступление напряжения на катушку пускателя закончится и цепь разорвется

МП дистанционно управляют электроустановками, в том числе и электродвигателями. Их роль, как защиты, нулевая — только исчезает напряжение или хотя бы падает до предела ниже 50%, силовые контакты размыкаются.

После остановки оборудования, в схему которого вмонтирован контактор, оно никогда не включится самостоятельно. Для этого придется нажать клавишу «Пуск».

Для безопасности это очень важный момент, поскольку полностью исключены аварии, спровоцированные самопроизвольным включением электроустановки.

Пускатели, в схему которых включены , охраняют электродвигатель или другую установку от длительных перегрузок. Эти реле могут быть двухполюсными (ТРН) либо однополюсными (ТРП). Срабатывание наступает под воздействием тока перегрузки двигателя, протекающего по ним.

Конструкция и функционирование прибора

Для корректной работы МП необходимо придерживаться определенных правил монтажа, иметь понятие об основах релейной техники, грамотно выбрать схему питания оборудования.

Поскольку устройства предназначены для функционирования на протяжении небольшого временного промежутка, наиболее популярными являются МП с обычно разомкнутыми контактами. Наибольшим спросом пользуются МП серий ПМЕ, ПАЕ.

Первые встраивают в сигнальные цепи для электродвигателей мощностью 0,27 — 10 кВт. Вторые — мощностью 4 – 75 кВт. Рассчитаны они на напряжение 220, 380 В.

Вариантов исполнения четыре:

  • открытый;
  • защищенный;
  • пылеводозащищенный;
  • пылебрызгонепроницаемый.

Пускатели ПМЕ включают в свою конструкцию двухфазное реле ТРН. В пускателе серии ПАЕ количество встраиваемых реле зависит от величины.

Буквы обозначают тип устройства, следующие за ними цифры — от 1 до 6 —величину. Вторая цифра — исполнение. Единица указывает на нереверсивный МП без тепловой защиты, двойка — то же, но с тепловой защитой, три — реверсивный, не имеющий тепловой защиты, четыре — с тепловой защитой, реверсивный

При напряжении около 95% от номинального катушка пускателя способна обеспечить надежную работу.

Состоит МП из следующих основных узлов:

  • сердечника;
  • электромагнитной катушки;
  • якоря;
  • каркаса;
  • механических датчиков работы;
  • групп контакторов — центральной и дополнительной.

Также в конструкцию могут включать в качестве дополнительных элементов, защитное реле, электропредохранители, добавочный комплект клемм, пусковое устройство.

МП включает в свою конструкцию основание (1), контакты неподвижные (2), пружину (3), сердечник (4), дроссель (5), якорь (6), пружину (7), контактный мостик (8), пружину (9), дугогасительную камеру (10), нагревательный элемент (11)

По сути, это реле, но отключающее гораздо больший ток. Поскольку электромагниты у этого устройства довольно мощные, оно отличается большой скоростью срабатывания.

Электромагнит в виде катушки с большим числом витков рассчитан на напряжение 24 – 660 В. Которая размещена на сердечнике, большая мощность нужна для преодоления усилия пружины.

Последняя предназначена для быстрого рассоединения контактов, от скорости которого зависит величина электрической дуги. Чем быстрее произойдет размыкание, тем меньше дуга и в тем лучшем состоянии будут сами контакты.

Нормальное состояние, когда контакты разомкнуты. Пружина при этом удерживает в приподнятом состоянии верхний участок магнитопровода.

Когда на магнитный пускатель поступает питание, через катушку проходит ток и формирует электромагнитное поле. Оно привлекает мобильную часть магнитопровода посредством сжатия пружины. Контакты замыкаются, на нагрузку поступает питание, в результате, она включается в работу.

В случае отключения питания МП электромагнитное поле исчезает. Выпрямляясь, пружина делает толчок, и верхняя часть магнитопровода оказывается вверху. Как следствие, расходятся контакты, и пропадает питание на нагрузку.

Некоторые модели пускателей оснащены ограничителями перенапряжений, которые применяют в полупроводниковых управляющих системах.

Можно вручную проконтролировать работу системы путем нажатия на якорь с целью почувствовать силу сокращения пружины. Как раз усилие сокращения справляется с магнитным полем. При полном опускании якоря, контакты, отбрасываемые пружиной, отключаются

Питание катушки управления после подключения магнитного пускателя реализуется от переменного тока, но для этого устройства род тока не имеет значения.

