Обозначение контактора на схеме
Точно так же, как для чтения текста требуется знание алфавита, так и для работы с электрическими схемами необходимы знания символических условных обозначений. Каждый знак должен быть правильно расшифрован, в соответствии со своим предназначением.
Условно-графические обозначения – УГО – соответствуют различным электронные компонентам и устройствам, а также всем связующим их звеньям. В эту номенклатуру входит и обозначение контактора на схеме, поскольку данный прибор постоянно применяется в электрических сетях.
Содержание
Основные типы условных знаков по ГОСТу
Электрические схемы относятся к техническим чертежам и являются одной из их разновидностей. На них отображаются все составляющие тех или иных цепей, обозначенные специальными условными знаками. Они разделяются на несколько основных групп, включающих в себя разнообразные типы потребителей, источников тока, управляющих элементов и проводников.
На чертеж наносятся их графические отображения, с использованием линий разной толщины и обычных геометрических фигур. Они могут быть квадратными и прямоугольными, в виде окружности или дуги, треугольника, простой линии и пунктира т.д. Все эти символы включают в себя не одну лишь графику, но и символы, состоящие из букв и цифр. Нанесенные все вместе, они вступают во взаимодействие друг с другом по установленной системе и способны отобразить какую угодно аппаратуру и оборудование, связующие линии с механикой, электрические сети, всевозможные обмотки, средства коммутации и прочие аналогичные компоненты.
Состав принципиальных схем может дополняться специально разработанными УГО, разъясняющими специфику действия тех или иных составляющих. В качестве живого примера можно взять различные типы контактов, используемые для замыкания, размыкания и переключения. Общая символика, предусмотренная ГОСТом, соответствует лишь одному направлению работы этих устройств – замыканию-размыканию данной цепи. Все функциональные возможности, присутствующие дополнительно, указываются при помощи символов, которые наносятся на подвижную деталь контакта. С помощью этой символики на любой схеме легко определяется нужный элемент – реле, кнопки, контакторы, пускатели и т.д.
Некоторые виды деталей и компонентов могут отображаться в нескольких вариантах. Это касается трансформаторных обмоток, коммутационных контактов и прочих составляющих, нашедших применение в данных условиях. В случае, когда стандартном перечне отсутствует нужное обозначение, оно составляется самостоятельно, исходя из принципа работы данного элемента. В качестве основы применяются значки, которые используются для отображения аналогичной аппаратуры.
Огромное количество графических значков УГО и их комбинаций представляет собой подробную элементную базу, незаменимую при выполнении всевозможных электрических чертежей и схем. Изображения наносятся по установленным стандартам с соблюдением ширины линий, размеров и других параметров. Все типы схем разделяются на несколько составляющих. По своему назначению они бывают однолинейными, монтажного и принципиального типа.
Графика и символика в схемах однолинейного типа
Главная функция однолинейных схематических изображений заключается в графике отображающей ту или иную систему электроснабжения данного объекта. В ней отображается подключение общего питания и последующая разводка по отдельным точкам. Данный чертеж выполняется в виде одной общей линии, поэтому она и называется однолинейной. То есть, подводка питания к каждому из потребителей наносится на план в виде одинарной линии.
Условное обозначение численности фаз в графическом варианте отображается путем специально нанесенных засечек. Если засечка одна – питание однофазное, а если три – трехфазное.
Помимо одиночных линейных сетей, на схему наносится аппаратура для коммутации и защиты. Первая группа представлена контакторами, магнитными пускателями, разъединителями, а во вторую входят различные типы автоматов, высоковольтных выключателей, УЗО, предохранительных устройств, дифавтоматов и выключателей нагрузки.
Для отображения высоковольтных силовых выключателей на однолинейной схеме применяются небольшие квадраты. Прочая аппаратура защитного и коммутационного назначения наносится на схему в виде значков, отображающих контакты со специфическими разъясняющими надписями, соответствующими конкретно используемому прибору.