Пускатели, как правило, оснащены двумя видами контактов: силовыми и блокировочными. Посредством первых подключается нагрузка, а вторые предохраняют от неправильных действий при подключении.

Силовых МП может быть 3 или 4 пары, все зависит от конструкции устройства. В каждой из пар есть как мобильные, так и неподвижные контакты, соединенные с клеммами, находящимися на корпусе, посредством металлических пластин.

Первые отличаются тем, что на нагрузку постоянно поступает питание. Вывод из рабочего состояния происходит только после срабатывания пускателя.

На контакторы с контактами нормально разомкнутыми подается питание исключительно во время работы пускателя.

Различают два вида контактов блокировки: нормально закрытые, нормально разомкнутые. Первого вида контакт имеет кнопка «Стоп», а нормально открытый — «Пуск»

Нормально замкнутые отличаются тем, что на нагрузку постоянно поступает питание, а отсоединение наступает исключительно после срабатывания пускателя. На контакторы с контактами нормально разомкнутыми подается питание исключительно во время работы пускателя.

Особенности монтажа пускателя

Неправильный монтаж магнитного пускателя, может иметь последствия в виде ложных срабатываний. Чтобы избежать этого, нельзя выбирать участки, подверженные вибрации, ударам, толчкам.

Конструкционно МП устроен так, что его можно монтировать в электрощите, но с соблюдением правил. Устройство будет работать надежно, если местом его установки будет поверхность прямая, плоская и расположенная вертикально.

Тепловые реле не должны подвергаться подогреву от посторонних источников тепла, что отрицательно скажется на функционировании устройства. По этой причине их нельзя размещать в местах, подверженных нагреву.

Устанавливать магнитный пускатель в помещении, где смонтированы устройства с током от 150 А, категорически нельзя. Включение и выключение таких устройств провоцирует быстрый удар.

Провода из меди до подключения нужно залудить. Если они многожильные, их концы перед лужением скручивают. У алюминиевых проводов концы зачищают надфилем, затем покрывают пастой или техническим вазелином

Чтобы не допустить перекоса пружинных шайб, находящихся в контактном зажиме пускателя, конец проводника загибают П-образно или в кольцо. Когда нужно подключить 2 проводника к зажиму, нужно чтобы их концы были прямыми и находились по две стороны зажимного винта.

Включению в работу пускателя должен предшествовать осмотр, проверка исправности всех элементов. Подвижные детали должны перемещаться от руки. Электрические соединения нужно сверить со схемой.

Популярные схемы подключения МП

Наиболее часто используют монтажную схему с одним устройством. Чтобы соединить ее основные элементы используют 3-жильный и два разомкнутых контакта в случае, если устройство выключено.

Это предельно простая схема. Она собирается, когда замыкается выключатель автоматический QF. От КЗ (короткого замыкания) схему управления защищает предохранитель PU

В нормальных обстоятельствах контакт реле Р замкнут. При нажатии клавиши «Пуск» цепь замыкается. Нажатие кнопки «Стоп» разбирает схему. В случае перегрузки тепловой датчик Р сработает и разорвет контакт Р, машина остановится.

При этой схеме большое значение имеет номинальное напряжение катушки. Когда усилие на ней 220 В, двигателя 380 В, в случае соединения в звезду, такая схема не подходит.

Для этого применяют схему с нейтральным проводником. Применять ее целесообразно в случае соединения обмоток двигателя треугольником.

Тонкости подключения устройства на 220 В

Независимо от того, как решено подключить магнитный пускатель, в проекте обязательно присутствуют две цепи — силовая и сигнальная. Через первую подают напряжение, посредством второй управляют работой оборудования.

Особенности силовой цепи

Питание для МП подключают через контакты, обычно обозначаемые символами А1 и А2. На них попадает напряжение 220 В, если сама катушка рассчитана на такое напряжение.

Удобнее «фазу» подключать к А2, хотя принципиальной разницы в подключении нет. Источник питания подключают к контактам, находящимся ниже на корпусе.

Тип напряжения не имеет значения, главное, чтобы номинал не выходил за пределы 220 В.

Через магнитный пускатель, оснащенный катушкой 220 В, возможна подача напряжения от дизель- и ветрогератора, аккумулятора, других источников. Съем его происходит с клемм Т1, Т2, Т3

Минусом этого варианта подключения является тот момент, что для ее включения или отключения нужно совершать манипуляции с вилкой. Схему можно усовершенствовать путем установки перед МП автомата. С его помощью включают и отключают питание.