Монтажные чертежи (схемы) и контакторы
На монтажной рабочей схеме отображаются все типы соединений, подключений и расположение элементов. Она применяется в период непосредственного выполнения электромонтажных работ. Такие схемы относятся к категории рабочих чертежей, используемых во время монтажа и подключения установок и оборудования. По ним же осуществляется сборка некоторых видов электрических конструкций и устройств – щитов, шкафов, пультов управления и др.
Данный тип чертежей включает в себя графику, касающуюся всех кабельно-проводниковых связей между автоматами, пускателями и прочими приборами. Здесь же отображается связь электрических щитов и шкафов с другим электрооборудованием. С целью правильного подключения проводниковых линий, на монтажный план-схему наносятся изображения электрических клеммников, выводов приборов и устройств. Провода и кабели маркируются с указанием сечения, а отдельные линии проводников нумеруются и отмечаются буквенными символами.
Контакторы на монтажных схемах, в зависимости от серии и модели обозначаются как КН, КВ или КМ. Первый символ обозначает серию, а второй и третий – тип контактора – вакуумный и магнитный. На более подробной схеме отображается катушка и ее магнитный сердечник, связующее звено сердечника и силовых контактов. В случае необходимости обозначается корпус прибора в виде контура. При трехфазном подключении устройств общий принцип остается неизменным, за исключением дополнительных силовых контактов.
Иногда контактор и его обозначение на однолинейных схемах, можно нечаянно перепутать с магнитным пускателем. Во избежание подобных ошибок, необходимо учитывать следующие факторы:
- У контакторов обозначение контактов выполняется в форме полукруга или вообще без каких-либо дополнительных графических символов. У магнитных пускателей или расцепителей для обозначения механической связи используется контакт с кубиком, соответствующий рычагу автоматического выключателя.
- Различие в обозначениях корпусов обоих устройств. У контактора корпус наносится пунктиром с обязательным изображением электромагнита и силовых контактов, связанных с ним. У магнитных пускателей в большинстве случаев корпус вообще не отображается.
Изображение контактора на принципиальных план-схемах
Структура всех принципиальных электрических план-схем включает в себя максимально полно выполненный чертеж, со всеми компонентами, связями между ними, буквенными символическими обозначениями и техническими характеристиками оборудования. Она используется как основа для составления однолинейных и монтажных план-схем, а ее графика включает в себя силовую часть и управляющие цепи.
К оперативным или управляющим цепям относятся все категории кнопок, катушек контакторов или магнитных пускателей, предохранителей, контактов различных реле, контакторов и пускателей. Сюда же входят реле контроля фазного напряжения и все связующие звенья между компонентами. Силовая часть состоит из автоматических выключателей, силовых контактов пусковых устройств, электродвигателей и другого оборудования.
Графические отображения всех элементов, включая и обозначение контактора на схеме, сопровождается дополнительной символикой, состоящей из букв и цифр. Они содержатся в специально созданных таблицах, определяемых нормативными документами. Несколько одинаковых приборов отмечаются соответствующими номерами по порядку расположения.
При наличии в план-схемах разновидностей релейных устройств, у них непременно используется не менее одного контакта блокировки данного устройства. У промежуточного реле, если оно имеется в схеме, может быть задействовано два и более контактов, которым присваиваются собственные номера. Нумерация включает в себя порядковый номер реле, а затем, после точки, проставляется номер конкретного контакта. Точно в таком же порядке нумеруются блок-контакты автоматов, контакторов, пускателей, других типов реле.
Если возникла необходимость, то графика, буквы и цифры отдельных типов элементов дополняются их краткими параметрами. К примеру, у автоматов наносится значение номинального тока (А) и тока отсечки (А). Маркировка контакторов включает в себя токовый номинал, а также тип и модель конкретного прибора.
Контакторы и блоки пускателей | Символы УГО для Visio
- Главная
- Библиотеки Visio
- Схема электрическая принципиальная.
- Состав org/ListItem»>Контакторы, блоки пускателей.
Трафареты Visio:
Трафарет Visio Контакторы, блоки пускателей.
Фигура Visio | |
---|---|
Контакт контактора замыкающий. | |
Контакт контактора размыкающий. | |
Контактор (магнитный пускатель), 2 замыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 2 размыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 1 замыкающий + 1 размыкающий контакт. | |
Контактор (магнитный пускатель), 3 замыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 3 размыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 4 замыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 4 размыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 3 замыкающих + 1 размыкающий контакт. | |
Контактор (магнитный пускатель), 2 замыкающих + 2 размыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель), 1 замыкающий + 3 размыкающих контакта. | |
Контактор (магнитный пускатель) реверсивный, 2-х полюсный. | |
Контактор (магнитный пускатель) реверсивный, 3-х полюсный. | |
Контактор для коммутации емкостных нагрузок. | |
Расцепитель тепловой однополюсный. | |
Расцепитель тепловой 2-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой 3-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой 4-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой + электромагнитный однополюсный. |
|
Расцепитель тепловой + электромагнитный 2-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой + электромагнитный 3-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой + электромагнитный 4-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой с трансформаторами тока 2-х полюсный. | |
Расцепитель тепловой с трансформаторами тока 3-х полюсный. | |
Блок-пускатель двигателя, общий символ. Дополнительные функции: автоматическое срабатывание, регулируемый, реверсивный, ступенчатый. | |
Блок-пускатель двигателя контакторный. Дополнительные функции: автоматическое срабатывание, регулируемый, реверсивный, ступенчатый. | |
Блок-пускатель двигателя с тиристорами. Дополнительные функции: автоматическое срабатывание, регулируемый, реверсивный, ступенчатый. | |
Блок-пускатель двигателя с автотрансформатором. Дополнительные функции: автоматическое срабатывание, регулируемый, реверсивный, ступенчатый. | |
Блок-пускатель — переключатель двигателя со звезды на треугольник. Дополнительные функции: автоматическое срабатывание, реверсивный. |
Для символов условных обозначений контакторов и блок-пускателей, в контекстном меню фигуры Visio, можно выбрать или изменить дополнительные функции.
Например:
для условного обозначения Контактор (рис. 1), скрыт символ контактора и отмечен символ полупроводниковый контактор.
Рис. 1. Контекстное меню фигуры Visio Контактор.
для условного обозначения блок-пускатель двигателя с тиристорами (рис. 2), показаны дополнительные символы: автоматическое срабатывание, регулируемый и реверсивный.
Рис. 2. Контекстное меню фигуры Visio Блок-пускатель двигателя с тиристорами.
- Назад
- Вперед
3 Типовая схема системы запуска автомобиля
Типовые схемы подключения системы запуска можно разделить на тип управления без реле, тип управления с одним реле стартера и тип управления реле безопасности стартера.
Конкретная схема должна быть соответственно изучена со ссылкой на различные типовые схемы управления.
Основной функцией пусковой цепи автомобиля является использование небольшого тока от автомобильного аккумулятора для управления большим током пусковой цепи автомобиля, таким образом, для запуска стартера и питания двигателя.
В цепи запуска выключателя есть три основных компонента: выключатель зажигания , соленоид стартера , реле стартера .
1. Выключатель зажигания
Обычно замок зажигания подключается с помощью ключа или кнопки, а внутри него находится обычный провод для подключения к автомобильному аккумулятору.
Когда ключ зажигания повернут или нажата кнопка в положение запуска, через катушку соленоида стартера будет протекать небольшой ток, позвольте достаточному току протекать к стартеру.
Ожидается участие в цепи управления запуском, выключатель зажигания также имеет другие функции, такие как блокировка рулевого колеса, подключение к электрической системе автомобиля и подключение к диагностике неисправностей бортового компьютера.
2. Соленоид стартера
Соленоид стартера является основной частью схемы управления стартером, включая релейные и нерелейные.
3. Реле стартера
Реле стартера — это еще один переключатель, который используется для управления пусковой цепью. В цепи управления пуском реле соединено последовательно с аккумулятором, чтобы сократить передачу большой длины кабеля тока.
1. Схема подключения автомобильного стартера – тип управления без реле
как показано на рисунке ниже.