Изменение цепи управления

Эти изменения не касаются силовой цепи, модернизируется в этом случае лишь цепь управления. Вся схема в целом претерпевает незначительные изменения.

Когда клавиши находятся в одном кожухе, узел называется «кнопочным постом». Любая из них обладает парой входов и парой выходов. У клавиши «Пуск» клеммы нормально разомкнутые (НЗ), у прямо противоположной — нормально замкнутые (NC)

Клавиши встраивают последовательно перед МП. Первая — «Пуск», за ней идет «Стоп». Контактами магнитного пускателя манипулируют посредством управляющего импульса.

Источником его является нажатая пусковая кнопка, открывающая путь для подачи напряжения к управляющей катушке. «Пуск» не обязательно удерживать во включенном состоянии.

Оно поддерживается по принципу самозахвата. Заключается он в том, что параллельно кнопке «Пуск» подключаются добавочные самоблокирующиеся контакты. Они и снабжают напряжением катушку.

После их замыкания, катушка самоподпитывается. Разрыв этой цепи приводит к отключению МП.

Отключающая клавиша «Стоп» обычно красная. Стартовая кнопка может иметь не только надпись «Пуск», но и «Вперед», «Назад». Чаще всего она зеленого цвета, хотя может быть и черного.

Подсоединение к 3-фазной сети

Возможно подключение 3-фазного питания через катушку МП, функционирующей от 220 В. Обычно схему применяют с асинхронным двигателем. Сигнальная цепь при этом не изменяется.

Одну фазу и «ноль» подключают к соответствующим контактам. Проводник фазный прокладывают через стартовую и выключающую клавиши. На контакты NO13, NO14 ставят перемычку между замкнутым и разомкнутым контактами

Силовая цепь имеет отличия, но не очень существенные. Три фазы подают на входы, обозначенные на плане, как L1, L2, L3. Трехфазную нагрузку подключают к T1, T2, T3.

Ввод в схему теплового реле

В промежутке между магнитным пускателем и асинхронным электродвигателем последовательно подсоединяют тепловое реле. Выбор его осуществляют в зависимости от типа мотора.

Тепловое реле обезопасит электрический двигатель от неисправностей и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при пропадании одной из фаз

Подключают реле к выводу с магнитным пускателем. Ток в нем проходит к мотору последовательно, попутно нагревая реле. Верх реле оснащен придаточными контактами, объединенными с катушкой.

Нагреватели реле рассчитывают на предельную величину тока, протекающего через них. Делают это для того, чтобы, когда двигатель окажется в опасности из-за перегрева, реле смогло бы отключить пускатель.

Также рекомендуем прочесть другую нашу статью где мы рассказали о том как выбрать и подключить электромагнитный пускатель на 380 В. Подробнее — переходите по .

Запуск мотора с реверсным ходом

Для функционирования отдельного оборудование необходимо, чтобы двигатель мог вращаться как влево, так и вправо.

Схема подключения для такого варианта содержит два МП, кнопочный пост либо отдельные три клавиши — две стартовые «Вперед», «Назад» и «Стоп».

Для реализации этого варианта в схему с одним МП добавляют еще одну сигнальную цепь. В нее входит клавиша SB3, МП КМ2. Немного изменена и силовая часть

От к.з. силовую цепь защищают контакты нормально замкнутые КМ1.2, КМ2.2.

Подготовку схемы к работе осуществляют следующим образом:

  1. Включают АВ QF1.
  2. На силовые контакты МП КМ1, КМ2 поступают фазы А, В, С.
  3. Фаза, которая снабжает цепь управления (А) через SF1 (автомат защиты сигнальных цепей) и клавишу SB1 «Стоп» подается на контакт 3 (клавиши SB2, SB3), контакт 13НО (МП КМ1, КМ2).

Далее схема работает по алгоритму, зависящему от направления вращения мотора.

Управление реверсом двигателя

Вращение начинается при задействовании клавиши SB2. При этом фаза А через КМ2.2 подается на катушку МП КМ1. Начинается включение пускателя с замыканием нормально разомкнутых контактов и размыканием нормально замкнутых.

Замыкание КМ1.1 провоцирует самоподхват, а за смыканием контактов КМ1 следует подача фаз А, В, С на идентичные контакты обмоток двигателя и он начинает вращение.

Перед запуском мотора в противоположном направлении необходимо остановить заданное прежде вращение посредством кнопки «Стоп». Для кручения в обратном направлении стоит только при помощи пускателя КМ2 поменять дислокацию каких-то двух питающих фаз

Предпринятое действие разъединит цепь, на дроссель КМ1 перестанет подаваться управляющая фаза А, а сердечник с контактами, посредством возвратной пружины, восстановится в исходном положении.