2. Реле одиночного стартера. Схема подключения автомобильного стартера. используется для управления большим током соленоидного выключателя стартера, а переключатель зажигания (начальное положение) используется для управления слабым током катушки реле.Роль реле стартера состоит в том, чтобы управлять большим током с помощью низкого тока, защищать ключ зажигания и уменьшать падение напряжения в цепи электромагнитного выключателя стартера. Схема подключения соленоида стартера, управляемого одним реле, показана на следующем рисунке.
Автоматическая коробка передач оснащена нейтральным пусковым переключателем, который последовательно соединен с клеммой заземления катушки пускового реле.
Нейтральный пусковой переключатель включен только в том случае, если рычаг переключения передач АКПП находится в положении парковки (P) и нейтральном положении (N).
На других передачах переключатель находится в выключенном состоянии, чтобы избежать повреждения деталей машины из-за неправильной эксплуатации.
3. Схема подключения автомобильного стартера, управляемого реле безопасности
Чтобы гарантировать, что стартер может заглохнуть автоматически, а цепь стартера не будет подключена после запуска двигателя, в некоторых автомобилях используется схема составного реле с защитой безопасности вождения.
Схема подключения автомобильного стартера, управляемая реле безопасности, показана на следующем рисунке.
Перед запуском двигателя генератор не вырабатывает электроэнергию, напряжение клеммы отвода нейтрали (N) равно нулю, ток через реле индикатора заряда не проходит, обмотка реле стартера и контакты реле индикатора зарядки разомкнуты подключен к земле.
Когда ключ зажигания повернут в положение «Пуск» (ST), стартер запустится.
После запуска двигателя клемма нейтрали (N) автомобильного генератора выдает правильное напряжение, которое воздействует на катушку реле индикатора заряда и отключает ток реле стартера.
В этот момент, даже если ключ в замке зажигания не будет своевременно откручен или ключ снова неправильно повернут в положение ST, стартер не будет работать.
Что такое стартер двигателя? Различные типы пускателей двигателей
Основная функция пускателя двигателей заключается в пуске и остановке двигателя, к которому он подключен. Это специально разработанные электромеханические переключатели, похожие на реле. Основное отличие реле от пускателя состоит в том, что пускатель содержит защиту двигателя от перегрузки. Таким образом, назначение пускателя двоякое: автоматически или вручную переключать питание на двигатель и в то же время защищать двигатель от перегрузки или неисправностей.
Пускатели двигателей доступны с различными номиналами и размерами в зависимости от номинала и размера двигателя (двигателя переменного тока). Эти статеры безопасно переключают необходимую мощность на двигатель, а также предотвращают потребление двигателем больших токов. Давайте посмотрим более подробно о необходимости пускателя двигателя, различных типах пускателя двигателя, а также их электрических схемах. В этой статье мы будем иметь дело только с пускателями двигателей переменного тока, поскольку они являются рабочими лошадками в промышленности и коммерческих приложениях.
Описание
Зачем двигателям нужен пускатель?
Статор необходим для асинхронного двигателя (трехфазного типа) для ограничения пускового тока. В трехфазном асинхронном двигателе ЭДС, индуцированная ротором, пропорциональна скольжению (это относительная скорость между статором и ротором) асинхронного двигателя. Эта ЭДС ротора пропускает ток через ротор.
Когда двигатель находится в состоянии покоя (при пуске), скорость двигателя равна нулю и, следовательно, скольжение максимально. Это индуцирует очень высокую ЭДС в роторе в начальных условиях, и, таким образом, через ротор протекает очень большой ток.
Поскольку ротору требуется большой ток, обмотка статора потребляет очень большой ток от источника питания. Этот начальный ток потребления может в 5-8 раз превышать ток полной нагрузки двигателя.
Этот огромный ток при пуске двигателя может повредить обмотки двигателя, а также вызвать сильное падение напряжения в линии.
Эти скачки напряжения могут повлиять на другие устройства, подключенные к той же линии. Следовательно, для ограничения этого пускового тока необходим стартер, чтобы избежать повреждения двигателя, а также другого соседнего оборудования.
Пускатель — это устройство, которое снижает начальный высокий ток двигателя за счет снижения напряжения питания, подаваемого на двигатель. Такое снижение применяется в течение очень короткого промежутка времени, и как только двигатель разгоняется, значение скольжения уменьшается, и, следовательно, применяется нормальное напряжение.
В дополнение к защите от пускового тока, пускатель также обеспечивает защиту от перегрузки, однофазную защиту и защиту от низкого напряжения.
Защита от перегрузки необходима, поскольку двигатель потребляет больший ток в условиях перегрузки, что приводит к чрезмерному нагреву обмоток. Это дополнительное тепло сокращает срок службы двигателя и может вызвать возгорание обмоток и, следовательно, возгорание.
Все пусковые устройства снабжены элементами защиты от перегрева для ограничения высокого тока при перегрузке. Большинство этих устройств работают по концепции перегрузки по времени, в которой ток перегрузки допускается на короткое время (очень несколько секунд), а затем останавливает двигатель, если ток существует дольше этого времени.
Большинство стартеров оснащены биметаллическими планками для выполнения этой операции.
Некоторые двигатели мощностью менее 5 л.с. подключаются напрямую (с помощью пускателя DOL) без снижения напряжения питания (в исходном состоянии), но они снабжены защитой от перегрузки, пониженного напряжения и однофазной защиты. Это связано с тем, что такие двигатели могут кратковременно выдерживать высокий пусковой ток.
Как работает стартер двигателя?
В основном пускатель представляет собой коммутационное устройство, состоящее из электрических контактов (как входящих, так и выходящих). По принципу действия пускатели в первую очередь делятся на ручные и электрические.
Ручной стартер состоит из рычага сбоку, который можно включить или выключить. Обычно они используются для небольших двигателей, поскольку они не могут работать дистанционно.
Этот тип пускателей двигателей обеспечивает перезапуск двигателей сразу же после отключения питания. Это мгновенное срабатывание двигателя после сбоя питания может привести к протеканию опасных токов в двигатель и, следовательно, к повреждению двигателя. По этой причине большинство стартеров оснащены электрическими выключателями.
В пускателях с электрическим приводом для переключения силовых проводников используются электромеханические реле. Эти реле называются контакторами. Когда катушка в контакторе находится под напряжением, она создает электромагнитное поле, которое притягивает контакты переключателя.
А когда катушка обесточена, контакты возвращаются в нормальное положение под действием пружины. Обычно пускатели электродвигателей снабжены нажимными кнопками (кнопками пуска и остановки) для включения и выключения питания катушки, чтобы контакты срабатывали. Эти пускатели с электрическим приводом не будут перезапускаться после сбоя питания, пока не будет нажата кнопка пуска.
Различные технологии, используемые в пускателях электродвигателей
В большинстве промышленных операций используются трехфазные асинхронные двигатели по сравнению с двигателями любого другого типа. Существуют различные методы запуска трехфазного асинхронного двигателя. Прежде чем знакомиться с различными типами пускателей, давайте сначала обсудим методы, используемые для пускателей асинхронных двигателей.
Метод полного напряжения
Этот метод часто называют прямым пуском от сети (DOL) и является наиболее распространенным способом пуска трехфазного асинхронного двигателя. В этом методе к двигателю прикладывается полное напряжение (или номинальное напряжение), поскольку по своей сути это самозапускающийся двигатель, для запуска которого требуется полное напряжение.
Этот метод применяется только для двигателей мощностью менее 5 л.с., как описано выше. Пускатели двигателей, использующие этот метод, называются пускателями DOL.
Метод пониженного напряжения: Этот метод используется для больших двигателей мощностью от 100 л.с. и выше (или для двигателей, потребляющих очень большие пусковые токи). Как обсуждалось ранее, эти двигатели с высоким номиналом потребляют очень высокие пусковые токи, а также могут вызвать падение напряжения в линии.
В таких случаях используется метод пониженного напряжения, при котором напряжение на двигателе сначала снижается на несколько секунд до тех пор, пока двигатель не начнет вращаться, а затем приложенное напряжение увеличивается до номинального напряжения питания, в результате чего двигатель вращается до номинальной скорости.
Пускатели электродвигателей, использующие метод понижения напряжения, называются пускателями пониженного напряжения. Обычно используемые пускатели с пониженным напряжением включают пускатели с сопротивлением статора, пускатели с автотрансформатором и пускатели с пуском по схеме «треугольник».