Контакты разъединятся, на двигатель М прекратится подача напряжения. Схема будет пребывать в ждущем режиме.

Запускают ее путем нажатия на кнопку SB3. Фаза А через КМ1.2 поступит на КМ2, МП, сработает и через КМ2.1 окажется на самоподхвате.

Далее, МП посредством контактов КМ2 поменяет фазы местами. В результате двигатель М изменит направление вращения. В это время соединение КМ2.2, находящееся в цепи, питающей МП КМ1, рассоединится, не допуская включения КМ1 пока функционирует КМ2.

Работа силовой схемы

Ответственность за переключение фаз для перенаправления вращения двигателя возложена на силовую схему.

Провод белого цвета заводит фазу А на левый контакт МП КМ1, затем через перемычку заходит на левый контакт КМ2. Выходы пускателей также объединены перекрестной перемычкой и далее через КМ1 на первую обмотку поступает фаза А двигателя

При срабатывании контактов МП КМ1 на первую обмотку поступает фаза А, на вторую обмотку — фаза В, а на третью — фаза С. При этом мотор вращается влево.

Когда срабатывает КМ2, передислоцируются фазы В и С. Первая попадает на третью обмотку, вторая — на вторую. Изменений по фазе А не происходит. Двигатель начнет вращаться вправо.

Выводы и полезное видео по теме

Подробности об устройстве и подключении контактора:

Практическая помощь в подключении МП:

По приведенным схемам можно подключить магнитный пускатель своими руками как к сети 220, так и 380 В.

Необходимо помнить, что сборка не отличается сложностью, но для реверсивной схемы важно наличие двухсторонней защиты, делающей невозможным встречное включение. При этом блокировка может быть как механической, так и посредством блокировочных контактов.

Если у вас появились вопросы по теме статьи, пожалуйста, оставляйте свои комментарии в расположенном ниже блоке. Там же вы можете сообщить интересную информацию или дать совет по подключению магнитных пускателей посетителям нашего сайта.

 

Что такое магнитный пускатель?

`;

Промышленность

Факт проверен

Пол Скотт

Магнитный пускатель представляет собой электрическое коммутационное устройство, обычно используемое в качестве пускового механизма для электродвигателей и другого сильноточного оборудования. Также известный как контактор, магнитный пускатель использует электромагнитное поле для замыкания набора контактов, которые затем передают мощность на двигатель. Это электромагнитное поле создается состоящим из двух частей многослойным стальным сердечником и проволочной катушкой, соединенной с цепью управления пускателя. Когда кнопка запуска нажата и катушка возбуждается, она создает магнитное поле, которое замыкает контактный механизм и запускает двигатель. Магнитные пускатели могут иметь от двух до четырех наборов основных точек контакта и часто имеют встроенные наборы вспомогательных контактов и устройства защиты от тепловой перегрузки.

Большинство электродвигателей и тяжелого оборудования используют магнитный пускатель для включения. Часто называемые контакторами или реле, магнитные пускатели обеспечивают дистанционный запуск оборудования и, в зависимости от конкретной конструкции, также обеспечивают защиту от перегрузки и вспомогательное переключение. Главные точки контакта в магнитном пускателе действуют как выключатели, замыкающие или размыкающие основную цепь питания двигателя. В случае небольших однофазных двигателей потребуются только две точки контакта — по одной для линии под напряжением и нейтрали. Для трехфазных двигателей, естественно, потребуются три контакта, по одному на каждую фазу.

Эти пускатели состоят из двух многослойных стальных сердечников и двух наборов контактных точек, которые служат переключателем для управления электропитанием двигателя. Один стальной сердечник и один набор контактов прикреплены к корпусу магнитного пускателя и не двигаются. Второй сердечник и контакты могут двигаться и соединены вместе под действием пружины, чтобы отделить их от статических блоков. Вокруг статического сердечника размещается проволочная катушка, которая при подаче питания создает электромагнитное поле, притягивающее подвижный сердечник к статическому. Подвижные контакты перемещаются вместе с подвижным сердечником и плотно прижимаются к точкам неподвижных контактов, замыкая цепь питания двигателя.

Цепь, которая подает ток на катушку, известна как цепь управления и проходит через кнопки остановки и запуска, что позволяет дистанционно управлять двигателем. Обычно в магнитных пускателях есть по крайней мере один или два набора вспомогательных контактных точек, отдельных от основных контактных наборов. Они используются в качестве блокировок, фиксаторов и для включения выносных ламп, которые показывают рабочее состояние двигателя. Пускатели могут также включать устройства тепловой перегрузки, которые отключают подачу питания на катушку и останавливают двигатель в случае его перегрузки.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Схемы подключения магнитного пускателя на 220 В и 380 В + как подключить контактор своими руками

Магнитный пускатель — устройство, отвечающее за бесперебойную и соответствующую нормам работу оборудования. С его помощью осуществляется распределение питающего напряжения и контролируется работа подключенных нагрузок.

Чаще всего питается от электродвигателей. И через него двигатель реверсируется, останавливается. Все эти манипуляции позволят правильно подключить магнитный пускатель, который можно собрать самостоятельно.

В этом материале мы расскажем об устройстве и принципах работы магнитного пускателя, а также разберемся в тонкостях подключения устройства.

Содержание статьи:

  • Отличие магнитного пускателя от контактора
  • Устройство и назначение устройства
    • Назначение магнитного пускателя
    • Устройство и назначение
  • Особенности монтажа пускателя
  • Популярные схемы подключения МП
  • Тонкости подключения устройства к сети 220 909 В 4 особенности8
  • Изменить цепь управления
  • 3-фазное подключение к сети
  • Вход в цепь термореле
  • Пуск двигателя с обратным ходом
    • Управление реверсом двигателя
    • Работа силовой цепи
  • Выводы и полезное видео по теме
  • Отличие магнитного пускателя от контактора

    Часто при выборе коммутационного устройства возникает путаница между магнитными пускателями (МП ) и контакторы. Эти устройства, несмотря на их сходство по многим характеристикам, все же представляют собой разные концепции. Магнитный пускатель объединяет ряд устройств, они соединяются в одном блоке управления.

    В состав МП может входить несколько контакторов, плюс защитные устройства, специальные пульты, элементы управления. Все это заключено в корпус, имеющий некоторую степень влаго- и пылезащиты. С помощью этих устройств в основном контролируют работу асинхронных двигателей.

    Предельное напряжение, при котором работает магнитный пускатель, зависит от электромагнитного индуктора. Существуют МП малых номиналов — 12, 24, 110 В, но чаще всего применяются на 220 и 380 В

    Контактор — это неразъемное устройство с набором функций, предусмотренных конкретной конструкцией. В то время как пускатели используются в довольно сложных цепях, контакторы в основном присутствуют в простых цепях.

    Конструкция устройства и назначение

    Сравнивая подключение МП и контактора, можно сделать вывод, что первое устройство отличается от второго тем, что оно используется для пуска электродвигателя. Можно даже сказать, что МП — это тот самый контактор, который управляет электродвигателем.

    Разница настолько условна, что в последнее время многие производители называют контакторами MP AC, но с малыми габаритами. Да и постоянное совершенствование контакторов сделало их универсальными, ведь они стали многофункциональными.

    Назначение магнитных пускателей

    Встраивание МП и контакторов в электрические сети, транспортирующие ток с переменным или постоянным напряжением. Их действие основано на электромагнитной индукции.

    Устройство оснащено сигнальными контактами и теми, через которые подается питание. Первые называются вспомогательными, вторые — рабочими.

    Пусковые кнопки, которыми оборудована схема, обеспечивают удобство работы. Если вам нужно отключить нагрузку, просто используйте кнопку «Стоп». В этом случае подача напряжения на катушку пускателя прекратится и цепь разорвется

    МП дистанционного управления электроустановками, в том числе электродвигателями. Роль их как защиты нулевая — только пропадает напряжение или хотя бы падает до предела ниже 50%, силовые контакты размыкаются.

    После остановки оборудования, в цепи которого установлен контактор, оно никогда не включится само по себе. Для этого необходимо нажать клавишу «Старт».

    Для безопасности это очень важный момент, так как полностью исключены несчастные случаи, вызванные самопроизвольным включением электроустановки.

    Пускатели, в цепь которых включены, защищают электродвигатель или другую установку от длительных перегрузок. Эти реле могут быть биполярными (TRN) или однополярными (TRP). Срабатывание происходит под действием протекающего через них тока перегрузки двигателя.

    Устройство и принцип действия

    Для корректной работы МП необходимо придерживаться определенных правил монтажа, иметь представление об основах релейной техники, правильно выбирать схему питания оборудования.