Технология двунаправленного пускателя
В некоторых процессах необходимо, чтобы двигатель работал как в прямом, так и в обратном направлении. Как правило, направление трехфазного двигателя можно изменить, заменив любые два провода (т. е. изменив последовательность RYB) трехфазного источника питания.
В этом методе используются два контактора с подходящим соединением и механизмом блокировки между ними для достижения двунаправленной работы.
Многоскоростной метод
В этом методе пускатели электродвигателей изготавливаются для подачи на двигатель различных напряжений для работы двигателя на разных скоростях.
Как правило, эти пускатели предназначены для работы двигателя на двух или трех различных скоростях с использованием двух или более контакторов. Большинство этих пускателей изготавливаются в версиях с полным и пониженным напряжением.
Типы пускателей двигателей
Ниже перечислены наиболее распространенные типы пускателей, основанные на приведенных выше методах.
- Стартер сопротивления статора
- Пускатель автотрансформатора
- Пускатель звезда-треугольник
- Прямой пускатель
- Устройство плавного пуска
Эти пускатели двигателей подробно рассматриваются в следующем разделе.
Стартер сопротивления статора
В этом методе к асинхронному двигателю прикладывается пониженное напряжение путем последовательного подключения внешних сопротивлений к каждой фазе обмотки статора.
Во время запуска двигателя эти сопротивления удерживаются в максимальном положении, так что на двигатель подается пониженное напряжение из-за большого падения напряжения на сопротивлениях. Принципиальная схема этого типа пускателя показана на рисунке ниже.
Как только двигатель набирает скорость, сопротивление, подключенное к каждой фазе цепи статора, постепенно уменьшается. Когда эти сопротивления удаляются из цепи, на двигатель подается номинальное напряжение (полное напряжение), и, следовательно, он работает с номинальной скоростью.
В этом методе важно поддерживать пусковой момент двигателя при минимальном пусковом токе. Это связано с тем, что ток изменяется пропорционально напряжению, тогда как крутящий момент зависит от квадрата приложенного напряжения.
Предположим, если приложенное напряжение уменьшится на 50 процентов, ток уменьшится на 50 процентов, а крутящий момент уменьшится на 25 процентов.
Конструкция этого пускового устройства проста и является наиболее экономичным из всех методов. Кроме того, этот стартер можно использовать для двигателей независимо от того, соединены они звездой или треугольником. Однако из-за высокого рассеивания мощности на резисторах в двигателе происходят большие потери мощности.
Кроме того, пониженное напряжение вызывает пониженный крутящий момент при пуске двигателя. Из-за этих ограничений метод сопротивления ограничен для некоторых приложений.
Стартер с автотрансформатором
В этом методе трехфазный автотрансформатор подключается последовательно с двигателем. Этот трансформатор снижает напряжение, подаваемое на двигатель, и, следовательно, ток. Принципиальная схема этого типа пускателя показана на рисунке ниже.
Этот пускатель состоит из переключателя, который переключает двигатель между режимами пониженного напряжения и полного напряжения. Когда этот переключатель находится в положении пуска, на двигатель подается пониженное напряжение.
Это напряжение зависит от доли процента витков и регулируется изменением положения ползунка автотрансформатора.
Когда двигатель достигает 80 процентов своей номинальной скорости, переключатель автоматически переключается в положение RUN с помощью реле. Благодаря этому на этот двигатель затем подается номинальное напряжение. Эти трансформаторы также снабжены цепями перегрузки, холостого хода и выдержки времени.
В этом методе напряжение на клеммах двигателя выше для заданного пускового тока на стороне сети по сравнению с другими методами пониженного напряжения. Следовательно, этот метод дает самый высокий пусковой момент на линейный ампер.
Этот статор может быть подключен к трехфазным двигателям как со звездой, так и с треугольником. Однако эти пускатели дороже, чем пускатели сопротивления статора.
Пускатель «звезда-треугольник»
Пускатель «звезда-треугольник» является наиболее часто используемым пускателем с пониженным напряжением, поскольку он является самым дешевым среди всех пускателей. В этом методе асинхронный двигатель подключается в звезду при пуске и в треугольник при работе с номинальной скоростью.