    Поскольку устройства рассчитаны на работу в течение короткого промежутка времени, наиболее популярными являются МФ с нормально разомкнутыми контактами. Наибольшим спросом пользуются МП серии PME, PAE.

    Первые встраиваются в сигнальные цепи электродвигателей мощностью 0,27 — 10 кВт. Второй — мощностью 4 — 75 кВт. Рассчитаны на напряжение 220, 380 В.

    Возможны четыре варианта:

    • открытые;
    • защищенный;
    • пыленепроницаемый;
    • пылезащитный.

    Пускатели ПМЭ включают в свою конструкцию двухфазное реле ТРН. В пускателе серии РАЕ количество встроенных реле зависит от номинала.

    Буквы обозначают тип устройства, за которыми следуют цифры — от 1 до 6 — значение. Вторая цифра – производительность. Один указывает на нереверсивное магнитное поле без тепловой защиты, два — то же, но с тепловой защитой, три — реверсивное, без тепловой защиты, четыре — с тепловой защитой, реверсивное

    При напряжении около 95 % от номинального значения катушки пускателя способен обеспечить надежную работу.

    МП состоит из следующих основных узлов:

    • ядро;
    • электромагнитная катушка;
    • Анкеры
    • рама;
    • механические датчики работы;
    • Группы контакторов — центральная и вторичная.

    Также в конструкцию могут быть включены в качестве дополнительных элементов защитное реле, электропредохранители, дополнительный набор клемм, пусковое устройство.

    МП включает в свою конструкцию основание (1), неподвижные контакты (2), пружину (3), сердечник (4), дроссель (5), якорь (6), пружину (7), контактную перемычку (8), пружину (9), дуговая камера (10), нагревательный элемент (11)

    По сути это реле, но оно отключает гораздо больший ток. Так как электромагниты этого устройства довольно мощные, то и скорость срабатывания у него высокая.

    Электромагнит в виде катушки с большим числом витков рассчитан на напряжение 24 — 660 В. Который расположен на сердечнике, для преодоления усилия пружины нужна большая мощность.

    Последний предназначен для быстрого разъединения контактов, скорость которого зависит от величины электрической дуги. Чем быстрее происходит размыкание, тем меньше дуга и в лучшем состоянии будут сами контакты.

    Нормальное состояние, когда контакты разомкнуты. При этом пружина удерживает верхнюю часть магнитопровода в приподнятом состоянии.

    При подаче питания на магнитный пускатель ток протекает через катушку и образует электромагнитное поле. Он притягивает подвижную часть магнитопровода, сжимая пружину. Контакты замыкаются, на нагрузку подается питание, в результате она включается в работу.

    В случае сбоя питания электромагнитное поле исчезает. Распрямляясь, пружина делает толчок, и верхняя часть магнитопровода оказывается наверху. В результате контакты расходятся и питание на нагрузку пропадает.

    Некоторые модели пускателей оснащены ограничителями перенапряжения, которые используются в полупроводниковых системах управления.

    Вы можете вручную управлять работой системы, нажав на якорь, чтобы почувствовать силу сокращения пружины. Как раз сила сжатия справляется с магнитным полем. При полном опускании анкеров контакты, сбрасываемые пружиной, размыкаются

    Питание катушки управления после подключения магнитного пускателя осуществляется от переменного тока, но род тока для данного устройства значения не имеет.

    Пускатели, как правило, оснащены контактами двух типов: силовыми и блокировочными. Через первые подключается нагрузка, а вторые защищают от некорректных действий при подключении.

    Мощность МП может быть 3 или 4 пары, все зависит от конструкции устройства. В каждой из пар имеются как подвижные, так и неподвижные контакты, соединенные с выводами, расположенными на корпусе, посредством металлических пластин.

    Первые отличаются тем, что на нагрузку постоянно подается питание. Вывод из эксплуатации происходит только после срабатывания стартера.

    Контакторы с нормально разомкнутыми контактами находятся под напряжением исключительно во время работы пускателя.

    Существует два типа контактов блокировки: нормально замкнутый и нормально разомкнутый. Первый тип контакта имеет кнопку «Стоп», а нормально разомкнутый – «Пуск»

    Нормально замкнутые отличаются тем, что на нагрузку постоянно подается питание, а отключение происходит только после срабатывания пускателя. Контакторы с нормально разомкнутыми контактами находятся под напряжением исключительно во время работы пускателя.

    Особенности монтажа пускателя

    Неправильная установка магнитного пускателя может иметь последствия в виде ложных срабатываний. Во избежание этого нельзя выделять участки, подверженные вибрации, толчкам, ударам.

    Конструктивно МП выполнен так, что его можно монтировать в электрощит, но с соблюдением правил. Устройство будет надежно работать, если место его установки представляет собой прямую, ровную и вертикальную поверхность.

    Тепловые реле не должны нагреваться от внешних источников тепла, что отрицательно скажется на работе устройства. По этой причине их нельзя размещать в местах, подверженных воздействию тепла.

    Категорически нельзя устанавливать магнитный пускатель в помещении, где монтируются приборы с силой тока 150 А. Включение и выключение этих устройств провоцирует быстрый удар.

    Медные провода должны быть залужены перед подключением. Если они скручены, их концы скручивают перед лужением. На алюминиевых проводах концы зачищают напильником, затем покрывают пастой или техническим вазелином

    Для предотвращения перекоса пружинных шайб, расположенных в контактном зажиме пускателя, конец жилы загибают П-образно или в кольцо. Когда нужно подключить к зажиму 2 проводника, необходимо, чтобы их концы были прямыми и располагались с двух сторон винта зажима.

    Включению в работу стартера должен предшествовать осмотр, проверка исправности всех элементов. Движущиеся части должны перемещаться вручную. Электрические соединения должны быть проверены с цепью.

    Популярные схемы подключения МП

    Чаще всего используют схему подключения с одним устройством. Для подключения его основных элементов используется 3-х жильный и два разомкнутых контакта на случай отключения устройства.

    Это предельно простая схема. Он собирается, когда автоматический переключатель QF закрывается. Предохранитель ПУ защищает от короткого замыкания (КЗ)

    В нормальных условиях реле P замкнуто. Когда вы нажимаете кнопку «Старт», цепь замыкается. Нажатие кнопки «Стоп» разбирает схему. В случае перегрузки термодатчик Р сработает и разомкнет контакт Р, машина остановится.

    В этой схеме большое значение имеет номинальное напряжение катушки. При напряжении на нем 220 В, на двигателе 380 В, при соединении в звезду такая схема не подходит.

    Для этого используется схема с нейтральным проводником. Его целесообразно применять в случае соединения обмоток двигателя треугольником.

    Тонкости подключения устройства к 220 В

    Независимо от того, как решено подключение магнитного пускателя, в проекте должны быть две цепи — силовая и сигнальная. Через первый подается напряжение, а вторым управляется работа оборудования.

    Характеристики цепи питания

    Питание для МП подключается через контакты, обычно обозначаемые символами А1 и А2. Получают напряжение 220 В, если сама катушка рассчитана на такое напряжение.

    «Фазу» удобнее подключать к А2, хотя принципиальной разницы в подключении нет. Источник питания подключается к контактам внизу на корпусе.

    Тип напряжения значения не имеет, основное все дело в том, что номинал не выходит за пределы 220 В.

    Через магнитный пускатель, оснащенный катушкой 220 В, можно подавать напряжение от дизеля и ветряка, аккумуляторной батареи и др. источников Снимается с клемм Т1, Т2, Т3

    Недостатком этого варианта подключения является тот факт, что вам нужно манипулировать вилкой для ее включения или выключения. Схему можно улучшить, установив перед МП автомат. С его помощью включать и выключать питание.

    Изменение цепи управления

    Эти изменения не касаются силовой цепи; в этом случае модернизируется только схема управления. Вся схема в целом претерпевает незначительные изменения.

    Когда клавиши находятся в одном корпусе, сборка называется «кнопочной стойкой». Любой из них имеет пару входов и пару выходов. Клавиша «Пуск» имеет нормально разомкнутые (NC) клеммы, противоположная — нормально замкнутые (NC) клеммы

    Ключи встраиваются последовательно перед МП. Сначала «Старт», затем «Стоп». Контакты магнитного пускателя управляются с помощью управляющего импульса.

    Его источником является нажатая кнопка пуска, которая открывает путь для подачи напряжения на катушку управления. «Старт» не обязательно держать включенным.

    Поддерживается принцип самозахвата. Он заключается в том, что параллельно кнопке «Пуск» подключаются дополнительные самоблокирующиеся контакты. Они подают напряжение на катушку.

    После их замыкания катушка самозапитывается. Разрыв этой цепи приводит к отключению МП.

    Клавиша остановки обычно красная. Кнопка запуска может иметь не только надпись «Пуск», но и «Вперед», «Назад». Чаще всего он зеленого цвета, хотя может быть и черным.