Эти пускатели предназначены для работы на статоре асинхронного двигателя, соединенном треугольником. Принципиальная схема этого пускателя показана на рисунке ниже.
В этом пускателе используется переключатель TPDT (трехполюсный на два направления), который соединяет обмотку статора звездой во время пуска. Благодаря такому соединению звездой подаваемое на двигатель напряжение уменьшается в 1/√3 раза. Это пониженное напряжение приводит к меньшему току через двигатель.
Когда двигатель набирает скорость, переключатель TPST автоматически переключается на другую сторону с помощью реле, так что теперь обмотка подключается треугольником к источнику питания. Таким образом, на двигатель подается нормальное напряжение (поскольку при соединении треугольником напряжение одинаковое, VL = VP), и, следовательно, двигатель работает с нормальной скоростью.
Этот метод дешевле и не требует обслуживания по сравнению с другими методами. Однако это подходит только для двигателей, соединенных треугольником, а также нельзя изменить коэффициент снижения пускового напряжения, т. е. 1/√3.
Прямой пускатель
Как уже говорилось ранее, двигатели малой мощности (менее 5 л.с.) не имеют очень высоких пусковых токов. И без использования какого-либо стартера такие двигатели выдерживают пусковые токи.
Нет необходимости снижать напряжение на двигателе при пуске, поэтому двигатель можно подключить непосредственно к питающей сети. Этот тип устройства, используемый в пускателе, называется пускателем прямого включения или просто пускателем DOL.
Несмотря на то, что этот пускатель не снижает пусковое напряжение, он обеспечивает защиту двигателя от перегрузки, однофазности и низкого напряжения. Принципиальная схема прямого онлайн-пускателя показана на рисунке ниже.
Во время пуска нормально разомкнутый контакт (НО) нажимается на доли секунды, что приводит к возбуждению катушки намагничивания. Этот магнитный поток, создаваемый катушкой, притягивает контактор, так что теперь двигатель подключен к источнику питания.
Контактор сохраняет это положение, пока на катушку подается питание от дополнительного выключателя. При нажатии нормально замкнутого (НЗ) выключателя катушка обесточивается, и контактор отделяется подпружиненным устройством, при этом подача питания на двигатель прекращается.
При любой перегрузке двигатель потребляет большой ток, что вызывает перегрев. Этот чрезмерный нагрев приводит в действие тепловые реле, использующие датчики перегрузки. Затем срабатывают контакты перегрузки, чтобы отключить питание двигателя.
Это самый простой, дешевый и надежный метод, поэтому он широко используется. Основным недостатком пускателя DOL является то, что двигатель потребляет очень большой ток во время запуска в течение короткого периода времени.
Устройство плавного пуска
В этом методе полупроводниковые силовые выключатели используются для уменьшения пускового тока асинхронного двигателя. Это другой тип пускателя с пониженным напряжением, и он подключается последовательно с сетевым напряжением, подаваемым на двигатель. Принципиальная схема устройства плавного пуска показана на рисунке ниже.
Этот пускатель состоит из встречных тиристоров или симисторов в каждой фазе обмотки статора. Управляя углом открытия этих тиристоров, напряжение, подаваемое на двигатель, будет уменьшаться бесступенчато. Этот тип снижения напряжения обеспечивает более плавную работу по сравнению с другими методами, рассмотренными выше.
Это приводит к отсутствию пульсаций крутящего момента и, следовательно, к отсутствию рывков при пуске двигателя. Как только двигатель достигает нормальной скорости, к тиристорам применяется такой угол открытия, что они обеспечивают полное напряжение на двигателе.
Для более крупных двигателей используются частотно-регулируемые приводы с функцией плавного пуска. Такие приводы регулируют пусковой ток, а также скорость двигателя до желаемого значения.
Эти пускатели также снабжены дополнительными защитами, такими как перегрузка, низкое напряжение и однофазность.
Заключение
Вводное руководство по пускателям двигателей. Они являются неотъемлемой частью современных моторных приводов для безопасной и надежной работы двигателей.