    3-х фазное подключение к сети

    Возможно подключение 3-х фазного питания через катушку МП, работающую от 220 В. Обычно схема используется с асинхронным двигателем. Цепь сигнала не меняется.

    Одна фаза и «ноль» подключаются к соответствующим контактам. Фазный провод прокладывается через клавиши пуска и останова. Перемычка ставится между NO13, NO14 между замкнутым и разомкнутым контактами.

    Схема питания имеет отличия, но не очень существенные. На вводы, обозначенные на плане как Л1, Л2, Л3, подаются три фазы. Трехфазная нагрузка подключена к Т1, Т2, Т3.

    Вход в цепь теплового реле

    В разрыв между магнитным пускателем и асинхронным двигателем последовательно включено тепловое реле. Его подбор осуществляется в зависимости от типа мотора.

    Тепловое реле защитит электродвигатель от неисправностей и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при пропадании одной из фаз

    Подключить реле к клемме с магнитным пускателем. Ток в нем проходит на двигатель последовательно, одновременно нагревая реле. Верхняя часть реле снабжена вспомогательными контактами, объединенными с катушкой.

    Релейные нагреватели полагаются на предельное значение тока, протекающего через них. Это сделано для того, чтобы при опасности двигателя из-за перегрева реле могло отключить стартер.

    Также рекомендуем вам ознакомиться с другой нашей статьей, где мы рассказали о том, как выбрать и подключить электромагнитный пускатель на 380 В. Подробнее — перейдите на .

    Запуск двигателя задним ходом

    Для работы отдельного оборудования необходимо, чтобы двигатель мог вращаться как влево, так и вправо.

    Схема подключения для этого варианта содержит две МП, кнопочный пост или три отдельные клавиши — две пусковые «Вперед», «Назад» и «Стоп».

    Для реализации этого варианта к схеме с одним МП добавляется еще одна сигнальная цепь. В него входят ключ SB3, MP KM2. Силовой агрегат также немного изменился.

    От короткого замыкания цепь питания защищена нормально замкнутыми контактами КМ1.2, КМ2.2.

    Подготовка схемы к работе следующая:

    1. Включить АБ QF1.
    2. Фаза А, В, С подводится к контактам питания МП КМ1, КМ2
    3. Фаза, питающая цепь управления (А) через SF1 (сигнальный выключатель) и ключ останова SB1, подается на контакт 3 (ключи SB2, SB3), контакт 13НО (МП КМ1, КМ2).

    Далее схема работает по алгоритму, зависящему от направления вращения двигателя.

    Управление реверсом двигателя

    Вращение начинается при нажатии клавиши SB2. При этом фаза А подается через КМ2.2 на катушку МП КМ1. Пуск пускателя начинается с замыкания нормально разомкнутых контактов и размыкания нормально замкнутых.

    Замыкание КМ1.1 вызывает самоблокировку, а замыкание контактов КМ1 сопровождается подачей фаз А, В, С на одинаковые контакты обмоток двигателя и он начинает вращение.

    Перед пуском двигателя в обратном направлении необходимо остановить заданное ранее вращение с помощью кнопки Стоп. Для кручения в обратном направлении необходимо только изменить перестановку каких-то двух фаз питания с помощью пускателя КМ2

    Выполненное действие отключит цепь, управляющая фаза А больше не будет подаваться на дроссель КМ1, а сердечник с контактами посредством возвратной пружины будет восстановлен в исходное положение.

    Контакты разомкнутся, напряжение на двигателе М прекратится. Схема перейдет в дежурный режим.

    Запустите его, нажав кнопку SB3. Фаза А через КМ1.2 прибудет на КМ2, МП будет работать и через КМ2.1 будет на самовывоз.

    Далее МП через контакты КМ2 поменяет фазы. В результате двигатель М изменит направление вращения. В это время соединение КМ2.2, находящееся в цепи питания МП КМ1, отключится, препятствуя включению КМ1 при функционировании КМ2.

    Работа силовой цепи

    Ответственность за переключение фаз для перенаправления вращения двигателя лежит на силовой цепи.

    Белый провод ведет фазу А на левый контакт МП КМ1, затем через перемычку входит на левый контакт КМ2. Выходы пускателей также соединяются перекрестной перемычкой и далее через КМ1 фаза А двигателя поступает на первую обмотку

    При срабатывании контактов МП КМ1 на первую обмотку поступает фаза А, на вторую обмотку фаза В, на третью обмотку фаза С. Двигатель вращается влево.

    При срабатывании KM2 фазы B и C перемещаются. Первый попадает на третью обмотку, второй на вторую.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *